Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста thumbnail

Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве

Содержание

Введение…. …3

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7

Заключение…. 11

Список используемой литературы…. 12

Приложение №1….13

Приложение №2….14

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Ведущие линии развития самосознания:

Идентификация себя со своим именем.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Притязание на признание.

Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.

Половая идентификация.

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Освоение психологического времени личности.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами

Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Заключение

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.

Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.

Список используемой литературы

1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.

2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.

Источник



Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Другая сторона — развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.

На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.

Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).

Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

Рис. 1. Три вида самооценки

В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения.

Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.

Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).

Таблица 2

Игры, используемые педагогами

Направление

Название игр иупражнений

Цели изадачи

Создание положительного эмоционального фона.

Азбука настроений

Ворчун и Весельчак

Веселые, грустные

Чье окошко?

Календарь эмоций

Угадай настроение

Встреча эмоций

Маска

Часы

Жучок

Настроение

Котенок

Бутылочка

Жмурки

Подарок

Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств»

Снятие эмоционального напряжения

Магазин зеркал

Сердечко

Тесто

Салют

Печем пирог

Волны

Слон у папы на спине

Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения.

Создание собственной значимости

Мир без тебя

Что нравится мне и другим

Моя копилка

Как изменить свою внешность

Кто я?

Как я поступлю?

Я есть, я буду!

Кем я буду и каким?

Ты самый, самый

Я дарю тебе свое имя

Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего.

Повышение самооценки

Закончи предложение

Банк идей

Сотворю себя сам

Мне нравится в себе

Это я

Новое имя

Комплемент самому себе

Рисунки

Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе.

Уровень самовосприятия

Домашний фотоальбом

Фоторобот

Расскажи сказку

Чувства

Яркое имя

Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам.

В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».

В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.

Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1999.
  3. Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
  4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
  5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
  6. Смелзер Н. Социология.- М.,1994.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адекватная самооценка, окружающий мир, дошкольный возраст, общественное существо, качество, завышенная самооценка, дошкольное детство, детская оценка, сторона личности.

Источник