Особенности современной семьи ее роль в развитии личности ребенка

Татьяна Сафонова
Роль семьи в развитии личности ребенка.

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования. Основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей, взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, чтобы его жизнь была полноценной, творческой.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение. Часто затрудняемся объяснить, что же это такое – хорошие родители. Для ребенка необходимо доброе, заботливое, внимательное отношение. Необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основы великодушия и щедрости, необходимы мужество и стойкость для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем. Забота родителей необходима в первую очередь для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – это жизненно необходимая потребность маленького человека.

Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Поэтому главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека и воспитание нравственного поведения.

Одно из требований к воспитанию, которое может быть рекомендовано всем родителям – это постоянный психологический контакт с ребенком. Именно ощущения, переживания контакта с родителями дают ребенку возможность почувствовать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании ребенка. Контакт не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Именно поэтому, родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие ребенка как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играет принятие его как полноценной, полноправной личности. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особым внимание относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно не было, какой бы ситуацией не вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений.

Формула истинной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что ты хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

Поэтому вам необходимо помнить факторы, имеющие воспитательное значение:

1. принимать активное участие в жизни семьи.

2. Всегда находить время, чтобы поговорить со своим ребенком.

Читайте также:  Развитие речи ребенка на шестом году

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

6. Уважать право ребенка на собственное мнение.

7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

8. С уважением относиться к стремлению всех членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

9. Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Как твои успехи?»

10. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

11. Создайте в семье атмосферу радости, любви, уважения.

Источник

Марат Ринатович
Роль семьи в формировании личности ребенка

МАДОУ Детский сад № 35 «Соловушка» г. Набережные Челны Республика Татарстан, Биккулова Мингайша Исмагиловна — воспитатель

Тема: Роль семьи в формировании личности ребенка.

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый социальный опыт. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок приобщается к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают постигать окружающую действительность. Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально – нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, существующими семейными традициями. Вся жизнь взрослых — пример для маленьких. Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий:ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослый – ребенок» положительным по своему содержанию, зависит от положения, занимаемого ребенком в семейном коллективе. Так, например, если взрослые отводят ему центральное место в семье, стремятся удовлетворить любой его каприз, создаются условия для расцвета в нем эгоцентризма.

Семейный климат – это та питательная среда, которая незримо и постоянно «присутствует» в нашем доме и которую не заменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде. А. С. Макаренко говорил: «Все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семье не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс – есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не приносят никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, авторитета»

Внутрисемейные отношения определяют эмоционально нравственный тон, от которого зависит эффективность целенаправленных педагогических воздействий на ребенка, результат формирования у него готовности следовать указаниям старших, стремления подражать им, вера в их авторитет. Дети более податливы педагогическим влияниям, если растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно — все это имеет огромное значение в воспитании личности.

«Ты не один на свете» — эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигает ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делится поровну, труд, заботы, внимание, лакомства, радости, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лености, чувства исключительности. Когда весь стиль жизни семьи является воспитывающим, то родителям не приходиться искать, как говорил А. С. Макаренко, «хитрейших рецептов воспитания». Сама жизнь помогает родителям учить ребенка умению отказываться от покупки игрушки, если семья не имеет возможности приобрести ее немедленно, беречь отдых взрослых, «догадываться» проявлять заботу о близких, справляться об их самочувствии и т. д. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существует определенные законы, которым нельзя не подчинятся; Действия всех членов семьи взаимозависимы и продиктованы общими интересами, все – старшие дети – делают не только, что хочется, но и то, что необходимо, каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенства членов семьи, ответственность каждого перед семьей.

Читайте также:  Питание во время беременности развитие ребенка

Эмоциональная атмосфера семьи — это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Поэтому в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него. Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятия о добре и зле, объясняем, требуем.

Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В семье ребенок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.

Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующей воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям – предметникам. Им самой природой отдано преимущественно в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

Литература:

1. Почему ребенок не слушается (Л. Ф. Островская)

2. Воспитателю о розвитии ребенка (Люблинская А. А.)

3 Детский сад и семья (Макаренко А. С.)

Источник

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Читайте также:  Норма интеллектуального развития ребенка 5

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается. А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Выводы:

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Источник