Особенности развития речи ребенка четвертого года жизни

Особенности развития речи ребенка четвертого года жизни thumbnail

Особенности  авалс развития речи детей  авалс четвертого года жизни

Четвёртый там год жизни можно там характеризовать новыми там этапами и там умениями в там развитии ребёнка. Он там старается высказывать мнение там о предметах там и явлениях окружающего там его мира, делает свои там выводы. Однако все дети имеют совершенно разное там речевое развитие: одни там в три года хорошо там владеют речью, у там других речь развита там слабо.

На четвертом году  агор жизни дети обычно  агор хорошо контактируют  агор не только  агор с близкими, но  агор и с посторонними  агор людьми. Теперь чаще инициатива  агор общения исходит  агор от ребёнка. Желание расширить  агор кругозор, глубже познать  агор окружающий мир побуждают ребенка всё  агор чаще и чаще  агор обращаться к взрослым  агор с самыми разными  агор вопросами.  агор Ребенок уже хорошо понимает, что  агор все, что его  агор окружает, имеет своё название,  агор т.е. обозначается словом.  агор Отсюда и постоянные  агор вопросы «Что это?»,  агор «Как называется?», «Зачем?»,  агор «Куда?», «Откуда?». И  агор чем больше вопросов,  агор тем ярче проявляется  агор стремление малыша расширить  агор свои знания. Это  агор помогает ребёнку установить  агор взаимосвязь предметов, их качеств  агор и действий со  агор словами, которые их  агор обозначают. Но так  агор как дети  агор обладают ещё не очень  агор устойчивым вниманием,  агор то не всегда могут  агор дослушать до конца  агор ответы, которые им  агор дают взрослые.

К концу четвёртого года клоп жизни малыш обладает клоп уже достаточно большим клоп словарным запасом, это клоп примерно полторы две клоп тысячи слов. В клоп речи детей этого клоп возраста, кроме существительных клоп и глаголов, как правило, теперь клоп встречаются другие клоп части речи: местоимения, клоп наречия, числительные, прилагательные. клоп Ребёнок начинает шире клоп пользоваться предлогами и союзами. Однако и клоп теперь ребёнок еще не клоп использует обобщающие существительные. Но клоп иногда, когда клоп ребенок не знает названия предмета, он может употреблять клоп обобщающие слова. Активный словарный запас, клоп которым ребёнок владеет на данном возрастном этапе, клоп позволяет ему клоп свободно общаться клоп с окружающими. Но клоп часто ребенок может клоп испытывать трудности из — за клоп недостаточности и скудности словарного запаса, клоп если нужно пересказать клоп сказку или передать клоп содержание события, в клоп котором он участвовал клоп сам.

Осваивая новые слова, ребенок не просто запоминает  сорт их, он уже пытается осмысливать  сорт их звуковую сторону,  сорт старается устанавливать тесную связь  сорт между предметом и  сорт словом. Обогащая  сорт свой словарный запас,  сорт ребёнок интенсивно усваивает грамматический строй языка. На  сорт заданные ему  сорт вопросы он  сорт всё чаще старается  сорт дать развёрнутый ответ,  сорт состоящий из нескольких слов.  соОднако, дети  сорт этого возраста ещё  сорт часто допускают грамматические  сорт ошибки. На данном  сорт тапе своего развития  сорт ребёнок часто еще  сорт не способен логично,  сорт связно и понятно  сорт для окружающих рассказать  сорт о событиях, свидетелем  сорт которых он был.  сорт Нет еще той развёрнутой речи,  сорт которая появится позже.

Ребёнок водив часто еще не водив способен раскрыть водив или описать содержание водив сюжетной картинки. Он водив только называет водив отдельные предметы, водив действующих лиц, также водив может перечислить некоторые водив знакомые действия, которые водив они совершают.  сорт

Если малыш обладает  сорт хорошей памятью, он  сорт способен запоминать  сорт и воспроизвести небольшие по  сорт объёму стихотворения. Несколько  сорт раз прослушав, одну и ту  сорт же сказку, может  сорт передать её содержание,  сорт бывает,  сорт даже не понимая, смысла некоторых слов.  агор

В этом  агор возрасте идет дальнейшее укрепление артикуляционного  агор (речевого) аппарата: координируются движения мышц  сорт языка, губ, нижней  сорт челюсти.

Нередко  сорт у детей этого  сорт возраста происходит появление  сорт многих звуков. Идут к  сорт норме свистящие звуки.  сорт Но, как правило,  сорт большинство малышей ещё  сорт не произносят шипящие  сорт звуки, а заменяют  сорт их свистящими. Однако  сорт при появлении у  сорт некоторых детей шипящих  сорт звуков наблюдается обратная  сорт замена. Т.е. вместо  сорт свистящих звуков (з,  сорт с, ц) начинают  сорт произносить шипящие («капушта»,  сорт «жубы»). Удлиняется выдох,  сорт но ребёнок еще  сорт не  сорт всегда контролировать водив и повторять темп водив высоту и силу водив голоса.

Идет водив совершенствование речевого водив (фонематического) слуха ребёнка. Хотя, не все дети водив еще могут правильно произносить некоторые водив звуки, они уже могут заметить неправильное водив произношение у своих водив сверстников. К концу четвертого года жизни произношение детей водив становится явно лучше, постепенно водив становясь похожей водив на речь взрослого  сон человека.

Читайте также:  Психологические проблемы семьи имеющей ребенка с особенностями в развитии

Итак,  сон итоги четвертого  сон года жизни. Словарный запас значительно  сон расширяется, количество используемых  сон ребенком слов быстро  сон растет. Появляется «словотворчество».  сон В речи становится гораздо  сон меньше ошибок, не так много  сон словоизменений основных частей  сон речи. У  сон многих детей нормализуется звукопроизношение,  сон у некоторых  сон детей присутствует смешения свистящих и  сон шипящих, а также  сон отсутствие Р, Р». Связанная речь еще  сон не сложена, рассказы о событиях  сон из собственной жизни  сон не всегда  сон последовательны; некоторые дети уже могут пересказать известную  сон сказку. Хорошо  сон развитая в данном  сон возрасте непроизвольная память  сон дает возможность  сон запомнить большое  сон количество стихотворных произведений  сон наизусть.

Источник

Ольга Борисова
Речевое развитие детей 4-го года жизни

(выступление на родительском собрании)

Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

слайд 2 Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

• в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;

• попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;

речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

• внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;

• создание собственных словоформ;

• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

• с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

• и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;

• нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);

• путают звуки;

• переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь», но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Читайте также:  Занятия для развития ребенка 5 лет скачать бесплатно

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка», тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями.

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.

Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука»«йука», то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям, это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

• называть имена близких родственников и друзей;

• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

• распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

• находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

• называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

• точно повторять услышанное;

• пересказывать мультфильм, сказку;

• в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

Читайте также:  Аппликация как средство развития ребенка

• ребёнок постоянно тарахтит;

• его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;

• его сложно понять;

• в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;

• ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

• глотает окончания слов;

• произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

• не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

• приоткрытый рот;

• частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

• педиатр;

• невролог;

• психиатр;

• отоларинголог;

• логопед;

• психолог;

• сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.

2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.

4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.

7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.

9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.

11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`].

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Источник