Этапы развития руки у ребенка

Этапы развития руки у ребенка thumbnail

Этапы развития кисти и пальцев рук.

 А.С.Большев, Л.В.Филиппова выделяют следующие, а также описывают различные виды хватки:

1 .Хватательный рефлекс. Он является рефлекторным движением, которое активизируется с помощью осязания. Примерно в возрасте 2 месяцев рука начинает открываться и большой палец выходит из руки. К 4 месяцам хватательный рефлекс должен быть настолько заторможен, что ребенок должен начать осознанно хватать и отпускать различные предметы.

2.Локтево-ладонная хватка появляется приблизительно к 3 месяцам. Новорожденный держится мизинцем, безымянным и средним пальцами, а не большим и указательным. Младенцу трудно положить предметы себе в рот с помощью такой хватки, и маленькие объекты часто остаются внутри его руки. Если ребенок хватает одной рукой, то происходит параллельное движение другой руки. Локтевая — кость на той же стороне, что и мизинец, ладонная — ладонь этой руки.

3 .Радиально-ладонная хватка появляется к 6 месяцам. Когда рука находится в среднем положении, ребенок хватает прямо ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета. Радиальная: кость руки на стороне большого пальца; ладонная: ладонь этой руки.

4.Хватка с помощью пальцев происходит в 8 месяцев. Ребенок держит предмет 4-5 пальцами. Предметы не находятся внутри ладони.

5 .Хватка щепотью формируется к 11-12 месяцам. Ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. В этом возрасте ребенок любит находить всевозможные мелкие предметы.

6.Верхняя хватка наблюдается в возрасте 1-2 лет. Ребенок хватает предмет сверху, тыльной стороной кисти вверх.

7.Хватка “крест-накрест”. Когда ребенку исполняется 2 года, он научается держать ручку, ложку перекрестной хваткой: он удерживает ручку крест-накрест, причем ладонь и палец направлены вниз. Это внутренняя наклонная хватка. Когда ребенок пользуется такой хваткой, движение совершается плечом и локтем — это большое моторное действие. Ребенок может обнаружить, что легче управлять ручкой, если использовать эту хватку с выпрямленным указательным пальцем.

8.Хватка щетки формируется в возрасте 3-4 лет. Она также называется верхняя хватка пальцами, т.к. теперь ребенок пользуется только пальцами для того, чтобы удержать предмет. Рука повернута внутрь, но движение начинается уже в запястье.

9.Хватка, использующая сгиб между большим и указательными пальцами развивается приблизительно в 5 лет. Движение становится органичным и включает движение предплечья, запястья, пальцев. Сначала хватка высока, но по мере развитие движение опускается вниз, и карандаш удерживается низко с помощью пальцев. Рука становится вращающейся наружу, расслабленная хватка.

10.Противопоставление большого пальца всем остальным на одной руке развивается к 5 годам. Большой палец в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец настолько подвижен, что с его участием можно сформировать кольцо, и ребенок может согнуть его поперек ладони ногтем вверх. Если ребенок не может ставить большой палец “напротив” кончиков остальных, у него плохо развивается хватка “щипцами”.

 Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук имеет важное значение для психического развития дошкольника. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, овладении им различными мыслительными операциями, овладение навыками самообслуживания, а также рядом трудовых и учебных навыков (письмо, резание и т.д.). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на развитие всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия (М.М.Кольцова, В.П.Дудьев, З.Н.Тюбекина, Т.О Гиневская).

Е.М.Мастюкова, И.Эллнеби, В.П.Дудьев выделяют следующие этапы развития кисти и пальцев руки и овладение дошкольником различными навыками и умениями:

• От рождения до 1 месяца жизни. Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.

• От 3 до 4 месяцев жизни. Хватательный рефлекс начинает угасать. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, не делает этого большим и указательным пальцами. Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда ребенок хватает предмет, но держит его боком.

• От 5 до 6 месяцев жизни. Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предмет всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может перекладывать игрушку из одной руки в другую.

• От 8 до 9 месяцев жизни. Играет в игры типа “дай-возьми”. Может держать по кубики в руках и ударять ими друг об друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы пальцами; крутит и переворачивает предметы, которые рассматривает.

• От 22 до 12 месяцев жизни. Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами. Получает удовольствие от манипулирования с предметами, игры с ними. Хватает сверху. Двигает руками, поворачивая их внутрь.

• От 1,5 до 2 лет жизни. Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит башенку их 3-х кубиков. Держит ложку, ухватив ее поперек руки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. Начинает самостоятельно есть.

Читайте также:  Среда как средство развития ребенка

• От 2 до 2,5 лет жизни. Держит мел и ложку поперек руки. Строит “башенку” из 6 кубиков. Бросает мяч в определенном направлении. Режет ножницами бумагу.

• От 2,5 до 3 лет жизни. При рисовании держит карандаш ведущей рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает мяч обеими руками, прижимая его к груди. Режет бумагу глубокими подрезами.

• От 3 до 4 лет жизни. Наливает воду в кружку. Строит “башенку” из 8 кубиков. Держит карандаш, мел “перекрестной” хваткой. Ловит мяч обеими руками.

• От 4 до 5 лет жизни. Начинает совершать движения кистью и пальцами: держим карандаш пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит маленький мяч, делая руками “чашку”. Знает, какая рука доминирует. Режет бумагу ножницами по прямой линии, а также зигзагами, волнами; вырезает по кругу. Наливает воду в кружку одной рукой.

• От 5 до 6 лет жизни. Держит карандаш у основания с помощью захвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол, ловит обеими руками. Рисует художественной кистью, не нажимая на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч, бросает и ловит большой мяч хорошо. Вырезает сложные фигуры.

• От 6 до 7 лет жизни. Режет хлеб ножом, намазывает масло. Скрещивает большой палец поперек ладони. Противопоставляет большой палец остальным. Бьет большим мячом об стенку и ловит его, подбрасывает его в воздух и ловит. Обладает развитыми хватками всех типов, использует пальцы (большой и указательный) когда ест ложкой и вилкой, рисует и пишет. Вырезает спиральные гирлянды [20,40,73].

Таким образом, обобщая результаты исследований по данному вопросу, следует отметить, что развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется присущим только ему качественным своеобразием и интенсивностью протекания: в норме развития тонкие дифференцированные движения рук начинают формироваться уже в младенчестве и носят примитивный характер. За 6-7 лет ребенок усваивает огромное количество двигательных умений и навыков —  достаточное   для   того,   чтобы   движения   руки   ребенка   имели   те   же качественные характеристики, что и у взрослых.

Источник

Этапы развития мелкой моторики у детей

Рейтинг
48

Основные навыки мелкой моторики, которые дети вырабатывают на разных этапах развития

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса). Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

  • рефлекторно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • хватает предметы двумя руками (3 месяца);
  • хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточное развитие мышц и координации их работы;
  • задержка способности играть самостоятельно;
  • задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.

Ребенок в 6-12 месяцев

  • тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
  • намеренно отдает предметы;
  • хватает предметы большим и указательным пальцами;
  • берет предметы двумя пальцами;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • слабо развиты навыки обращения с предметами;
  • задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

  • строит башню из трех маленьких кубиков;
  • строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
  • вставляет 5 колышков в отверстия;
  • переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
  • рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
  • нажимает кнопки;
  • рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
  • ест при минимальной помощи родителей;
  • использует жесты в общении;
  • подносит ложку ко рту;
  • самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • недостаточно развиты игровые навыки;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык обращения с предметами.
Читайте также:  Творческое развитие ребенка до 1 года по месяцам

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает 4 большие бусины;
  • переворачивает по одной странице книги;
  • режет ножницами;
  • держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
  • большинство действий делает одной рукой;
  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
  • рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
  • раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
  • самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • неготовность к занятиям письмом;
  • избегание работы с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
  • рисует круг по заданному образцу;
  • рисует перекрещивающиеся линии;
  • лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
  • использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
  • режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • неготовность к занятиям письмом;
  • недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
  • расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет

  • вырезает по контуру;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • рисует квадрат;
  • пишет свое имя;
  • пишет числа от 1 до 5;
  • пишет буквы;
  • навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
  • самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с карандашом;
  • трудности с написанием имени и букв;
  • зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

  • вырезает простейшие фигуры;
  • рисует треугольник;
  • раскрашивает по контуру;
  • берет карандаш тремя пальцами;
  • приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
  • рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с правильным написанием букв и цифр;
  • слабо развиты навыки письма;
  • трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
  • быстрая утомляемость при работе карандашом;
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

  • правильно пишет большинство букв и цифр;
  • пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
  • уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
  • хорошо развита моторика для занятий письмом;
  • строит различные модели из конструкторов;
  • самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с выражением мыслей в письменной форме;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности в школе из-за низкой скорости письма;
  • неразборчивый почерк;
  • низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
  • проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

  • разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • сложности с выполнением письменных заданий на время;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности с выполнением письменных заданий в школе из-за трудностей с выражением мыслей в письменной форме;
  • избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
10 оценок.

Развитие ребенка
15.08.2017

Источник

Светлана Овчинникова
Консультация «Этапы развития движений руки»

Развитие движений руки

Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Первая двигательная функция руки – схватывание. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает, одной рукой другую. Если взрослый вкладывает в руку предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он еще часто промахивается. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а в скорее (к 6 месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но ребенок еще не полностью овладел хватанием. Оно еще очень не совершенно.

Читайте также:  Ребенок как субъект социального развития

Очень обстоятельные исследования Х. Хальверсон показали, что движения рукипо направлению к предмету можно разделить на три типа : петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю. В планирующем движении рука начинает опускаться ранее приближения к объекту, а при скользящем – кисть движется по поверхности, пока не достигнет объекта. Вначале движения неточны, часты промахи. По мере роста ребенка эти движения становятся все более координированными и четкими. По данным Х. Хальверсон, схватывание предметов совершенствуется до возраста 15 месяцев, когда они оказываются уже близкими к движениям взрослого.

На рисунке представлено развитие хватательных движений ребенка.

Цифрами обозначен возраст ребенка в неделях. Верхний ряд рисунков показывает положения пальцев при захвате предмета; средний ряд иллюстрирует положение захватываемого предмета на ладони – видно, что чем старше ребенок, тем более активным становится большой палец; нижний ряд изображает развитие тонких движений пальцев.

Консультация «Этапы развития движений руки»

Во второй половине первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания : во-первых, еще более уточняется движение руки к предмету и, во- вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.

Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к 8 месяцам, но без отклонения оно становится к концу года. Схватывание и удержание предмета продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того,какой предмет ребенок берет : на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Предмет «учит» учитывать его свойства. К 9-11 месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета.

Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет в руке, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет, затем, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

Вскоре происходит усложнение в манипуляции с предметом. Оно заключается в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Это имеет большое значение для развития ребенка. После десятимесячного возраста формируется тот вид предметного действия, который называется «орудийным» и который представляет очень большой шаг вперед в развитии ребенка.

П. Я. Гальперин ввел четкое различение между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой, предмет становится как бы простым удлинением или продолжением руки. И такие действия называются «ручными», во- втором случае, рука уже подчиняется условиям пользования предмета как орудия. Движения руки перестраиваются в той мере, в какой они противоречат ломке орудия; именно при усвоении этих приемов пользования предметом, последний получает значение орудия для ребенка. Вот такие действия и называются «орудийными»

Действия с одним и тем же предметом постепенно из «ручных» становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой ребенок начинает обучаться очень рано, в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой, как орудием для приема пищи, оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается далеко не сразу. Согласно наблюдениям П. Я. Гальперин, этот процесс развивается так : прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу. После того, как взрослый заставляет его взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх – и содержимое вываливается. Ребенок действует так, как если бы подносил ко рту свой кулак. Ложка в руке ребенка еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки. Орудийная ложка требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении и была сначала поднята вертикально и только после этого по прямой направлена в рот. И лишь после длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой.

Полученные в наблюдении Гальперина факты показывают, как в переходе от «ручных» действий к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходит зарождение интеллектуальных операций.

Особую линию усвоения предметных действий составляют действия с игрушками, которые приводят к появлению специфических игровых действий и предпосылок к возникновению творческой ролевой игры, которая в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности, и, следовательно, будет влиять на все стороны развития ребенка.

Источник