Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом курсовая

Причины возникновения аутизма в детском возрасте. Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы. Характеристика игровой и учебной деятельности. Применение холдинг-терапии как метода психологической коррекции поведения аутичного ребенка.

  • Анализ проблемы возможностей коррекции эмоционально-волевой сферы и личности детей с ранним детским аутизмом. Эмоции и воля в структуре личности. Психологическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Коррекционная работа при аутизме.

    курсовая работа, добавлен 18.03.2016

  • Теоретические аспекты и проблемы психического развития у детей с ранним детским аутизмом. Эмоции и воля в структуре личности. Клинико-психологическая характеристика заболевания. Степень выраженности стремления уйти от контактов с окружающим миром.

    курсовая работа, добавлен 20.05.2014

  • Индивидуально-психологические характеристики личности детей с ранним детским аутизмом. Особенности восприятия, развития речи, мышления детей с патологией. Причины возникновения данного нарушения. Механизмы появления отклонений в развитии детей с аутизмом.

    реферат, добавлен 20.01.2017

  • Понятие раннего детского аутизма. Основные признаки и стадии развития раннего детского аутизма. Характерные особенности и природа возникновения синдрома раннего детского аутизма. Особенности развития детей на первых годах жизни. Особенности воображения.

    контрольная работа, добавлен 02.10.2013

  • Анализ теоретических источников по проблеме психолого-педагогического изучения детей с ранним детским аутизмом (РДА). Основные психологические особенности поведения и развития психики аутичного ребенка. Организация коррекционной работы с детьми с РДА.

    курсовая работа, добавлен 21.04.2009

  • Понятие и сущность поведения, принципы и направления исследования данной проблемы в психологии, критерии определения нормы и причины ее нарушения. Порядок разработки эффективной программы диагностики и коррекции нарушений поведения детей с аутизмом.

    курсовая работа, добавлен 14.11.2013

  • Изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Характеристика ее основных нарушений. Рассмотрение методов психологической коррекции эмоциональных нарушений. Решение задачи развития личности ребенка при помощи арт-терапии.

    курсовая работа, добавлен 12.06.2015

  • Понятие «аутизм». Особенности и формы детского аутизма, психологического развития аутичных детей. Определение причин возникновения и методов психологической помощи при аутизме у детей. Разработка рекомендаций родителям в оказании помощи детям с аутизмом.

    курсовая работа, добавлен 13.10.2016

  • Начало школьного обучения — переход к учебной деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются психические новообразования. Ранний детский аутизм — аномалия психического развития, состоящая в изолированности ребенка от внешнего мира.

    дипломная работа, добавлен 29.03.2019

  • Консультирование родителей детей с ранним детским аутизмом по вопросам формирования социально–бытовых навыков, своевременной психологической помощи таким семьям. Проявления раннего детского аутизма и трудности воспитания и обучения при этом синдроме.

    статья, добавлен 22.04.2019

  • Источник

    2. Методические подходы к коррекционной работе с детьми, страдающими аутизмом

    Необходимость раннего коррекционного вмешательства при признаках аутического развития очевидна. Опыт показывает, что при раннем начале коррекционной работы можно успешно противостоять даже максимально выраженным тенденциям формирования наиболее глубоких форм аутизма.
    В.В. Лебединским и О.С. Никольской сформулированы правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми:
    1. первоначально не должно быть давления и прямого обращения;
    2. первые контакты следует организовывать на адекватном для ребенка уровне в рамках его активности;
    3. нужно поддерживать собственную положительную валентность;
    4. следует разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их заражением собственной радостью;
    5. не форсировать потребность ребенка в аффективном контакте;
    6. можно начинать усложнять формы контактов только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;
    7. усложнение вести только через введение новых деталей в структу-ру существующих форм;
    8. важно осуществлять дозирование контактов;
    9. при достижении аффективной связи с ребенком он становится бо-лее доверчивым, его надо беречь от конфликта с близкими;
    10. по мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.
    Главным звеном коррекционного подхода является попытка объеди-нить влияние сенсорного поля и взаимодействие с близким в единую линию. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка сильнее, взрослому необходимо подключиться к ней, стать ее неотъемлимой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.
    При работе с детьми при аутизме важен принцип создания видимости времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются. Возникает задача сделать время зримым. Переход от одного вида деятельности к другому может вызвать взрыв ярости из-за неподготовленности и непонимания, что происходит. этих целях поэтапно вводят символы. составляется расписание, выраженное символами, в результате ребенок знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы, чем завершится его деятельность. Люди с аутизмом имеют потребность в планировании в течении всей жизни.
    Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия – постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании. В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают. Учитель исходит из того, что суть коммуникации не в словах. Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами. [7, с.188]
    Реабилитационные подходы базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям повеления речи, моторики, задержкам психического развития. Отмеченный круг расстройств способствует вторичному углублению психического недоразвития. [5, с.98]
    Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться ком-плексно, группой специалистов различного профиля, включая детских пси-хиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.
    ● Лечебная помощь строится на базе индивидуального клинического состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психо-фармакотерапией, психотерапией. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения.
    ● Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
    Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний и навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
    На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие, проводится работа по воспитанию навыков самообслужива-ния.
    На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятив-ной игры к сюжетной. Важнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
    Собственно педагогические программы должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по не-сколько раз. речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. На последующих этапах работы постепенно переходят от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.

    Читайте также:  Центр развития ребенка при детском саде в марьино

    Источник

    Содержание

    Введение 3
    1. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом 4
    2. Методические подходы к коррекционной работе с детьми, страдающими аутизмом 9
    3. Содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме 13
    Заключение 20
    Литература 21

    Введение

    В последнее время в сферу научных исследований и практики отечественной патопсихологии и дефектологии включена аномалия психологического развития, называемая ранним детским аутизмом. Ранний детский аутизм – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не может быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития ребенка.
    Детский аутизм – достаточно распространенное явление. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Также аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. РДА проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации требуют специальной поддержки. Но отчасти эти нарушения поддаются коррекции. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Методы коррекционной работы с детьми страдающими аутизмом».
    Цель исследования – изучить методы коррекционной работы с детьми страдающими аутизмом.
    Задачи:
    1. Раскрыть особенности развития детей с ранним детским аутизмом.
    2. Проанализировать методические подходы к коррекционной работе с детьми, страдающими аутизмом.
    3. Изучить содержание коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме.
    Метод исследования – теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
    1. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом

    Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. Рас-пространение его составляет 2 на 10 тыс. детей. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройствам речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома. [6, с. 40]
    Наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отличаются и более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отличается отсутствие ориентированной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств. У детей первых трех лет жизни не специфическими проявлениями синдрома, связанными с соматовентативой и инстинктивной недостаточностью, являются, по данным В.М. Башиной нарушение сна в виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпания, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
    Проанализировав многочисленные сведения о первых месяцах жизни аутичных детей различных групп, ученые О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг увидели наличие специфических черт, отличающих аутисти-ческое развитие от нормального. Более того, уже на ранних этапах жизни аутичного ребенка появляются тенденции, характерные для формирования той или иной группы раннего детского аутизма. [7, с. 109]
    В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, не редко как бы не замечают их присутствие. Иногда у детей как бы отсутствует способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы (так называемый протодиакризис). В то же время любое изменение привычной обстановки, например в связи с перестановкой мебели, появление новой вещи, появление новой игрушки часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени кормления, прогулок, умывания и других моментов повседневного режима. Иногда недовольство или плач не прекращается до тех пор, пока не будет, восстановлен прежний порядок или не будет убрана не знакомая ребенку вещь.
    Страх новизны, достигающий у таких детей значительной интенсивности, можно считать, как и в случаях невропатии, проявлением болезненно обостренного инстинкта самосохранения. Однако степень выраженности этой патологии инстинктивной жизни при раннем детском аутизме намного выше. В.В. Ковалев отмечает, что поведение детей с данным синдромом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из неё воду, пересыпать что- либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их [2, с. 33-41].

    Источник

    Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ðàçâèòèÿ ðå÷è, ìûøëåíèÿ äåòåé ñ ïàòîëîãèåé. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ. Ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðåôåðàò

    Ïî êóðñó: Ñïåöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ

    Òåìà: Îñîáåííîñòè äåòåé ñ ðàííèì äåòñêèì àóòèçìîì (ÐÄÀ)

    Âûïîëíèëà: Ïîìîðöåâà Ìàðèÿ

    Ñïåöèàëüíîñòü: 5Â010500 — Äåôåêòîëîãèÿ

    1 êóðñ 2-õ ëåòíèå îáðàçîâàíèå

    Ïðîâåðèëà: ê. ïñèõ-õ. íàóê äîöåíò

    Ìàêèíà Ë.Ê.

    Ââåäåíèå

    Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì âûäåëåí è èçó÷àåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè ðàçëè÷íûõ îáëàñòåé âî âñåì ìèðå íà ïðîòÿæåíèè áîëåå ïîëóâåêà. Íåñìîòðÿ íà áîëüøèå ðàñõîæäåíèÿ âî âçãëÿäàõ íà ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äàííîãî íàðóøåíèÿ, ìåõàíèçìû ïîÿâëåíèÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé ñ àóòèçìîì, ïóòè è ñïîñîáû èõ ëå÷åíèÿ è ðåàáèëèòàöèè, ÿñíî îäíî: â ïðàêòèêå ñïåöèàëèñòà, ïîäîøåäøåãî ê ïðîáëåìàì êîíêðåòíîãî ðåáåíêà ñ ó÷åòîì åãî èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áîëåå âåðîÿòåí. Íåîáõîäèìîñòü ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê ëå÷åíèþ è îáó÷åíèþ òàêèõ äåòåé äîêàçàíà áåñ÷èñëåííûìè èññëåäîâàíèÿìè â ýòîé îáëàñòè, à òàêæå íåïîñðåäñòâåííîé ïðàêòèêîé çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïñèõèàòðîâ, äåôåêòîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ.

    Читайте также:  Развитие самосознания ребенка раннего возраста

     öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

    1. Èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè äåòåé ñ ÐÄÀ

    Óæå â ãðóäíîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé è ðÿäà äðóãèõ âèòàëüíûõ àäàïòèâíûõ ìåõàíèçìîâ: íàðóøåíèÿ ìûøå÷íîãî òîíóñà; ðàññòðîéñòâà ñíà, àïïåòèòà; îòñóòñòâèå ðåàêöèè íà ôèçè÷åñêèé äèñêîìôîðò. Î÷åíü òèïè÷íà ñëàáîñòü àôôåêòèâíîé ðåàêöèè íà ÷åëîâåêà, â òîì ÷èñëå ìàòü: îòñóòñòâèå ïîçû ãîòîâíîñòè ïðè âçÿòèè íà ðóêè (ðèãèäíîñòü èëè ïàññèâíîñòü), îòñóòñòâèå çðèòåëüíîãî êîíòàêòà; â äðóãèõ ñëó÷àÿõ, íàîáîðîò, òèïè÷åí àôôåêòèâíûé ñèìáèîç ñ ìàòåðüþ.

    Íåâîçìîæíîñòü ïðèâëå÷ü ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå ðåáåíêà äèññîíèðóåò ñ åãî ïîâûøåííîé ðåàêòèâíîñòüþ ê ðàçäðàæèòåëÿì, íå îáðàùåííûì ê íåìó, áîëüøîé ïóãëèâîñòüþ è òîðìîçèìîñòüþ. Îïèñûâàåòñÿ ðàííèé äèçîíòîãåíåç äâèãàòåëüíîé ñôåðû: íåóâåðåííîñòü õîäüáû, åå ëåãêèé ðåãðåññ ïðè ïåðâîé íåóäà÷å, ñëàáàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü òîíêîé ìîòîðèêè, ïëîõîå îâëàäåíèå íàâûêàìè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.

    Íà âòîðîì ãîäó æèçíè îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå îñîáåííîñòè ðå÷è: ñëàáîñòü àðòèêóëÿöèè, ñêëîííîñòü ê âåðáàëüíûì ñòåðåîòèïèÿì, ýãîöåíòðè÷íîñòü, îòñóòñòâèå ñâÿçè ñ îêðóæàþùèì, íåðåäêî ìóòèçì. Èãðà õàðàêòåðèçóåòñÿ îäíîîáðàçèåì ìàíèïóëÿöèé ñ îáúåêòàìè.

     áîëüøèíñòâå êëèíè÷åñêèõ îïèñàíèé ïîä÷åðêèâàþòñÿ ïðèçíàêè ñíèæåíèÿ ýíåðãåòè÷åñêîãî ïîòåíöèàëà: âÿëîñòü, áåçûíèöèàòèâíîñòü, îòñóòñòâèå ëþáîçíàòåëüíîñòè, ñòðåìëåíèÿ ê îáñëåäîâàíèþ îêðóæàþùåãî íàðÿäó ñî ñêëîííîñòüþ ê èìïóëüñèâíûì àôôåêòèâíûì, è äâèãàòåëüíûì ðàçðÿäàì.

    2. Îñîáåííîñòè âíèìàíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ

     öåëîì äëÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ÐÄÀ ñâîéñòâåííà íåðàâíîìåðíîñòü. Òàê, ïîâûøåííûå ñïîñîáíîñòè â îòäåëüíûõ îãðàíè÷åííûõ îáëàñòÿõ, òàêèõ, êàê ìóçûêà, ìàòåìàòèêà, æèâîïèñü, ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ãëóáîêèì íàðóøåíèåì îáû÷íûõ æèçíåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ. Îäíèì èç ãëàâíûõ ïàòîãåííûõ ôàêòîðîâ, îáóñëîâëèâàþùèõ ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ïî àóòèñòè÷åñêîìó òèïó, ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ ïðåæäå âñåãî â ñèòóàöèÿõ, òðåáóþùèõ àêòèâíîãî, èçáèðàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

    Íåäîñòàòî÷íîñòü îáùåãî, è â òîì ÷èñëå ïñèõè÷åñêîãî, òîíóñà, ñî÷åòàþùàÿñÿ ñ ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé è ýìîöèîíàëüíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ, îáóñëîâëèâàåò êðàéíå íèçêèé óðîâåíü àêòèâíîãî âíèìàíèÿ. Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà îòìå÷àåòñÿ íåãàòèâíàÿ ðåàêöèÿ èëè âîîáùå îòñóòñòâèå êàêîé-ëèáî ðåàêöèè ïðè ïîïûòêàõ ïðèâëå÷åíèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà ê ïðåäìåòàì îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ó äåòåé, ñòðàäàþùèõ ÐÄÀ, íàáëþäàþòñÿ ãðóáûå íàðóøåíèÿ öåëåíàïðàâëåííîñòè è ïðîèçâîëüíîñòè âíèìàíèÿ, ÷òî ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ôîðìèðîâàíèþ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Îäíàêî îòäåëüíûå ÿðêèå çðèòåëüíûå èëè ñëóõîâûå âïå÷àòëåíèÿ, èäóùèå îò ïðåäìåòîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ìîãóò áóêâàëüíî çàâîðàæèâàòü äåòåé, ÷òî ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ ðåáåíêà. Ýòî ìîæåò áûòü êàêîé-ëèáî çâóê èëè ìåëîäèÿ, áëåñòÿùèé ïðåä-ìåò è ò.ï.

    Õàðàêòåðíîé ÷åðòîé ÿâëÿåòñÿ ñèëüíåéøàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ïðåñûùàåìîñòü. Âíèìàíèå ðåáåíêà ñ ÐÄÀ óñòîé÷èâî â òå÷åíèå áóêâàëüíî íåñêîëüêèõ ìèíóò, à èíîãäà è ñåêóíä.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ïðåñûùåíèå ìîæåò áûòü íàñòîëüêî ñèëüíûì, ÷òî ðåáåíîê íå ïðîñòî âûêëþ÷àåòñÿ èç ñèòóàöèè, à ïðîÿâëÿåò âûðàæåííóþ àãðåññèþ è ïûòàåòñÿ óíè÷òîæèòü òî, ÷åì îí òîëüêî ÷òî ñ óäîâîëüñòâèåì çàíèìàëñÿ.

    Äëÿ äåòåé ñ ÐÄÀ õàðàêòåðíî ñâîåîáðàçèå â ðåàãèðîâàíèè íà ñåíñîðíûå ðàçäðàæèòåëè. Ýòî âûðàæàåòñÿ â ïîâûøåííîé ñåíñîðíîé ðàíèìîñòè, è â òî æå âðåìÿ, êàê ñëåäñòâèå ïîâûøåííîé ðàíèìîñòè, äëÿ íèõ õàðàêòåðíî èãíîðèðîâàíèå âîçäåéñòâèé, à òàêæå çíà÷èòåëüíîå ðàñõîæäåíèå â õàðàêòåðå ðåàêöèé, âûçûâàåìûõ ñîöèàëüíûìè è ôèçè÷åñêèìè ñòèìóëàìè.

    Åñëè â íîðìå ÷åëîâå÷åñêîå ëèöî ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ñèëüíûì è ïðèâëåêàòåëüíûì ðàçäðàæèòåëåì, òî äåòè ñ ÐÄÀ îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ðàçíîîáðàçíûì ïðåäìåòàì, ëèöî æå ÷åëîâåêà ïðàêòè÷åñêè ìãíîâåííî âûçûâàåò ïðåñûùåíèå è æåëàíèå óéòè îò êîíòàêòà.

    3. Îñîáåííîñòè ïàìÿòè ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ õîðîøàÿ ìåõàíè÷åñêàÿ ïàìÿòü, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîõðàíåíèÿ ñëåäîâ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé. Èìåííî ýìîöèîíàëüíàÿ ïàìÿòü ñòåðåîòèïèçèðóåò âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî: èíôîðìàöèÿ âõîäèò â ñîçíàíèå äåòåé öåëûìè áëîêàìè, õðàíèòñÿ, íå ïåðåðàáàòûâàÿñü, è ïðèìåíÿåòñÿ øàáëîííî, â òîì êîíòåêñòå, â êîòîðîì áûëà âîñïðèíÿòà. Äåòè ìîãóò ñíîâà è ñíîâà ïîâòîðÿòü îäíè è òå æå çâóêè, ñëîâà èëè áåç êîíöà çàäàâàòü îäèí è òîò æå âîïðîñ. Îíè ëåãêî çàïîìèíàþò ñòèõè, ïðè ýòîì ñòðîãî ñëåäÿò çà òåì, ÷òîáû ÷èòàþùèé ñòèõîòâîðåíèå íå ïðîïóñòèë íè îäíîãî ñëîâà èëè ñòðî÷êè.  ðèòì ñòèõà äåòè ìîãóò íà÷àòü ðàñêà÷èâàòüñÿ èëè ñî÷èíÿòü ñîáñòâåííûé òåêñò. Äåòè äàííîé êàòåãîðèè õîðîøî çàïîìèíàþò, à çàòåì îäíîîáðàçíî ïîâòîðÿþò ðàçëè÷íûå äâèæåíèÿ, èãðîâûå äåéñòâèÿ, çâóêè, öåëûå ðàññêàçû, ñòðåìÿòñÿ ê ïîëó÷åíèþ ïðèâû÷íûõ îùóùåíèé, ïîñòóïàþùèõ ÷åðåç âñå ñåíñîðíûå êàíàëû: çðåíèå, ñëóõ, âêóñ, îáîíÿíèå, êîæó.

    4. Îñîáåííîñòè âîîáðàæåíèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ

     ñîäåðæàíèè àóòèñòè÷åñêíõ ôàíòàçèé ïåðåïëåòàþòñÿ ñëó÷àéíî óñëûøàííûå ðåáåíêîì ñêàçêè, èñòîðèè, êèíîôèëüìû è ðàäèîïåðåäà÷è, âûìûøëåííûå è ðåàëüíûå ñîáûòèÿ. Ïàòîëîãè÷åñêèå ôàíòàçèè äåòåé îòëè÷àþòñÿ ïîâûøåííîé ÿðêîñòüþ è îáðàçíîñòüþ. Íåðåäêî ñîäåðæàíèå ôàíòàçèé ìîæåò íîñèòü àãðåññèâíûé îòòåíîê. Äåòè ìîãóò ÷àñàìè, åæåäíåâíî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ, à èíîãäà è íåñêîëüêèõ ëåò, ðàññêàçûâàòü èñòîðèè î ìåðòâåöàõ, ñêåëåòàõ, óáèéñòâàõ, ïîäæîãàõ, íàçûâàþò ñåáÿ «áàíäèòîì», ïðèïèñûâàþò ñåáå ðàçëè÷íûå ïîðîêè.

    Ïàòîëîãè÷åñêîå ôàíòàçèðîâàíèå ñëóæèò õîðîøåé îñíîâîé äëÿ ïîÿâëåíèÿ è çàêðåïëåíèÿ ðàçëè÷íûõ íåàäåêâàòíûõ ñòðàõîâ. Ýòî ìîãóò áûòü, íàïðèìåð, ñòðàõè ìåõîâûõ øàïî÷åê, òåõ èëè èíûõ ïðåäìåòîâ è èãðóøåê, ëåñòíèö, óâÿäøèõ öâåòîâ, íåçíàêîìûõ ëþäåé. Ìíîãèå äåòè áîÿòñÿ õîäèòü ïî óëèöàì, îïàñàÿñü, íàïðèìåð, ÷òî íà íèõ íàåäåò ìàøèíà, îíè èñïûòûâàþò íåïðèÿçíåííîå ÷óâñòâî, åñëè èì ñëó÷àåòñÿ èñïà÷êàòü ðóêè, ðàçäðàæàþòñÿ, åñëè íà èõ îäåæäó ïîïàäàåò âîäà. Ó íèõ ïðîÿâëÿþòñÿ áîëåå âûðàæåííûå, ÷åì â íîðìå, ñòðàõè òåìíîòû, áîÿçíü îñòàòüñÿ îäíèì â êâàðòèðå.

    Íåêîòîðûå äåòè èçëèøíå ñåíòèìåíòàëüíû, ÷àñòî ïëà÷óò ïðè ïðîñìîòðå íåêîòîðûõ ìóëüòôèëüìîâ.

    5. Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Êàê îòìå÷àþò Î.Ñ. Íèêîëüñêàÿ, Å. Ð.Áàåíñêàÿ, Ì. Ì.Ëèáëèí), íå ñëåäóåò âåñòè ðå÷ü îá îòñóòñòâèè ïðè ÐÄÀ îòäåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, íàïðèìåð ñïîñîáíîñòè ê îáîáùåíèþ, ê ïëàíèðîâàíèþ

    Óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ñâÿçàí ïðåæäå âñåãî ñî ñâîåîáðàçèåì àôôåêòèâíîé ñôåðû. Îíè îðèåíòèðóþòñÿ íà ïåðöåïòèâíî ÿðêèå, à íå íà ôóíêöèîíàëüíûå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ. Ýìîöèîíàëüíûé êîìïîíåíò âîñïðèÿòèÿ ñîõðàíÿåò ñâîå âåëÿùåå çíà÷åíèå ïðè ÐÄÀ äàæå íà ïðîòÿæåíèè øêîëüíîãî âîçðàñòà.  èòîãå óñâàèâàåòñÿ ëèøü ÷àñòü ïðèçíàêîâ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, ñëàáî ðàçâèâàþòñÿ ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ.

    Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ó òàêèõ äåòåé ñâÿçàíî ñ ïðåîäîëåíèåì îãðîìíûõ òðóäíîñòåé ïðîèçâîëüíîãî îáó÷åíèÿ, öåëåíàïðàâëåííîãî ðàçðåøåíèÿ ðåàëüíî âîçíèêàþùèõ çàäà÷. Ìíîãèå ñïåöèàëèñòû óêàçûâàþò íà ñëîæíîñòè â ñèìâîëèçàöèè, ïåðåíîñå íàâûêîâ èç îäíîé ñèòóàöèè â äðóãóþ. Òàêîìó ðåáåíêó òðóäíî ïîíÿòü ðàçâèòèå ñèòóàöèè âî âðåìåíè, óñòàíîâèòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûå çàâèñèìîñòè. Ýòî î÷åíü ÿðêî ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðåñêàçå ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ñþæåòíûìè êàðòèíêàìè.  ðàìêàõ ñòåðåîòèïíîé ñèòóàöèè ìíîãèå àóòè÷íûå äåòè ìîãóò îáîáùàòü, èñïîëüçîâàòü èãðîâûå ñèìâîëû, âûñòðàèâàòü ïðîãðàììó äåéñòâèé.

    Читайте также:  Третий месяц жизни ребенка развитие сон питание

    Îäíàêî îíè íå â ñîñòîÿíèè àêòèâíî ïåðåðàáàòûâàòü èíôîðìàöèþ, àêòèâíî èñïîëüçîâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè, ñ òåì ÷òîáû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê ìåíÿþùèìñÿ îêðóæåíèþ, ñðåäå, îáñòàíîâêå.

     òî æå âðåìÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü íå ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíîé äëÿ ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà. Äåòè ìîãóò ïðîÿâëÿòü îäàðåííîñòü â îòäåëüíûõ îáëàñòÿõ, õîòÿ àóòèñòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü ìûøëåíèÿ ñîõðàíÿåòñÿ.

    Ïðè âûïîëíåíèè èíòåëëåêòóàëüíûõ òåñòîâ, òàêèõ, êàê òåñò Âåêñëåðà, íàáëþäàåòñÿ âûðàæåííàÿ äèñïðîïîðöèÿ ìåæäó óðîâíåì âåðáàëüíîãî è íåâåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà â ïîëüçó ïîñëåäíåãî. Îäíàêî íèçêèå óðîâíè âûïîëíåíèÿ çàäàíèé, ñâÿçàííûõ ñ ðå÷åâûì îïîñðåäîâàíèåì, â áîëüøèíñòâå ñâîåì ãîâîðÿò î íåæåëàíèè ðåáåíêà èñïîëüçîâàòü ðå÷åâîå âçàèìîäåéñòâèå, à íå î äåéñòâèòåëüíî íèçêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ âåðáàëüíîãî èíòåëëåêòà.

    6. Îñîáåííîñòè ðå÷è ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    Ó äåòåé ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ ñâîåîáðàçíîå îòíîøåíèå ê ðå÷åâîé äåéñòâèòåëüíîñòè è îäíîâðåìåííî — ñâîåîáðàçèå â ñòàíîâëåíèå ýêñïðåññèâíîé ñòîðîíû ðå÷è. Ïðè âîñïðèÿòèè ðå÷è çàìåòíî ñíèæåííàÿ (èëè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþùàÿ) ðåàêöèÿ íà ãîâîðÿùåãî. «Èãíîðèðóÿ» ïðîñòûå, îáðàùåííûå ê íåìó èíñòðóêöèè, ðåáåíîê ìîæåò âìåøèâàòüñÿ â íå îáðàùåííûé ê íåìó ðàçãîâîð. Ëó÷øå ðåáåíîê ðåàãèðóåò íà òèõóþ øåïîòíóþ ðå÷ü.

    Ïåðâûå àêòèâíûå ðå÷åâûå ðåàêöèè, ïðîÿâëÿþùèåñÿ ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé â âèäå ãóëÿíèÿ, ó äåòåé ñ ÐÄÀ ìîãóò çàïàçäûâàòü, îòñóòñòâîâàòü èëè áûòü îáåäíåííûìè, ëèøåííûìè èíòîíèðîâàíèÿ. Òî æå ñàìîå îòíîñèòñÿ è ê ëåïåòó.

    Ïåðâûå ñëîâà ó äåòåé ïîÿâëÿþòñÿ îáû÷íî ðàíî.  63% íàáëþäåíèé ýòî îáû÷íûå ñëîâà: «ìàìà», «ïàïà», «äåäà», íî â 51% ñëó÷àåâ îíè èñïîëüçîâàëèñü áåç ñîîòíåñåíèÿ ñî âçðîñëûì. Ó áîëüøèíñòâà ñ äâóõ ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ôðàçîâàÿ ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ñ ÷èñòûì ïðîèçíîøåíèåì. Íî äåòè ïðàêòè÷åñêè íå ïîëüçóþòñÿ åþ äëÿ êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè. Îíè ðåäêî çàäàþò âîïðîñû; åñëè òàêîâûå ïîÿâëÿþòñÿ, òî íîñÿò ïîâòîðÿþùèéñÿ õàðàêòåð. Ïðè ýòîì íàåäèíå ñ ñîáîé äåòè îáíàðóæèâàþò áîãàòóþ ðå÷åâóþ ïðîäóêöèþ: ÷òî-òî ðàññêàçûâàþò, ÷èòàþò ñòèõè, íàïåâàþò ïåñåíêè. Íåêîòîðûå äåìîíñòðèðóþò âûðàæåííóþ ìíîãîðå÷èâîñòü, íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, ïîëó÷èòü îòâåò íà êîíêðåòíûé âîïðîñ îò òàêèõ äåòåé î÷åíü ñëîæíî, èõ ðå÷ü íå ñî÷åòàåòñÿ ñ ñèòóàöèåé è íèêîìó íå àäðåñîâàíà. Äåòè íàèáîëåå òÿæåëîé, 1-é ãðóïïû, ïî êëàññèôèêàöèè Ê.Ñ. Ëåáåäèíñêîé è Î.Ñ. Íèêîëüñêîé, ìîãóò òàê è íå îâëàäåòü ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì. Äëÿ äåòåé 2-1 ãðóïïû õàðàêòåðíû «òåëåãðàôíûå» ðå÷åâûå øòàìïû, ýõîëàëèè îòñóòñòâèå ìåñòîèìåíèÿ «ÿ» (íàçûâàíèå ñàìîãî ñåáÿ ïî èìåíè èëè â òðåòüåì ëèöå — «îí», «îíà»).

    7. Îùóùåíèå è âîñïðèÿòèå ó äåòåé ñ ÐÄÀ

    ïñèõîëîãè÷åñêèé äåòñêèé àóòèçì ìûøëåíèå

    Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ íàáëþäàþòñÿ ó 71% äåòåé, äèàãíîñòèðîâàííûõ êàê èìåþùèõ ÐÄÀ (ïî äàííûì Ê.Ñ.Ëåáåäèíñêîé, 1992). Ê ïåðâûì ïðèçíàêàì «íåîáû÷íîñòè» ïîâåäåíèÿ äåòåé ñ ÐÄÀ, êîòîðûå çàìå÷àþòñÿ ðîäèòåëÿìè, îòíîñÿòñÿ ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñåíñîðíûå ñòèìóëû, ïðîÿâëÿþùèåñÿ óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè.  ðåàêöèÿõ íà ïðåäìåòû îáíàðóæèâàåòñÿ áîëüøàÿ ïîëÿðíîñòü. Ó ÷àñòè äåòåé ðåàêöèÿ íà «íîâèçíó», íàïðèìåð èçìåíåíèå îñâåùåíèÿ, íåîáû÷àéíî ñèëüíàÿ. Îíà âûðàæàåòñÿ â ÷ðåçâû÷àéíî ðåçêîé ôîðìå è ïðîäîëæàåòñÿ äëèòåëüíîå âðåìÿ ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ äåéñòâèÿ ðàçäðàæèòåëÿ.

    Ìíîãèå äåòè, íàîáîðîò, ÿðêèìè ïðåäìåòàìè çàèíòåðåñîâûâàëèñü ñëàáî, ó íèõ òàêæå íå îòìå÷àëîñü ðåàêöèè èñïóãà èëè ïëà÷à íà âíåçàïíûå è ñèëüíûå çâóêîâûå ðàçäðàæèòåëè, è âìåñòå ñ òåì ó íèõ îòìå÷àëè ïîâûøåííóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñëàáûì ðàçäðàæèòåëÿì: äåòè ïðîñûïàëèñü îò åäâà ñëûøíîãî øóðøàíèÿ, ëåãêî âîçíèêàëè ðåàêöèè èñïóãà, ñòðàõà íà èíäèôôåðåíòíûå è ïðèâû÷íûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð ðàáîòàþùèå â äîìå áûòîâûå ïðèáîðû.

     âîñïðèÿòèè ðåáåíêà ñ ÐÄÀ îòìå÷àåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå îðèåíòèðîâêè â ïðîñòðàíñòâå, èñêàæåíèå öåëîñòíîé êàðòèíû ðåàëüíîãî ïðåäìåòíîãî ìèðà. Äëÿ íèõ âàæåí íå ïðåäìåò â öåëîì, à îòäåëüíûå åãî ñåíñîðíûå êà÷åñòâà: çâóêè, ôîðìà è ôàêòóðà ïðåäìåòîâ, èõ öâåò. Ó áîëüøèíñòâà äåòåé íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííàÿ ëþáîâü ê ìóçûêå. Îíè ïîâûøåíî ÷óâñòâèòåëüíû ê çàïàõàì, îêðóæàþùèå ïðåäìåòû îáñëåäóþò ñ ïîìîùüþ îáíþõèâàíèÿ è îáëèçûâàíèÿ.

    Áîëüøîå çíà÷åíèå èìåþò äëÿ äåòåé òàêòèëüíûå è ìûøå÷íûå îùóùåíèÿ, èäóùèå îò ñîáñòâåííîãî òåëà. Òàê, íà ôîíå ïîñòîÿííîãî ñåíñîðíîãî äèñêîìôîðòà äåòè ñòðåìÿòñÿ ïîëó÷èòü îïðåäåëåííûå àêòèâèðóþùèå âïå÷àòëåíèÿ (ðàñêà÷èâàþòñÿ âñåì òåëîì, ñîâåðøàþò îäíîîáðàçíûå ïðûæêè èëè êðóæàòñÿ, ïîëó÷àþò óäîâîëüñòâèå îò ðàçðûâàíèÿ áóìàãè èëè òêàíè, ïåðåëèâàþò âîäó èëè ïåðåñûïàþò ïåñîê, íàáëþäàþò çà îãíåì). Ïðè ÷àñòî ñíèæåííîé áîëåâîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ó íèõ íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íàíåñåíèþ ñåáå ðàçëè÷íûõ ïîâðåæäåíèé.

    Çàêëþ÷åíèå

    Àóòèçì è ñõîäíûå ñ íèì íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ âñòðå÷àþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî, îíè ìîãóò áûòü íå ñâÿçàíû âïðÿìóþ ñ èíòåëëåêòóàëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè, è ðåáåíîê ñ ïîäîáíûìè îñîáåííîñòÿìè ìîæåò ïîÿâèòüñÿ â ëþáîé øêîëå. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè òàêèå äåòè ïðåäñòàâëÿþò îñîáóþ ïðîáëåìó äëÿ ó÷èòåëÿ òåì, ÷òî ïëîõî âõîäÿò â ðåæèì çàíÿòèé, òðåáóþò èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà, ïîñòîÿííîãî ïîáóæäåíèÿ è ïîääåðæêè; òåì, ÷òî íå óìåþò îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè íà ïåðåìåíå, è ò.ä. Íåâîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî àäàïòèðîâàòüñÿ ê íåîæèäàííûì èçìåíåíèÿì â ðåæèìå øêîëüíîé æèçíè ÷àñòî ñòàâèò àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîä óãðîçó ýìîöèîíàëüíîãî ñðûâà.

    Âûõîä èç ýòèõ òðóäíîñòåé òðàäèöèîííî âèäèòñÿ ïåäàãîãàìè â îïðåäåëåíèè òàêîãî ðåáåíêà íà èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå ïî ïðîãðàììå, ñîîòâåòñòâóþùåé åãî èíòåëëåêòóàëüíûì âîçìîæíîñòÿì. Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ïðèâû÷íûå óñëîâèÿ ðîäíîãî äîìà ïîçâîëÿò åìó ìàêñèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ñâîþ ñïîñîáíîñòü ó÷èòüñÿ. Îïûò, îäíàêî, ïîêàçûâàåò, ÷òî èíäèâèäóàëüíîå äîìàøíåå îáó÷åíèå íå ïîäõîäèò òàêîìó ðåáåíêó ïðåæäå âñåãî ïîòîìó, ÷òî íå ñïîñîáñòâóåò åãî ñîöèàëüíîìó ðàçâèòèþ. Äëÿ íåãî âàæíî íå ñòîëüêî íàêîïëåíèå çíàíèé è îñâîåíèå íàâûêîâ, ñêîëüêî ïðèîáðåòåíèå âîçìîæíîñòè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè ëþäüìè, ñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü ñâîè çíàíèÿ è óìåíèÿ â ðåàëüíîé æèçíè. Îáó÷åíèå æå â óñëîâèÿõ äîìà ëèøü ñîçäàåò ïî÷âó äëÿ âòîðè÷íîé àóòèçàöèè òàêîãî ðåáåíêà.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Áàøèíà Â.Ì. Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì/Èñöåëåíèå: Àëüìàíàõ. — Ì., 1993.

    2. Ãèëáåðã Ê., Ïèòåðñ Ò. Àóòèçì: ìåäèöèíñêèå è ïåäàãîãè÷åñêèå àñïåêòû. — ÑÏá.: ÈÑÏèÏ, 1998.

    3. Ëàâðåíòüåâà Í.Á. Ïåäàãîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà äåòåé ñ àóòèçìîì // Äåôåêòîëîãèÿ, 2003 — ¹2.

    4. Ìàíåëèñ Í.Ã. Ðàííèé àóòèçì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå è íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû/ Í.Ã. Ìàíåëèñ // Øê. çäîðîâüÿ. -1999. — ¹2.

    5. Íèêîëüñêàÿ Î.Ñ. Àôôåêòèâíàÿ ñôåðà ÷åëîâåêà. Âçãëÿä ñêâîçü ïðèçìó äåòñêîãî àóòèçìà. — Ì., 2000.

    6. Îñíîâû ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ë. Â. Êóçíåöîâà, Ë. È. Ïåðåñëåíè, Ë. È. Ñîëíöåâà è äð.; Ïîä ðåä. Ë. Â. Êóçíåöîâîé. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2002. — 480 ñ.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник