Остеопатия и развитие речи ребенка

Остеопатия и развитие речи ребенка thumbnail

Задержка речевого развития (ЗРР) — следствие дисфункции нервной системы, влияние наследственных факторов и психического климата. Природу расстройства аллопатическая медицина объясняет только с помощью диагнозов «энцефалопатия», «аутизм» или «ДЦП». Детям прописывают лекарства для улучшения обменных процессов, микроциркуляцию головного мозга и стимуляции нейронов, которые частично восстанавливают функцию. Медикаментозное лечение дополняют магнитотерапией, используют иппотерапию и общение с дельфинами.

Остеопатия и развитие речи ребенкаКомплексное лечение улучшает основные показатели речи и интеллекта, и только остеопат при ЗРР у детей воздействует на причину нарушений
[toc]

Невролога координирует работу с занятиями дефектолога, который стимулирует умственное развитие ребенка арт-терапией, звуковой, сенсорной терапией. Логопед оказывает помощь с произношением звуков, развивает объектное применение слов.

Что такое ЗРР и ЗПР

Детские инфекционные заболевания первые три года жизни, черепно-мозговые травмы и падения с ударами головой, проблемы со слухом – факторы, которые чаще всего предопределяют проблемы становления речи. До трехлетнего возраста идет активное развитие практически всех зон мозга, а именно коры:

  1. Первые два года закладываются основы коммуникации, малыш испытывает потребность в общении, и они должны удовлетворяться.
  2. Речь к трем годам становится связной и ситуационной, формируются связи между моторной корой, памятью и внимательностью.

ЗРР и задержка психо-речевого развития (ЗПРР) – это только симптомы, частота которых за последние десятилетия выросла в десятки раз. В Европе и США с логопедом или неврологом давно сотрудничает остеопат для детей с задержкой речевого развития.

Механизм речи начинает формироваться в первые месяцы развития, происходит через несколько этапов:

  • в 4 месяца эмоциями реагирует на жесты и обращение матери;
  • в 8-9 месяцев болтает, повторяет слоги и слова;
  • в 1,5 года знает слова «мама» и «папа», собственное имя, выполняет простые действия по словесному запросу;
  • в 2 года – постоянно использует новые слова, повторяет за взрослыми, и к 2,5 годам знает около 20 слов, оперирует ими, выполняя просьбы, может сказать, как его зовут, и начинает использовать простые фразы «дай водички»;
  • в 3 года ребенок говорит простыми фразами, понимает сказки, рассказы о вчерашних событиях или ожидаемом будущем.

В три года симптомы ЗРР становятся выраженными явно: ребенок может глотать слова, говорить торопливо или тянуть звуки. Если он не способен построить фразу, а использует цитаты из мультфильмов и сказок, то стоит задуматься о дальнейшем развитии. Речь важна для социализации ребенка, связи с внешним миром. Если эта функция нарушена до пятилетнего возраста, то диагностируется задержка психического развития (ЗПР).

Симптомы

Остеопатия и развитие речи ребенкаДиагноз ЗРР ставят, как правило, после 4 лет, когда родители решают обратиться к логопеду. Чаще всего они попросту «не понимают» своего ребенка

Отследить отставание в развитии речи можно раньше:

  • ребенок не реагирует на звуковые раздражители в 3-4 месяца;
  • не старается имитировать звуки в 4 месяца;
  • не понимает словесные команды в 7 месяцев (сядь, держи);
  • не сказал ни одного слова в год;
  • не знает 15 слов и не пользуется речью вовсе в 2 года;
  • после 3 лет не может использовать падежи и виды глаголов;
  • после 4 лет не может формулировать мысли.

Поскольку ЗРР сочетается с задержкой когнитивного развития, то стоит обратить внимание на следующие признаки:

  1. К первому году жизни не тянется к игрушкам и предметам, не манипулирует ими и не выражает мимикой и жестами эмоции.
  2. Не следует простым инструкциям, не подражает взрослым действиями и словами (прикладывание телефона к уху, расчесывание, листание книги).

Воспитатели в детском саду обязательно обращают внимание родителей на возможные проблемы. Например, если неговорящий ребенок в 4 года не может пользоваться ножницами, понимает разницу между абстрактными понятиями «больше», «меньше», не рассказывает простые истории.

Причины

Остеопатия и развитие речи ребенкаОпытные остеопаты утверждают, что детские проблемы с речью почти в 100% случаев сопровождаются и, скорее всего, появляются при структурном повреждении черепа и позвоночника

Официально медицина признает только те факторы, которые вызвали органические изменения мозга: интоксикация во время внутриутробного развития, гипоксия, перинатальная энцефалопатия в результате травмы, инфекционное поражение мозга, мозговая кома, генетические и хромосомные отклонения, психические травмы, жестокое обращение в детстве, плохой социальный климат. Также признается влияние заболеваний и врожденных аномалий ЦНС, эпилепсии, ДЦП, ишемии головного мозга, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, сосудистых патологий, нарушение оттока ликвора.

Однако зачастую ЗРР и ЗПРР возникают без перечисленных факторов.

Среди травм, которым уделяют внимание остеопаты, относятся: длительные, стремительные, преждевременные роды, долгий безводный период, асфиксия, травмы при прохождении родового канала. Принимается во внимание стимуляция схваток и кесарево сечения. Каждый фактор способен затормаживать развитие.

Иногда в семье родителям некогда разговаривать с ребенком, навыки диалога попросту не формируются. Причины могут заключаться в падениях со стула, спортивных травмах, неправильных кувырках – любые резкие нагрузки на шейный отдел могут вызвать нарушения в работе мозга ребенка. Как это происходит?

Череп младенца при прохождении через родовой канал сжимается за счет промежутков – родничков. В крестцовой части находится нижний конец нервной системы. Он также поглощает сжимающие силы во время сокращения матки. Кости раскрываются после рождения во время движений ребенка.

Во время родов может происходить чрезмерное сжатие костей – структурных областей, что нарушит функцию мозга. Оболочка мозга крепится к костям черепа, и в ней содержатся нервы и сосуды. При сжатии наблюдается «голодание» отдельных зон мозга, хотя это не приводит к явным органическим патологиям. Нарушается физиологическое развитие нервной системы. Повлиять могут: длительные схватки, ранний разрыв или прокол плодного пузыря, стимуляция родов лекарствами, тазовое предлежание ребенка, длительные (более 18 часов) и быстрые (менее 3 часов) роды, эпидуральная анестезия, вакуумная экстракция и щипцы, обвитие пуповиной, замедление сердцебиения, остановка схваток, кесарево сечение.

Определить возможное влияние на ЗРР можно по состоянию новорожденного и младенца:

  1. Задержка при сосании более 24-48 часов.
  2. Рвота после кормления.
  3. Выгибание или запрокидывание головы назад во время плача лежа на боку или на руках у матери.
  4. Асимметричное движение рук или ног
  5. Длительный безутешный плач.

В дальнейшем у ребенка нарушается последовательность этапов двигательного развития, либо возникает опоздание: перекатывание, сидение, ползанье, ходьба с опорой об окружающие предметы. Любой из перечисленных признаков указывает на то, что некоторые области центральной нервной системы не были активны. Сосание может восстановиться через день, рвота – через месяц, при сидении и начале ходьбы разгибание становится менее очевидным, поскольку компенсируется лордозом или положением ног, глотанием слов, проблемами с обучением. Потому есть смысл обратиться к остеопату при ЗПР у школьника.

Проявления более старшего возраста становятся плоскостопие, увеличенный поясничный лордоз, деформации прикуса, перцептивные дисфункции или нарушение мелкой моторики, логопедические проблемы.

Дело в том, что структурная проблема остается на том же месте, влияя на костно-мышечные балансы растущего организма. Все, что проявляется позже – компенсация ранних нарушений.

Поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР?

Остеопатия и развитие речи ребенкаОстеопатия при лечении задержки речевого развития считает, что проблемы с сосанием, глотанием, дыханием, произношением звуков и жеванием вызваны неправильной работой мышц рта и горла, нарушением подвижности языка

  • напряжение языка препятствует закрытию тканями мягкого неба носоглотки и правильному перемещению пищи в глотку;
  • смещение языка назад уменьшает размер ротоглотки, вызывая затруднение глотания и дыхания;
  • снижение диапазона движения языка влияет на формирование звуков, плавный переход от одного звука к другому при произношении слов, что создает трудности в разговоре;
  • напряженный язык смещает носовую полость вперед и вниз, препятствует свободному прохождению воздуха и обуславливает ротовое дыхание.

На положение и подвижность языка влияет множество факторов, рассматриваемых с позиции остеопатии при детской ЗРР:

  • узкая кость верхней челюсть уменьшает пространство, толкает язык вперед;
  • напряжение или дисбаланс височных костей влияет на нижнюю челюсть;
  • перенапряжение, расслабление внутренних или внешних мышц языка влияет на расслабление и движение;
  • несбалансированность мышц, соединяющих носоглотку с мягким небом, ограничивает подвижность;
  • напряжение, дисбаланс или биомеханики мышц горла, ограничения подъязычной кости также меняет нормальный шаблон движения;
  • укорачивание уздечки (чаще не является врожденной аномалией), а отражает положение нижней и верхней челюсти, височных костей.

Неврологический стресс, испытываемый ребенком во время родов, влияет на двигательную или сенсорную иннервацию языка. Если сигнал повреждается, то мышцы не будут получать импульс для движения, что приведет к дисфункции. Двигательные и чувствительные функции обеспечиваются черепными нервами, имеющими ядра в стволе мозга.

Компрессия связана с натяжением твердой мозговой оболочки, сосудов, деформации отверстий, из которых выходят нервы, а также со структурными повреждениями тканей лица и горла. Остеопата при задержке речевого развития интересует работа нескольких нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного – они иннервируют ткани глотки, гортани, неба, мимические мышцы и мышцы языка.

Подъязычная кость связывает язык, череп, лопатки, грудину, ключицы, глотку, нижнюю челюсть через комплекс надподъязычных и подподъязычных мышц. Потому проблемы могут начинаться с грудного отдела, меняя функцию речевого аппарата. Стресс, связанный с речью, передается на ключицу, мышцы вдоха, препятствуя нормальному раскрытию легких.

Одна из основных целей краниосакральной терапии при ЗРР — помочь организму заново построить связи между структурой и функцией. После мягкого снятия стресса тканей начинается самокоррекция, компенсация и адаптация — нервная система получает свежие ресурсы.

Врач-остеопат определяет области, неблагоприятно влияющие на речевой аппарат, ощущает их связь с краниосакральным ритмом. Работа с черепом, шейным отделом, языком облегчает биомеханическое или неврологическое напряжение, улучшая функции жевания, сосания, глотания, дыхания и разговора.

Остеопат при ЗРР у детей уделяет внимание часто страдающим элементам структуры во время родов: первые два шейных позвонка, шейно-грудной переход, затылочно-сосцевидные и ламбдовидный шов, внутрикостные дисфункции затылочной кости.

После остеопатического сеанса возобновляется краниальный ритм – связующее звено нервной системы. Мембраны черепа освобождают кровоснабжение, улучшается метаболизм нейронов в областях, ответственных за поведение и речь.

Остеопат и речь ребенка – есть ли связь?

В Институте остеопатов велись исследования, которые сравнивали различные методики помощи детям при дизартрии. Контрольная группа три месяца работала с невропатологом, логопедом и психологом, а экспериментальная — с логопедом и остеопатом. Обследование показало, что остеопатия может способствовать излечению. Изменились следующие показатели:

  • психоэмоциональное возбуждение снизилось на 78% детей против 56% в группе контроля;
  • тревожность уменьшалась на 61% по сравнению 45%;
  • прогресс в восстановлении функции речи составил 89% против 72%.

После работы остеопата у детей улучшилось владение речью, функция речевого аппарата (94% и 78% соответственно). Произошли опережающие сдвиги в психическом развитии, когнитивных функциях, внимательности.

Родителям желают узнать наперед, поможет ли остеопат при зрр и зпр? Дети, которые прошли остеопатические сеансы, избавляются от структурных нарушений, потому развиваются гармоничнее. Органические изменения мануальными техниками откорректировать невозможно, как и лекарственными средствами. Остеопатия открывает заблокированные ресурсы детской нервной системы для восстановления речи.

Задача остеопатов, работающих в академии развития ребенка им. Проф. В.Л. Андрианова, помогать естественному и гармоничному росту детей разного возраста. Вовремя скорректированные костные ограничения черепа, дисфункции нервов – это вклад в нормальное развитие речи, легкое освоение новых навыков, профилактика сколиозов и снижения зрения. Врачи работают с детьми, имеющими особенности в психофизическом развитии, улучшая их социализацию и адаптацию.

Источник

В настоящее время, актуальность лечения задержки психоречевого развития у детей  до 6-7 лет подтвердит каждая четвёртая мама.

Задержка психоречевого развития (ЗПР) – относится к группе специфических расстройств речи и языка. Это нарушение нормального темпа освоения родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого развития.

Остеопатия и развитие речи ребенка

Одна из специализаций Игоря Александровича Аптекаря — остеопатическая помощь детям с задержкой развития речи.

Признаки задержки развития речи:

  • Малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации – это проявление нарушения доречевого периода.
  • Отсутствие, или снижение реакции на звук, речь в возрасте 1-го года 
  • Пассивное повторение чужих слов (эхолалия) в возрасте 1,5 лет 
  • Затруднение или отсутствие способности на слух выполнить простое задание (действие или показ чего либо) в 1,5-2 года
  • Отсутствие, или ограниченное количество самостоятельных слов в возрасте 2-х лет. 
  • Затруднение, или отсутствие способности соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет. 
  • Отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из рекламы, фраз родителей, книжек, мультфильмов и т.д.) 
  • преимущественное использование ребёнком мимики, жестов, как формы неречевой коммуникации. 

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода.

Отклонения в речевом развитии возможны в результате влияния биологических и социальных факторов.

Основные причины задержки речевого развития:

  • различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке гестации от 4 недель до 4 месяцев)
  • травмы, в том числе и механические – в процессе родов, могут возникнуть нарушения в затылочной и лобно-теменных областях, что оказывает влияние на развитие речевых центров мозга и нервов иннервирующих мышцы языка.

Диагностику и коррекцию необходимо проводить в максимально ранние сроки. Причины способствующие задержке речевого и психического развития ребёнка могут быть выявлены до того как начнут проявляться в виде нарушений. При своевременной, ранней диагностике, эффективная помощь может быть оказана ещё до 1-го года ребёнка.

Что делать, если вы заподозрили у ребёнка задержку речевого и психического развития.

Диагностика задержки психоречевого развития ребёнка:

В постановке правильного диагноза должны участвовать несколько специалистов:

  • Невролог
  • Врач-остеопат
  • Логопед
  • Психолог

С задержкой речевого развития в нашу клинику обращаются, в основном, по направлению неврологов и логопедов, по рекомендации друзей, или в рамках первичного обращения.

Врачи-остеопаты не только находят причину нарушения речевого развития, но и, по возможности устраняют её.

Эффективное физиотерапевтическое лечение, медицинский массаж речевых зон всего тела помогают синхронизировать лечебный процесс и стимулируют развитие речи.

Тесное взаимодействие врачей неврологов и остеопатов с логопедами и психологами, позволяет объединить усилия для достижения максимально возможного результата.

Способность к адаптации и восстановлению у детей очень высока. Своевременно оказанная помощь неврологов, врачей-остеопатов, логопедов и других заинтересованных специалистов поможет восстановлению нарушенных процессов развития речи и укрепит Здоровье Ребёнка.

К.М.Н. врач-остеопат, мануальный терапевт. Директор Тюменского института мануальной медицины, Тюменского института остеопатической медицины.

Игорь Александрович Аптекарь,
К.М.Н. врач-остеопат, мануальный терапевт. Директор Тюменского института мануальной медицины, Тюменского института остеопатической медицины.

Источник

КАК КОРРЕКТИРОВАТЬ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития возникает вследствие определенных проблем с нервной системой. Эффективного медикаментозного лечения в этом случае не существует. Как правило, препараты рекомендуют сочетать с магнитотерапией, иппотерапией и общением с дельфинами. В то же время, одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является остеопатия при задержке речевого развития у детей.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПОСЕТИТЬ ОСТЕОПАТА ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задержка речевого развития представляет собой невозможность правильно и членораздельно озвучивать свои мысли. Понять, что у малыша есть проблемы, достаточно сложно. Тут необходимо учитывать возраст ребенка:

1

до 12 месяцев. Ребенок должен уметь тянуть звуки, гудеть, при этом активно используется мимика

2

1-2 года. Малышу необходимо уметь озвучивать простые слова, пытаться повторить новые выражения

3

2-3 года.Осмысленные просьбы, более-менее четкие мысли, темп разговора – привычный для вашей семьи.

Помните, что чем раньше обратиться за помощью к детскому остеопату, тем выше будет эффект от лечебного курса.

Показания для остеопатического лечения

Причин у задержки речевого развития может быть много:

  • Травмы при родах и беременности
  • Нарушения со слухом и зрением
  • Стресс
  • Проблемы с иммунной системой
  • Поствакцинальные осложнения и пр.

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖДАТЬ ОТ ОСТЕОПАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ

Если у малыша нет проблем со слухом и зрением, то одним из наиболее действенных способов решения этой проблемы является остеопатия. При задержке речевого развития у детей опытный специалист будет комплексно воздействовать на организм ребенка. В том числе, процедуры направлены на:

  • Снятие напряжения в позвоночнике
  • Восстановление правильного положения шейных позвонков и костей черепа
  • Восстановление мозгового кровообращения
  • Проблемы с иммунной системой
  • Уменьшение тревожности и пр.

В результате такого лечения нормализуется положение языка и челюсти, благодаря чему малышу будет намного проще разговаривать. Кроме того, в тонус приводятся мышцы лица, которые необходимы для воспроизведения речи.

ПЛЮСЫ ОСТЕОПАТИИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

Среди причин использовать остеопатию при задержке речевого развития у детей можно выделить:

  • Высокую эффективность процедур
  • Отсутствие хирургического вмешательства
  • Полную безболезненность.

При этом дети не боятся идти на такие сеансы, наоборот, в ходе лечения они расслабляются и успокаиваются. Таким образом, эффективность лечения еще более возрастает.

СТОИМОСТЬ УСЛУГ

УслугаПродолжительностьСтоимость

Диагностическая консультация остеопата

Единоразово

30 минут5 000 руб.ЗАПИСАТЬСЯ

Остеопатический прием

Одна процедура

60 минут10 000 руб.ЗАПИСАТЬСЯ

Курс остеопатического лечения

Консультация + 4 процедуры

30 000 руб.ЗАПИСАТЬСЯ

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Выберите специалиста для записи на услугу
«Остеопатия при задержке речевого развития у детей»

Остеопатия и развитие речи ребенка

Смирнов Данила Александрович

Остеопат, невролог, мануальный терапевт, член ассоциации врачей, член Российской остеопатической ассоциации

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Харина Наталья Александровна

Врач невролог, остеопат, член Российской остеопатической ассоциации

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Гречкин Денис Дмитриевич

Остеопат, врач травматолог-ортопед, мануальный терапевт

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Шмелев Валерий Викторович

Остеопат, педиатр, мануальный терапевт, врач ЛФК и спортивной медицины. Кандидат медицинских наук

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Горбенко Дмитрий Сергеевич

Остеопат, врач травматолог-ортопед, мануальный терапевт, член ассоциации врачей, член Российской остеопатический ассоциации

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Фролов Михаил Михайлович

Остеопат, врач-реаниматолог, физиотерапевт, мануальный терапевт

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Самолюков Олег Валентинович

Остеопат, мануальный терапевт, физиотерапевт, травматолог-ортопед, член Российской Остеопатической Ассоциации (РОА)

Записаться на прием

Остеопатия и развитие речи ребенка

Мануальная терапия при гиперактивности у детей

Подробнее

Остеопатия и развитие речи ребенка

Остеопатия при вальгусной деформации стопы

Подробнее

Источник