Особенности ухода за ребенком в зависимости от возраста состояния здоровья и развития

Приняв решение об усыновлении ребенка, будущие усыновители сталкиваются с трудным вопросом: какого конкретно ребенка они хотели бы принять в свою семью? Младенца или ребенка постарше? Активного и шумного заводилу или тихого и молчаливого? В этой статье мы бы хотели рассмотреть основные возрастные особенности поведения детей. Преимущества и трудности связанные с усыновлением в конкретном возрасте.Усыновление ребенка и его возраст

Особенности ребенка в зависимости от возраста

Ребенок от рождения до года

Усыновление грудного ребенка, дает возможность участвовать в его жизни практически с самого рождения, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом усыновления в этом возрасте является то, что ребенок не помнит своих биологических родителей или родственников. Он не помнит негативных моментов, связанных с ними или детским домом. Легко сохранить тайну усыновления: появление малыша не вызовет у посторонних лишних вопросов. Немаловажным является и тот факт, что при усыновлении младенца между ним и приемными родителями очень легко возникает привязанность.

К сожалению,у усыновителей не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляют себя только после года жизни ребенка. Не всегда можно оценить, является ли отставание ребенка в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни.

Помните, что внешние черты слабо проявляются в младенческом возрасте, через год ребенок может сильно измениться.

Следует понимать, что вам придется потратить много сил и времени на уход за ребенком (стирка пеленок, испачканного белья, приготовление пищи); приготовьтесь к недосыпанию. Совмещать работу и уход за грудным ребенком почти невозможно.

От года до трех лет

В этом возрасте уже видны особенности внешности, и усыновителям намного проще подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще становится оценить состояние здоровья ребенка, вовремя выявить патологии развития.

В то же время в этом возрасте усыновители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера.

Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь; он много передвигается, интересуется окружающим, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции окружающим.

Уход за любознательным малышом занимает очень много времени и сил и практически лишает их возможности позаботиться о себе и других членах семьи. Дети в этом возрасте часто подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и службу. Возникает еще одна опасность: родители могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребенка. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте поддается коррекции значительно проще, чем в последующие возрастные периоды.

От трех до пяти лет

В этом возрасте ребенок уже вполне самостоятельный, навыки самообслуживания у него развиты зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников. Уже сформированы основные черты характера и темперамент ребенка. Проявляются способности, склонности и интересы.

Ребенок в возрасте от трех до пяти лет разумен, меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок ярче проявляет себя как личность и отцы гораздо охотнее проводят время с ними, нежели с младенцами.

Большим плюсом этого возраста является возможность водить ребенка в детский сад. Поэтому родители смогут продолжать свою профессиональную деятельность.
Ребенок уже достаточно большой, следовательно, он может помнить своих родственников и некоторые не слишком приятные эпизоды из своей прошлой жизни. К этому возрасту у него могут быть некоторые антисоциальные привычки, которые могут раздражать родителей и окружающих.

От пяти до семи лет

Ребенок в этом возрасте уже многое знает и умеет. Риск возникновения неожиданных серьезных заболеваний в этом возрасте ничтожно мал, так как большинство наследственных заболеваний уже проявляется. В целом дети от пяти лет болеют значительно реже. Отношения с приемными родителями у ребенка складываются гораздо проще, чем при усыновлении малыша в возрасте от двух до пяти лет. Пяти-, семилетний малыш нуждается в заботе и внимании и готов назвать «мамой» любого. Ребенок сам старается понравиться усыновителям. В то же время, он хорошо помнит своих родителей, травмирующие эпизоды из своей прошлой жизни. Основные привычки и манера поведения уже сложились, и родителям потребуется достаточно много терпения и сил для изменения накопившихся негативных привычек и преодоления недоверия ребенка к окружающему его миру.

Читайте также:  Наследственные факторы развития личности ребенка

От семи до десяти лет

Семи-, десятилетний ребенок — это уже младший школьник. Он достаточно самостоятелен и не требует много времени для ухода. У него очень хорошо видны особенности характера и поведения, проявляются привычки и склонности, легко оценить его способности и уровень интеллекта.

Ребенок хочет иметь хорошую семью и сам прикладывает немалые усилия, чтобы в нее попасть. Преимуществом в данном случае является тот факт, что Вы не будете думать над тем, как сообщить ребенку о. усыновлении. Он сам уже все прекрасно знает и понимает.

Усыновителям ребенка такого возраста, потребуется великое терпение, умение сдерживать свои эмоции и не раздражаться. Необходимо понимать, что ребенок стал таким не по своей воле, а по вине окружающих его взрослых, отнявших у него возможность иметь нормальное детство. В целом отношения будут складываться удачно при условии наличия психологической совместимости между ребенком и приемными родителями.

Подростки

Самый трудный возраст для усыновления это дети подросткового возраста. Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах- очень сложный контингент. Период переходного возраста в основном сильно обострен. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, зачастую очень далекой от совершенства. Они должны понимать, что подросток тоже испытывает серьезное давление в этот кризисный период.

Требуется согласие на усыновление (с 10 лет) самого ребенка и изменение его личных данных.

Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

Несомненным плюсом этого возраста является большая самостоятельность ребенка.

Ребенок подросткового возраста способен оценить свою прежнюю жизнь и обычно понимает, что родители хотят добра. С ним можно общаться как со взрослым и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Учитывая вышесказанное, принимая решение об усыновлении ребенка, следует помнить следующие правила:

  • Усыновляя ребенка необходимо запастись терпением.
  • Не стоит пытаться «вылепить» характер ребенка таким, каким хочется, нужно помнить, что только родившийся малыш — уже личность.
  • Ребенок может «взять» от кровных родителей предрасположенность к болезням (но не сами болезни), внешние черты, характер.
  • Личность формирует среда, следовательно, очень многое зависит от усыновителей.
  • Выбирая ребенка определенного пола, старайтесь не поддаваться стереотипам
    Девочка может со временем отказаться носить кружевные платьица и помогать вам на кухне, а мальчик может предпочесть интеллектуальные игры или домоводство боевым искусствам, технике или спорту.
  • Какого бы возраста ни был ребенок, стоит помнить, что он все-таки ребенок. Проявите к нему доброту и ласку, и он отплатит Вам тем же. Возможно не сразу, но нет преданнее человека, чем тот, кто сам был предан, и вновь поверил в чудеса!

Как быть, если муж против усыновления?

Усыновление сейчас – не такое уж редкое явление. Детей усыновляют и родители, у котор…

Временная передача детей в семьи

Что такое временная передача детей в семьи? Это – пребывание детей-сирот и детей, ост…

Источник

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1 — фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2 — фаза плацентарного развития (плод).

Читайте также:  Развитие ребенка при предлежании плаценты

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2 — дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденности до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию. В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Читайте также:  Тест на развитие памяти ребенка 6 лет

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании» ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

Источник