Коррекция психического развития ребенка это

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогичес­кой помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1. Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.
В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.
В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психоло­гической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988). Другие понимают ее как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бур-менская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990), или как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Не-мов, 1993).
В патопсихологии и в специальной психологии коррекция рассматривается как один из способов психологического воздей­ствия, направленный на исправление отклонений в психическом развитии ребенка.Нередко понятие психологическая коррекция подменяется по­нятием психотерапия. Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных мето­дов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из дан­ного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со специфи­кой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией — психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно использу­ется по отношению к методам работы, осуществляемым специалис­том-психологом. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром ранне­го детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.
В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.
Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1933; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8746 — | 7554 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2016;
проверки требуют 7 правок.

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Читайте также:  Таблица физическое развитие ребенка дошкольного

Термин получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В это время психологи стали усиленно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы велись активные дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапевтической работой, но они носили, чаще, всего, теоретический характер. На практике психологи часто занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление термина «психологическая коррекция» в главной мере было направлено на разграничение полномочий психотерапевта и психолога. На сегодняшний день нет чёткого разграничения терминов «психотерапия» и «психокоррекция».

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения[править | править код]

Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы психокоррекции[править | править код]

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

  • аутогенная тренировка;
  • метод условных рефлексов;
  • оперантное научение;
  • система патогенетической психотерапии (Мясищев В. И. и др.).[1]

История психокоррекции[править | править код]

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные виды психологической коррекции[править | править код]

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).
Читайте также:  Социокультурная пространственно предметная среда развития ребенка

Сфера применения психокоррекции[править | править код]

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии[править | править код]

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса.» (Мамайчук).
Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  1. методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
  2. содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
  3. технологический (методы, формы, средства использования).
  • Свойства психокоррекционных технологий:
  1. психокоррекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приёмов, психокорекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
  2. нельзя создать универсальную психокоррекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
  3. психокоррекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
  4. важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
  5. специфика задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).

См. также[править | править код]

  • Нейропсихологическая коррекция
  • Специальная психология

Примечания[править | править код]

  1. Зачепицкий Р. А., Карвасарский Б. Д. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.

Литература[править | править код]

  • Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи // Прикладная военная психология. — СПб. : Питер, 2006. — Гл. 6.3.2. — С. 153-164. — 480 с. — ISBN 5-469-01122-4.
  • Психологическая наука и образование psyedu.ru — 2005. — № 2. Специальный выпуск «Психологическая реабилитация и коррекция» (материалы в открытом доступе)
  • Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М. : Оперант, 2015. — С. 153-164. — 176 с. — ISBN 978-5-9906841-1-9.
  • Стуканов, В. Г. Исправительная психокоррекция личности преступника : монография / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2014. — 179 с. — ISBN 978-985-427-886-5. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28087020
  • Стуканов, В. Г. Методические основы исправительной психологической коррекции личности осужденных за корыстные преступления : учебное пособие для психологов ИТУ / В.Г. Стуканов / Минск: КИН МВД Республики Беларусь, 1999. – 80 с.

Ссылки[править | править код]

  • Психологическая коррекция и психотерапия в Институте психотерапии и клинической психологии

Источник

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы

Важнейшая прикладная задача возрастной
психологии состоит в осуществлении
систематического контроля за ходом
психичес­кого развития детей с целью
возможно более ранней диагностики и
выявления нарушений и отклонений в
развитии, их предупреж­дения и коррекции
[35]. Термин «коррекция психического
разви­тия» впервые стал использоваться
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития ребенка.
Под «кор­рекцией», в отличие от
медицинской помощи, понималась
опре­деленная форма психолого-педагогической
деятельности, т.е. со­вокупность
педагогических воздействий, направленных
на исправ­ление недостатков в развитии
ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте презентация

Психолого-педагогическая коррекция
как вид психологической практики имеет
долгую и значительную историю развития,
на­чиная еще с попыток французского
врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать
и обучить «авейронского мальчика-дикаря»
с ис­пользованием техник сенсорного
тренинга в конце XVIIIв.
Осо­бую известность приобрела система
воспитания Ф.Фребеля, реа­лизуемая вXIXв. в детских садах
Германии, а также система сен­сорного
воспитания М.Монтессори, представляющая
собой зна­чительный шаг вперед в
создании психологически обоснованных
методов оптимизации психического
развития ребенка. Основой создания
особой практики прикладной детской
психологии — практики коррекционно-развиваюшей
работы с детьми с труд­ностями развития
— являются идеи гуманистической
филосо­фии, достижения педагогической
науки и практики, обществен-но-политические
причины и прогресс в развитии самой
психо­логии.

В истории детской психологии развитие
идей и методов бихеви­оризма,
утверждающего в противоположность
теориям спонтан­ного развития
приоритетность фактора среды и научения
для пси­хического развития ребенка,
определило содержание коррекционной
работы как научения адаптивному поведению
путем мани­пулирования средой и
системой положительных и отрицательных
подкреплений и поставило в центр внимания
проблему научения ребенка. В отечественной
психологии значительный вклад в
разра­ботку принципов организации
коррекционной работы с детьми внес
Л.С.Выготский [35]. Определяя цели
коррекционной рабо­ты, Л.С.Выготский
подчеркивал первоочередное значение
про­филактических задач, т.е. задач
предупреждения развития вторич­ных
дефектов, а не исправления уже
образовавшихся первичных дефектов.
Поскольку под «вторичными дефектами»
Л. С. Выготский понимал нарушение развития
социокультурных высших психичес­ких
функций, становится понятно, что, по его
мнению, акцент в коррекционной работе
должен быть перенесен с тренировки и
упражнения натуральной дефицитарной
функции на создание оп­тимальных
условий развития высших психических
функций путем компенсации первичного
звена, нарушенного в результате
орга­нического повреждения. Именно
поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах
в возможностях оказания коррекционной
помощи ре­бенку, определял эти границы
не столько тяжестью самого орга­нического
поражения, сколько возможностями
социальной ком­пенсации первичного
дефекта за счет развития высших
психичес­ких функций. Понимание
Л.С.Выготским психологического содержания
коррекционной работы как обеспечения
условий для фор­мирования высших форм
психической деятельности в соответствии
с базовыми законами онтогенетического
развития (законом сре­ды, законом
развития высших психических функций)
создало не­обходимую теоретическую
основу и позволило распространить
тер­мин «коррекция» на область
нормального психического развития, т.
е. развития в пределах возрастной нормы.

Расширение сферы применения коррекции
как способа психо­логического
воздействия на развитие ребенка
обусловлено новы­ми социальными
задачами «значительного повышения
морально­го и интеллектуального
творческого потенциала, формирования
у всех детей… разносторонних творческих
возможностей» [183, 60). Повышение уровня
социальных требований и ожиданий
общества в отношении подрастающего
поколения привело к изменению са­мого
представления об уровне «нормального»
развития ребенка. Если раньше «нормальное»
развитие определялось прежде всего
среднестатистической нормой и означало
«усредненное» для оп­ределенной
популяции развитие психических функций,
то теперь, в связи с повышением уровня
социальных требований и ожида­ний
общества к социальной, личностной и
познавательной ком­петентности всех
его членов, эталон «нормального»
(нормативно­го) психического развития
стал выступать как высокий, опосре­дованный
индивидуально-личностными особенностями
ребенка уровень, определяющий высокую
обучаемость, пластичность и гибкость
поведения и деятельности субъекта. С
другой стороны, логика развития самой
возрастной психологии как науки —
пре­вращение на качественно новой
теоретической основе в приклад­ную
науку, обогащение методическим
инструментарием, включая широкий арсенал
диагностических, развивающих,
коррекцион-ных, терапевтических и
профилактических методов, а также
ос­мысление и операционализация
модели детерминации психичес­кого
развития ребенка — сделала задачу
оптимизации и коррек­ции детского
развития не просто актуальной, но и
принципиаль­но решаемой.

Итак, основными задачами коррекции,
как способа психологиче­ского
воздействия на развитие ребенкаявляются
коррекция откло­нений в его психическом
развитии
на основе создания оптимальных
возможностей и условий для его личностного
и интеллектуально­го роста, а такжепрофилактика негативных тенденций
этого про­цесса
[183]. Теоретической
основой поставленных задач в отече­ственной
психологии является теория психического
развития ре­бенка, разработанная в
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.
Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим
положением данной концепции является
принцип прижизненного формирования
ос­новных психологических структур
сознания и личности в актив­ной
деятельности ребенка, направленной на
присвоение социаль­но-культурного
исторического опыта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник