Особенности развития ребенка раннего возраста презентация

Слайд 1
«Особенности развития детей раннего возраста» Составила: Бурмистрова Юлия Викторовна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г.Ртищево Саратовской области » 2015г.
Слайд 2
Период от 1 года до 3 лет — – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Слайд 3
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.
Слайд 4
В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).
Слайд 5
«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:
Слайд 6
восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера
Слайд 7
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Слайд 8
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.
Слайд 9
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
Слайд 10
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого.
Слайд 11
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Слайд 12
После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
Слайд 13
Личностное развитие
Слайд 14
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация
Слайд 15
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам , появляется местоимение «я». Становление самосознания
Слайд 16
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Формирование самооценки
Слайд 17
Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности
Слайд 18
У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии
Слайд 19
У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха
Слайд 20
Спасибо за внимание
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по детской психологии на тему «Особенности психического развития детей раннего детства»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности детей раннего возраста
2 слайд
Описание слайда:
В психологическом развитии ребенка раннего периода детства выделяют две стадии: младенчество (от рождения до года) раннее детство (от одного года до 3-х лет).
3 слайд
Описание слайда:
МЛАДЕНЧЕСТВО В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который не только обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход, но и является посредником между ребенком и предметным миром тем, что привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует способы действия с ними.
4 слайд
Описание слайда:
МЛАДЕНЧЕСТВО Совместная деятельность взрослого с ребенком способствует как появлению потребности в общении ребенка со взрослым, так и удовлетворению этой потребности в общении.Связь ребенка со взрослым помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру (Э. Эриксон).
5 слайд
Описание слайда:
МЛАДЕНЧЕСТВО Потребность в общении является психическим новообразованием, а эмоциональное, непосредственное общение – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Задача взрослого – создать все условия для нормального психофизического развития детей.
6 слайд
Описание слайда:
МЛАДЕНЧЕСТВО В исследованиях М.Ю. Кистяковской. Е.О. Смирновой, С.Л. Новоселовой, М.И. Лисиной, Л.Н. Павловой, Е.Б. Волосовой, Э.Г. Пилюгиной и др. психологические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития. Данная задача отражает систему отношений «ребенок — взрослый». Поэтому алгоритм раскрытия психологических особенностей начинается с характеристики ведущей деятельности. Затем дается содержательная характеристика четырех направлений развития ребенка, где эти особенности проявляются, совершенствуются, складываются.
7 слайд
Описание слайда:
Отличительными особенностями младенческого возраста являются: — наблюдается быстрый темп физического и психического развития; — формируется двигательная активность и сенсомоторная координация; — интеллект формируется на основе действий с предметами; — появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям;
8 слайд
Описание слайда:
Отличительными особенностями младенческого возраста являются: — интенсивно развивается общение со взрослыми. Первая форма общения – эмоциональная – непосредственная (ситуативно-личностная). Вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая);
9 слайд
Описание слайда:
Отличительными особенностями младенческого возраста являются: — начинается формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); — ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм; — развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.
10 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства Ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
11 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства Три фундаментальные жизненные приобретения ребенка: прямохождение (обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для развития информации), речевое общение (позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослыми), предметная деятельность (непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения).
12 слайд
Описание слайда:
Социальная ситуация развития. «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый»
13 слайд
Описание слайда:
Социальная ситуация развития. В конце 1 года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым «Мы» взрывается изнутри и в ней появляются двое «ребенок» и «взрослый», т.е. формируется новая социальная ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.
14 слайд
Описание слайда:
Социальная ситуация развития. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.
15 слайд
Описание слайда:
Ведущая деятельность. В раннем возрасте у ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов. Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 1 . В раннем детстве наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. В этот период интенсивно увеличивается вес, рост, масса тела, вес головного мозга.
18 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 2. Взаимосвязь и единство физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически, активнее ведет себя по отношению к окружающему миру.
19 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 3. Повышенная ранимость и недостаточная функциональная зрелость всех органов и систем организма. Дети раннего возраста подвержены различным заболеваниям, легко ранимы и быстро устают.
20 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 4. Высокая пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкая обучаемость.
21 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 5. Процесс развития скачкообразен и неравномерен. На первом году жизни наблюдается скачок в физическом развитии, на втором году жизни — в речевом.
22 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 6. Особое значение в раннем возрасте приобретают эмоции. Эмоциональное состояние является показателем психического развития и испытываемого ребенком состояния комфорта либо дискомфорта. От положительного эмоционального состояния ребенка зависят все новообразования раннего возраста, а недостаток общения со взрослым может привести в эмоциональной депривации.
23 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: 7. Здоровый ребенок рождается с готовой сенсомоторной потребностью (потребность в ощущениях и движениях).
24 слайд
Описание слайда:
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов: Очень сильно у ребенка раннего возраста проявляется потребность в общении со взрослым, которая формируется с первых дней жизни. В первые годы жизни содержание общения взрослого с ребенком претерпевает качественные изменения: в начале это общение по поводу физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.); затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»); затем деловое общение (общение по поводу деятельности).
25 слайд
Описание слайда:
Центральные новообразования возраста. Кризис 3 лет. Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
26 слайд
Описание слайда:
Центральные новообразования возраста. Кризис 3 лет. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления.
27 слайд
Описание слайда:
Психологические проявления кризиса 3 лет. Шесть характеристик кризиса 3 лет (Л.С.Выготский): Первая — негативизм, Вторая — строптивость, Третья — своеволие, Четвертая – протест-бунт, Пятая — обесценивание Шестая — деспотизм.
28 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
29 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных), действиями соотнесения.
30 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка Развитие памяти. В раннем возрасте в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше — ему что-то вспоминается. этом возрасте у детей достаточно развита оперативная память, они, как правило, не забывают цель, поставленную несколько минут назад. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени.
31 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.
32 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка В развитии речи были выделены следующие этапы: 1) слоги (вместо слов); 2) слова-предложения; 3) двухсловные предложения (например, «мама сюда»); 4) предложения из трех или более слов; 5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).
33 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы. • Пассивная речь в развитии опережает активную. • Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. • На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.
34 слайд
Описание слайда:
Развитие познавательной сферы ребенка • Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий. • Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. • Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.
35 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-301649
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник