Особенности развития ребенка 3 года жизни консультация

 Особенности развития детей третьего года жизни

В раннем возрасте, в первые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка: а именно, физическое развитие, развитие тонких движений руки, познавательное развитие, развитие речи, навыков поведения, самообслуживания, эмоциональное развитие, игровых навыков.

На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования (6-6,5ч.). Поведение ребенка становится более устойчивым. Он уже на короткое время может сдерживать свои действия, желания. В этот период ребенок начинает различать и называть цвета, форму, размер предметов, ориентироваться в пространстве и времени (самолет летит высоко, когда будет темно, надо спать). Формируются начальные количественные представления (мало, много, больше, меньше, один). Всему этому ребенок не может научиться самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Ключевую роль в развитии малыша на этом возрастном этапе играют наблюдения. Если ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь увидеть в наблюдаемом главное, ответить на многочисленные вопросы.

Помимо наблюдений, следует уделять внимание и таким видам деятельности, как рисование, лепка, занятия с предметами, сюжетные игры. Все эти виды деятельности имеют большое значение для умственного развития малыша.

Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. С ребенком можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. 

Ближе к трем годам появляются элементы ролевой игры, т. е. ребенок берет на себя «роль» (называет себя в игре «мама», «врач», и т.п.) и проигрывает ее. В этот период дети учатся планировать, ставить цель: «я буду строить дом», «я буду кормить куклу». В этом же возрасте нужно учить детей играть самостоятельно, отображая в игре наблюдаемые события и явления.

             Нужно обращать внимание детей на поведение животных и их детенышей, на взаимодействия людей и животных, на труд людей, их общение, на более сложные явления окружающего мира (как строят дом, прокладывают дорогу). Ребенка 2-3 лет можно обучить только тому, что его заинтересовало, ему трудно сосредоточиться или специально что-либо запомнить.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно упражнять их в этой работе. Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

              Для двухлетнего ребенка сверстник не представляет интереса. Такие дети играют рядом, но не вместе. К трем годам ребенок начинает играть вместе с другими детьми, подражать им.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Источник

Наиля Хасянова
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3-го года жизни»

Авторы-составители:

учитель-логопед

Бельфорт Э. Б.

Старший воспитатель

Хасянова Н. Ж.

Особенности развития речи детей 3-го года жизни

Как только ребенок начинает посещать группу кратковременного пребывания у многих родителей появляются вопросы о речевом развитии ребенка. В наших дошкольных отделениях в этих группах работает, в основном, воспитатель и психолог. Логопед проводит экспресс- обследование детей с целью выявления явно выраженных речевых патологий и разрабатывает дальнейший алгоритм поведения родителей и специалистов. Родителям важно знать, какие особенности речи являются нормативными для этого возраста. К 3-м годам произносительная сторона речи у большинства детей ещё недостаточно сформирована и это норма.

Особенностью речи деток к 3-м годам является:

— Несовершенство в произношении звуков многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных.

— Отсутствие большинства звуков, что сказывается на произношении слов, в связи с чем, речь недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и, в то же время, говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).

Некоторые дети к 3-м годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме- р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками -ть, -дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение -с, -з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).

Именно в это время происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте дети склонны к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Чего не нужно делать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка (Сашеньке бо-бо, Катенька будет ням-ням»). Такая манера общения не только не стимулирует ребенка к правильному звукопроизношению, но и надолго закрепляет его недостатки. Не нужно заучивать слишком трудные для ребенка стихотворения. В результате, возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Как помочь ребенку 3 года жизни овладеть чистой речью?

— Необходимо следить за речью и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной.

Развивать четкую артикуляцию. В этом помогает воспитание у ребёнка привычки смотреть во время речи на собеседника и следить за движениями губ, языка.

— Знакомить детей со звуками речи. Это следует делать в игровой форме

(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета.)

Очень хороши игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами (язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

Игры для развития речи детей от 2 до 3 лет:

Развитие слухового внимания.

• Игра «Узнай, что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,

переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т. д. — ребенок должен сказать, что сделала мама.

Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит и т. д.

Развитие речевого дыхания.

• Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

• Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко, гусь (Га-га-га, корова (Му-му-му) и т. д. Следить чтобы звукосочетание произносилось на одном выдохе.

Развитие силы голоса.

• Игра «Позови». Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т. д.: «Миша, иди!»

• Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко, мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т. д.

• Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко, слабый ветерок у — у — у (тихо).

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

• Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

• С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?

• Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

• Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

• Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

• Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

• Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

• И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Желательно это делать регулярно. Вы увидите, что речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Попробуйте делать гимнастику сначала хотя бы договаривая текст.

Примеры некоторых пальчиковых игр:

Кулачок

Как фасолинки в стручке

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем,

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираем все опять.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца).

Где был пальчик?

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел

(Дети показывают большой палец и, обращаясь к нему,

загибают по очереди пальцы).

КОТ НА ПЕЧИ

«Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив

кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едят». щелкают зубками

ПРЯНИЧЕК

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

КУРОЧКА

«Курочка — рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

МЫШКИ

«Вот как наши ребятишки «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку

ПАЛЬЧИКИ

«Этот пальчик мой танцует. стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребе,т как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

Успехов вам.

Источник

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет»

Особенности развития детей 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом 3-х лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Игра становится основным видом деятельности 3-4-летнего ребёнка, значение игры для него чрезвычайно велико. Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребёнок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола. У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх—пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры, групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги, наречия). В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребёнка определённым образом реагирует (в одно время хочется спать, в другое — завтракать, гулять).

Представления ребёнка четвёртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой — его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, покупают игрушки, хлеб); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках (новый год, день рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый); из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается; различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь).

На четвёртом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Источник