Особенности развития ребенка раннего возраста в игровой деятельности

Особенности развития ребенка раннего возраста в игровой деятельности thumbnail

Екатерина Киреенко
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляем массу удовольствий! Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной в них деятельности — игре.

Игра в двойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей — родителей. Но к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт, редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому, другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное время отводят на то, что бы позаниматься с ним.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Для нас важно: создать у родителей представление об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Учитывая, с одной стороны, чрезмерную занятность взрослых, а с другой – их искреннее желание вырастить детей здоровыми и счастливыми, мы сочли необходимым помочь родителям и организовали для них:

• круглые столы на темы «Роль дидактических игр в умственном развитии детей, «Разнообразие детских игр»;

• семинары – практикумы «Наши помощники игры», «Подвижные игры на отдыхе»;

• консультации «Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста», «Игры по дороге в детский сад», «Учимся играть вместе».

• Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельностей детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. Даль (1801 – 1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья».

В Советском энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям».

Ведущее положение игры определяется как «…деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребёнка к новой, высшей ступени своего развития» (А. Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития.

Формирование игровой деятельности ребенка проходит через предметную деятельность. Под предметными действиями понимают исторически сложившиеся, закрепленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Основным, по мнению отечественных психологов и педагогов, является путь совместной деятельности со взрослыми, в которой взрослые постепенно передают ребёнку общественно выработанные способы употребления предметов.

Д. Б. Эльконин приводит наблюдения, подтверждающие это. Например: «мать причесывает Андрея расчёской для волос. Затем дает расчёску ему в руки, направляет его руку к его волосам, и они вместе производят действие причёсывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев расчёску для волос, берёт её правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью расчёски, и конечно, никакого причёсывания не происходит».

Автор приходит к выводу, что образец действия, который взрослые предлагают ребёнку, не может быть усвоен сразу, ибо та физическая форма предметов, которая определяет всю операционно-техническую сторону, еще не выделяется ребёнком.

Ребёнок в раннем детстве принимает из образца действия лишь его общую схему, которая связана с общественным назначением предмета, т. е. только одну сторону предметного действия. Другая сторона – операционно-техническая, котораядолжна учитывать физические свойства предметов, — развивается позже и значительно дольше. Возникают две различные деятельности. Одна – деятельность со значением вещей, с обобщёнными схемами их использования, применительно ко всё более и более разнообразным ситуациям. Вторая – утилитарная деятельность, в которой необходимо добиться результата практического применения предмета.

Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых, без получения конкретного, практического результата, приводят к формированию игровой деятельности.

В ходе развития приметных действий наблюдается два типа переноса. В первом случае имеет место перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия. Например, ребёнок освоил схему действия причёсывания настоящей расчёской собственной головы, а затем начинает причёсывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. Во втором случае имеет место осуществление того же действия, но уже предметом-заместителем, например, действия причесывания, но не расчёской, а деревянной палочкой: себя, куклы, лошадки.

В первом случае предметом, с которым проводилось действие, была расчёска, во втором – куклы и лошадки. В обоих типах переноса осуществляется с одной стороны, обобщение действий, с другой – отделение схемы действий от предмета.

В раннем возрасте впервые происходит замещение одного предмета другим при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом отсутствующим в данный момент. То есть появляются зачатки игры.

Игровые действия детей второго года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребёнок причесывает куклу расчёской поит мишку из чашки, т. е. выполняет знакомые по опыту действия. Различные ситуации представляют собой ряд отдельных эпизодов, объединённых между собой случайными связями.

При появлении яркого или нового предмета ребёнок легко уходит от сюжета. Его действия снова становятся предметными, процессуальными: ребёнок угощает куклу соком из стакана и сразу начинает многократно переливать из нового кувшина в стакан и обратно (или, накладывая в тарелку «конфеты» — шарики, начинает их катать и бросать). В действиях детей наблюдается полифункциональное использование предметов: ребёнок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребёнка не важен, главное – выполнить необходимое действие.

Итак, к концу раннего детства появляются следующие предпосылки для перехода к ролевой игре:

— в игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;

— усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

— происходит обобщение действий и их отдельных предметов;

— возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

— происходит своеобразная «эмансипация», при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать «как взрослый», но самостоятельно.

Литература:

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ под ред. С. Л. Новосёловой.

2. Сенсорное воспитание дошкольников/ под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Издательство Академии педогагических наук РСФСР.

3. Умственное воспитание жетей детей раннего возраста/ подред. Е. И. Радиной. – М.: Просвещение.

Читайте также:  Подвижная игра как средство и условие физического развития ребенка

Источник

 Психолог советует

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

        В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

        Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

        Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем  году он уже способен заменить в игре развёрнутые детальные действия обобщённым – жестом, обозначающим умывание или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась»).        

        Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях в интеллектуальной сфере.

        На рубеже первого и второго годов жизни игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Как можно играть с куклой

«Кукла Маша у нас в гостях»

Цель: закрепить знания о чайной посуде, активизировать речь ребёнка, воспитывать приветливость, заботливость, учить играть с куклой.

Игровые действия: накрыть игрушечный стол для кормления – чаепития куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

Ход игры: Кукла Маша обещала сегодня придти в гости, как мы её встретим?

Скажем здравствуй , Маша. Предложим стул. Мы рады Маша, что ты пришла к нам в гости. Давай угостим Машу чаем?.

Нужно сказать: Иди Мша чай пить.

Ребёнок повторяет приглашение. Маша благодарит.

А какую посуду надо приготовить для чая?

 Правильно, чашку, блюдце, ложечку,  Расставь, пожалуйста, посуду на столе, (ребёнок расставляет, взрослый помогает)

Налей кукле Маша чай  из чайника, (ребёнок наливает) А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем,  (ребёнок ставит тарелку с угощениями перед куклой).

Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Взрослый: Маша, а почему тебе не нравится наш чай?

Маша: он несладкий.

Взрослый: а что мы забыли поставить на стол?

Ребёнок: сахарницу с сахаром.

Правильно Теперь положим сахар в чай . Стало вкусно Обратить внимание на то, что в чайную посуду входит также  и  сахарница – посуда для сахара. После чаепития ребёнок может самостоятельно играть с куклой.

         В жизнь ребёнка новые игрушки должен вносить взрослый. Нужно не просто подарить ребёнку куклу, а обыграть её, заинтересовать ею, побудить к общению с новой игрушкой. « Смотри, какая кукла красивая, давай поиграем с ней».  Игрушка для ребёнка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш  не берёт на себя роль, но фактически выполняет её, совершая по отношению к игрушкам (куклам) те действия, которые свойственны определенному лицу. Общения явного ни с кем нет, ребёнок играет один, но вместе с тем его действия одухотворены  воображаемым общением и отражают деятельность взрослых.. Ребёнок, манипулируя куклой, копирует действия взрослых.

         Игрушка – не замена взрослого. Нужно найти такие игры, которые бы нравились и взрослому и малышу, нужно научиться играть с ребёнком. Этим взрослый не только разделит его радости, но включится в его жизнь.

         Игрушка – это и средство общения, и способ организации совместной игры, и предмет, с помощь. Которого можно объяснить так много! Совершенно точно, что самая лучшая игрушка та, которой взрослый и ребёнок играют вместе.

Источник

Особенности развития игровой деятельности детей раннего возраста

Игра- один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами, и средствами общения. Игра – первое, чему необходимо научить любого малыша.

Но стоит помнить, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Основной же задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Но свое развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых. Понаблюдав за игрой малыша, можно увидеть, что решаемые им игровые ситуации, не отличаются разнообразием: ребенок угощает зайку чаем, качает в коляске куклу. Взрослый усложняет игровые задачи, оставляя их доступными и интересными: «Кукла Катя сегодня заболела. Что же делать?» Или «Зайка Степашка получил приглашение на день рождения. Но не знает, где купить подарок». Дети решают эти задачи так, как подсказывает их игровой и практический опыт.

Для активно познающих окружающий мир малышам, необходимо ежедневно предлагать новые игровые задачи, либо по-другому проигрывать старые.

Уже со второго года жизни дети могут усвоить обобщенные способы действия с реальными и воображаемыми предметами. Такими предметными способами игры ребенок овладевает постепенно. Вначале малыш учиться играть одной-двумя сюжетно-образными игрушками (пирамидка, кукла и др.). Здесь стоит отметить, что игровую ситуацию готовит взрослый. Затем малыш переходит к игровым действиям с предметами-заместителями, следующий этап – это игра с воображаемыми предметами, например, в чашку наливается воображаемый чай.

В раннем возрасте, для решения игровых задач, преобладает игра с игрушками в подготовленной взрослым ситуации. При целенаправленном влиянии педагога, малыши переходят к активной замене уже освоенных игровых действий словом («Игрушки уже уснули»). Дети могут самостоятельно подготовить условия для игры, совершив при этом подготовительные действия, например, прежде чем уложить куклу спать, с нее снимают верхнюю одежду, затем поют колыбельную и т.п.

Дети, которые умеют принимать игровые задачи, и владеющие способами их решения, смогут легко понять игру другого ребенка, и включиться в совместные игровые действия. И наоборот, дети, которые не понимают игровой ситуации, не смогут сотрудничать со сверстниками.

Как же руководить игрой начиная с первых этапов ее развития? Здесь важен комплекс педагогических приемов, которые будут побуждать интерес детей к новым знаниям о предметах, желание действовать с ними и переводить саму игру в самостоятельную деятельность.

Игровые умения формируются в процессе совместных игр детей со взрослыми и уже в дальнейшем переведены в самостоятельную детскую игру. Здесь важным звеном в переводе полученных знаний и умений становятся игровые проблемные ситуации, которые побуждают ребенка, без помощи взрослых, находить выход из затруднительных положений, в которые попадают куклы, игрушечные животные, или сами дети. Проблемные-ситуации может создать воспитатель путем изменения предметно-игровой среды и особенно активного общения.

Источник

Бровкина Мария
Консультация «Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»

Тема: Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности

Выполнила: Бровкина М. А.

МОУ детский сад № 362

Дзержинский район

Содержание

Введение 3

1. Особенности развития детей раннего возраста (2-3 года) 5

2. Основные принципы и задачи организации игровой деятельности детей раннего возраста 7

3. Личный опыт реализации процесса развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 10

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием проблемы организации дошкольного образования. Это происходит потому, что данная ступень получения знаний, приобретения умений и отработки навыков является ключевой для становления комплексного развития личности. Общеизвестно, что умственное развитие ребенка формируется в ходе его деятельности, поэтому отслеживать ее специфику целесообразно, начиная с самого раннего возраста. Основными видами деятельности детей второго и третьего годов жизни являются игра и действия с предметами, причем они возникают по инициативе самого ребенка. Кроме того, игра, является естественным состоянием ребёнка, что лишний раз подчеркивает важность ее роль в раннем возрастном развитии.

Читайте также:  Развитие ребенка на тему осень

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально — деловые связи со взрослыми. Несмотря на тот факт, что развитие детей раннего возраста в процессе игры достаточно часто рассматривается в различных междисциплинарных исследованиях, исследование этого процесса не теряет своей актуальности потому, что каждый ребенок является индивидуальностью и игра может стать для него отправной точкой в проявлении собственного внутреннего мира.

Таким образом, учитывая информативность сказанного, была определена цель исследования: изучить процесс развития детей раннего возраста в ходе практической организации их игровой деятельности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) описать особенности развития детей раннего возраста (2 — 3 года);

2) выявить основные принципы организации игровой деятельности детей раннего возраста;

3) проанализировать собственный практический опыт в ходе развития детей раннего возраста, путем практической организации их практического опыта.

Объект исследования: развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: процесс организации игровой деятельности детей раннего возраста.

1. Особенности развития детей раннего возраста (2-3 года)

По достижении 2 — 3 летнего возраста люди становятся зрелыми и понятливыми, они уже достаточно хорошо освоены в окружающем мире и выстроили уникальные отношения со значимыми взрослыми. Этот возраст уже нельзя отнести к беспомощному, но он, по-прежнему входит в цикл раннего детства.

Что касается двигательных навыков, то ребенок умеет достаточно хорошо руководить своим телом при ходьбе, беге и подъемах. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.

Речевое развитие достигает своего рода пика. У детей развивается навык активного слушания, поэтому ребенку достаточно важно организовывать с ним разговор, используя различные тематические приемы. К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать его).

Эмоциональное развитие детей характеризуется тем, что он уже умеет контролировать некоторые эмоции вполне хорошо, достаточно активно выражает собственную радость и недовольство. Эмоции также характеризуются спонтанностью. Поэтому при проявлении положительных эмоции ребенка необходимо поощрять, при выражении эмоций отрицательного спектра ребенком нужно проявить терпение, напомнить о правилах поведения, способах выхода из ситуации.

Возраст 2 — 3 лет – это период развития воображения, ребенок начинает фантазировать. Поощряйте его в этот, присоединяйтесь к его игре. Считается, чем ярче разнообразнее фантазии у детей в этом возрасте, тем выше их уровень развития. Ребенку 2 — 3 лет все еще нравится общение со взрослыми, но особенности любой деятельности (особенно игровой) достаточно сильно зависят от темперамента ребенка. Оценка окружающего мира детьми данной возрастной категории достаточно эгоцентрична. Важной особенностью детей в данном возрасте является появление способности манипулировать своими сверстниками и применять подобный прием по отношению к взрослым.

При правильных действиях этот период достаточно благодатен для развития интеллекта ребенка, его внимательности и наблюдательности, конструирования и различных форм творчества. Но на первом месте среди разновидностей деятельности все еще является игра. В связи с этим целесообразно направлять все усилия на то. Чтобы сделать ее максимально продуманной, методологически обоснованной и психологически подходящей для детей в этот возрастной период. В возрасте 2 — 3 лет также необходимо достаточно внимательно развивать интеллект ребенка, делая акцент на его наблюдательности. Как правило, для этого тоже организуется игровая деятельность. Наконец, ребенок 2 — 3 лет достаточно активно занимается игровой деятельностью, которая предполагает создание творческих продуктов, а именно лепит, рисует, конструирует и пр.

Таким образом, психологические особенности ребенка 2 – 3 лет полностью способствуют его участию в игровой деятельности, помогают воспитателю расставить акценты на тех характеристиках внутреннего мира, которые приоритетнее развивать в конкретный момент времени.

1. Основные принципы и задачи организации игровой деятельности детей раннего возраста

Умственное развитие ребенка на любой возрастной стадии, а именно в раннем периоде происходит в процессе организации его деятельности. Игра и действия с предметами являются основными формами деятельности детей 2 — 3 года жизни. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Наиболее сложным разделом воспитания самостоятельности у детей раннего возраста является развитие игровой самостоятельности. Поэтому воспитатель с одной стороны должен не подавлять инициативу ребенка, а с другой правильно и умело направлять игру. В связи с этим, очевидно, что воспитатель должен знать не только психические особенности контингента детей, с которыми работает, но и индивидуальные психические параметры каждого конкретного ребенка. В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.

В качестве одного из основных принципов дошкольное образование выдвигает проживание ребенком всех отрезков детства и обогащение развития детей. Также стандарт содержит сведения о том, что реализация всех вышеописанных задач осуществляется в формах, специфичных для раннего возраста, а именно детей 2 — 3 лет. Стандарт подтверждает, что указанным содержанием обладает предметная игровая деятельность, дидактические игры, ролевые игры под присмотром взрослых.

Реализация игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации связана с необходимостью решать целый комплекс организационных и методологических задач: отбор содержания игровой деятельности, выбор ее формы, времени, количества участников и пр. В правильно организованную игру вписываются три линии развития ребенка: чувствовать — познавать – творить. Развитие игры ребенка в возрасте от 2 до 3 лет проходит путь от предметной игры к ролевой. Поэтому в приоритет выходят также следующие задачи: активизация игровой деятельности, формирование интереса к дидактическим и подвижным играм, способствование формированию устойчивого интереса к игровой деятельности.

Также очень важно организовать правильную предметно – пространственную среду для развития ребенка. Для этого в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь достаточно большой перечень игрушек, дидактических материалов, развивающих пособий. Все они должны отвечать не только санитарно – гигиеническим требованиям, но быть полифункциональными, пробуждать у детей желание играть. Игровое пространство или зона в группе должны быть трансформируемыми и давать возможность изменять их в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей разнообразного использования собственных составляющих. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы — заменители. Предметно – пространственная игровая среда в группе для детей раннего возраста должна быть вариативной и обеспечивать свободный выбор детей в ходе игровой деятельности. Доступность игровой среды предполагает: доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины. Кроме того, безопасность игровой среды является достаточным важным фактором организации игровой деятельности.

Читайте также:  Сургут центр развития талантов ребенка контакты

Ключевым принципом и актуальной задачей деятельности по организации игровой деятельности является формирование у них мотивации к игре. Ученые выделяют три типа мотивации: 1) мотивация в условиях помощи взрослому; 2) мотивация личной заинтересованности; 3) мотивация «помоги игрушке». При мотивации детей необходимо соблюдать принципы учета мнения ребенка и обязательно хвалить его за выполненные действия.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что при организации игровой деятельности детей раннего возраста необходимо ориентироваться на их внутренний мир, учитывать актуальные способности, основные функциональные возможности психики, оснащенность предметно – пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

3. Личный опыт реализации процесса развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

С необходимостью организации игровой деятельности детей раннего возраста мне пришлось столкнуться ввиду особенностей моей профессиональной деятельности. Я являюсь воспитателем ДОУ детский сад № 362 Дзержинского района г. Волгограда и в работе на постоянной основе применяю игровые технологии, так считаю, что подобная деятельность не только сенситивна психическому развитию детей 2 — 3 лет, но и может стать прочным фундаментом для их последующего развития в других разновидностях активности.

На протяжении своего профессионального пути, я организовывала такие разновидности игр, как игры с сюжетно-образными игрушками, обучающие игры, игры с предметами — орудиями, игрушечными орудиями труда, игры со строительным материалом. Но максимально эффективными оказались дидактические игры. За время своей деятельности я разработала несколько типов авторских дидактических игр для детей раннего возраста. Игра «Гостинцы для куклы Кати» (Приложение 1) проводится индивидуально или в небольшой группе детей 2 — 3 лет. В первом варианте педагог выступает от имени куклы Кати и демонстрирует детям панно, просит детей помочь ей выполнить поручение мамы собрать в корзинку вкусности для мамы. Педагог уточняет задачу – в корзинку складываются те предметы, которые можно кушать – съедобные.

Во втором варианте игры педагог от имени куклы Кати ставит перед детьми задачу собрать те предметы, которые кукла может взять с собой на прогулку или несъедобные предметы. Дети проявили к данной игре колоссальный интерес и практически не допускали ошибок при выполнении поставленной задачи.

Еще одна дидактическая игра «Украсим полянку» (Приложение 2). Игра предполагает два этапа. Первый этап заключается в том, что детям предлагается рассмотреть поляну. Педагог рассматривает с детьми модуль и просить назвать элементы на полянке (туча, солнце, дерево, также дети называют цвет отдельных элементов и уточнять изображенное погодное явление (солнце светит, идет дождь). На втором этапе детям демонстрируется второй модуль с аналогичной полянкой, но без некоторых элементов. В последствии сравниваются изображения нескольких полян. Потом детям выдаются отсутствующие элементы и предлагается восстановить картину (предварительно убрав первую полянку). Данный тип игры также был встречен детьми с восторгом и интересом, но он оказался простым не для всех. Некоторые дети испытывали трудности в ходе запоминания недостающих элементов.

Также мною была использована игра «Перепутались колеса» (Приложение 3). Детям демонстрируется панно с изображением машин, дети называют их, и воспитатель говорит, что «колеса перепутались». Детям предлагается починить «машинки» и найти колеса такого же цвета, какого цвета автомобильчики и поставить их на свои места. Могу отметить тот факт, что играми и другими видами деятельности заняты все время свободное от занятий, поэтому внедрение дидактических игр должно быть постепенным и соответствовать учебном плану, предусмотренному в ДОУ.

Для себя я так же могу отметить тот факт, что при руководстве детской игрой недопустимо прямое обучение игровому действию без учета жизненного опыта, интересов каждого ребенка. Воспитатель, развивая игру, должен не только учитывать личный опыт детей, но и своевременно обогащать его, побуждая детей к активному посильному участию в жизни семьи, группы. При систематическом применении дидактических игр потенциал моих детей значительно повысился и уровень их адаптации в окружающем мире стал намного более качественным.

Заключение

Игровая деятельность для детей раннего возраста является основным видом активности, характерным для начальных этапов онтогенеза личности. При этом весьма важно правильно организовать ее практическую реализацию, поскольку контингент детей далеко неодинаков, необходимо подстраиваться под специфические особенности каждого конкретного ребенка. В своей деятельности я делала особый акцент на дидактических играх, которые позволяют детям приобрести навыки решения практических жизненных задач.

Кроме того, в ходе развития детей раннего возраста можно использовать игры с предметами, игры со строительным материалом, обучающие и сюжетно – ролевые игры. Среди основных задач, которые мне удается достаточно успешно решать в ходе своей воспитательной и образовательной работы с детьми раннего возраста при использовании различных форм игр я могу отметить: — активация эмоциональной активности, развитие самостоятельности, стимуляция орудийных действий, становление воображения, образного мышления и т. д. Организация игры с детьми раннего возраста не является слишком простым процессом, но значительно повышает мотивацию ко взаимной работе, как со стороны воспитателя, так и с позиции ребенка.

Игровая деятельность вполне может выступить инновационным методом деятельности и в неожиданном ракурсе способствовать самосовершенствованию всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Список литературы

1. Андреева, А. Д., Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // – М.: Журнал практического психолога, 2010 — № 5 – С. 101- 104;

2. Адидова, Л. Н., Особенности ролевой игры в раннем возрасте / Л. Н. Адидова // М.: Дошкольное воспитание — 2018 – № 11 – С. 54 — 57;

3. Давидчук, А. Н., Обучение и игра / А. Н. Давидчук // – М.: Мозаика — Синтез, 2018 – 168 с. ;

4. Недопасова, В. А., Растем, играя: методическое пособие для родителей / В. А. Недопасова // – М.: Просвещение, 2012 – 94 с. ;

5. Нищева, Н. В., Игры для формирования временных представлений у детйе раннего возраста / Н. В. Нищева // – М.: Детство — Пресс, 2010 – 867 с. ;

6. Репина, О. К., Исследование игровой деятельности детей раннего возраста / О. К. Репина // М.: Психологическая наука и образование — 2016 – С. 55 — 69;

7. Пензулаева, Л. И., Подвижные игры и игровые упражнения детей раннего возраста / Л. И. Пензулаева // М.: Владос – 2011 – 321 с. ;

8. Степаненкова, Э. Я., Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова // М.: Мозаика — Синтез — 2012 – 113 с. ;

9. Филичева, Т. Б., Дидактические материалы для формирования речи детей раннего возраста / Т. Б. Филичева // М.: Дрофа – 2010 – 865 с. ;

10. Шмонина, Л. В., Инновационные технологии в дошкольном образовании / Л. В. Шмонина // М.: Учитель – 2015 – 439 с.

Источник