Особенности развития ребенка в младенческий и ранний возраст

Формирование
базового доверия к миру, к людям, к себе
– ключевая задача периода раннего
развития ребенка в период младенческого
и раннего возраста.
Важнейшая
задача взрослых – создать и поддерживать
позитивные и надежные отношения, в
рамках которых обеспечивается развитие
надежной привязанности и базовое доверие
к миру как основы здорового психического
и личностного развития (Б.Боулби,
Э.Эриксон, М.И.Лисина, Д.Б. Эльконин,
О.А.Карабанова и др.). При этом ключевую
роль играет эмоционально насыщенное
общение ребенка со взрослым (М.И. Лисина).
С
возрастом число близких взрослых
увеличивается. В этих отношениях ребенок
находит безопасность и признание, и они
вдохновляют его исследовать мир и быть
открытым для нового. Значение установления
и поддержки позитивных надежных отношений
в контексте реализации Программы
сохраняет свое значение на всех возрастных
ступенях.
Личностно-развивающее
взаимодействие со взрослым предполагает
индивидуальный подход к каждому ребенку:
учет его возрастных и индивидуальных
особенностей, характера, привычек,
предпочтений. При таком взаимодействии
в центре внимания взрослого находится
личность ребенка, его чувства, переживания,
стремления, мотивы. Оно направлено на
обеспечение положительного самоощущения
ребенка, на развитие его способностей
и расширение возможностей для их
реализации. Это может быть достигнуто
только тогда, когда в Организации или
в семье создана атмосфера доброжелательности
и доверия между взрослыми и детьми,
когда каждый ребенок испытывает
эмоциональный комфорт, имеет возможность
свободно выражать свои желания и
удовлетворять потребности. Такое
взаимодействие взрослых с ребенком
является важнейшим фактором развития
эмоциональной, мотивационной,
познавательной сфер ребенка, личности
ребенка в целом.
Особое
значение для данного возрастного периода
имеет поддержка потребности в поиске,
развитие предпосылок
ориентировочно-исследовательской
активности ребенка.
Младенческий возраст (2-12 месяцев)
В
первом полугодии жизни ребенка основными
задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
– развития
надежной привязанности как условия
здорового психического и личностного
развития на протяжении жизни;
– развития
базового доверия к миру;
– развития
эмоционального (ситуативно-личностного)
общения младенца со взрослым;
– познавательной
активности по отношению к предметному
окружению и предпосылок
ориентировочно-исследовательской
активности;
– физического
развития ребенка.
В
ходе эмоционального общения на данном
возрастном этапе закладываются
потенциальные возможности дальнейшего
развития ребенка, создается основа для
формирования таких личностных
характеристик, как положительное
самоощущение, инициативность,
любознательность, доверие и доброжелательное
отношение к окружающим людям.
В
области социально-коммуникативного
развития
Взрослый
удовлетворяет потребность ребенка в
общении и социальном взаимодействии:
обращается к ребенку с улыбкой, ласковыми
словами, бережно берет на руки, поглаживает,
отвечает на его улыбку и вокализации,
реагирует на инициативные проявления
ребенка, поощряет их. Создает условия
для положительного самовосприятия
ребенка: обращается по имени, хвалит,
реагирует на проявления недовольства
ребенка, устраняет его причину (пеленает,
переодевает, кормит и др.), успокаивает.
Способствует
предречевому развитию ребенка:
сопровождает ласковой речью все свои
действия в ходе режимных моментов,
комментирует действия ребенка, называет
предметы, игрушки, организует эмоциональные
игры, напевает песенки.
В
области познавательного развития
Взрослый
создает условия для обогащения ребенка
новыми впечатлениями, поддерживает
проявления любознательности: помещает
в поле зрения и досягаемости ребенка
игрушки и предметы разной формы, величины,
цвета, фактуры, звучания; после того,
как младенцу исполнится 3 месяца,
вкладывает игрушку ему в ручку; время
от времени носит ребенка на руках,
показывает и называет предметы,
находящиеся в помещении.
В
области физического развития
Взрослый
способствует росту, укреплению здоровья,
мышечного тонуса, развитию движений
ребенка: организует питание, правильный
режим сна и бодрствования, прогулок;
проводит гимнастику, массаж и пр.
Во
втором полугодии основные задачи
образовательной деятельности состоят
в создании условий:
–
развития предметно-манипулятивной и
познавательной активности;
–
ситуативного-действенного общения
ребенка со взрослым;
–
развития речи;
–
приобщения к художественно-эстетическим
видам деятельности;
–
развития первых навыков самообслуживания;
–
физического развития.
В
области социально-коммуникативного
развития
Взрослый
удовлетворяет потребность ребенка в
общении и социальном взаимодействии:
играет с ребенком, используя различные
предметы. При этом активные действия
ребенка и взрослого чередуются. Взрослый
показывает образцы действий с предметами;
создает предметно-развивающую среду
для самостоятельной игры-исследования;
поддерживает инициативу ребенка в
общении и предметно-манипулятивной
активности, поощряет его действия.
Способствует
развитию у ребенка позитивного
представления о себе и положительного
самоощущения: подносит к зеркалу, обращая
внимание ребенка на детали его внешнего
облика, одежды; учитывает возможности
ребенка, обращает внимание на достижения
ребенка, высказывая радость и поощряя
их.
Взрослый
способствует развитию у ребенка интереса
и доброжелательного отношения к другим
детям; создает безопасное пространство
для взаимодействия детей, насыщая его
разнообразными предметами, наблюдает
за активностью детей в этом пространстве,
проявлениями интереса детей друг к
другу, взаимодействием детей, называет
детей по имени, комментируя происходящее.
На этой стадии развития ребенок еще не
может понять интересы другого ребенка,
не может делиться игрушкой и/или не
брать чужую игрушку. Такие требования
к ребенку на этом возрастном этапе не
выдвигаются. Задача взрослого –
предотвращать возможные конфликты,
отвлекая детей, переключая внимание
конфликтующих на более интересные
объекты или занятия.
Взрослый
также поддерживает стремление ребенка
к самостоятельности в овладении навыками
самообслуживания: поощряет попытки
ребенка самостоятельно держать ложку,
зачерпывать из тарелки пищу, пить из
чашки и т. п.
В
области познавательного развития
Взрослый
способствует развитию любознательности
ребенка: обогащает окружающую ребенка
среду предметами, которые можно
исследовать и/или с которыми можно
экспериментировать (разбирать на части,
соединять и разъединять детали,
складывать, выкладывать, извлекать
звуки и пр.). Это могут быть предметы
различной величины, формы, с разнообразной
поверхностью, разного цвета (дерево,
пластмасса, бумага, ткань, губка, шерсть,
веревка и т. п.), позволяющие ребенку
знакомиться с их физическими свойствами;
игрушки, стимулирующие развитие памяти
(исчезновение и появление предметов);
игрушки и предметы, производящие шумы,
позволяющие ребенку обнаружить первые
причинно-следственные связи (погремушки,
колокольчики и т. п.).
На
регулярных прогулках взрослый наблюдает
за проявлениями детского любопытства,
интереса к природным объектам, разделяя
детское удивление и интерес, называя
объекты, которые привлекают внимание
детей, вместе с ребенком рассматривает
камешки, листья, цветы и т. п.
В
области речевого развития
В
процессе взаимодействия с ребенком
взрослый внимательно относится к
попыткам ребенка выразить свои желания,
потребности и интересы, тем самым поощряя
начало активной речи. Он пытается понять,
чего хочет ребенок, и вербализирует то,
что тот хочет «сказать» или спросить.
В ходе общения и игр взрослый стимулирует
понимание ребенком речи: комментирует
собственные действия и действия ребенка,
называет окружающие предметы, читает
детские стихи, поет песенки, показывает
картинки, рассказывает, что на них
изображено. Организует игры, включающие
ритмические стихи и движения.
В
области художественно-эстетического
развития
Взрослый
организует предметно-пространственную
среду, заполняя ее необходимыми
оборудованием, предметами и материалами
– музыкальными инструментами,
репродукциями картин, бумагой, мелками,
карандашами, красками и т. п. Взрослый
организует прослушивание детьми
фрагментов музыкальных произведений;
демонстрирует звучание детских
музыкальных инструментов, побуждает
пританцовывать и/или позволяет детям
свободно двигаться под музыку. Взрослый
рассматривает вместе с ребенком картинки,
репродукции картин; показывает короткие
инсценировки с куклами, пальчиковыми
игрушками; рисует в присутствии детей,
побуждая их тем самым к собственной
изобразительной деятельности;
предоставляет детям возможность
использовать все материалы для
самовыражения и/или экспериментирования
с ними: извлекать звуки из инструментов,
чиркать каракули мелками или карандашами,
экспериментировать с красками и т. п.
В
области физического развития
Взрослый
способствует прежде всего двигательному
развитию, организует полноценное
питание, режим дня, включающий сон и
регулярное пребывание на свежем воздухе,
время от времени проводит массаж.
Развитию
крупной и мелкой моторики на данном
этапе следует придавать особое значение.
В
области крупной моторики
Взрослый
поощряет самостоятельную активность
и развитие свободного движения;
организует
безопасную предметно-пространственную
среду, способствующую развитию свободной
двигательной активности, самостоятельному
перемещению ребенка в помещении, попыткам
делать первые шаги.
Для
развития здоровой пространственной
координации и двигательного аппарата
ребенка важно, чтобы ребенок учился
перемещению в пространстве и прямостоянию
самостоятельно, без активного вмешательства
взрослых. Необходимо предоставлять
ребенку возможность развиваться по
индивидуальной траектории моторного
развития. Большинство детей активно
ползают, но существует множество детей,
пропускающих фазу активного ползания
и двигающихся по-другому.
Следует
также помнить, что сроки развития
прямостояния у разных детей сильно
варьируются в возрастном диапазоне от
10 месяцев до 1,5 и более лет. Искусственное
ускорение этого процесса, беспокойство
родителей (законных представителей) и
неадекватные требования могут нанести
ребенку вред.
В
области мелкой моторики
Взрослый
насыщает среду предметами изразнообразных
материалов (дерева, пластмассы, материи,
шерсти и т. п.) различной величины и
формы, ощупывание которых способствует
развитию мелкой моторики ребенка,
учитывая требования по обеспечению
безопасности жизни и здоровья детей.
Развитию мелкой моторики способствует
также экспериментирование с карандашами,
мелками и т. п..
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник