Особенности развития внимания ребенка раннего детства
Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каких-либо объектах и явлениях интенсивно развивается в раннем детстве под влиянием овладения ребенком ходьбой, предметными действиями и речью. Самостоятельная ходьба приводит к расширению объема восприятия окружающей действительности, увеличению количества объектов, попадающих в сферу деятельности, а следовательно, и к увеличению объема внимания. Овладение предметными действиями приводит к сосредоточению на различных свойствах предметов. К началу раннего возраста ребенок может действовать с несколькими предметами. Постепенное увеличение общего количества предметов, с которыми действует ребенок, до трех-четырех позволяет развивать устойчивость и объем внимания. Длительность сосредоточения в этом возрасте может достигать 10-15 минут. Речевое развитие, формирование потребности в общении с другими людьми и появление интереса к их действиям способствует сосредоточению внимания ребенка не только на предметах, но и на значении слов и фраз. Слово начинает выступать как средство привлечения внимания ребенка и способствует развитию произвольного внимания.
Внимание ребенка раннего возраста в большей степени имеет непроизвольные свойства, основанные на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Внимание ребенка активизируется новыми стимулами окружающей среды и очень неустойчиво во времени. Дети раннего возраста, внимание которых привлекается к какому-либо новому необычному предмету, не могут сосредоточенно его воспринимать необходимое время, так как другие стимулы затормаживают познавательную активность и способствуют переключению внимания на другие предметы. В целом у детей раннего возраста доминирует непроизвольное внимание, оно характеризуется подвижностью и неустойчивостью, слабой концентрированностью.
Постепенно с возрастанием способности понимания речи взрослых появляется возможность произвольного управления вниманием ребенка. Дети могут по указанию взрослого переключить внимание на тот предмет, который называет взрослый. С помощью словесных инструкций взрослых ребенок способен некоторое время удерживать свое внимание на необходимом предмете или событии. По мере речевого развития процессы внешнего словесного управления совершенствуются. Однако внешне управляемое внимание ребенка раннего возраста малоэффективно, поскольку оно неустойчиво и слишком подвижно, не обладает свойством распределения. Ребенок может делать только одно дело и выполнять одно действие. Если его что-нибудь отвлекает, то он может и не вернуться к прежнему делу без специального напоминания.
Практический пример
Паша Г., 2 года 11 месяцев. Физически здоров. Любознательный, веселый, жизнерадостный, добрый, импульсивный и одновременно рассеянный. Легко увлекается занятиями, которые ему предлагает мама – чтением, рисованием, игрой и др. Однако ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение 10-15 минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребенка. Отвлекается на все подряд.
Развитие речи способствует постепенной трансформации внешне управляемого внимания в произвольно управляемый процесс, завершение которого происходит только к девяти-десяти годам. Несмотря на то что у ребенка раннего возраста в процессе речевой активности и практического взаимодействия с предметным миром, а также общения со взрослыми стимулируется развитие лобных отделов мозга, к трем годам у большинства детей фиксируется недостаточная сформированность механизмов внимания, что расценивается специалистами как разная степень рассеянности.
Выделяют несколько стадий развития внимания детей (рис. 6.1). Первая стадия соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, отвлекаемое и неспособное к концентрации. Вторая стадия становления внимания на втором году жизни связана с возникновением фиксации – процесса произвольной концентрации на чем-то одном. Ригидная концентрация внимания не дает ребенку возможность осуществлять параллельную активность, причем необходимость отвлечения от выбранного занятия порождает у него негативные эмоции. На третьем году жизни внимание обнаруживает свойство гибкости, которое позволяет ребенку переключиться со своего произвольно выбранного занятия на чье-либо обращение, а затем после короткого временно́го промежутка вернуться к своему занятию (стадия гибкого одноканального внимания).
Рис. 6.1. Стадии развития внимания детей в раннем возрасте
Следовательно, ранний возраст заканчивается фазой развития одноканального внимания, которое активизируется в связи с определенной мотивацией. Такая одноканальность и неустойчивость внимания ребенка объясняет низкую эффективность обучения в раннем возрасте. Желание ребенка может направить его внимание на произвольно выбранный объект и некоторое время оно на нем концентрируется. Внимание на границе раннего и дошкольного возрастов не отличается еще признаками зрелой формы, а именно: пластичностью, переключаемостью и распределением, что создает ограничения для проявления функции мышления и поведения ребенка в целом.
Таким образом, для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, оно в основном непроизвольное, слабоустойчивое, поэтому ребенок часто прекращает начатую деятельность. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов. В целом внимание детей кратковременно, неустойчиво, слабо концентрировано, легко отвлекаемо, характеризуется узким объемом и трудностями переключения (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Основные характеристики внимания детей раннего возраста
Примерно после двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, определенными указаниями, жестами и т.д., что позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой детей одновременно.
Источник
Первые реакции на раздражители у ребенка
наблюдаются сразу после рождения. Он
вздрагивает при резком звуке, отворачивается
от слишком яркого света. Уже на первом
месяце жизни у малыша проявляется
ориентировочный рефлекс «что такое?».
Если у животных такой рефлекс выполняет
только биологическую функцию, то ребенку
он дает возможность выделять предметы,
их признаки на основе познавательного
отношения к ним.
Элементарным проявлением внимания
выступает реакция coсредоточения, когда
малыш как бы устанавливает свой анализатор
так, чтобы лучше воспринять сигнал. На
2-3-й неделе жизни у младенца можно
заметить слуховое сосредоточение при
громком звуке, когда малыш замолкает и
прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни
наблюдается зрительное сосредоточение
на лице взрослого и слуховое при его
разговоре с малышом. Новорожденный,
конечно, не понимает, что ему говорят,
но прислушивается. Тем самым создаются
предпосылки для перехода к активному
бодрствованию. В конце первого месяца
жизни ребенок ориентируется на новые
достаточно сильные раздражители,
например задерживает взгляд на необычном
предмете.
Наиболее значимым раздражителем для
младенца становится взрослый. Так,
ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно
сосредоточивается на лице матери, а
затем на предметах, которые включены в
контекст общения с ней. Следует
подчеркнуть, что на протяжении всего
младенчества наиболее выраженное
сосредоточение вызывают раздражители,
которые включены в общение и совместную
со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связано
с освоением хватания, которое дает
возможность удерживать предметы и
манипулировать с ними. После 6 мес.
рефлекс «что такое?» преобразуется в
рефлекс «что с этим можно делать?».
Теперь ребенок фиксирует не только
предмет, но его признаки, а также действия
с ним. Это ведет к бурному развитию
ориентировочно-исследовательской
деятельности, зарождению способности
познавать окружающий мир. В конце года
на основе манипулирования с предметами
возникает распределение внимания, когда
ребенок действует одновременно с двумя
предметами; совершенствуется переключение,
например малыш складывает шарики в
коробочку, перенося фокус внимания с
одного шарика на другой.
Укажем особенности развития внимания
в младенчестве:
— первоначально выступает как реакция
сосредоточения;
— сосредоточение обеспечивает выделение
из окружающего мира эмоций, движений,
речи человека, как его отличительных
признаков, а также предметов и действий
с ними;
— сосредоточение влечет за собой развитие
познавательного отношения к окружающему;
— появление свойств внимания способствует
зарождению более сложных форм поведения
и деятельности.
§ 3. Развитие внимания в раннем детстве
В раннем детстве развитие внимания
происходит при освоении ходьбы, предметной
деятельности и речи. Самостоятельная
ходьба делает для ребенка доступной
широкую область предметов, тем самым
расширяя круг его внимания. Перемещение
в пространстве открывает для малыша
новые возможности, теперь он сам выбирает
объект, на который направляет внимание.
Освоение назначения, функций предметов,
совершенствование действий с ними
позволяют, с одной стороны, направлять
внимание на большее число сторон и
признаков в объектах, а с другой,
совершенствовать свойства самого
внимания — распределение, переключение.
В связи с овладением речью малыш учится
удерживать внимание не только на
предметах, но и на словах, фразах. Он
начинает реагировать на инструкцию
взрослого, если она сформулирована
кратко и указывает на знакомые ребенку
действия или предметы: «Принеси мяч»,
«Возьми ложку». Малыш может выслушать
короткую просьбу до конца и выполнить
действие в соответствии с ней.
При постижении речи у малыша возрастает
внимание к слову, его значению. Теперь
ребенок без наглядной опоры внимательно
слушает короткие стихотворения, сказки,
песенки, если они сопровождаются
выразительностью речи и мимики
рассказывающего их взрослого.
Развитие речи влечет за собой появление
элементов произвольного внимания.
Взрослый может руководить им. Слово
выступает как средство организации
внимания.
И все-таки, несмотря на то, что ребенок
способен выполнять интересную деятельность
в течение 8-10 минут, он испытывает
серьезные трудности в переключении и
распределении внимания. Малыш нередко
так погружается в работу, что не слышит
слов взрослого. Например, рисуя, он не
замечает, что опрокинул баночку с
краской, не реагирует на указание
взрослого ее поднять. С другой стороны,
внимание ребенка очень слабо фиксировано
на предмете или деятельности, мало
устойчиво. Оно как бы скользит по
поверхности, не проникая вглубь. Поэтому
ребенок быстро прекращает начатое дело.
Малыш, так увлеченно игравший с куклой,
видит у сверстника машинку — и кукла
забыта. Способность концентрации
внимания выражается и в том, что ребенок
фиксирует незначимые, но наиболее яркие
признаки объектов. И как только пропадает
их новизна, теряется эмоциональная
привлекательность, угасает и внимание
к ним.
Выделим особенности развития внимания
в раннем детстве:
— расширяется круг предметов, их признаков,
а также действий с ними, на которых
сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен на выполнении
несложных инструкций взрослого, на
слушании литературных произведений,
внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи у ребенка начинают
складываться предпосылки для развития
произвольного внимания;
— внимание малыша слабо концентрировано,
неустойчиво, — наблюдаются трудности
переключения и распределения, невелик
его объем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в организации и поддержании его.
Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Так, например, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают ориентировочные реакции ребенка и изменяют характер его поведения. Однако вначале внимание носит непроизвольный характер.
Наиболее ранние проявления зрительного и слухового сосредоточения были зафиксированы в середине первого месяца жизни ребенка. Слуховое сосредоточение проявляется на второй-третьей неделе после рождения. Оно выражается в том, что при звуке звонка или другого раздражителя малыш замолкает, прекращаются его движения. Молчит он до тех пор, пока не умолкает сигнал раздражителя. На третьей-четвертой неделе заметно сосредоточение ребенка на голосе взрослого человека, который разговаривает с ним: малыш замолкает, движения прекращаются.
Примерно в то же время появляется и зрительное сосредоточение. Так же как и слуховое, оно выражается в задержке движений ребенка в момент сосредоточения, в фиксировании глаз на предмете.
Таким образом, в ответ на зрительные или слуховые сигналы возникает кратковременная задержка импульсивных движений, т. е. происходит зрительное или слуховое сосредоточение, которое является важным моментом бодрствования ребенка на первом месяце его жизни. Появление сосредоточений придает бодрствованию более активный характер.
Начиная со второго месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. Причем длительность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека.
Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сторону говорящего и слушает произносимые им звуки дольше, если он видит этого человека.
Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на втором и третьем месяцах жизни является то, что его привлекает взрослый человек. Общаясь с ребенком, взрослый вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления.
При изучении сравнительной привлекательности различных предметов и человека для младенцев первого года жизни оказалось, что время сосредоточения внимания ребенка по отношению к движущимся объектам в 3-4 раза больше, чем к неподвижным, и в 4-5 раз больше к человеку, чем к другим объектам.
Таким образом, к концу первого полугодия ребенок настолько дифференцирует свое восприятие, что для него становится возможным выделение из окружающей среды человека, его движений и производимых им звуков, это находит свое отражение в значительном увеличении времени сосредоточения на нем. На протяжении всего первого года, а также в более поздние периоды жизни ребенка взрослый является наиболее сильнодействующим раздражителем, способным вызвать и поддержать внимание ребенка.
С пятого-шестого месяца жизни объектом внимания у младенца все чаще становится предмет, которым он манипулирует. Научившись манипулировать предметом, разбирать и складывать его определенным образом, ребенок получает возможность самостоятельно изменять его внешний вид. Такая возможность вызывает значительную активность детей, которая является важнейшим условием Поддержания и развития их внимания.
Нельзя забывать, что к 6 месяцам возрастает расстояние до объекта, на котоРом ребенок фиксирует свой взгляд, а также длительность сосредоточения на этом объекте.
Важным показателем психического развития ребенка является тот факт, что к концу первого года он может действовать с несколькими предметами. Может стучать одной погремушкой о другую, вкладывать маленькую коробку в большую. Это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объема. В этот период воспитатель должен привлекать внимание малыша к деятельности с 2-3 предметами. Но сначала нужно показать ребенку эти действия, сделать их разнообразными и постепенно довести общее количество предметов до 3-4, что позволит развивать устойчивость, распределение и объем внимания ребенка.
Большое значение для развития внимания ребенка имеет овладение им ходьбой, поскольку увеличивается количество объектов, попадающих в сферу его деятельности. Теперь ребенок сам может разбирать и собирать пирамидку, перевозить ее в игрушечном автомобиле. Длительность такого сосредоточения достигает 10 минут.
Развитие речи, появление потребности в общении с другими людьми, возникновение интереса к их действиям, речи приводят к тому, что ребенок начинает обращать внимание на более широкий круг явлений окружающей действительности. Если на 1-м году жизни внимание ребенка привлекается кем-то или чем-то, то на 2-м и особенно на 3-м году он сам может направлять свое внимание на новый предмет, на речь взрослого. Ребенок 2-го года жизни самостоятельно возится с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей.
В этот период у малыша появляется новая качественная особенность внимания. Теперь он может быть внимательным не только к эмоциональному контакту со взрослым, к предметам и действиям с ними, но и, что особенно важно, к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действия ребенка, то теперь он начинает постигать смысл речи, обращенной к нему.
Таким образом, уже к 3 годам ребенок может быть внимательным ко всем основным явлениям и предметам, которые его окружают (см. также Приложение 1).
Более высокая степень развития внимания детей третьего года жизни позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой одновременно.
Еще по теме § 1. Развитие внимания у детей раннего возраста:
- Приложение 1 НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- § 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Раздел третий ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Е. И. Морозова НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Глава 11 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
- Тема 1. Социально-педагогическая помощь
детям раннего и дошкольного возраста,
имеющим отклонения в развитии - ГлаваШ СИСТЕМАВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, РАЗРАБОТАННАЯ М. МОНТЕССОРИ
- Г. А. Мишина ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА-ДЕФЕКТОЛОГА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е. С. Белова (Москва)
- Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 10.3. ОСОБЕННОСТИОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Проблемы семьи аутичного ребенка раннего возраста
- Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО А УТИЗМ
Источник