Особенности социального развития ребенка в младшем школьном возрасте

Начало школьной жизни связано с изменением деятельности: место игровой занимает учебная. У ребенка включается сознание того, что он начал выполнять общественно важную роль — учится — и значимость новой роли оценивают окружающие его люди. Если раньше игры дошкольника были совершенно необязательными и родители могли в любой момент ее прекратить по разным причинам, полагая, что ребенку уже достаточно играть, то процесс обучения — это обязательная деятельность, к которой взрослые относятся с определенным уважением.

У детей младшего школьного возраста начинает происходить смена психической саморегуляции от непроизвольной уже к сознательно-волевой. В школьной жизни ребенку необходимо систематически и обязательно выполнять много правил. Так, он должен без опозданий приходить в школу, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять разного рода задания на уроке, а также дома, учиться преодолевать трудности, возникающие в учебной работе и т.д. В соблюдении перечисленных правил не обойтись без умения регулировать свое поведение. А также надо подчинять произвольную деятельность ребенка сознательно поставленным целям

Новая социальная роль ребенка, что ведет за собой появление новых обязанностей, сказывается, безусловно, на отношениях со сверстниками, а также учителями. Сначала ребенок увлечен лишь обучением, почти не вступает в контакт со своими сверстниками, следовательно, некоторое время ощущает себя чужим в незнакомой среде, хотя совершенно недавно в детском саду находился в постоянном общении. Взаимоотношения младших школьников со своими сверстниками строятся в большей степени на нормах «взрослой» морали, а конкретнее: берется во внимание успешность в учебе, выполнение требований родителей, учителей.

Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду.

Школьная жизнь тесно связана с личностью учителя. Занимаемая им позиция по отношению к своим ученикам отличается в корне от позиции родителей с воспитателем из детского сада, который так же частично выполнял функции родителей. Взаимоотношения школьников и учителей состоят лишь в процессе учебы, являясь четко регламентированными организацией школьной жизни, что значит – они более деловые и сдержанные. Задание педагога состоит в том, чтобы уже с первых дней учебы помочь ребенку как можно быстрее включиться в еще незнакомую ему жизнь [

Вопрос 31.Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. Личностное развитие происходит в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения). Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная    сфера. Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества: 1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям. От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной; 2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения. Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью; 3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний. Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников. Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку. На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых. В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми. В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны. К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Вопрос 32. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. Стадия формальных операций.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс). Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов. Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие. Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение. Развитие представлений.Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка. Развитие внимания.Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. Развитие памяти. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формированииу ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Читайте также:  1 год 1 месяц ребенку развитие зубы

Стадия формальных операций — термин Пиаже, обозначающий уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.

Стадия формальных операций начинается примерно в возрасте двенадцати лет и продолжается в течение всего периода взросления. За это время человек развивает способность мыслить абстрактно. Также во время этой стадии возникают такие навыки, как способность мыслить логически, делать дедуктивные умозаключения и систематически планировать свою деятельность.

Логика. Пиаже считал, что во время стадии формальных операций особо важную роль начинает играть дедукция. Для дедуктивного мышления требуется способность использовать общий принцип при определении конкретного результата. Этот тип мышления предполагает работу с гипотетическими ситуациями и часто требуется в области науки и математики.

Абстрактное мышление. В то время как на более ранних стадиях развития дети склонны мыслить лишь конкретными категориями, на стадии формальных операций возникает способность оперировать абстрактными понятиями. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на предыдущий опыт, дети начинают рассматривать предполагаемые результаты и возможные последствия своих действий. Этот тип мышления имеет важное значение в долгосрочном планировании деятельности.

Источник

1.1. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå

Ñïåöèôèêà ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåñòðîéêå ñèñòåìû îòíîøåíèé ðåáåíêà ñ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòüþ, ñâÿçàííîé ñ ïîñòóïëåíèåì â øêîëó. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ñòàòóñ: îí ñòàíîâèòñÿ ó÷åíèêîì, ñìåíÿåòñÿ âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ èãðîâîé íà ó÷åáíóþ. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé è ñòàâèò ðåáåíêà â íîâóþ ïîçèöèþ ïî îòíîøåíèþ ê âçðîñëûì è ñâåðñòíèêàì, èçìåíÿåò åãî ñàìîîöåíêó, ïåðåñòðàèâàåò âçàèìîîòíîøåíèÿ â ñåìüå. Ïî ýòîìó ïîâîäó Ä.Á. Ýëüêîíèí[1] îòìå÷àë, ÷òî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñîäåðæàíèþ (â íåé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå âñåõ äîñòèæåíèé êóëüòóðû è íàóêè, íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó ñìûñëó (îíà ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî çíà÷èìîé), îáùåñòâåííîé ïî ñâîåìó èñïîëíåíèþ (âûïîëíÿåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûìè íîðìàìè), îíà ÿâëÿåòñÿ âåäóùåé â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå, ò. å. â ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ.

Ïåðåõîä ê ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ôîíå ïðîòèâîðå÷èÿ, âîçíèêàþùåãî âíóòðè ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà: äîøêîëüíèê ïåðåðàñòàåò ðàçâèâàþùèé ïîòåíöèàë ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû, îòíîøåíèé, êîòîðûå ñêëàäûâàëèñü ó íåãî ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè ïî ïîâîäó èãðû. Ñîâñåì íåäàâíî âçàèìîîòíîøåíèÿ, ðåãëàìåíòèðóåìûå èãðîâîé ðîëüþ, èãðîâûìè ïðàâèëàìè, ÿâëÿëèñü èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, íî òåïåðü ýòà ñèòóàöèÿ èñ÷åðïàëà ñåáÿ. Èçìåíèëîñü îòíîøåíèå ê èãðå, äîøêîëüíèê âñå îò÷åòëèâåå ïîíèìàåò, ÷òî çàíèìàåò íåçíà÷èìóþ â ñîöèàëüíîì îêðóæåíèè ïîçèöèþ. Âñå ÷àùå ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü âûïîëíÿòü íóæíóþ è âàæíóþ äëÿ äðóãèõ ðàáîòó, è ýòà ïîòðåáíîñòü ñêëàäûâàåòñÿ âî âíóòðåííþþ ïîçèöèþ øêîëüíèêà. Ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ñïîñîáíîñòü âûõîäèòü çà ïðåäåëû êîíêðåòíîé ñèòóàöèè è ñìîòðåòü íà ñåáÿ êàê áû ñî ñòîðîíû, ãëàçàìè âçðîñëîãî. Èìåííî ïîýòîìó êðèçèñ, âîçíèêàþùèé ïðè ïåðåõîäå ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, íàçûâàþò êðèçèñîì ïîòåðè íåïîñðåäñòâåííîñòè. Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ïðè ïåðåõîäå îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó õàðàêòåðèçóåòñÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, îáúåêòèâíûì èçìåíåíèåì ìåñòà ðåáåíêà â ñèñòåìå ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñóáúåêòèâíûì îòðàæåíèåì ýòîãî íîâîãî ïîëîæåíèÿ â ïåðåæèâàíèÿõ è ñîçíàíèè ðåáåíêà. Èìåííî íåðàçðûâíîå åäèíñòâî äâóõ ýòèõ àñïåêòîâ îïðåäåëÿåò ïåðñïåêòèâû è çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ýòîì ïåðåõîäíîì ïåðèîäå. Âìåñòå ñ òåì ôàêòè÷åñêîãî èçìåíåíèÿ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè ðåáåíêà íåäîñòàòî÷íî äëÿ èçìåíåíèÿ íàïðàâëåííîñòè è ñîäåðæàíèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî, ÷òîáû ýòà íîâàÿ ïîçèöèÿ áûëà ïðèíÿòà è îñìûñëåíà ñàìèì ðåáåíêîì è îòðàæåíà â îáðåòåíèè íîâûõ ñìûñëîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ è íîâîé ñèñòåìîé øêîëüíûõ îòíîøåíèé. Òîëüêî áëàãîäàðÿ ýòîìó ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíîé ðåàëèçàöèÿ íîâîãî ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ ñóáúåêòà[2].

Читайте также:  Ребенок 4 5 лет уровень речевого развития

 ñâÿçè ñ ýòèì ñóáúåêòèâíûì àñïåêòîì ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà, îïðåäåëåííàÿ Ë.È. Áîæîâè÷[3]êàê ñèñòåìà ïîòðåáíîñòåé è ñòðåìëåíèé ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî øêîëîé, òàêîå îòíîøåíèå ê øêîëå, êîãäà ïðè÷àñòíîñòü ê íåé ïåðåæèâàåòñÿ ðåáåíêîì êàê åãî ñîáñòâåííàÿ ïîòðåáíîñòü. Ýòîìó íîâîîáðàçîâàíèþ Ë.È. Áîæîâè÷ ïðèäàâàëà î÷åíü áîëüøîå çíà÷åíèå, ñ÷èòàÿ, ÷òî «âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà» è øèðîêèå ñîöèàëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ – ÿâëåíèÿ ñóãóáî èñòîðè÷åñêèå. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà êàê ñòðåìëåíèå ðåáåíêà çàíÿòü íîâîå ñîöèàëüíîå ïîëîæåíèå ðàñöåíèâàåòñÿ êàê öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå ïîçèöèîíèðîâàíèå, õàðàêòåðèçóþùåå ëè÷íîñòü ðåáåíêà â öåëîì, îïðåäåëÿþùåå ïîâåäåíèå è äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è âñþ ñèñòåìó åãî îòíîøåíèé ê äåéñòâèòåëüíîñòè, ê ñàìîìó ñåáå è îêðóæàþùèì ëþäÿì. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü îáðàç æèçíè øêîëüíèêà êàê ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ â îáùåñòâåííîì ìåñòå îáùåñòâåííî-çíà÷èìûì è îáùåñòâåííî îöåíèâàåìûì äåëîì, ÷òî âîñïðèíèìàåòñÿ èì êàê àäåêâàòíûé äëÿ íåãî ïóòü ê âçðîñëîñòè, ïîñêîëüêó îòâå÷àåò ñôîðìèðîâàâøåìóñÿ â èãðå ìîòèâó ñòàòü âçðîñëûì è ðåàëüíî îñóùåñòâëÿòü åãî ôóíêöèè. Íà ïîÿâëåíèå âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ñóùåñòâåííî âëèÿåò îòíîøåíèå áëèçêèõ âçðîñëûõ ê ó÷åíèþ, îòíîøåíèå äðóãèõ äåòåé, ñàìà âîçìîæíîñòü ïîäíÿòüñÿ íà íîâóþ âîçðàñòíóþ ñòóïåíü â ãëàçàõ ìëàäøèõ è ñðàâíÿòüñÿ â ïîëîæåíèè ñî ñòàðøèìè. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ øêîëüíèêà õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ îò äîøêîëüíî-èãðîâîãî, èíäèâèäóàëüíî-íåïîñðåäñòâåííîãî ñïîñîáà ñóùåñòâîâàíèÿ è ïðîÿâëÿåò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê øêîëüíî-ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì, îñîáåííî ê åå ñòîðîíàì, íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàííûì ñ ó÷åíèåì. Ñôîðìèðîâàííîñòü âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ïðåäïîñûëîê óñïåøíîãî âõîæäåíèÿ ðåáåíêà â øêîëüíî-ó÷åáíóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Âíóòðåííÿÿ ïîçèöèÿ âûñòóïàåò öåíòðàëüíûì êîìïîíåíòîì ñòðóêòóðû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëå, îïðåäåëÿÿ äèíàìèêó îñâîåíèÿ ðåáåíêîì ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è íîâîãî øêîëüíîãî îáðàçà æèçíè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê âûõîäèò çà ðàìêè ñåìüè, ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå êðóãà çíà÷èìûõ äëÿ íåãî ëèö, âîçíèêàþò íîâûå àâòîðèòåòû, ôîðìèðóþòñÿ ñëîæíûå îòíîøåíèÿ ñ äåòüìè â êëàññå, èçìåíÿåòñÿ õàðàêòåð åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ ðîäèòåëÿìè, âîçíèêàåò îñîáûé òèï îòíîøåíèé ñî âçðîñëûì, îïîñðåäîâàííûõ çàäà÷åé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè («ðåáåíîê – âçðîñëûé – çàäà÷à»). Ó äåòåé ñóùåñòâåííûì îáðàçîì èçìåíÿþòñÿ âåñü îáðàç æèçíè è äåÿòåëüíîñòè, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, ñîâîêóïíîñòü ïðàâ, îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé, ïðåäúÿâëÿåìûõ ðåáåíêó. Åñëè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñóùåñòâîâàëè äâå ñôåðû âçàèìîîòíîøåíèé: «ðåáåíîê – âçðîñëûé» è «ðåáåíîê – äåòè», òî â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå â ñèñòåìå îòíîøåíèé «ðåáåíîê – âçðîñëûé» ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ, çàêëþ÷àþùèåñÿ â åå ðàçäåëåíèè íà äâà êîìïîíåíòà: «ðåáåíîê – ðîäèòåëü» è «ðåáåíîê – ó÷èòåëü». Ïîñòóïëåíèå ðåáåíêà â øêîëó ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîé ïåðåñòðîéêå â ñèñòåìå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè, â êîòîðîé ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëÿþùåé äëÿ âñåé æèçíè ðåáåíêà. Ýôôåêòèâíîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà, à òàêæå è âñå åãî ïîâåäåíèå îöåíèâàåòñÿ øêîëüíûì ó÷èòåëåì, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâèòåëåì êóëüòóðû, íîñèòåëåì è òðàíñëÿòîðîì îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ è íîâûõ ôîðì çíàíèé. Îöåíêà ó÷èòåëÿ îêàçûâàåò îïðåäåëÿþùåå âëèÿíèå íà õàðàêòåð åãî îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè: ñ ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè è äðóçüÿìè. Îò òîãî, êàêèå îöåíêè ïîëó÷àåò ðåáåíîê â øêîëå, çàâèñÿò åãî îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è ðîäèòåëÿìè. Îòíîøåíèå îêðóæàþùèõ ê ðåáåíêó, êîòîðûé ïîëó÷àåò âûñîêèå îöåíêè è êîòîðîãî õâàëÿò çà ïðèëåæíîå ïîâåäåíèå â øêîëå, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò îòíîøåíèÿ ê äåòÿì, ïðåíåáðåãàþùèì ó÷åáíûìè îáÿçàííîñòÿìè è øêîëüíûìè ïðàâèëàìè.  ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðè ïîñòóïëåíèè â øêîëó ñèñòåìà îòíîøåíèé «ðåáåíîê – ó÷èòåëü» ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííûì îòíîøåíèåì «ðåáåíîê – îáùåñòâî». Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî â øêîëå âîïëîùåíû òðåáîâàíèÿ îáùåñòâà, äîìèíèðóåò ïðèíöèï ðàâåíñòâà, îðèåíòàöèÿ íà ñèñòåìó îäèíàêîâûõ ýòàëîíîâ è êðèòåðèåâ îöåíêè.

Читайте также:  В процессе развития у ребенка формируется

Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà ñâÿçàíà ñî ñòðîãî íîðìèðîâàííûì ìèðîì îòíîøåíèé, êîòîðûé óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ðåáåíêà è òðåáóåò îò íåãî îðãàíèçîâàííîé ïðîèçâîëüíîñòè, îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è ïîâåäåíèå, ïîä÷èíåíèÿ ñèñòåìå ñòðîãèõ, îáÿçàòåëüíûõ øêîëüíûõ è ñâÿçàííûõ ñ íèìè îáùèõ ñîöèàëüíûõ ïðàâèë. Ìëàäøåìó øêîëüíèêó íåîáõîäèìî îñâîèòü íîâîå øêîëüíîå ïðîñòðàíñòâî, âûðàáîòàòü íîâûé ðåæèì äíÿ, âîéòè â íîâûé, íåðåäêî ïåðâûé, êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ (øêîëüíûé êëàññ); ïðèíÿòü áîëüøîå êîëè÷åñòâî îãðàíè÷åíèé è óñòàíîâîê, ðåãëàìåíòèðóþùèõ ïîâåäåíèå; óñòàíîâèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì, ïîñòðîèòü íîâûå îòíîøåíèÿ ñ ðîäèòåëÿìè â äîìàøíåé, ñåìåéíîé ñèòóàöèè. Îò ðåáåíêà òðåáóåòñÿ âîâðåìÿ ïðèõîäèòü â øêîëó, ñëåäîâàòü øêîëüíîìó ðåæèìó è ñîáëþäàòü øêîëüíûå ïðàâèëà, âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ íà óðîêå è äîìà, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è ò. ä. Íå âñå äåòè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè è îáÿçàííîñòÿìè, ÷òî îáóñëîâëåíî ìíîãî÷èñëåííûìè ñóáúåêòèâíûìè è îáúåêòèâíûìè ôàêòîðàìè.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Ëåíà Ã. 7 ëåò, ó÷èòñÿ â ïåðâîì êëàññå.  øêîëó õîäèò îõîòíî, íà óðîêàõ çàíèìàåòñÿ ñ óäîâîëüñòâèåì. Íî ñ ïðèãîòîâëåíèåì äîìàøíèõ çàäàíèé – ïðîáëåìà. Äîìà çàíèìàòüñÿ ñîâñåì íå õî÷åò. Óâèëèâàåò îò çàíÿòèé ïîä ëþáûì ïðåäëîãîì: õî÷ó ïèòü, õî÷ó åñòü, ñïàòü, çàáîëåë æèâîò, óñòàëà ðóêà, íîãà è ò. ä. Èíîãäà îáìàíûâàåò, ãîâîðÿ, ÷òî çàäàíèé íà äîì íå çàäàëè. Ñïîêîéíûå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû ðîäèòåëåé ñ íåé óñïåõîâ íå ïðèíîñÿò, íàêàçàíèÿ òàêæå. Ïðè ïðîÿâëåíèè ðîäèòåëÿìè òâåðäîñòè â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ íà÷èíàþòñÿ èñòåðèêè.

Ìëàäøèé øêîëüíèê çàíèìàåò íîâîå ïî ñðàâíåíèþ ñ äîøêîëüíèêîì ïîëîæåíèå â îáùåñòâå: ïåðåõîäèò îò ñâîáîäíîãî îò ïîñòîÿííûõ îáÿçàííîñòåé ñóùåñòâîâàíèÿ ê îáÿçàòåëüíîé, îáùåñòâåííî çíà÷èìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, çà êîòîðóþ íåñåò ñåðüåçíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïåðåä øêîëîé è ðîäèòåëÿìè. Íîâîå ïîëîæåíèå ðåáåíêà â îáùåñòâå, íîâàÿ ñèñòåìà îòíîøåíèé è íîâàÿ, îáùåñòâåííî çíà÷èìàÿ äåÿòåëüíîñòü – ó÷åáíàÿ, íàïîëíÿþò æèçíü ìëàäøåãî øêîëüíèêà ãëóáîêèì ñîäåðæàíèåì è îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå åãî ëè÷íîñòè, ñïîñîáñòâóþò ñòàíîâëåíèþ ÷óâñòâà äîëãà è îòâåòñòâåííîñòè ïåðåä îêðóæàþùèìè, ðàçâèâàþò óìåíèÿ ñîçíàòåëüíî è îðãàíèçîâàííî äåéñòâîâàòü, óìåíèÿ êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ñèòóàòèâíûå èìïóëüñû è æåëàíèÿ, ðàçâèâàþò âîëåâûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè.

Ïîñòóïëåíèå â øêîëó çíàìåíóåò ïðîõîæäåíèå ðåáåíêîì ýòàïà àäàïòàöèè. Îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîéäåò àäàïòàöèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå, çàâèñèò äàëüíåéøåå îáó÷åíèå ðåáåíêà. Íîâàÿ ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ óæåñòî÷àåò óñëîâèÿ æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà è ìîæåò ÿâëÿòüñÿ äëÿ íåãî ñòðåññîãåííîé, ïðèâîäèòü ê èçìåíåíèÿì ýìîöèîíàëüíûõ ñîñòîÿíèé, âîçðàñòàíèþ ïñèõè÷åñêîé íàïðÿæåííîñòè, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå è ïîâåäåíèå. Íà÷àëüíûé ïåðèîä îáó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî òðóäåí äëÿ âñåõ äåòåé, ïîñòóïèâøèõ â øêîëó.  îòâåò íà íîâûå ïîâûøåííûå òðåáîâàíèÿ ê îðãàíèçìó ïåðâîêëàññíèêà â ïåðâûå íåäåëè è ìåñÿöû îáó÷åíèÿ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ æàëîáû äåòåé íà óñòàëîñòü, ãîëîâíûå áîëè, âîçíèêíóòü ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ïëàêñèâîñòü, íàðóøåíèå ñíà. Ñíèæàþòñÿ àïïåòèò äåòåé è ìàññà òåëà. Îòìå÷àþòñÿ è òðóäíîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîãî õàðàêòåðà, òàêèå êàê, íàïðèìåð, òðåâîæíîñòü è ñòðàõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáå, ó÷èòåëþ, íåïðàâèëüíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñâîèõ ñïîñîáíîñòÿõ è âîçìîæíîñòÿõ. Îïèñàííûå âûøå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ïåðâîêëàññíèêà, ñâÿçàííûå ñ íà÷àëîì îáó÷åíèÿ â øêîëå, íåêîòîðûå çàðóáåæíûå ó÷åíûå íàçûâàþò «àäàïòàöèîííîé áîëåçíüþ», «øêîëüíûì øîêîì», «øêîëüíûì ñòðåññîì». Àäàïòàöèÿ ê øêîëå – ýòî ïðîöåññ ïðèâûêàíèÿ ê íîâûì øêîëüíûì óñëîâèÿì, êîòîðûé êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ïåðåæèâàåò è îñîçíàåò ïî-ñâîåìó. Áîëüøèíñòâî ïåðâîêëàññíèêîâ ïðèõîäÿò â øêîëó èç äåòñêîãî ñàäà. Òàì áûëè èãðû, ïðîãóëêè, ñïîêîéíûé ðåæèì, äíåâíîé ñîí, âñåãäà ðÿäîì ïåäàãîã.  øêîëå óñëîâèÿ èçìåíÿþòñÿ: çäåñü – äåÿòåëüíîñòü â äîñòàòî÷íî íàïðÿæåííîì ðåæèìå è íîâàÿ æåñòêàÿ ñèñòåìà òðåáîâàíèé. Äëÿ òîãî ÷òîáû ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íèì, íóæíû ñèëû è âðåìÿ.

Ïðàêòè÷åñêèé ïðèìåð

Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî îò 45 % äî 52 % ïåðâîêëàññíèêîâ àäàïòèðóþòñÿ ê øêîëå çà 3 ìåñÿöà îáó÷åíèÿ. Íåóñòîé÷èâàÿ àäàïòàöèÿ çà 3–4 ìåñÿöà õàðàêòåðíà äëÿ 25–30 % ó÷àùèõñÿ. Îò 18 % äî 30 % ó÷åíèêîâ äåçàäàïòèðóþòñÿ, îòìå÷àåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïåðåíàïðÿæåíèå, ñðûâ íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, óâåëè÷èâàåòñÿ çàáîëåâàåìîñòü îò íà÷àëà ê êîíöó ó÷åáíîãî ãîäà.

Ïåðèîä àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå äëèòñÿ â ñðåäíåì îò 2–3 íåäåëü äî ïîëóãîäà. Ýòî çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ðåáåíêà, òèïà ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ, óðîâíÿ ñëîæíîñòè îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, óðîâíÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è ò. ä. Ðåáåíîê, ïðèøåäøèé âïåðâûå â øêîëó, âñòðå÷àåòñÿ ñ íîâûì êîëëåêòèâîì äåòåé è âçðîñëûõ. Åìó íóæíî óñòàíîâèòü êîíòàêòû ñî ñâåðñòíèêàìè è ïåäàãîãàìè, íàó÷èòüñÿ âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ è ïðàâèëà øêîëüíîé äèñöèïëèíû, íîâûå îáÿçàííîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé ðàáîòîé. Ïðàêòèêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íå âñå äåòè ãîòîâû ê ýòîìó. Íåêîòîðûå ïåðâîêëàññíèêè, äàæå ñ âûñîêèì óðîâíåì èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ñ òðóäîì ïåðåíîñÿò íàãðóçêó, ê êîòîðîé îáÿçûâàåò øêîëüíîå îáó÷åíèå. Äëÿ ìíîãèõ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, è îñîáåííî øåñòèëåòîê, ïåðèîä ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ê øêîëå ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûì, ÷òî îáóñëîâëèâàåò íåîáõîäèìîñòü îñîáîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ïåðâîêëàññíèêîâ.

Источник