Особенности развития ребенка в логопедической группе детского сада
Среди множества дошкольных учреждений своими особенностями обладают логопедические детские сады. Также можно встретить отдельные логопедические группы в детских садах комбинированного вида.
Если ДОУ относится к коррекционному виду, где воспитываются дети, имеющие в качестве вторичных нарушений проблемы с речью (например, с ЗПР (задержкой психического развития), слабовидящие и слабослышащие), то на базе учреждения открывают логопункт, который функционирует с учетом основной коррекционной программы.
Что такое логопедическая спецгруппа?
Логопедическая группа представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных.
Причины, по которым может быть рекомендовано посещение логогруппы:
- Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста.
- Различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»).
- ОНР (общее недоразвитие речи).
В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят.
Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две логопедические группы – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.
Актуальны ли логогруппы?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 20-25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником.
Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать.
Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.
Логопедическая или обычная группа ДОУ: в чем отличия
Различия между обычной массовой и логопедической группой есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы:
- В логогруппе иначе составлен режим дня, и по-другому проходят образовательные занятия, а именно:
- В течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью.
- Логопед и воспитатель группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы.
- Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков.
- Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются.
- Оснащение логопедической группы также отличается от массовой:
- Здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней.
- Есть логопедический кабинет или уголок.
- В отличие от обычной, в речевую спецгруппу меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше.
- Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.
Плюсы и минусы логогруппы
В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу. Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в логогруппу, ссылаясь на то, что:
- Малыш может замкнуться в себе, ему будет некомфортно и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых.
- Вдруг в спецгруппе будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и малыш станет на их фоне говорить еще хуже.
На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу, − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах.
Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении логопедической группы можно отметить лишь плюсы:
- В логогруппах маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания.
- Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу малыш станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал.
- Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.
Как попасть в спецгруппу?
Как вообще дети попадают в логопедическую группу? Для того чтобы малыша определили в такую спецгруппу или сад, необходимо будет утверждение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально малыша могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.
В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у малыша, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с логопедическими группами.
Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для посещения специализированного учреждения или логогруппы. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста.
Источник
Евгения Дьяченко
Родительское собрание в логопедической группе «Психологические особенности детей с недоразвитием речи»
За последние 15-20 лет резко увеличилось число дошкольников, которым нужна помощь логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов. В дальнейшем, эти дети не справляются с освоением программы начальной школы.
Поэтому, мы хотим предложить вам, уважаемые родители, не тратить время напрасно, а включиться в работу, поддержать ваших детей и воспитателей. Родителям и педагогам нужно идти рука об руку, для того, чтобы осуществить поставленные задачи по подготовке детей к школьному обучению.
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии, и ее нарушение, как правило, являются признаком изменений состояния ЦНС.
Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом, т. е. память, мышление, внимание, восприятие, воображение.
Дети с речевыми нарушениями плохо переносят жару, поездку в транспорте, нередко жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются нарушения равновесия, координации движений, малоразвита общая и мелкая моторика.
Часто такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, т. е. быстро устают, причем утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление может сказываться на общем поведении ребенка.
Дети характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, т. е. не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами.
Часто они эмоционально неустойчивы, т. е. быстро меняется настроение. Могут возникать расстройства настроения с проявлением агрессии или беспокойства, тревоги.
Значительно реже наблюдается заторможенность или вялость.
Таким детям трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем — работоспособность резко меняется.
Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы (ЦНС) детей, страдающих речевыми расстройствами.
В нашем дошкольном учреждении работают профессионалы и патриоты своей работы, которые желают помочь вашим детям расти и развиваться правильно.
Каждый ребенок имеет огромный потенциал, наша задача — раскрыть резервы ребенка на каждой стадии формирования и не упустить время, развить личностные особенности ребенка – дошкольника.
Именно в этот период важно:
1. поддерживать инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности,
2. создавать эмоционально комфортную обстановку в семье,
3. развивать коммуникативные и творческие способности,
4. развивать способность к произвольному поведению и к волевым усилиям,
5. развивать любознательность и интерес к окружающему,
6. принимать ребенка спокойно и терпеливо, любить таким, какой он есть
7. показывать положительный пример на личном опыте и включаться в работу.
В этом случае – ребенок будет готов не только к школе, но и к дальнейшей жизни.
В конце своего выступления хочу напомнить известную метафору: «Ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло!»
Вот так и дети нуждаются в заботе, создании условий для их развития.
Спасибо за внимание![/i]
Источник
Татьяна Кучебо
Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения
Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк
В статье говорится об организации работы с детьми, имеющими особенности развития, в логопедической группе ДОУ, для успешного преодоления имеющихся трудностей у ребёнка, путём создания индивидуального образовательного маршрута и активного вовлечения самого ребёнка в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время наблюдается рост числа детей с особенностями развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: перинатальные патологии; неблагоприятная экологическая обстановка; негативный психологический климат в некоторых семьях; равнодушие многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии (нежелание признавать проблемы, существующие у ребёнка, «авось само пройдёт», «он же не один такой»). Родители начинают обращать внимание на то, что их ребёнок «не такой, как все», лишь тогда, когда нарушения выражены наиболее ярко: ребёнок на фоне эмоциональной лабильности не понимает обращённую речь, имеет задержку речевого развития, отклонения в поведении, испытывает сложности в общении и в отношениях со сверстниками и взрослыми.
В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с особенностями развития, существует система специальных дошкольных образовательных учреждений. Но в настоящее время такие дети часто поступают в общеобразовательные детские сады. Родители изъявляют желание, чтобы их особенный ребёнок развивался вместе с детьми, чьё развитие соответствует норме.
В составе нашей логопедической группы дети с тяжёлыми нарушениями речи. Недостаточно устойчивое внимание, повышенная утомляемость, характерологические особенности таких детей являются факторами, замедляющими процесс коррекции и развития речи, а также освоения основных разделов программы ДОУ. Многим из детей требуется помощь невролога, психолога для успешного преодоления речевых нарушений. Ситуация значительно усложняется, когда в составе логопедической группы появляется ребёнок — инвалид с особенностями развития: у ребёнка имеются сочетанные нарушения с задержкой психического развития. Сложность заключается в том, что ребёнку требуется комплексная психолого-медико- педагогическая помощь. Недостаточно одно лишь педагогическое сопровождение. Поэтому самое первое, что предстоит сделать педагогам и специалистам – это наладить тесный контакт с родителями и держать их всегда в курсе всех дел, касающихся нахождения их ребёнка в группе, сообщать о его успехах или неудачах. Медицинскую помощь ребёнок с особенностями развития, находящийся на инвалидности, уже получает, так как состоит на учёте у врачей. Существенную поддержку могут оказать психолог и дефектолог. Учитывая их рекомендации, педагогам и специалистам дошкольного учреждения, зная причины нетипичных для других детей проявлений в поведении и развитии, намного легче организовать коррекционно-развивающую работу с ребёнком, имеющим особенности в развитии.
Так как в качестве одного из основных положений ФГОС дошкольного образования является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (п. 2 статьи 64 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012, возникает потребность создания индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с особенностями развития. Это необходимо для полноценного включения такого ребёнка в воспитательно–образовательный процесс, на основе выбора оптимальных коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения, в соответствии с образовательными потребностями ребёнка и учётом особенностей его развития: организация и прoведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения, коррекцию и развитие высших психических функций, успешную социализацию.
Стоит отметить, что реализация индивидуального образовательного маршрута не состоится, если с ребёнком не будет налажен прочный эмоциональный контакт. У напряжённого, «зажатого» ребёнка нельзя вызвать желание говорить, общаться; прежде всего он должен нас принять и нам поверить, тогда ему самому захочется высказаться. В такие моменты нужно это желание ребёнка обязательно подкреплять поощрением. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку, чтобы ребёнок спокойно и с желанием посещал дошкольное учреждение. Если ребёнок гиперактивен, следует создавать ситуации для его успокоения, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения. Если, напротив, ребёнок необыкновенно заторможен, необходима двигательная стимуляция. Однако к особенному ребёнку предъявляются те же самые требования по соблюдению правил поведения, как и ко всем детям, в целях безопасности его пребывания в детском саду.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка, имеющего особенности развития, осуществляется с учётом ряда принципов:
1. Принцип комплексной диагностики, которая должна носить систематический характер в ходе обучения, воспитания и выявлять особенности продвижения ребёнка на различных этапах его развития.
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип комплексности.
4. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
5. Принцип контроля и корректировки. В ходе воспитательно-образовательного процесса необходимо корректировать или изменять педагогические методы и формы работы с ребёнком, в случае их неэффективности.
6. Принцип учёта профессионального сотрудничества и сотворчества.
7. Принцип прогнозирования динамики развития ребенка.
8. Принцип учёта субъект-субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания.
Для этого уточняются направления коррекционно-развивающей работы, в соответствии с программными требованиями и диагностическими данными:
— сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, материалов;
— освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств предметов, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
— освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
— формирование языковых компетенций, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
— уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
-формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
-развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
— формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
— формирование предпосылок учебной деятельности;
— формирование адекватных эмоционально-волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
При обязательном условии взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения (учителя – логопеда, музыкального работника, инструктора по физической культуре) в оказании помощи детям с особенностями развития, решаются следующие задачи:
— развивается личность ребёнка (с учётом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
— обеспечивается полноценная адаптация в группе сверстников;
— осуществляется проведение коррекционно-педагогической работы;
— налаживается тесное взаимодействие педагогов и специалистов с семьёй и специалистами, работающими с особенным ребёнком вне стен дошкольного учреждения (дефектолог, психолог, позволяющее оказывать своевременную помощь в преодолении затруднений, возникающих у ребёнка.
Выделим основные этапы работы по реализации индивидуального образовательного маршрута, созданного для работы с ребёнком, имеющим особенности развития (сенсомоторная алалия, синдром дизартрии, задержка психического развития):
1. Подготовительный этап. Создание мотивации к занятиям, а затем потребности в коммуникации (путём включения ребёнка в группу детей). Так как на групповых занятиях ребёнок присутствует, но не проявляет активности, отвлекается, с ребёнком проводятся индивидуальные занятия с учителем — логопедом, а также занятия в малых подгруппах (по 2-3 человека) с учителем – логопедом, музыкальным работником, физинструктором, воспитателями, с целью постепенного активного вовлечения ребёнка в работу на групповых занятиях. На занятиях мы развиваем общую сенсорику, зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое восприятие, обоняние и осязание, то есть все основные функции и навыки, которые в онтогенезе нормально развивающихся детей сопутствуют речевому развитию. Первый этап работы был начат до поступления ребёнка в логопедическую группу, с воспитателями, начиная со второй младшей группы, а также на индивидуальных занятиях с дефектологом и психологом вне детского сада, по инициативе родителей, что служило хорошим подспорьем в организации логопедической работы. У ребёнка был развит номинативный словарь, соответствующий II уровню общего недоразвития речи, он имел первоначальные навыки чтения.
Как только ребёнок привык к нашим занятиям, началась целенаправленная работа над словарём. С опорой на номинативную лексику, стал пополняться пассивный глагольный словарь, словарь слов – признаков. Для общения важно точное понимание ребёнком обращённой к нему речи. При хорошем интеллекте недостаток понимания слов ребёнок восполняет осмыслением ситуации, эмоций, жестов. Необходимо выработать ориентацию на слово в точном его значении. Работа над пониманием речи проводится как на двигательных, логопедических занятиях, занятиях ручным трудом, так и в свободной деятельности. Чаще всего запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но полученный ребёнком сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном изучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её естественному развитию.
2. Основной этап – работа над фразовой речью и её грамматическим оформлением. Проводятся игры и упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения. В процессе работы над пониманием грамматических форм используются схемы, опорные знаки, чтение слов, словосочетаний.
3. Заключительный этап – работа над слуховым восприятием, автоматизация и дифференциация звуков, работа над сложными грамматическими конструкциями.
На всех этапах работы ведётся словарная работа, активно используются зрительные и двигательные опоры.
В процессе целенаправленной работы ребёнок с особенностями развития учится взаимодействовать с малой подгруппой детей, тем самым, постепенно вовлекается в групповую деятельность. У ребёнка стали появляться дружеские связи в игровой деятельности. У него стал отмечаться интерес не только к себе, но и к окружающим. Реже проявляется агрессивность, ребёнок учится принимать самостоятельные решения. У него стали чаще проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. У ребёнка улучшилось понимание речи, он стал воспринимать на слух простые инструкции, появился интерес к совместной деятельности, началось формирование умения работать сообща, улучшилось взаимодействие «ребёнок – взрослый». Он чаще стал использовать речь, как инструмент общения с окружающими его людьми.
Таким образом, реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет повысить уровень общего развития ребёнка с особенностями развития, восполнить «образовательные «пробелы», скорректировать его развитие по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», способствовать овладению ребёнком основными культурными способами деятельности.
Список литературы:
1. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы / Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. — С. 44-52.
2. Битова А. Л., Сафронова Е. Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления /Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса 25-28 сентября, 2001 г. — М.: РОСИНЭКС. — 2001. — С. 307-308.
3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.- 80 с.
4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М.: 2004.
5. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией/ Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59-70.
6. Федорцева, М. Б. Инклюзивное образование: проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: учебно-методическое пособие / [авт. -сост.: М. Б. Федорцева, О. А. Попова, Ю. М. Литвинова, И. А. Зырянова]. – 100 с. — (Стандарт детства). — Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.
Источник