Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте

Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте thumbnail

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

В
раннем возрасте у ребенка начинается
формирование сложных функций мозга,
быстрое развитие речи. Совершенствуется
высшая нервная деятельность, увеличивается
предел ее работоспособности (к началу
второго года ребенок может бодрствовать
подряд 5 часов), легко и быстро формируются
условные связи, происходит становление
второй сигнальной системы, развивается
речь, совершенствуется сенсорика.

К
двум годам ребенок хорошо ходит, движения
занимают большое место в его жизни.
Однако быстро формирующиеся психические
процессы, умения, навыки еще находятся
в стадии становления, поэтому они
недостаточно устойчивы. Кроме того,
дети второго года жизни очень легко
возбудимы и трудно приспосабливаются
к любым изменениям условий жизни.
Сопротивляемость организма ребенка
различным болезнетворным воздействиям
еще остается резко пониженной, поэтому
в этом возрасте дети подвержены, больше
чем дети первого года жизни, острым
заболеваниям.

На
третьем году жизни у ребенка замедляется
интенсивность физического развития,
так характерная для первых двух лет.
Повышается работоспособность нервной
системы (длительность бодрствования
увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит
дальнейшее развитие речи, сенсорики,
ориентировочно-познавательной
деятельности, совершенствуются движения.
Ход развития ребенка третьего года
жизни зависит от уровня, достигнутого
им к двум годам. При этом, как отмечает
Н.М. Аксарина, большие изменения в психике
детей третьего года жизни, а также в
умственном развитии связаны с развитием
речи. Быстро увеличивается словарный
запас. Речь в этом возрасте становится
основным средством общения со взрослыми
и Друг с другом. Постепенно повышается
сопротивляемость организма вредным
воздействиям внешней среды и физическая
выносливость детей [27, с.286].

Характеризуя
преддошкольный период, Н.М. Аксарина
пишет: «Ребенок родится, не умея
произносить ни одного членораздельного
звука. В первые месяцы жизни во время
гуления у ребенка совершенствуется
артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев,
слыша звуки человеческого голоса, он
начинает произносить повторные слоги.
В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов
образует первые 10-12 слов. Затем наступает
период как бы некоторого затишья —
медленное нарастание новых слов. На
протяжении первого полугодия 2-го года
идет быстрое накопление понимаемых
слов, установление связей слышимого
слова и предмета. Количество же слов,
которыми он активно пользуется,
увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес.
у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7
мес. происходит бурный скачок (быстрое
нарастание новых слов), к 2 годам активный
словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году
происходит дальнейший темп роста словаря
(к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование
качества речи — произношения, построения,
осмысления». Быстрый темп морфологического
и функционального развития всех органов
и систем, незавершенность иммунитета
способствуют тому, что дети раннего
возраста заболевают от самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе. В то же время каждое перенесенное
острое заболевание может привести к
развитию хронических болезней, повлечь
за собой отставание в физическом или
нервно-психическом развитии ребенка,
между которыми имеется очень большая
взаимозависимость и единство [18, с.270].

Применительно
к раннему возрасту существуют специфические
и конкретные задачи развития, которые
и становятся содержанием работы, как
психолога, так и педагога. Остановимся
на них подробнее.

Прежде
всего, это развитие предметной
деятельности, поскольку эта деятельность
в раннем возрасте является ведущей.
Именно в ней происходит приобщение
ребёнка к культуре, в ней формируются
главные психологические новообразования
этого периода: речь, наглядно-действенное
и образное мышление, познавательная
активность целенаправленность и пр. В
рамках предметной деятельности можно
выделить несколько направлений, каждое
из которых является самостоятельной
задачей и предполагает определённые
методы реализации.

Во-первых,
это развитие культурно нормированных,
специфических и орудийных действий.
Маленький ребёнок должен научиться
пользоваться окружающими предметами
«по-человечески»: правильно есть
ложкой, рисовать карандашом, копать
савочком, причёсываться расчёской,
застёгивать пуговицы и пр. Это задача
не только развития движений руки и общей
моторики. Все эти действия требуют
преодоления спонтанной, импульсивной
активности, а значит овладения собой и
своим поведением. Ребёнок должен понять
и присвоить смысл этих простых действий,
увидеть их результат почувствовать
свою умелость. Всё это даёт ему чувство
своей компетентности, самостоятельности,
уверенности в себе. Для решения этой
задачи необходимо, начиная с 1 года,
приучать детей к самообслуживанию:
показывать, как правильно одеваться,
причёсываться, держать ложку или чашку,
оставляя им возможность самостоятельных
действий и побуждая к ним. Помимо обычных
бытовых процедур, нужны специальные
игрушки, созданные для детей раннего
возраста (савочки, лопатки, удочки с
магнитом и пр) [12, с.75].

Другой
линией предметной деятельности является
развитие наглядно-действенного мышления
и познавательной активности. Ребёнок
раннего возраста мыслит, прежде всего,
действуя руками. Соотнося форму или
размер отдельных предметов, он связывает
свойства предметов, учится воспринимать
их физические качества. Для таких занятий
существуют многочисленные игрушки,
специально предназначенные для малышей.
Это всевозможные вкладыши различной
формы, пирамидки, простые матрёшки,
башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту
или пытаясь открыть загадочные коробочки,
в которых спрятан желанный приз, малыш
решает самые настоящие мыслительные
задачи. И хотя решение этих задач
неотделимо от практических действий,
оно требует значительных умственных
усилий и познавательной активности.
Задача взрослого здесь состоит не в
том, чтобы показать правильный способ
действия (т.е. подсказать решение задачи)
а в том, чтобы вызвать и поддержать
познавательную активность, заинтересовать
малыша загадочным предметом и побудить
к самостоятельному экспериментированию.

Ещё
одним важнейшим направлением развития
предметной деятельности является
формирование целенаправленности и
настойчивости действий ребёнка. Известно,
что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет
процессуальный характер: малыш получает
удовольствие от самого процесса действий,
их результат ещё не имеет какого-либо
самостоятельного значения. К трём годам
у ребёнка уже складывается определённое
представление о результате того, что
он хочет сделать, и это представление
начинает мотивировать действия ребёнка.
Ребёнок действует уже не просто так, а
с целью получения определённого
результата. Таким образом, деятельность
приобретает целенаправленный характер.
Очевидно, что нацеленность на результат,
настойчивость в достижении цели является
важнейшей характеристикой не только
деятельности ребёнка, но и его личности
в целом. Для формирования этого ценного
качества необходима помощь взрослого.
Маленькому ребёнку нужно помогать
«удерживать» цель, направлять его
на достижение желанного результата.
Для этого можно использовать конструктивные
игры и игрушки, предполагающие получение
определённого продукта. Это могут быть
фигурные пирамидки, из которых нужно
собрать определённый предмет (машинку,
солдатика, собачку и пр.), всевозможные
мозаики или пазлы, из которых складываются
картинки, кубики или простые конструкторы
для маленьких детей. Все эти игры требуют
определённого представления о том, что
должно получиться, и настойчивости в
достижении результата [34, с. 198].

Все
перечисленные виды предметных действий
предполагают индивидуальную работу
ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют
действовать совместно; предметы и
действия с ними всецело поглощают
интересы малышей, они не могут при этом
ориентироваться на действия партнёра,
учитывать чужие желания и пр. У каждого
ребёнка должна быть в руках своя игрушка
и свои способы действия с ней. Такая
индивидуальная деятельность с предметами
вызывает сосредоточенность и концентрацию
на предмете, своеобразную «завороженность»
своими действиями. Это очень важное и
ценное состояние. Монтессори видела в
концентрации малышей на действиях с
предметами начало воли ребёнка. Поэтому
нужно всячески поддерживать индивидуальную
работу ребёнка с предметами и создавать
для неё все возможные условия. Это в
свою очередь требует достаточного
количества адекватных пособий и особой
организации развивающей среды.
Консультации воспитателей по подбору
нужных игрушек, создание игровой
развивающей среды, её периодическое
обновление — всё это задачи психолога,
который должен ориентироваться на
интересы и возможности детей данного
возраста [32, с. 199].

Другой
чрезвычайно важной и ответственной
задачей воспитания детей раннего
возраста является развитие речи.
Овладение речью, как известно, в основном
происходит именно в этот период — от
года до трёх. Речь перестраивает все
психические процессы ребёнка: восприятие,
мышление, память, чувства, желания. Она
открывает возможности для совершенно
новых и специфически человеческих форм
внешней и внутренней жизни — сознания,
воображения, планирования, управления
своим поведением, логического и образного
мышления и конечно же новых форм общения.

Речь
маленького ребёнка возникает и
первоначально функционирует в общении
со взрослым. Поэтому первая задача
воспитания это развитие активной,
коммуникативной речи. Для этого необходимо
не только постоянно разговаривать с
ребёнком, но и включать его в диалог,
создавать потребность в собственных
высказываниях. Собственная речь ребёнка
не развивается через подражание чужим
даже самым правильным образцам. Чтобы
ребёнок заговорил, у него должна быть
потребность в этом, необходимость
выразить словом то, что другими средствами
выразить невозможно. Такую речевую
задачу (задачу сказать нужное слово)
ставит перед ребёнком взрослый.

На
первых этапах развития речь малыша
включена в его практические предметные
действия и неотделима от них. Ребёнок
может говорить только о том, что он видит
и что делает здесь и сейчас. Поэтому
включённость слов в конкретные действия,
(или «единство слова и дела») очень
важный принцип формирования активной
речи. Каждое новое слово должно быть
понятно ребёнку, нести в себе определённое
значение и опираться на конкретную
ситуацию. Создание такой речепорождающей
ситуации активизирующей речь детей —
специальная психолого-педагогическая
задача, которая должна решаться в
сотрудничестве педагога и психолога.

Второй
важной линией речевого развития является
совершенствование так называемой
пассивной речи, т.е. понимания речи
взрослого. Большинство малышей в 1,5-2
года уже хорошо понимают все слова и
простые фразы, когда они включены в
конкретную ситуацию. Преодоление
ситуационной связанности и становление
грамматической структуры речи — важнейшая
линия развития в раннем возрасте.
Неоценимую роль для этого играет
литература для малышей. Короткие и
простые детские сказки, стишки А. Барто
или С. Маршака, народные потешки и песенки
дают неоценимый материал для речевого
развития. Однако, взрослые должны открыть
малышам этот материал, сделать его
понятным и привлекательным. Для этого
нужно выразительное чтение, которое
сопровождается жестами, яркими интонациями
и возможно спектаклем игрушек. Разработка
методики речевого развития детей раннего
возраста также входит в задачи психолога
[5, с.134].

В
раннем возрасте возникает ещё одна
важнейшая функция речи — регулятивная.
Появляется способность управлять своим
поведением с помощью слова. Если до 2-х
лет действия ребёнка определяются в
основном воспринимаемой ситуацией, то
во второй половине раннего возраста
возникает возможность регулировать
поведение ребёнка посредством речи,
т.е. выполнение речевых инструкций
взрослого. Эту форму поведения психологи
рассматривают как первый этап развития
произвольного поведения, когда действия
ребёнка опосредованы речевым знаком,
который направлен на своё поведение.
Поэтому действие по инструкции открывает
возможность развития саморегуляции и
самоконтроля. Эту важнейшую способность
следует развивать и упражнять. Важно
выбрать для каждого ребёнка определённый
уровень сложности инструкции, который
соответствует его возможностям и
способностям. Это очень существенная
в раннем возрасте линия развития ребёнка,
которая нуждается в соответствующей
психолого-педагогическом сопровождении.

Овладение
речью в раннем возрасте делает возможным
становление детского воображения.
Воображение возникает на третьем году
жизни, когда появляется способность к
игровым замещениям, когда знакомые
предметы наделяются новыми именами и
начинают использоваться в новом качестве.
Такие игровые замещения являются первой
формой воображения ребёнка и составляют
важнейший шаг к новой ведущей деятельности
ребёнка — сюжетно-ролевой игре.
Многочисленные наблюдения и исследования
показывают, что игра не возникает сама
по себе, без участия тех, кто уже умеет
играть — взрослых или старших детей.
Маленького ребёнка нужно научить играть.
Обучение игре осуществляется конечно
же не на занятиях, а в процессе совместной
игры со взрослым, который передаёт
ребёнку способ замещения одних предметов
другими. Игра малышей требует непременного
участия взрослого, который не только
передаёт им необходимые способы игровых
действий, но и «заражает» их интересом
к деятельности, стимулирует и поддерживает
их активность. Любая игра обладает
комплексным воспитательным воздействием:
она требует и умственных, и волевых, и
физических усилий, и координации своих
действий и конечно же (если ребёнок
по-настоящему включён в неё) приносит
эмоциональное удовлетворение. Поэтому
развитие творческой игры и воображения
у детей 2-3 лет является важнейшей задачей
психолога.

В
раннем возрасте возникает ещё одна
чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности
ребёнка — его общение и взаимоотношения
со сверстниками. Несмотря на то, что
потребность в сверстнике занимает
далеко не главное место в раннем возрасте
и обычно не рассматривается как главная
линия его развития, первые формы
взаимодействия малышей играют
исключительно важную роль для развития
личности ребёнка и дальнейшего развития
межличностных отношений. Именно здесь
закладывается чувство непосредственной
общности и связи с другими, равными
ребёнку людьми. Как показывают
исследования, потребность в общении со
сверстниками возникает на третьем году
жизни. В этом возрасте общение малышей
имеет весьма специфическое содержание,
которое представляет собой
эмоционально-практическое взаимодействие.
Особое место в таком взаимодействии
занимает подражание друг другу. Дети
как бы заражают друг друга общими
движениями и эмоциями и через это
чувствуют взаимную общность. Такое
взаимодействие даёт ребёнку ощущение
своего сходства с другим, равным ему
существом. Переживание сходства и
общности вызывает бурную радость и
способствует осознанию себя. Воспитатель
может придать ему культурную, организованную
форму. Оптимальным средством для этого
являются известные игры, в которых дети
действуют одновременно и одинаково —
Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь,
Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте
должны проходить при непосредственном
участии взрослого, который организует
детей, показывает им нужные движения и
слова, погружает их в общую атмосферу
игры. Разработка, подбор и проведение
таких игр составляет важное направление
работы психолога.

Практически
все дети раннего возраста (от 1,5 лет),
растущие в семье, нуждаются в контактах
со сверстниками и в овладении навыками
общения. При этом раннее детство является
сенситивным периодом для формирования
толерантного отношения к другим. Поэтому
весьма целесообразным является
объединение в одной группе детей с
различными трудностями. Такое объединение
разных детей в раннем возрасте является
весьма эффективным [7, с.90]. Детям со
специальными нуждами это облегчает
адаптацию к обществу сверстников и
ускоряет их развитие, а обычным детям
даст незаменимый опыт общения с другими,
отличающимися людьми, что чрезвычайно
важно для воспитания толерантности.
Вместе с тем, правильная организация
общения малышей в интегративной группе
представляет серьёзные трудности и
требует участия профессиональных
психологов.

Все
перечисленные задачи являются общими
для педагога и психолога и решаются в
их тесном сотрудничестве.

Таким
образом, развитие детей раннего возраста
— самый поддающийся педагогическим
воздействиям период. Все осваивается
и познается впервые. Нет еще навыков,
отсутствуют представления, знания. Но
велика предрасположенность к усвоению,
высока обучаемость, так как имеются
врожденные механизмы, служащие основой
формирования психических качеств,
свойственных только человеку. Но это и
самый уязвимый период в жизни человека,
требующий наибольшей заботы со стороны
взрослых.

Именно
в это время опыт взаимодействия с
родителями, другими членами семьи,
детьми и взрослыми влияет на развитие
ребенка.

Потребности
детей раннего возраста в охране здоровья,
питании, безопасной обстановке,
психосоциальном и познавательном
развитии должны удовлетворяться
координированным и взаимосвязанным
образом так, чтобы каждый из компонентов
подкреплял другой и ни один не оставался
без внимания.

Чрезвычайно
важно для развития нравственных понятий
формирование эмоционального опыта
ребенка раннего возраста. Вся информация
должна быть пронизана чувствами. Понятия
о добре и зле, счастье и горе, и даже
понятие о светлом утре, жарком лете,
опасной поездке, уютной комнате и старом
диване складываются только тогда, когда
ребенок непосредственно наблюдает
проявления чувств и эмоций, характеризующих
эти понятия.

Для
развития и воспитания детей раннего
возраста необходимо комплексное
сопровождение индивидуального развития
ребенка, способствующего благоприятной
адаптации и формированию первоначального
социального опыта на основе удовлетворения
жизненных потребностей.

К
основным задачам развития детей раннего
возраста относятся:

охрана
и укрепление психофизического здоровья,
формирование компетенций, необходимых
для жизни;

создание
благоприятных условий для протекания
сенситивного периода сенсомоторного
и речевого развития ребенка;

воспитание
положительного отношения и базового
чувства доверия к людям (первичные
основы морали), культивирование
положительных нравственных чувств
детей;

эмоциональное
развитие;

активизация
работы с семьей с целью психолого-педагогического
просвещения родителей по уходу за детьми
раннего возраста, их воспитанию и
развитию.

Для
успешного развития детей раннего
возраста необходимы определенные
педагогические условия, о которых пойдет
речь в следующем параграфе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник