Особенности развития ребенка с косоглазием
Дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, в связи с его наличием страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами. Отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.
У детей 3—4-х лет с косоглазием и амблиопией из-за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве.
За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.
У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.
Особенности развития речи у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста: овладение обобщающими словами и уровень выделения общих признаков предметов у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижены.А это в свою очередь затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам. Процесс формирования умения строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
У детей старшего дошкольного возраста (6—7 лет) существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях,
о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амбляопиейбез специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.
Существуют отклонения в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.
Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливают появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводят к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями. Овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием, прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в пространстве. Качество прыжков ‘детей характеризуется несогласованностью рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленности объектов при монокулярном зрении.
При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.
Итак, мы представили общую картину психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией которая отражена в указанных работах. Однако применительно к индивидууму и описанию своеобразия конкретного ребенка мы не обнаружили в литературе никаких данных.
Выделяются отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией. Не всегда дети бывают активны, не проявляют желания организовывать, участвовать в игре, труде, в занятиях, часто предпочитают играть в одиночку. Это явление объясняется не только имеющимся зрительным дефектом, но и негативным влиянием лечебного процесса на психоэмоциональное состояние детей, а также некоторым разрывом между ребенком и окружающей средой.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ
И КОСОГЛАЗИЕМ
Развитие детей с нарушениями подчиняется тем же
закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося
ребёнка (Л.С. Выготский). Из этого положения следует, что дети, в
частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при
условии включения в специальное обучение и воспитание.
Основной контингент детских садов 4-го вида составляют
дети с амблиопией и косоглазием. У большинства из них эти нарушения врождённые.
В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других
аномалий ЦНС.
Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными
отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения
отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно
снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на
развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
Общая особенность таких детей — нарушение словесного
опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный
зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его
результатов. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него
имеются чёткие представления о нём. Это объясняется установления предметной
соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.
Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся объектами
познания. Речь — мощное компенсаторное средство: она облегчает сравнение
признаков предметов, актуализирует прошлые представления и даёт возможность
создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Ограничение визуального контроля за языковыми и
невербальными средствами общения приводит к тому, что у детей с нарушениями
зрения проблемы со звукопроизношением (сигматизмы, ламдацизмы, ротацизмы) встречаются
в 2 раза чаще, чем в норме.
Нарушения зрения детей сказывается прежде всего на их
восприятии. Отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного
восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при
экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями
монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные
представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей
слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой
стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника.
Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению
знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к
механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания
в учебной и игровой деятельности.
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей
с амблиопией и косоглазием возникает некоторая обеднённость чувственной стороны
речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях
накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального
назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной
речи, в усвоении выразительных средств.
учитель-логопед: Ю.Л.Киселёва
Источник
Амблиопия
и косоглазие, обусловливая снижение
остроты зрения и других зрительных
функций, неизбежно становятся причиной
возникновения зрительной депривации.
Понимая депривацию как состояние
недостаточного удовлетворения
определенной потребности, зрительную
депривацию современная наука определяет
как состояние Недостаточного удовлетворения
зрительной потребности. Современными
научными исследованиями доказано
отрицательное влияние депривации, в
том числе и зрительной на состояние
корковых отделов головного мозга (Л.И.
Солнцева, 2000). Таким образом, амблиопию
и косоглазие, как и любое зрительное
нарушение, приводящее к зрительной
депривации следует, рассматривать не
как нарушения периферического, а как
нарушение центрального (коркового)
порядка. В то же время онтопсихологическими
исследованиями доказана принципиальная
возможность влияния на состояние
структуры головного мозга как
преднатальных, так и постнатальных
факторов развития человека. Учеными
доказано, что нарушения, вызванные
амблиопией и косоглазием, могут быть в
значительной степени нивелированы в
условиях специально организованного
образовательного процесса, включающего
в себя как лечебно-восстановительную,
так и коррекционно-развивающую работу
(Г.В. Никулина, 1999).
Педагогу
необходимо иметь в виду, что наличие
коркового нарушения у детей с амблиопией
и косоглазием приводит к снижению
функций зрения, что неизбежно влечет
за собой снижение скорости, точности,
а так же дифференцированности восприятия,
трудности в овладении сенсорными
эталонами,, что обусловливает возникновение
трудностей в определении цвета, формы,
величины и пространственного расположения
предметов, в выполнении практических
действий, в овладении измерительными
навыками, в ориентировке в пространстве.
Кроме
того, для детей с амблиопией и косоглазием
характерно наряду с низким уровнем
сформированности, наличие низкого
уровня оперирования сенсорными
„эталонами, зрительными образами и
представлениями, что неизбежно приводит
к появлению вторичных отклонений в
зрительном восприятии предметов
окружающего мира (Г.В. Никулина, Л.В.
Фомичева, Е.И. Артюкевич, 1999). Указанные
особенности зрительного восприятия
младших школьников с амблиопией и
косоглазием проявляются в некоторой
фрагментарности, искаженности,
замедленности, нечеткости узнавания,
в Появлении трудностей в восприятии,
как единичных предметов окружающего
мира, так и в отражении сразу нескольких
логически связанных между собой предметов
(И.П. Гайлене, 1990). Совершенно очевидно,
что перечисленные недостатки зрительного
восприятия детей с амблиопией и
косоглазием в свою очередь отрицательно
влияют на развитие таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение (Л.В. Рудакова, 1988).
Кроме
того, у детей с функциональным слабовидением
чрезвычайно часто наблюдается
редуцированность проявлений некоторых
свойств восприятия. Так, например,
избирательность восприятия ограничивается
сужением круга интересов, снижением
активности отражательной деятельности,
меньшим по сравнению с нормой эмоциональным
воздействием объектов внешнего мира,
апперцепция проявляется слабее, чем у
детей с нормальным зрением вследствие
недостатков чувственного опыта и т.д.
(Л.П. Григорьева, 1984).
Одной
из характерных особенностей детей с
амблиопией и косоглазием является
значительное отставание в формировании
познавательных интересов. Как результат
снижения познавательных интересов, у
детей с функциональным слабовидением
наблюдается снижение количества и
качества представлений о явлениях и
предметах окружающего мира, что в свою
очередь приводит к возникновению
трудностей в обучении, снижению
успеваемости (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин,
2000).
Ситуация
постоянной неуспеваемости становится
источником отрицательных эмоций,
перерастающих в негативные эмоциональные
состояния, это может явиться причиной
формирования отрицательных качеств
личности.
Соседние файлы в папке ХРЕСТОМАТИЯ
- #
- #
- #
- #
Источник
ВАЖНО ЗНАТЬ! Действенное средство для восстановления зрения без операций и врачей, рекомендованное нашими читателями! Читать далее…
Косоглазие представляет собой особую форму патологий, при которой нарушается симметрия одного или обоих глаз относительно центральной оси. При таком заболевании человек не может сфокусировать зрение на определенном объекте. Косоглазие у ребенка бывает нескольких видов. Чаще всего оно возникает в возрасте от двух до трех лет. Решить вопрос, как определить косоглазие у ребенка, родители могут без участия врача-офтальмолога.
Особенности заболевания
В нормальном состоянии глаза человека функционируют содружественно между собой. То есть, органы зрения могут сфокусироваться на одном предмете. Косоглазие, или страбизм, характеризуется нарушением работы глазных мышц, вследствие чего они теряют указанную способность. В результате мозг пациента не может объединить вместе две картинки, которые транслирует каждый орган зрения.
Косоглазие у новорожденных встречается достаточно часто. Однако у таких детей наблюдаются незначительные отклонения от нормы, которые со временем должны пройти. Наличие страбизма у новорожденного объясняется тем, что его глазные мышцы еще слабы и не способны контролировать работу органов зрения. Патологическое нарушение исчезает обычно, когда проходит период грудного вскармливания.
Настоящее косоглазие развивается в период с двух до трех лет. Наиболее ярким симптомом, свидетельствующим о возникновении патологии, является блуждающий взгляд. При этом ребенок регулярно наклоняет голову под неестественным углом.
Страбизм требует лечения. Патология негативно сказывается на формировании детей, вызывая:
- нарушения психического характера;
- задержку умственного и физического развития.
В ряде случаев заболевание может рецидивировать. Повторное появление косоглазия объясняется тем, что со временем глазные мышцы под влиянием внешних факторов (операция, травма и так далее) ослабевают.
Причины
При косоглазии у детей и причины, и лечение будут определяться, исходя из индивидуальных особенностей пациента. Среди факторов, способных привести к развития рассматриваемого заболевания, выделяют следующие:
- наследственная предрасположенность;
- нарушение развития плода, характеризующееся образованием внутри утробы катаракты, а также аномальным строением отдельных частей глаза.
Указанные выше причины характерны для врожденной формы косоглазия. У детей старше двух лет и подростков страбизм развивается на фоне:
- опухолей, затронувших нервную систему или органы зрения;
- травмирования глаз;
- параличей;
- парезов;
- патологий, затрагивающих нервно-мышечную структуру (рассеянный склероз и другие);
- нарушения рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм и так далее);
- сильного стресса;
- инфекционного заражения организма;
- течения системных патологий;
- длительных и сильных нагрузок на глаза;
- родовой травмы, сопровождающейся гипоксией.
Рассматривая вопрос, связанный с особенностями развития косоглазия у детей, к причинам развития патологии также следует отнести черепно-мозговые травмы и другие нарушения ЦНС.
Разновидности
Косоглазие, или гетеротропия, бывает постоянным или периодическим. При последней форме заболевания нарушение расположения глаз наблюдается в течение примерно 75% времени. Патология может затрагивать как один, так и оба органа зрения.
В зависимости от характера протекания страбизма она классифицируется на:
- скрытый (заболевание известно как гетерофория);
- компенсированный, выявить который можно только при обследовании у врача;
- субкомпенсированный, возникающий при условии, если больной теряет контроль над глазными мышцами;
- декомпенсированный, когда больной не способен контролировать движение глаз.
Для определения схемы лечения рассматриваемого заболевания важно также установить, в каком направлении косятся глаза. Исходя из этого параметра, страбизм подразделяется на:
Горизонтальную
Такая форма заболевания классифицируется на:
Мы рекомендуем!
Для лечения глаз без операции наши читатели успешно используют Проверенный метод. Внимательно его изучив, мы решили предложить его и Вашему вниманию.Читать подробнее…
- сходящее (эзотропия), когда глаза приближены к переносице;
- расходящееся (экзотропия), при котором проблемный глаз отклоняется в сторону виска.
Вертикальную
Эта патология, в свою очередь, подразделяется на:
- гипертропию (глаза смещаются вверх);
- гипотропию (глаза смещаются вниз).
Также существует смешанное косоглазие, при котором глазные яблоки могут функционировать содружественно и несодружественно. При первой форме заболевания органы перемещаются в разных направлениях и снижается бинокулярное зрение. Опасаться смешанную гетеротропию следует в том случае, когда она развивается на фоне гипертропии и ряда других патологических процессов. Такое заболевание лечится только посредством хирургического вмешательства. Кроме того, выделяют косоглазие, возникшее из-за частичного или полного паралича глазных мышц, поражения нервных окончаний или головного мозга.
Лечение
Лечение косоглазия начинается с диагностических процедур, в ходе которых:
- Врач собирает информацию о характере протекания болезни, когда появились первые признаки и так далее.
- Проводится оценка остроты зрения при помощи специальных линз.
- Назначается компьютерная рефрактометрия со скиаскопией для анализа рефракции пораженного органа.
- Проводятся офтальмоскопия и биомикроскопия. Они позволяют оценить состояние различных отделов глаза.
При подозрениях на наличие паралича глазных мышц дополнительно назначается обследование у невролога. Врач, проведя соответствующее обследование, сообщит, чего опасаться пациенту и какие существуют методы устранения косоглазия в подобных обстоятельствах. Лечение заболевания определяется, исходя из характера его протекания, формы патологии, а также причин, вызвавших страбизм. Терапия косоглазия проводится посредством следующих методик:
Специальные упражнения. Комплекс лечебной гимнастики для глаз назначается при легких формах косоглазия. Упражнения выполняются ежедневно в домашних условиях, при этом ребенок обязательно должен носить очки. Все занятия длятся около двух часов, в течение которых разрешается делать короткие перерывы.
Оптическая коррекция. Оптическая коррекция предполагает ношение специальных очков или линз, которые позволяют устранить дефекты зрения: близорукость, астигматизм и другие. Данное лечение подходит для детей в возрасте до года. Оно способно достаточно быстро устранить косоглазие и нормализовать зрение.
Плеоптика. Этот метод предполагает постоянное ношение повязки, закрывающей нормальный глаз. В результате вся нагрузка ложиться на проблемный орган зрения. При двустороннем косоглазии повязка накладывается попеременно на оба глаза.
Аппаратная методика. Лечение посредством специализированного оборудования проводится в течение курсов, включающих в себя по 5-10 сеансов. Выбор аппарата обусловлен формой заболевания. Восстановить зрение позволяют:
- Амблиокор, посредством которого развивается бинокулярное зрение;
- Синоптофор, который позволяет не только восстановить бинокулярное зрение, но и устранить горизонтальное косоглазие;
- Амблиопанорама, назначаемая с грудничкового возраста и предназначенная для лечения синдрома ленивого глаза;
- лечение при помощи специализированных программ;
- гелий-неоновый лазер.
Хирургическое вмешательство. В ходе хирургической операции в зависимости от показаний осуществляется:
- укорачивание мышцы глаза;
- пересадка мышцы глаза дальше от роговицы.
Хирургическая операция занимает не более одного дня. В течение реабилитационного периода после такого вмешательства ребенку необходимо ежедневно капать в глаза противовоспалительные лекарства и исключить вероятность проникновения инфекции в пораженный орган зрения.
Косоглазие является распространенным заболеванием, которое хорошо поддается лечению у детей младшего возраста. При условии своевременно предпринятых мерах эта патология никак не скажется на качестве зрения.
По секрету
- Невероятно… Можно вылечить глаза без операций!
- Это раз.
- Без походов ко врачам!
- Это два.
- Меньше чем за месяц!
- Это три.
Перейдите по ссылке и узнайте как это делают наши подписчики!
Источник