Особенности развития речи ребенка с нарушением слуха
КГКОУ Школа 1
МО учителей начальных классов.
Бочарникова Е.Ю.
«Особенности развития речи детей с нарушением слуха».
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации дополняющие или заменяющие обычную речь.
Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.
У глухого ребенка речь самостоятельно не формируется. Прежде чем изучить язык, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. Развитие речи за пределами урока осуществляется во всех формах учебно-воспитательной работы и является неотъемлемой частью общей системы работы над языком. Система обучения глухих детей языку разработана С.А. Зыковым и строится на принципах формирования речевого общения. В его работах показано, что в школе необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока, создать для них речевую среду.
В развитии ребенка большое значение имеют большое значение лицо матери, ее подвижная утрированная мимика и голос плюс естественные жесты. Это — протоязык (довербальный этап развития речи), базовый язык на ранних этапах, который он использует потом всю жизнь.
В 7-8 месяцев лепет у глухого не появляется. Ребенок не реагирует на интонацию, плач и крик интонационно не окрашены. Если в 6-8 месяцев ребенок протезирован, речь развивается и становится эмоционально окрашенной. Ж.И. Шиф в своей работе «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» пишет: « Общение со взрослыми даже на самой ранней ступени развития оказывается у глухого ребенка менее дифференцированным как из-за того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так и из-за того, что взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.»
Также у ребенка по причине отсутствия речи нет потребности в общении. Так как у слышащего ребенка происходит громадное увеличение словарного запаса и успешное овладение некоторыми грамматическими, орфоэпическими и фонетическими нормами родной речи в период от 0 до 3 (раннее детство), то это еще более увеличивает разрыв между глухим и слышащим ребенком.
При нарушенном слухе речь формируется на базе сохранных анализаторов.
Зрительный — восприятие оптической стороны речи (чтение с губ), 42 фонемы русского языка представлены 17 оральными рисунками — это затрудняет процесс чтения с губ, приводит к ошибкам в их восприятии.
Кожный — используется для восприятия фонетической структуры речи (поднесение руки ко рту, прикосновение к гортани, к носу), можно уловить наличие или отсутствие голоса, отдельные типы фонем, ритмическую структуру слова. При обучении глухого речи каждое слово сообщается одновременно с его написанием (письменный образ слова оказывается более стойким), при формировании словесной речи используют дактильную речь (ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ В ВОЗДУХЕ) для усвоения речедвигательного контура слова, накопления речевого материала, активизации речевого аппарата.
Двигательный (особенно важен для слепоглухих) — дети воспринимают речь путем накладывания пальцев на шею и тому подобное, чтению с губ (если слабовидящий). Важен в работе над произношением, так как является дополнительным контролем за речедвигательными органами.
Слуховой — в зависимости от разной степени нарушения слуха наблюдается специфика восприятия фонетической структуры речи. При слабом нарушении при восприятии слова он не обеспечивает полную дифференциацию звуков. Слово воспринимается ребенком как целостный двигательный рисунок, нерасчлененно. Если глухому ученику удалось достаточно хорошо усвоить буквенный и артикуляционный состав слова, то он пишет его правильно. Если этого не происходит, то он может переставлять звуки, пропускать некоторые из них. Однако у него не встречаются так называемые «слуховые» ошибки, свойственные слабослышащим детям.
Особенности развития речи слабослышащего ребенка
В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженно виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь — это словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода. В их речи отсутствуют слова с отвлеченными понятиями, которые понимает и использует слышащий сверстник (чудеса, скука, победа, мечтать), нет слов, обозначающих части целого (носик, крышка — у чайника, шнурки, подошва — у ботинка). Для него незнакомы слова — синонимы к знакомому слову (жилище, здание — вместо дом).
Работая с неслышащим или слабослышащим учеником, педагог должен знать, что ошибки ребенка в речи обусловлены недостаточным усвоением грамматического строя языка, что в свою очередь обусловлено суженным речевым опытом, ограничением словарного запаса и, конечно, неполным слышанием начальной и конечной частей слов, в которых, как известно, больше всего выражены грамматические возможности характеристики слов. Подобные ошибки называются аграмматизмами.
Как же обучают глухонемого звуковой речи?
Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…
Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию. В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.
Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука. Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя. Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…
Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.
Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.
Для того чтобы глухие и слабослышащие детки смогли жить полноценной жизнью, их важно обучить таким навыкам, как: устная речь, чтение, письмо, слуховое восприятие. Кроме этого малыша нужно учить быть самостоятельным и находить общий язык со слышащими людьми, чтобы он мог без посторонней помощи общаться и выполнять все необходимые ему действия. Но организовывать занятия необходимо, учитывая особенности ребенка. Развитию устной речи помогут специальные игровые методики, к которым нужно относиться очень серьезно, только так можно получить результат. Необходимы разнообразные игрушки (куклы, машинки, животные, кубики и др.). Если ребенка заинтересовала какая-либо игрушка, следует поднести ее к губам, чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции, и четко назвать игрушку простым сочетанием звуков (ля-ля или би-би). Ежедневное повторение этой ситуации приведет к тому, что кроха сам сможет произнести это слово по слогам. Первый шаг самый трудный, потом ребенок начнет говорить другие слова. Поначалу произношение будет не четким, приблизительным, но главное, что малыш начал обозначать предметы с помощью устной речи. Дальше можно изучать названия глаголов (бежит, гуляет, ест), повторяя их, когда ребенок попадает в эти ситуации. Чтению слабослышащих детей обучают с помощью табличек с печатными словами. Из-за особенностей восприятия, малышей не учат произносить отдельные буквы и слоги, а запоминать все слово целиком. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок понимал значение слов, а не просто правильно повторял звуки. Письму следует обучать параллельно с чтением. Дайте ребенку полную свободу выбора — яркие фломастеры или карандаши, свободное расположение букв на альбомном листе. Не слыша произношения научиться читать очень сложно, писать – еще сложнее, поэтому не нужно заставлять ребенка силком, а наоборот следует постараться всячески заинтересовать. Постепенно написание букв станет более аккуратным и упорядоченным. Развитие слухового восприятия очень важно для детей, которые носят слуховые аппараты. Сам по себе аппарат не дает должного эффекта, малыш должен уметь воспринимать окружающие звуки, не общей массой, а выделять необходимые. Так постепенно он научится понимать устную речь.
Источник
1.7.1. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
Овладение
глухими детьми устной речью является
важнейшей задачей специальной школы.
Это объясняется важной ролью устной
речи как наиболее употребительного
средства общения, как основы владения
словесным языком, как инструмента
мышления. Проблема формирования устной
речи у глухих детей рассматривалась
такими учеными, как Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина,
В. И. Бельтюков, Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева,
Л. П. Назарова, Т. В. Пелымская и многих
других сурдопедагогов. Ученые, начиная
с Л.С. Выготского, рассматривают овладение
глухим устной речью как основной путь
компенсации нарушений слуха, как
необходимое условие развитие личности
глухого, его успешной социальной
адаптации.
Речевое
развитие детей с нарушенным слухом
обладает целым рядом особенностей.
Рассмотрим их.
Речевое
развитие глухих детей
своеобразно по сравнению с нормально
слышащими детьми:
Поздние
сроки начала овладения словесной речью:
у ранооглохших детей не происходит ее
спонтанного формирования и дети
открывают для себя мир слов в основном,
в образовательном учреждении.Одновременное
и параллельное усвоение разных видов
речи (словесной и жестовой; устной,
письменной, дактильной). У глухих
наблюдается своеобразное
словесно-жестовое двуязычие, для
которого характерны различный
уровень владения каждым видом речи,
распределение коммуникативных
функций между взаимодействующими
речевыми системами, взаимное влияние
сосуществующих речевых систем.
Словесно-жестовое двуязычие глухих
влияет на их психическое развитие
в целом и на отдельные его стороны –
развитие
памяти, мышления, личности.Трудности
овладения словарным составом и
грамматическим строем словесной
речи. У глухих детей наблюдаются большие
трудности при усвоении грамматического
строя языка –
как в случае необходимости грамматически
правильно оформить свои мысли, так и в
случае понимания грамматических
конструкций в речи окружающих людей.
В речи детей наблюдаются разнообразные
ошибки, характер которых на разных
этапах овладения речью различен. На
ранних этапах дети нередко не различают
части речи и не всегда правильно ими
пользуются, с трудом овладевают
местоимениями и предлогами, неправильно
используют суффиксы. Примеры
таких ошибок: изменение существительных
по нормам глагола («бабочкил»,
«стрекозил»); неправильное присоединение
суффиксов («доменький» вместо домик
и
наоборот –
«добрик» вместо добренький),
использование
окончаний существительных при
падежном изменении прилагательных
(«интересное» вместо интересных).В
процессе обучения количество грубых
ошибок уменьшается, но сохраняются
ошибки, связанные с познанием тонких
различительных признаков системы языка
(различение категорий рода, числа,
одушевленности, правильное
использование падежных форм). Например,
наиболее простая форма сообщения о
множестве предметов, которой
пользуются глухие дети, –
многократное повторение названия
(«кукла, кукла, кукла»). Они используют
также наречие много
–
«много одеяло». Ранние грамматические
обобщения проявляются в своеобразных
изменениях конца слова: «ногаи», «кошкаи»
и т. д. Своеобразие
грамматических изменений слов
сглаживается по мере обучения их речи
и развития мышления. В среднем школьном
возрасте продолжают сохраняться
трудности установления грамматических
связей между словами в предложении.
Например:
«Отец сказал мальчика», «Мама и папа
сидели в лодку».
В одних случаях ошибки обусловлены
особенностями сенсорного опыта глухих,
в других –
своеобразием их наглядно-образного
мышления, трудностями познания сложной
структуры языка, для овладения которой
нужен высокий уровень развития
понятийного мышления.
Слабослышащие
дети
обладают лучшими возможностями для
речевого развития; они способны сами,
без обучения, овладеть определенным
запасом слов. Однако даже в этом случае
их речевое развитие очень своеобразно.
Рассмотрим его особенности.
Для
произносительной стороны речи
слабослышащих
характерно:
общая неточность
артикуляторных действий,недостаточно
выраженные модуляции голоса,типичные смешения
звуков,затруднено усвоение
звукового состава языка.
Даже у
тех школьников, которые владеют
развернутой речью, обнаруживаются
искажения отдельных звуков при
сохранной структуре слова. Ошибки
произношения: смешение звуков (сходных
по способу образования («папушка» –
бабушка,
«клюц»
–
ключ),
по
месту образования («твечка» –
свечка),
мягких
и твердых звуков («люна» –
луна,
«кручок»
–
крючок));
искажения, нарушающие структуру слова:
выпадение и включение слогов и звуков
(«мета» –
метла,
«кручка»
–
ручка),
пропуск
начала слова («рибишо» — гребешок)
или
его конечной части («конве» –
конверт),
перестановка
звуков и слогов при правильном общем
контуре слова («каторная» –
картонная,
«наушинки» –
наушники));
неправильное
ударение («рука», «весло» и др.). В
произношении слабослышащих детей обычно
сохраняются наиболее доступные для
их слухового восприятия ударные звуки
и слоговые сочетания, их содержащие.
Лексическая
сторона речи характеризуется:
ограниченностью
словарного запаса,непониманием
значений слов,неправильным
употреблением слов.
Слабослышащие
дети сначала овладевают наиболее
актуальными для них, нужными в обиходе
и, главное, доступными по значению
словами. Ошибки употребления слов
обусловлены ограниченностью понимания
их значений. Характерны замены: общее
понятие заменяется частным (книга
–«букварь»),
частное –
общим (кастрюля
–
«пасюда», рубит
–
«работает»), название целого –
названием части (умывальник
–
«кран»), отмечаются ситуационные замены
(кран
–
«водопровод», умывальник
–
«мыло», пижама
–
«спальня»), взаимозамены названий
предмета и действия (вода
–«умывается»,
копает
–«лопата»),
предмета и признака (деревянный
–«парта»,
мел
–«бела»),
подмены названия предмета названием
содержимого (чайник
–
«чай»), замены по внешнему сходству
(кисточка
–
«метла»).
Для
грамматического строя речи характерны:
особенности
овладения морфологическими разрядами
слов (самостоятельно
они употребляют наиболее конкретные
части речи: имена существительные,
глаголы; большую трудность представляет
овладение частями речи с более отвлеченным
значением –
прилагательными и наречиями, местоимениями
и предлогами);особенности
грамматического оформления речевых
единиц – проявляются в характерных
аграмматизмах (отсутствие
или смешение родовых и падежных окончаний
существительных, видовых и временных
форм глаголов);ошибки
построения синтаксических конструкций
(замена
предложения словом или рядом слов,
пропуск или употребление лишних
предлогов, пропуск главных членов
предложения, как правило сказуемого,
нарушение
порядка слов и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
При
нарушении слуха уровень развития речи
неодинаков и зависит от следующих
факторов: степень нарушения слуха;
время возникновения дефекта слухового
анализатора; педагогические условия,
в которых находился ребенок после
нарушения функционирования слухового
анализатора; индивидуальные особенности
самого ребенка.
Каждый
из вышеперечисленных факторов играет
огромное значение при оценке речи
детей. Степень снижения слуха и
развитие речи у детей находятся в прямой
зависимости. Чем больше у ребенка снижен
слух, тем сильнее страдает речь. Если
снижение слуха незначительное, то
отклонения речи не резко выраженны.
Если наблюдается тяжелая степень
снижения слуха, ребенок остается немым
до начала специального образования.
При средней степени снижения слуха
отмечаются нарушения в фонетической,
лексической, грамматической стороне
речи. Слух может быть нарушен в разные
периоды жизни ребенка. От временного
фактора зависит наличие или отсутствие
вторичных проявлений дефекта. Чем раньше
возникло нарушение, тем больше оно
отражается на сформированности
речевой функции. Потеря слуха у
ребенка до двухлетнего возраста, когда
речь еще не сформирована, ведет к полному
отсутствию речи. Потеря слуха до
3-3,5 лет приводит к утрате сформированной
речи. Речь почти полностью распадается
при полной потере слуха в 4-5 лет, если
специальное обучение не начато сразу.
Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому
искажению речи ребенка, и без специальной
педагогической помощи речь будет
постепенно ухудшаться. Если слух у
ребенка потерян после 7 лет, имеются
навыки овладения грамотой, то речь
может быть сохранена при условии
систематической коррекционной работы.
При
частичной потере слуха у детей временной
фактор также является очень важным
— он определяет уровень развития
речи. Незначительное понижение слуха
у детей в возрасте до 3 лет приводит к
задержке или недоразритию речи. После
3 лет снижение слуха вызывает меньшие
отклонения в развитии речи.
Таким
образом, уровень развития речи у детей
с нарушениями слуха во многом
определяется временем возникновения
слухового дефекта. Педагогические
условия, в которых находился ребенок с
момента нарушения слуха, имеют
огромное значение для его психического
и речевого развития.
Чем
раньше были предприняты специальные
как медицинские, так и педагогические
меры по устранении последствий снижения
слуха, тем более успешно будет развиваться
ребенок. Создание речевой среды в семье,
проведение раннего слухопротезирования,
организация специальной работы по
развитию слухового восприятия и речи
определяет успешное развитие ребенка.
Индивидуальные
особенности также влияют на уровень
развития речи. В процессе овладения
речью играет большую роль активность
личности ребенка, подвижность мыслительных
процессов. Компенсации слухового
дефекта и развитию речи способствует
устойчивое зрительное внимание и память.
Формирование
речи у глухих детей основывается на
компенсаторном использовании сохранных
анализаторов в условиях специального
обучения. Активно привлекаются
зрительное и слуховое восприятие,
кинестетические ощущения, тактильно
вибрационная чувствительность.
Сурдопедагог помогает глухому ребенку
овладеть движениями речевого аппарата,
развить слуховое восприятие (с
обязательным использованием
звукоусиливающей аппаратуры).
Развитие
речи слабослышащих детей проходит на
основе остаточного слуха при условии
естественного общения. Даже если
восприятие устной речи неполное, ребенок
способен овладеть устной речью
самостоятельно, но с различными
нарушениями. При создании условий
интенсивного развития и использования
слуха возможность самостоятельно
овладеть грамматическим строем речи
быстро возрастает.
Позднооглохшие
дети имеют сформированную, развитую
речь. У них наблюдается разный уровень
сохранности речи. До потери слуха у
позднооглохшего ребенка развитие речи
и формирование словесного мышления
проходило в условиях естественного
речевого общения на основе слуха.
Большинство позднооглохших имеют
тяжелую степень слухового дефекта. На
первый план коррекционного обучения
ставится задача формирования
восприятия речи на зрительной основе
либо на слухозрительной (с помощью
звукоусиливающей аппаратуры).
Позднооглохшие дети должны приобретать
навык зрительного восприятия устной
речи позже самого момента овладения
речью. Этим они отличаются от остальных
детей с нарушением слуха.
Речевое
развитие играет решающую роль в развитии
ребенка как личности. Снижение слуха
обуславливает ограничение социального
общения. Это ограничение влияет на
формирование психики ребенка. Все сферы
познавательной деятельности испытывают
дефицит. Страдает речь, восприятие,
память, внимание, представление,
мышление.
В
первые 2-3 месяца жизни различия между
глухим и слышащим ребенком почти не
определяются (Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау). Крик и
гуление глухого ребенка мало отличаются
от таковых у слышащего. У глухих детей
лепет появляется, но постепенно угасает
из-за невозможности ‘контроля за своим
произношением.
У
глухих детей раннего возраста речь не
может быть сформирована. Однако у них
без специального обучения появляются
различные голосовые и артикуляционные
реакции. Это различные нечленораздельные
звуки, восклицания, связанные с
положительными или отрицательными
эмоциями ребенка. Эти звуки и используются
для привлечения внимания взрослых к
себе.
Может
наблюдаться смех, плач, произнесение
отдельных речевых вокализаций. Дети
раннего возраста часто используют эти
звуки при общении со взрослыми, в игре.
Дети пытаются через лепет выразить свои
желания и потребности. Ребенок начинает
применять различные звукосочетания
для обозначения предметов и действий.
Однако эти сочетания звуков не похожи
на слова родного языка, и их понимает
только ограниченный круг близких
ребенку людей. Звукосочетания используются
вместе с неречевыми средствами общения
— такими, как естественные жесты,
взгляды, указания на предметы и т. д. Без
обучения количество голосовых реакций
с возрастом сокращается, они становятся
более однообразными, потом исчезают
совсем. Речевое развитие слабослышащих
детей в младенческом возрасте
характеризуется большим разнообразием,
что связано с состоянием их слуха.
Формирование предпосылок речи протекает
примерно так же, как и у глухих. У
детей с легкой и средней тугоухостью
в раннем возрасте наблюдается много
голосовых реакций. На 2-м году жизни
появляется лепет, более бедный, чем
у слышащих детей, но отличающийся от
лепета глухих детей. Иногда к 2-3 годам
появляются лепетные слова, слова,
обознающие названия игрушек, окружающих
предметов. Эти слова произносятся с
большим количеством грамматических и
фонетических искажений. У небольшого
числа слабослышащих детей появляется
короткая фраза. Дети с тяжелой тугоухостью
по состоянию речи в раннем возрасте
внешне похожи на глухих. Однако у них
больше голосовых реакций, чем у глухих,
лучшее подражание речи взрослых,
В
дошкольном возрасте у глухих детей без
обучения речь не формируется. Отмечаются
различные голосовые реакции, звукосочетания,
лепет. Без обучения число голосовых
реакций сокращается, они становятся
более однообразными, к пяти-шести годам
исчезают совсем. Иногда старшие
дошкольники, не обученные речи, осознают
свои речевые проблемы, неохотно идут
на общение с людьми, уходят от контактов
со взрослыми и слышащими детьми.
Количество средств неречевого общения
с возрастом у глухих дошкольников
расширяется. Появляется больше
естественных жестов, которые дети
копируют у взрослых или придумывают
сами. Развиваются разнообразные взгляды,
характеризующие их эмоциональное
состояние.
После
четырех лет различия в речи глухих и
детей с тяжелой степенью тугоухости
становятся более заметны. У слабослышащих
детей даже без специального обучения
увеличивается число произносимых слов.
Некоторые дети овладевают короткими
аграмматическими фразами, типа: «Мама,
ди» (Мама, иди), «Мама, да» (Мама, дай).
Одним
из главных условий проведения работы
по развитию речи является организация
слухо-речевой среды, которая
предполагает постоянное речевое общение
с ребенком при условии использования
слуховых аппаратов. Работа по развитию
речи детей младенческого возраста
направлена на развитие зрительного и
слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах. Эта
работа проводится длительно, в процессе
общения с. ребенком в течение всего дня,
а также на специальных систематических
занятиях.
Развитие
речи у детей с нарушениями слуха на
2-3-м году жизни имеет более высокий темп.
В связи с познанием разных предметов,
явлений, у ребенка появляется словарь
их названий, действий с предметами.
Постоянное использование простых
по структуре фраз делает доступными
для понимания некоторые из них, наиболее
часто повторяемые. Важно учить ребенка
понимать значения глаголов, так это
необходимо для понимания и использования
фраз. С детьми дошкольного возраста
продолжается работа, начатая еще в
раннем возрасте. Основные требования
к организации и содержанию работы с
дошкольниками, имеющими нарушенный
слух, в семье остаются те же, что
предъявляются к работе с детьми
раннего возраста. Однако содержание
работы расширяется и углубляется по
различным направлениям.
Воспитание
и обучение происходит в течение всего
дня, включая режимные моменты, игры,
свободную деятельность.
Занятия,
включающие различные виды работ,
проводят ежедневно.
Создание
слухо-речевой среды предполагает речевое
общение с ребенком всех членов семьи.
При
работе с ребенком используется слуховой
аппарат. Всестороннее развитие ребенка
включает в себя физическое, трудовое
воспитание, ознакомление с окружающим
миром, игровую деятельность, развитие
изобразительной деятельности, работу
по развитию речи, формирование
элементарных математических представлений,
а также обучение чтению.
При
поступлении ребенка в школу работа по
развитию речи, восприятия, памяти и
мышления в целом будет продолжена.
•
Динамика
и прогноз
Потенциальные
возможности детей с нарушениями слуха
крайне велики. Медицина не в силах
вернуть таким детям слух. Однако дети
с нарушениями слуха могут приближаться
по уровню общего и речевого развития
к сверстникам с сохраненным слухом.
Если
дети не имеют дополнительных отклонений
в развитии, а адекватная и целенаправленная
коррекционная работа проводится уже в
первые месяцы жизни ребенка, то к 3-6
годам можно максимально приблизить
уровни как общего, так и речевого развития
к возрастной норме (даже несмотря на
тяжелую тугоухость). Такие дети владеют
развернутой фразовой речью, свободно
общаются как с детьми, так и со взрослыми,
могут- рассказывать об увиденном, о
каких-то случаях .из жизни, хорошо
понимают обращенную к ним речь
(воспринимают слухозрительно), могут
прочесть стихотворение и даже напевать
песенки. Звучание их собственной
речи обычно очень мало отличается от
речи слышащих детей.- Дети с нарушениями
слуха пользуются слуховыми аппаратами.
Дети с развитой собственной речью в
дальнейшем обучаются вместе со слышащими
детьми в детских садах и в школах общего
типа.
Позднооглохшие
дети (те, кто потерял слух в возрасте
4-5 лет и имел до этого момента сохранную
речь) могут достичь такого же высокого
уровня, при условии своевременно начатой
и целенаправленной работы. Если удастся
сохранить уже имеющиеся речевые навыки
и совершенствовать их, а также в короткие
сроки восстановить устную коммуникацию
на другой сенсорной основе
(зрительно-слуховой, зрительной,
зрительно-вибротактильной), то
позднооглохший дошкольник даже сможет
остаться в том же детском коллективе,
в котором он воспитывался до момента
потери слуха, и подготовиться к
устному обучению в условиях массовой
школы, а позднооглохший школьник сможет
успешно продолжить свое обучение в том
же классе, где обучался до болезни,
травмы.
Дети
с тяжелой тугоухостью и глухотой при
позднем начале обучения — в 2-3 года —
могут достичь высокого уровня общего
и речевого развития также если
присутствует ряд благоприятных
факторов. К таким факторам можно отнести
высокие потенциальные возможности
самого ребенка, его личностные
особенности (такие, как коммуникабельность,
активность, физическая выносливость,
работоспособность), а еще — систематическое,
интенсивное, адекватное обучение
ребенка. Занятия проводятся в условиях
индивидуальной работы, в условиях
занятий в малой группе (6-8 человек),
при наличии дополнительной помощи
(речевая ритмика и т. д.), при активном
участии семьи в воспитании и обучении
ребенка,
Эффект
коррекционного воздействия на детей с
нарушениями слуха определяется:
♦ своевременностью
(с момента выявления характера
снижения слуха);
♦ качественным
слухопротезированием;
♦ использованием
различной качественной звукоусиливающей
аппаратуры ( при отсутствии медицинских
противопоказаний);
—
адекватностью коррекционного процесса.
Из
всего вышеизложенного следует, что
высокого уровня общего и речевого
развития достигают дети, не имеющие
каких-либо дополнительных отклонений
в развитии.
Такие
дети относятся к 3 основным категориям:
♦ дети
с незначительным снижением слуха;
♦ дети
с тяжелыми нарушениями слуха, с которыми
была начата коррекционная работа в
раннем детстве и длительно проводилась
в среде нормально слышащих (или внезапно
потерявших слух) сверстников;
♦ дети,
слышащие и говорящие до некоторого
времени, с которыми проводилась
специальная коррекционная работа
по сохранению речи, восстановлению
устной коммуникации, а также обучение
грамоте.
Обучение
этих детей более предпочтительно в
массовом детском учреждении, чем в
специальном. Однако интегрированное
обучение будет эффективно при наличии
коррекционной помощи, готовности ребенка
обучаться в обществе слышащих, при
желании родителей обучать своего
ребенка в массовом детском саду, школе,
активном участии родителей в образовании
и воспитании ребенка.
Однако
основная масса глухих и слабослышащих
детей обучается в специальных учреждениях.
Российской
сурдопедагогике свойствен оптимистический
взгляд на возможности всестороннего
развития детей с недостатками слуха. В
соответствии с утвердившимся в
отечественной психологии пониманием
развития психики индивидуума как
процесса его взаимодействия с социальным
и природным окружением, сурдопедагогика
выдвинула положение о решающем
значении благоприятных социальных, в
том числе специальных практических,
условий для успешного преодоления
последствий дефекта и всестороннего
развития детей с нарушением слуха.
В
настоящее время при обязательном
основном общем образовании, принятом
в стране, школа для глухих детей
должна обеспечить дифференциацию
требований к возможному уровню
образования разных категорий детей,
обучающихся в школе, определить
приоритетные направления в работе,
новые задачи в учебном образовании для
неслышащих.
Специальная
(коррекционная) школа призвана наряду
с овладением детьми базовым уровнем
знаний создать предпосылки для социальной
адаптации выпускников, для включения
их в трудовую деятельность и обеспечения
достойного уровня жизни; развить у них
необходимые способности самостоятельно
находить и принимать решения в различных
условиях, стрессовых ситуациях, получать
нужную информацию и использовать для
этого свои знания и навыки. Решение
этих задач с учетом особенностей разных
групп глухих детей, обучающихся в школе,
требует взаимодействия теории, практики
и экспериментального обучения.
Бурные
темпы развития науки, информационных
технологий вызывают необходимость
перестройки процесса обучения,
сосредоточения внимания на развитии
детей, на их желании учиться, пополнять
знания.
К
сожалению, многие, даже хорошо усвоившие
школьную программу выпускники оказываются
невостребованными обществом. Они не
готовы к жизни в условиях нестабильности,
в ситуации поиска работы, места
приложения своих знаний. Практические
работники ищут пути организации уроков
с позиций нового взгляда на учебный
процесс, его цели и задачи.
Все
вышеперечисленное дает надежду, что
глухие и слабослышащие после окончания
обучения смогут адаптироваться к нашей
сложной жизни и быть по-настоящему
востребованы современным обществом.
Соседние файлы в папке Лекции
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник