Особенности развития ребенка в периоде первого детства

Особенности развития ребенка в периоде первого детства thumbnail

periodi_detstvaДетство может быть разделено на следующие периоды: внутриутроб­ный период; период новорожденного, включающий первые 28 дней жизни; период грудного возраста — от 4 недель до 1 года; период раннего детства — от 1 года до 3 лет; дошкольный период — от 3 лет до 6 лет; школьный период или период старшего детства, включающий школьный период как таковой (или «младший школьный»), который начинается в 6 лет и заканчивается в 10—12 лет после чего следует период половой зрелости.

Основной характеристикой детства является развитие человеческого организма, начиная от яйца (получившегося путем соединения сперматозоида с яйцевой клеткой) до зрелого человека в возрасте 18—20 лет, способного к самостоятельной жизни в рамках определенного общества.

Развитие состоит из двух различных, но весьма тесно связанных между собой процессов:

Рост

Количественный процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие соответствует размножению числа клеток (или ядер) и увеличению их объема, что представляет собой непрерывный, измеряемый процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Скорость роста варьирует в зависимости от каждого ребенка, и этим объясняются различия, отмечаемые у взрослых лиц.

Созревание

Процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью и которое устанавливается гораздо труднее. Скорость созревания варьирует в зависимости от ребенка, но его результат — зрелость — является одинаковым почти для всех лиц.Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста или пропорций между частями тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела зависит от созревания тканей. Это различие позволяет лучше осветить общую картину развития организма, факторов, которые могут его изменить, а также методов измерения.

внутриутробный период

Внутриутробный период (предродовой)

Представлен 9 месяцами беременности, а жизнь начинается с момента соединения женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Внутриутробный период является одним из наиболее активных и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9 месяцев микроскопическая клетка становится плодом в 3 кг. В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой. Оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы. В течение первых 3 месяцев (зародышевый субпериод) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются весьма быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий. В конце второго квартала беременности размеры плода составляют 70%, а вес — всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.

Период новорожденного (0—28 дней)

Представляют собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, будучи наиболее трудным периодом с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры. Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного. Этого необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений — желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию.

Период грудного возраста

Период грудного возраста (28 дней — 1 год)

Характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20—23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34—35 см при рождении, 46—47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев. Исключительно молочное питание в начале жизни становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую неделю, а иногда даже и каждый день. Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные заболевания, плохое питание и т. д.). Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.

дошкольный возраст

Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1—3 года)

Характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1—2 года; 1,5—2 кг в возрасте 2—3 года) и роста 2—3 см в возрасте 1 — 2 года; 1 см в возрасте 2—3 года). Пропорции между размерами головы, туловища и конечностей изменяются, обусловливая изменения общего вида ребенка. Появляются последние молочные зубы, а двигательная функция совершенствуется. В этом периоде следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки. В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, интеркурентные заболевания, некоторые расстройства поведения вследствие ошибочного ухода за ребенком.

Второй период детства или дошкольный период (3—6 лет)

дошкольный возраст

Физическое развитие ребенка плавное. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90% по сравнению со взрослым.Питательные нужды меньшие, чем в предыдущие периоды. В этом периоде ребенок приобретает некоторую самостоятельность. Родители должны понять, что ребенку необходимо развернуться, что настало время приобщения к детскому коллективу и что основной его деятельностью является игра. В этом возрасте патология, в основном, представлена различным несчастными случаями, инфекционными заболеваниями, аллергиями.

Читайте также:  Уроки развития внимание для ребенка

Третий период детства или школьный возраст

Начинается с 5—6 лет и заканчивается в 10 — 12 лет. Будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это — возраст совершенствования приобретенных навыков. Процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.

Половая зрелость

Сравнительно длинный период, продолжающийся несколько лет, во время которого происходит переход от детства в период взрослого возраста. Здесь преобладают следующие превращения: соматичес­кое развитие (рост, вес тела), изменение первичных половых признаков (половые органы) и появление вторичных признаков. Параллельно происходят изменения всего организма с глубокими последствиями с психологической точки зрения. Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют од­новременно, но в различном ритме, и в течение 4—5 лет наступает картина развитого взрослого организма. Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости, состоит из 3 этапов.

дети

Препубертатный период (препубертатность)

Начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков — секреция тестикулярных гормонов.

Период половой зрелости (как таковой)

Начинается в возрасте 10 — 14 лет у девочек и 11 — 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (4—5 лет), чем у мальчиков (5—6 лет). В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышения секреции гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов. После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции — в форме полюции — у мальчиков.

Постпубертатный период (отрочество)

Продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая поллюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста, что совпадает с появлением третьего моляра. На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость. Это деление является, конечно, произвольным, так как все превращения в течение этих периодов прогрессируют одновременно, являясь специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже для каждого ребенка одной и той же семьи.

подростки

Факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и, соответственно, на картину полового созревания являются многочисленными.

Среди них мы прежде всего назовем наследственность (у высоких родителей и высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости получили малые количества протеинов, какими являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно малого роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые в результате изменения питания в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, освещение, солнечное облучение); наследуемые или приобретаемые заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком — чрезмерно оберегаемые дети, выращенные с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; не гигиенические жилищные условия; подход к прогрессу и научным концепциям относительно современной жизни; неблагополучная семейная обстановка и т. д.). Все эти факторы, уже давно известные и общепринятые, но правильно используемые только в некоторых странах, обусловили так называемую «ак­селерацию роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и молодежи. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4—6 лет; на 2,5 см — к 11 годам и на 1 см — у взрослых лиц. В то же время половая зрелость в среднем на десятилетие наступает раньше на 4 месяца, с начала нынешнего века; соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта.

Следовательно, явление акселерации обусловливается улучшением питания, состоянием здоровья и условий жизни, что позволяет детям и подросткам полностью реализовать потенциал, носителями которого они генетически являются.

Факторы среды могут продолжительно и даже окончательно изменить некоторые анатомические, функциональные и психические особенности человека; особенно действует среда в первые годы жизни (0—4 года) и в период полового созревания.

Источник

  • 1. Какие специфические для раннего детства особенности развития Вы знаете?
  • 2. В чём состоит отличие понятий «ведущий вид деятельности» и «ведущие линии развития»?
  • 3. Чем отличаются и в чём проявляются неравномерность и скачкообразность развития?
  • 4. Какое значение имеет период раннего детства в онтогенезе?
  • 5. Какова роль взрослого в развитии ребенка младенческого и раннего возраста?

Развитие ребенка — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению качественных и структурных преобразований на всех уровнях его интегральной индивидуальности.

Развитие ребенка в период раннего детства отличается, прежде всего, высокой динамичностью, наиболее интенсивным темпом. Выше мы давали качественную характеристику изменений, происходящих за первые три года, а теперь для примера рассмотрим количественные данные, относящиеся как к физическому, так и психическому (речевому) развитию детей:

Читайте также:  Эффективное развитие речи у ребенка 2 лет

Особенности развития ребенка в периоде первого детства

Интенсивный темп развития связан с такой особенностью, как высокая пластичность (то есть способность легко изменяться под влиянием внешних воздействий), обусловливающая богатейшие потенциальные возможности развития. Как доказывают авторы систем «раннего развития» (Г. Доман, П. Тюленев и др.), к трем годам малыш может освоить несколько языков, научиться читать, печатать, играть на музыкальном инструменте и т.д. С ними солидаризируется Масару Ибука, назвавший свою книгу «После трех уже поздно» (Kindergarten is Too Late).

Чем старше становится ребенок, тем медленнее он овладевает, к примеру, иностранным языком, тем больше усилий требуется от него при обучении чтению, письму и счету. По мнению Б.П. Никитина, выдвинувшего теорию НУВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей), каждый ребенок при рождении обладает колоссальными возможностями развития способностей к любому виду деятельности, но при отсутствии соответствующих условий потенциальное не переходит в реальное. Упущенные возможности в годы стремительного развития потребуют гораздо более длительной педагогической работы в будущем, а могут оказаться и навсегда потерянными.

К сожалению, большинство взрослых недооценивает значимость первых трех лет жизни ребенка, не задумывается над тем, что они делают каждый день. Ведь этот день может быть равен месяцам, а то и годам последующей жизни.

Поэтому каждый педагог и родитель, взявший на себя обязательства по воспитанию ребенка раннего возраста, должен всегда помнить слова американского психолога Джона Уотсона: «Если испортить ребенка, а сделать это можно за несколько дней, то кто поручится, что этот вред в дальнейшем удастся исправить?».

Следующая особенность развития, ярко проявляющаяся в первые три года жизни, — это его неравномерность (гетеро- хронность), обусловливающая выделение так называемых ведущих линий развития.

Ведущими линиями развития называются выделяемые на определенном возрастном отрезке направления, в рамках которых отмечается наибольшая динамика и пластичность формирования и развития умений, определяющих поведение ребенка данного возраста и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни.

Например, в первый месяц жизни ведущей линией становится развитие зрительной сферы малыша. Новорожденный еще не может передвигаться, брать игрушки и т.п., но интенсивно развиваются его зрительные реакции: с каждым днем он успешнее фиксирует взглядом яркий предмет и прослеживает его движение. Согласно экспериментальным данным Э.Г. Пилюгиной, если взрослый, начиная с 4-7-го дня жизни ребенка, несколько раз в день проводит короткие (в течение одной минуты) занятия, ориентированные на развитие умения следить взглядом за перемещающимся предметом, то уже к концу третьей недели жизни движения глаз ребенка становятся плавными, не теряющими игрушку и на этой основе возникает новое умение — активный перевод взгляда с одного предмета на другой. Без специальных занятий такие умения появляются лишь на третьем месяце жизни.

Малыш, научившийся управлять движениями своих глаз, большую часть бодрствования рассматривает свое окружение, что обеспечивает удовлетворение потребности в получении впечатлений, фиксирует взгляд на лице взрослого, что становится основой развития деятельности общения. Пытаясь удержать в поле зрения предмет, ребенок учится поворачивать голову.

Таким образом, именно в развитии зрительной сферы новорожденного мы наблюдаем все четыре признака, позволяющие выделить данную линию в качестве ведущей.

Неравномерность развития необходимо отличать от его скачкообразности, проявляющейся в чередовании периодов некоторого замедления в развитии и скачков, когда на протяжении короткого времени происходят значительные количественные и качественные изменения. Особенно ярко проявляются такие скачки в развитии активной речи детей. Свои первые 5-10 слов ребенок начинает произносить к году, но вплоть до конца второго года жизни он употребляет не более 30 слов, грамматически не изменяя их. В возрасте двух лет (у одних детей раньше, у других позже) активный словарный запас резко — всего за 2-3 месяца — возрастает до 200-300 слов, ребенок начинает строить предложения из трех и более слов, грамматически согласуя их между собой.

Подобный скачок можно наблюдать и в увеличении работоспособности нервной системы, когда за 3-4 дня малыш увеличивает период своего бодрствования на целый час и затем на несколько месяцев останавливается на достигнутом.

Ведение родителями-педагогами дневников наблюдений за развитием своих детей позволяет увидеть скачкообразность различных линий развития. Рассмотрим для примера дневниковые записи, касающиеся овладения ходьбой.

Так, первые отметки о самостоятельных шагах малыша появляются, когда ему исполняется 9 месяцев: «23.02 — в первый раз сделал пару шагов, 24.02 — прошел к маме четыре шажка, 25.02 — сделал два шага от кресла к столу». В течение следующих трех недель ребенку не удается сделать больше двух шажков, и только 17 марта появляется новая запись: «Сегодня прошел семь шагов».

А спустя четыре дня — 21 марта — малыш совершает «рекордные 18 шажков с сушкой в зубах», при этом родитель замечает, что у ребенка «лучше получается, когда он идет сам; а когда зовешь, то, сделав 2-4 шага, падает». Но уже 25.03 малыш «практически каждую минуту встает на ноги и идет сам, держа в руках игрушку, теперь это его любимейшее занятие; 27.03 — идет сам в каждом удобном случае, проходит (с остановками и приседаниями) неописуемые расстояния». И далее опять наступает период замедленного развития: лишь 17.05 родитель делает запись о том, что ребенок «впервые долго самостоятельно ходил на улице в сапожках».

Периоду раннего детства свойственна и такая особенность как наиболее тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития. Малыши, испытывающие эмоциональный дискомфорт при поступлении в детский сад, не только частично регрессируют в психомоторном развитии, но и беспокойно спят, теряют в весе, начинают болеть. И напротив, обеспечение позитивного эмоционально насыщенного общения, как описывает в своем исследовании М.Ю. Кистяковская, может улучшить состояние ребенка даже без лекарственной терапии. Так, автор рассказывает историю девочки Тани, которая поступила в исследовательский центр в возрасте 1 года 10 месяцев, имея вес пятимесячного (6,5 кг) и рост 11-месячного ребенка. Таня все время лежала, не могла удерживать голову в вертикальном положении, не брала игрушки и даже не рассматривала их. Педагоги стали взаимодействовать с девочкой как с младенцем первых месяцев жизни — в форме ситуативно-личностного общения. Спустя месяц Таня начала активно включаться в общение со взрослыми, сосредоточивать взгляд на игрушках, прибавка веса составила около 1 кг. Через три месяца девочка научилась брать предметы, ползать, садиться.

Читайте также:  Значение игрушек для развития ребенка дошкольного возраста

Можно привести и примеры, отражающие другие аспекты указанной взаимосвязи. Так, в исследовании И.А. Аршавского новорожденных почти перед каждым кормлением купали в прохладной (t 24-28°) воде. В результате малыши, родившиеся физиологически незрелыми, быстро догоняли ровесников по антропометрическим показателям, раньше начинали удерживать головку, ползать, демонстрировали успехи в психическом развитии. Согласно данным М.М. Кольцовой, дети второго года жизни, с которыми дополнительно ежедневно проводились 20-минутные упражнения по развитию мелкой моторики рук, уже спустя неделю занятий заметно опережали сверстников на речевых занятиях: если первые активно и достаточно точно повторяли за педагогом звукоподражания, то вторые преимущественно молчали.

В раннем детстве, в сравнении с другими возрастными периодами, наиболее выражены индивидуальные различия в развитии малышей.

Так, например, по данным Ю.М. Хохряковой, из 300 обследованных детей к моменту достижения ими возраста 2 лет 3 месяцев 9% находились на I уровне сенсорного развития (они выполняли диагностические задания с помощью практических проб), 46% — на II уровне (овладели практическим примериванием), 37% — на III уровне (осуществляли зрительное соотнесение величины и формы объектов в знакомых ситуациях) и 8% — на IV уровне (свободно соотносили не только пространственные, но и цветовые свойства объектов на основе предметных предэталонов).

Широта спектра различий в развитии детей не только одной возрастной группы, но и одного календарного возраста требует от педагогов осуществления индивидуального подхода, а также актуализирует проблему диагностики развития.

Проводимая в период раннего детства диагностика развития выполняет разные функции: служит основой индивидуализации воспитания и обучения, позволяет своевременно выявлять нарушения развития. Однако что считать нормой развития? Рассмотрим для примера такой показатель, как «употребление ребенком в свободной речи не менее 10 слов». По мнению Н.М. Аксариной, Э.Л. Фрухт, этот показатель характеризует нормальное развитие детей в возрасте одного года. В отличие от них И.Г.Холл, Н.Скиннер полагают, что к году только наиболее способные малыши имеют в активном словаре десяток слов, и потому в качестве нормативного данный показатель следует отнести к возрасту полутора лет (18 мес.). Между тем массовое обследование детей, проведенное в 2001 году в Санкт-Петербурге, выявило наличие не только индивидуальных, но и половых различий по названному показателю. Среди девочек 50% обследованных употребляли десять слов к 17-му месяцу, а среди мальчиков — только к 21-му месяцу жизни. Если же «планку нормы» поднять до 85%, то для девочек рассматриваемый показатель нужно будет отнести к 26-му месяцу, а для мальчиков — к 31-му месяцу.

Развитие ребенка в период раннего детства отличается наиболее выраженной зависимостью от воздействий взрослого. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого, он не прожил бы и нескольких часов. И дело здесь не только в том, что взрослый ухаживает за ним. Еще в XIII веке император Фридрих Гогенштауфен решил провести эксперимент с целью узнать, на каком языке (латыни, греческом или немецком) заговорят дети, если им обеспечить хороший уход и питание, но при этом не общаться с ними. Как гласит легенда, за малышами ухаживали немые кормилицы, но никто из испытуемых в таких условиях не дожил и до двух лет и, разумеется, не произнес ни одного слова.

Подобные эксперименты ставит и сама жизнь. В годы Второй мировой войны в приютах оказывалось большое количество детей, разлученных с родителями. Рене Спиц, наблюдая за поведением таких малышей, отметил, что у многих из них развивается «классическая форма госпитализма»: дети становятся апатичными, проявляют негативное отношение к взрослым и, несмотря на достаточное питание и нормальные гигиенические условия, умирают.

Но удивительно, что уникальный процесс стремительного развития ребенка в первые три года жизни, хотя и зависит от воздействий взрослого, вместе с тем, казалось бы, не требует его педагогической компетентности. Как свидетельствуют, к примеру, этнографические наблюдения М. Мид, дети раннего возраста, растущие в примитивных африканских культурах, по многим показателям психомоторного развития значительно превосходят своих европейских сверстников. Почему так происходит? Чем руководствуются в своей деятельности родители, не имеющие педагогического образования? Данные вопросы мы рассмотрим в следующем параграфе.

Итак, раннее детство — особый возрастной период, в котором развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно, отличается высокой пластичностью, неравномерностью и скачкообразностью, особо тесной взаимосвязью физического, психического развития и состояния здоровья. Для этого периода характерна яркая выраженность индивидуальных различий в развитии детей, а также наиболее сильная зависимость от воздействий взрослого.

Контрольные задания:

  • 1. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие каждую из перечисленных особенностей развития детей.
  • 2. Приведите примеры, доказывающие или опровергающие теорию НУВЭРС.
  • 3. Покажите на каком-либо конкретном примере взаимозависимость выделенных особенностей развития детей в период раннего детства.

Источник