Особенности развития ребенка старше 1 года

Особенности развития ребенка старше 1 года thumbnail

развитие ребенка в 1 год фотоРазвитие ребенка в 1 год не менее важный период, чем первый год жизни крохи. Годовалый карапуз, достигнув определенных свершений в развитии и научившись самостоятельно передвигаться, восходит на последующую ступеньку развития, которая знаменуется проведением исследований и совершением всевозможных открытий. Поэтому на данной вехе развития главным для него будет являться ознакомление с реалиями огромного внешнего мира. Такое ознакомление будет происходить посредством разнообразных экспериментов, изучения предметов, наблюдений и тренировок.

Для крохи становятся более значимыми все слышимые новые звучания и зрительные образы в описываемый период. Речь его имеет связь больше с эмоциональными проявлениями и скорее напоминает междометия. Ребенок большую часть времени беседует с собой, однако со стороны родни понимание его лепета и соответственные поступки родителей для него довольно важны. Также чадо на родительские просьбы с удовольствием откликается адекватными действиями. Кроме этого, годовалая кроха научилась различать, когда ее бранят, а когда поют дифирамбы. На данной стадии карапуз все чаще обнаруживает самостоятельность и норовит на своем настоять, не получив желанное и не совладав с собственными эмоциями, может закатить истерику, которая заключается в падании на пол, пронзительном вопле и битье ногами.

Раннее развитие ребенка от 1 года

Годовалый карапуз характеризуется активностью и подвижностью. Ему не сидится в одной позе и на одном месте. Ведь кроха старается познать мир доступными ему способами при этом, совершенствуя приобретенные физические навыки.

Раннее развитие ребенка от 1 года характеризуется быстрым темпом. Малыш уже умеет производить различные действия с предметами, он может складывать их или, наоборот, разбрасывать, умеет стучать ими. Карапуз научился забираться вверх на низкие ступени или иные возвышения, кидать большой легкий мячик и неуклюже ловить его. Он уже активно проявляет заинтересованность всевозможными предметами небольшого размера. Ему интересно открывать двери, закручивать крышечки и осуществлять иные манипуляции при помощи пальчиков. Также он может выполнять несложные задания, такие как: покормить куклу, найти спрятанный предмет, бросить мячик. В играх кроха стремится подражать родительскому поведению. Кроме того, наблюдается активное развитие речи ребенка в 1 год. Малышу нравится слушать, когда родители читают детские книжки или поют веселые песенки вместе с ним.

Также новообразованием этого периода становится устремленность к самостоятельности. В годовалом возрасте очень важно поддержать карапуза в его стремлениях, чтобы в дальнейшем из непослушного и шебутного бутуза выросла самостоятельная и самодостаточная личность. Родителям необходимо стараться уделять максимум внимания чаду: читать ему книжки, играть и рисовать с ним, другими словами стараться развить всевозможными способами заложенный потенциал.

Развитие ребенка в 1 год предполагает, прежде всего, развитие его речи и обогащение словарного запаса, координацию движения, выработку мелкой моторики рук. Активное развитие речи ребенка в 1 год происходит, благодаря занятиям, направленным на разработку мелкой моторики рук. Для развития моторики применяются всевозможные пальчиковые игры, крупные пазлы, игрушки-вкладыши и другие.

Особенности развития ребенка 1 года включают следующее:

— без проблем вставать на нижние конечности;

— без помощи родителей ходить;

— при поддержке родителей за ручки бегать;

— копируя взрослых, воспроизводить некоторые несложные действия и развлекаться этим;
без сторонней помощи из чашки пить;

— выговаривать отдельные элементарные слова;

— понимать требования взрослых;

— называть имена родителей и остальных членов семьи, нередко, сильно коверкая их;
проситься на горшок.

Годовалый карапуз стремится к познанию новых звуков и изучению различных предметов, поэтому он с удовольствием стучит по стакану или тарелке ложкой, экспериментирует с собственным голосом и игрушками. Ему нравится перемешивать что-нибудь ложечкой, рисовать картины едой, переворачивать банки, коробки и прочие емкости, высыпая из них содержимое или засыпая туда, дергать за веревку игрушку. В общем, все действия крохи направлены на обучение пользованию предметами соответственно их назначению.

После достижения крохой годовалого возраста набор веса и увеличение роста замедляются. Ведь малыш начинает больше двигаться, вследствие чего практически вся энергия направлена на обеспечение двигательной оживленности.

Ребенку 1 год и 2 месяца. Его развитие происходит посредством игрового процесса. В годовалом возрасте он напоминает исследователя к лаборатории – все пробует на вкус и зуб, изучает все предметы в поле зрения. Поэтому обычным явлением на годовалом этапе будет стремление бутуза вывалить все из открытого шкафа и попытаться постигнуть значение вываленных предметов или вещей. Это для него лучшая забава!

Ребенку 1 год и 3 месяца. По-прежнему, его развитие зависит от эмоций, а также сознания, включаемого в работу. В это время карапуз начинает осознавать, что означает совместная игровая деятельность, проявляется интерес к ровесникам.

Ребенок 1 год и 4 месяца. Его развитие характеризуется активным проявлением собственного характера. Эта фаза развития считается самой капризной в детском развитии: кроха самостоятельно стремится выбирать еду, которая ей нравится, при этом может попробовать пару ложек и моментально отвергнуть яство. На этом этапе чадо еще более переменчивое, чем английская погода. Поэтому родителям следует тренировать терпимость, а также стараться тщательно наблюдать за пристрастиями карапуза.

Развитие ребенка в 1, 5 года подразумевает еще большую самостоятельность бутуза. Поэтому семнадцать месяцев считается временем активного постижения мира. Малыш уже научился координации движений, и поэтому вовсю топает, а сферы его интереса поистине бескрайние. Полуторагодовалый бутуз заметно окреп физически, более осмысленным стало выражение его лица. Задачей родителей на этой возрастной стадии является помощь чадам осваивать и постигать окружающую действительность и пространство, при этом необходимо следить за соблюдением безопасности наряду с поддержанием его максимальной самостоятельности.

Развитие ребенка 1, 6 лет заключается в переходе от ходьбы к неуверенному бегу, что является важнейшей характеристикой двигательного развития. Кроме этого не менее важная задача данной фазы формирования лежит в развитии активной речи. Только благодаря коммуникациям с взрослым окружением у восемнадцати месячного карапуза зарождается так называемая «автономная» речь. Он пытается говорить на упрощенном языке. Каждый малыш имеет свой язык, понятный лишь его близкому окружению.

Ребенок в 1, 6 лет заявляет о себе в качестве равноправного собеседника, рассчитывая на общение с взрослым близким окружением. Автономная речь является этапом, выводящим кроху на более серьезную ступень коммуникативного взаимодействия. Карапуза в этот период просто переполняет радость от деятельного общения с окружающей средой, желание постичь все посредством собственного опыта. Эта ступень развития проходит под лозунгом «Я сам!». Карапуз старается не потерять ни секунды прожитого времени. Ведь так много вокруг еще непознанного! Ребенку становится совсем небезразлично, что взрослые ему показывают, о чем говорят, чему учат его, а также как делают повседневные дела.

Развитие ребенка 1, 6 лет характеризуется большими ожиданиями малыша от взрослого окружения. Вследствие чего родителям следует уделять их чаду больше внимания, чтобы выстроить базис для его будущих способностей.

Развитие ребенка 1, 7 года характеризуется осознанием малышом собственных предпочтений. Например, ему нравятся игры с машинками, и совершенно не нравится укладываться спать днем. Кроме этого, он вдруг начинает не слышать, когда ему говорят родители «нет», если он с этим не согласен.

Особенность развития ребенка 1, 7 года предполагает осознание себя малышом в качестве личности. Он уже способен узнавать собственное отражение в зеркале, а также любит повторять и принимать участие во всех домашних делах. Родителям нужно поддерживать кроху во всех начинаниях, а не отмахиваться от него.

Ребенок 1 год 8 месяцев. Развитие физического плана позволяет ему без труда взбираться на ступени лестницы при этом спуск еще может вызывать затруднения. В двадцать месяцев кроха не только уверенно ходит, но и неуклюже бегает. Также кроха способен частично самостоятельно раздеваться. Взрослым рекомендуется позволять детям самостоятельные попытки раздевания. Если ранее родители старались приучить кроху к горшку, то на этом этапе он будет проситься на него.

Развитие ребенка 1,9 года предполагает умение бросать мяч вдаль или вниз, подбрасывать его двумя руками. Малыш уже может понять небольшой рассказ о ближайшем прошлом, выполнить последовательность действий по просьбе взрослого. Словарный запас состоит приблизительно из 350 слов. Карапуз осознает свою половую принадлежность.

Ребенок 1 год 10 месяцев. Его развтие в этом возрасте позволяет делать около 5 шажочков на носках без поддержки, ударить мячик нагой таким образом, чтобы он покатился. Некоторые малыши уже умеют двумя ногами на месте подпрыгивать, не падая. Карапуз уже должен уметь самостоятельно одеваться частично: натягивать носки или шапку. Количество и качество бытовых умений растет. Малыш может контролировать физиологические потребности.

В целом развитие ребенка от 1 до 3 лет предусматривает разделение на три периода. От двенадцати до восемнадцати месяцев длится первый период, который знаменует о некоторой доли самостоятельности крохи и его исследовательских склонностях. От восемнадцати до двадцати четырех месяцев длится второй период, в котором бутуз совершенствует обретенные ранее умения, определяет собственное место в мире. Третий период заключается в наиболее активном интеллектуальном формировании ребенка.

Развитие детей от 1 до 2 лет

Годовалый карапуз довольно любознателен, порой даже любопытен, и характеризуется высокой познавательной активностью. Чадо взяло курс на проведение всевозможных экспериментов с предметами, попавшими в его поле видения. Также немалый интерес у него вызывают все движущиеся предметы и механизмы. На этом возрастном этапе кроха уже умеет объединять одни игрушки с другими, выстраивать из кубиков башни, собирать картинку, разрезанную на несколько частей, сравнивать схожие предметы.

Развитие детей от 1 до 2 лет жизни осложняется рядом кризисов, связанных с взрослением. Ребенок на этой фазе развития начинает ощущать себя в качестве отдельной от матери особи и познавать себя, искать собственное «Я». Каждое новое детское свершение является, своего рода, скачком. Нередко, у отдельных чад, такие мини-кризисы провоцируют так называемые сбои в поведении. К примеру, некоторые дети начинают капризничать или у них нарушается сон.

Большинство психологов убеждено, что единственным периодом, в котором допустимы истерики, является годовалый возраст карапуза. Ведь у него не хватает словарного запаса для объяснения своих желаний и поведения, а также истерики являются обычным для него способом ведения себя. Он попросту по-другому не умеет. Еще пару месяцев назад, ему стоило лишь захныкать, и родители моментально прибегали к нему, успокаивали его, утешали, выполняли желания. А сегодня, хотя он и немного повзрослел, другим способом привлечения внимания он еще не владеет. Родителям нужно понимать, что карапуз сам не сможет совладать с истерикой, он просто не сумеет успокоиться самостоятельно, поэтому следует поднять на руки чадо и прижать к себе. А кричать, шлепать по попе, ругаться – это неправильно и вредно для дальнейшего развития чада.

Ребенку 1 год и 2 месяца. Развитие его продолжает идти вперед семимильными шагами, вследствие чего кроха начинает отрицать родительский авторитет тем самым, стремясь утвердить собственную самостоятельность. Родителям может показаться, что четырнадцатимесячные малыши специально все раскидывают вокруг, но это не так. Они просто скрупулезно изучают среду и знакомятся с неизведанными объектами. К концентрации внимания малыш еще не способен.

Ребенку 1 год и 3 месяца. Развитие предполагает улучшение моторки. Малыш может захватывать всей кистью карандаш и даже черкать им, он начинает получать удовольствие от игровых манипуляций с песком или водой, рисует свои первые каракули на бумаге. Ребенок в 1 год и 3 месяца стоит устойчиво, приседает, поворачивается, держит чашку уверенно двумя ручками и практически, не проливая, пьет из нее, пытается самостоятельно кушать ложкой густую кашу из тарелки.

Ребенок 1 год и 4 месяца и его развитие характеризуется следующими особенностями: сформированностью способности вспоминать и воспроизводить действия другого субъекта, произошедшие ранее. Вследствие чего появилась возможность у малыша учиться, основываясь на увиденном.

Развитие ребенка в 1, 5 года является временем активного познания среды. Поэтому малышам очень сильно необходимо постоянное присутствие мамы. Нужно больше времени проводить с ребенком на данном этапе. В физическом развитии также появились улучшения: он ходит уже уверенно и по разным поверхностям, реже падает, а при падении умеет правильно группироваться.

В возрастном периоде восемнадцать месяцев можно заметить существенные положительные сдвиги в детском поведении. Можно отметить появление избирательности и целенаправленности в действиях крохи. Теперь, желая пощупать неизведанный предмет, в безвредности которого малыш не уверен, он будет осторожно прикладывать вначале один пальчик, а затем уже ладонь целиком.

Ребенок 1 год 8 месяцев. Развитие характеризуется следующими особенностями: улучшением памяти и увеличением диапазона бытовых умений. Дети отлично знают, в каком месте лежат их вещи. С этого возрастного периода следует приучать кроху собирать игрушки, после игры.

Развитие ребенка 1,9 года предполагает его эмоциональную уравновешенность на протяжении дня. Карапуз становится чутким к различным интонациям, при расставании с матерью он скучает, в незнакомой обстановке становится напряженным, обижается в ответ на наказание, пирамидку может собрать в правильной последовательности, ориентируется приблизительно в четырех цветах.

Ребенок 1 год 10 месяцев. Развитие предполагает приобретение способности перемещаться по ступеням вверх и вниз без использования опоры или помощи родителей, играть в мяч, самостоятельно частично одеваться и кушать, удерживая правильно в ручках столовый прибор, поворачивать дверные ручки, пользоваться носовым платком или салфеткой, после маминой указки.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет не должно носить насильственный характер. Не все дети развиваются одинаково, и ничего нет страшного, если кроха научится кушать самостоятельно немного позже, зато у него, к примеру, словарный запас выше нормы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник