Особенности развития организма ребенка дошкольного возраста таблица

Особенности развития организма ребенка дошкольного возраста таблица thumbnail

ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Источник:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста / Под ред. С.О.Филипповой. – 4-е изд., перераб.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.197-202.

Организм
детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни
неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно
увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и
совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется
опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной,
значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной
систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

1.  Костная система

Связки, суставы обеспечивают как
полождение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится
значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от
переломов при частых падениях и ушибах. Суставы
у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке
и доступные для данного возраста физические
упражнения
, наоборот, стимулируют
рост костей
, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у
детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не
завершена, позвоночный столб очень
эластичен
, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных
условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые
характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи
сведены вперед и т.д.

Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,
закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки
утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения
могут привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы
. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной
смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений
осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении
высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой
переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия
подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

2.  Мышечная система

Мышцы у детей развиты относительно слабо
и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены
водой и беднее белковыми веществами, жирами.

Прежде всего, у дошкольников развиваются
и начинают функционировать крупные
мышечные группы
. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем
разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы –
голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно
нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё
не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической
работе.

Работа
с переменным напряжением
и расслаблением мышц меньше
утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий
(удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном
положении).

Динамическая
работа
способствует активному притоку крови не только к
мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

3.  Сердечно-сосудистая система

У дошкольников она хорошо приспособлена
к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно
шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной
напор слабее
, но он возмещается частотой сердечных сокращений.

В младшем дошкольном возрасте частота
сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в
зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается,
а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек
на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если
частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том
случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку
следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет
почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет –
98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические
напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к
нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую
осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

4.  Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей
относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и
кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего
дыхание резко нарушается.

Отличительной особенностью детей в этом
возрасте является преобладание
поверхностного дыхания
. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые
ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в
легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на
выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота
их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного
возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).

У дошкольников через легкие протекает
значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить
потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует
приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в
легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а
также согревается и увлажняется.

5.  Внутренние органы

У детей, особенно раннего возраста, они
ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные
волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность
кишечника.

6.  Кожа

Она охраняет внутренние органы и ткани
от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает
участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений
и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).

7.  Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток
происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Важно учитывать также существенную
особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили.
Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию
показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного
необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему,
а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию
и др.

Читайте также:  Нормы нервно психического развития ребенка до года по месяцам

Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала
имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.

Важнейшими особенностями психического
развития детей дошкольного возраста являются:

·       
преобладание
возбуждения над торможением;

·       
неустойчивость
внимания
;

·       
импульсивность в поведении;

·       
большая эмоциональность;

·       
конкретность восприятия и мышления.

Источник

    Знания возрастных
    особенностей развития ребенка поможет
    подобрать физические упражнения,
    закаливающие процедуры, следить за
    физическим и психическим развитием
    детей.

    Организм
    дошкольника интенсивно развивается.
    На протяжении первых семи лет жизни у
    него не только увеличиваются все
    внутренние органы, но и совершенствуются
    их функции. Основными показателями
    физического развития ребенка являются
    рост, масса тела и окружность грудной
    клетки. Зная эти показатели можно
    сравнить данные физического развития
    детей конкретного ребенка в группе со
    средними показателями развития детей
    соответствующего возраста (см. табл.1)

    Таблица 1.

    Средние показатели физического развития детей 3-6 лет (по Шебеко в.Н. И др., 1996)

    Показатели
    физического развития

    Возраст ,
    лет

    3

    4

    5

    6

    девочки

    Масса тела,
    кг

    13,8 — 17,1

    16,8 – 19,8

    17,5 – 22,0

    19,9 – 25,0

    Длина тела,
    см

    96,0 – 104,0

    103 – 110,0

    109,0 – 116,0

    115,0 – 123,0

    Окружность
    грудной клетки, см

    52,0 – 54,0

    54,0 – 56,0

    56,0 – 58,0

    58,0 – 61,0

    мальчики

    Масса тела,
    кг

    14,7 – 17,5

    16,0 – 20,1

    18,0 – 22,9

    20,0 – 25,0

    Длина тела,
    см

    99,0 — 106,0

    105,0 – 111,0

    109,0 — 118,0

    115,0 – 125,0

    Окружность
    грудной клетки, см

    53,0 – 54,0

    54,0 – 57,0

    57,0 – 58,0

    58,0 – 60,0

    Чтобы обеспечить
    нормальное физическое развитие ребенка,
    дать ему необходимую нагрузку на
    физкультурных занятиях необходимо
    учитывать и анатомические особенности
    организма ребенка. Особенности движений
    детей, их координационные возможности
    от возраста к возрасту значительно
    изменяются, что существенно влияет на
    организацию занятий по физической
    культуре.

    Мышечная
    система
    у
    детей формируется на основе развития
    нервной системы и увеличения массы
    скелетных мышц, причем происходит этот
    процесс неравномерно. В раннем возрасте
    кости ребенка
    богаты кровеносными сосудами, содержат
    небольшое количество солей. Они эластичны,
    гибки, легко деформируются и искривляются,
    так как костная система 2-3 –летних детей
    имеет значительные зоны хрящевой ткани,
    слабые, мягкие суставы и связки. У малышей
    еще нет устойчивых изгибов позвоночника,
    которые появляются лишь к четырем годам.
    Все это надо учитывать при проведении
    занятий по физической культуре.

    Особое внимание
    рекомендуется уделять развитию свода
    стопы
    ,
    так как на втором и частично на третьем
    году жизни она уплощена. Поэтому полезно
    упражнять малышей в приподнимание,
    ходьбе по наклонной плоскости и ребристой
    доске.

    Маленькие дети
    дышат поверхностно, часто, неравномерно,
    так как дыхательная
    мускулатура
    еще не вполне сформирована. Развитие
    организма ребенка, овладевающего
    ходьбой, приводит к перестройке процесса
    дыхания и постепенному укреплению
    соответствующих органов. Нормализуется
    частота, появляется грудобрюшной, а
    затем грудной тип дыхания, увеличивается,
    емкость легких. Дыхание учащается только
    при возбуждении или физических нагрузках.
    Учитывая особенности дыхательной
    системы дошкольников, следует позаботиться
    о том, чтобы они как можно больше бывали
    на свежем воздухе (А.П.Чабовская, 1971).

    Продолжительные
    физические и психические напряжения
    могут отрицательно сказываться на
    деятельности сердца и приводить к
    нарушениям его функции. Поэтому следует
    с большой осторожностью дозировать
    физическую нагрузку на организм ребенка.
    Работа сердца
    находится в тесной взаимосвязи с
    развитием мышц. Регулярные занятия
    тренируют сердечную мышцу, приводят к
    постепенному уменьшению частоты пульса.

    Ранний и дошкольный
    возраст характеризуется значительными
    изменениями не только в физическом, но
    и в моторном развитии (Ж.К.Холодов,
    В.С.Кузнецов, 2004) (см. табл.2).

    Таблица 2

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Несмотря на внешнее сходство ребенка со взрослым человеком, анатомо-физиологические особенности детей сильно отличаются в первую очередь по качественным и количественным характеристикам. Дети — это растущие и развивающиеся организмы. И если к 11 годам они все ближе по показателям приближаются ко взрослым, то в более раннем возрасте существенно отличаются.

    Детьми анатомо физиологические особенности детейсчитаются люди до наступления полового созревания. У каждого ребенка оно наступает в определенном возрасте. Организмы девочек перестраиваются раньше. Порой уже в 11 лет у них появляются первые признаки полового созревания. Мальчики начинают взрослеть около 13-14 лет.

    Но в среднем принято считать, что период детства у детей — до 14 лет. Для каждого периода характерны определенные возрастные анатомо-физиологические особенности, о чем наглядно свидетельствуют постоянно изменяющиеся пропорции тела.

    Качественные и количественные изменения в детском организме

    Когда малыш только появляется на свет, длина его головы составляет четвертую часть общей длины тела. Со временем это соотношение увеличивается, и когда человек станет взрослым, длина головы будет равна восьмой части длины тела.

    Особенноанатомо физиологические особенности детей заметны изменения в первый год после рождения младенца на свет. Длина и масса его тела активно увеличиваются. Примерно с 5 до 7 лет и с 10 до 12 лет у детей наступает период так называемого ускоренного роста, а с 3 до 5 лет и с 8 до 11 лет — период усиленного набора массы тела. Когда наступит время полового созревания, ребенок снова начнет интенсивно расти и набирать массу тела.

    Возрастные качественные изменения напрямую связаны с количественными. Родителям необходимо принимать их во внимание, выстраивая процесс воспитания и обеспечивая уход за детьми. Например, набор массы и усиленный рост неизменно сопряжены с активным развитием сразу двух систем организма — костной и мышечной, кроме того, в это время некоторые изменения коснутся и функций организма – например, двигательной.

    Особенности кожного покрова детей

    В первые годы жизни кожа у детей тонкая, нежная, с обилием кровеносных сосудов и лимфатических капилляров. Роговой слой кожи достаточно часто сменяется, особенно у младенцев. Примерно до школьного возраста кожа детей отличаетсяанатомо физиологические особенности детей низкими показателями эластичности, которые повышаются только к 8 годам.

    Если сравнивать кожу детей с кожей взрослых, то у первых она менее устойчива к внешним воздействиям, зато быстрее восстанавливается в случае повреждения.

    Функционирование потовых желез начинается с пяти месяцев. На протяжении последующих лет они продолжат развиваться и полностью сформируются лишь в 5-7 лет. Именно с несовершенной работой потовых желез связаны случаи частого перегрева или переохлаждения у детей.

    А вот сальные кожные железы начинают работать уже в утробе. Они отвечают за образование защитной смазки. Желтая корочка на голове у младенцев, а впоследствии и угри в период полового созревания связаны с выработкой секрета сальных желез в избыточном количестве. Ногти и волосы у детей появляются до рождения и продолжают активно расти после их появления на свет.

    Сложно недооценить роль подкожно-жирового слоя в жизни ребенка. Учитывая мягкость и хрупкость пока еще несовершенного детского скелета, именно этот слой предотвращает анатомо физиологические особенности детейпоявление травм при ушибах, смягчая удар. Кроме того, подкожный жир для ребенка является источником энергии.

    Читайте также:  Посмотреть развитие ребенка в утробе по неделям

    Соблюдение режима кормления в первый год жизни способствует активному накоплению подкожного жира. До 11 месяцев у детей, как правило, толщина складки на животе слегка сбоку по отношению к пупку должна составлять до 2 см. Излишки жира на теле ребенка нежелательны, так как это негативным образом сказывается на иммунитете крохи и может стать причиной раннего атеросклероза. У маленьких детей жировой слой плотный за счет многочисленных входящих в его состав жирных кислот.

    Мышечная масса: процесс изменения

    В первые месяцы после появления на свет дети не имеют достаточно развитой мышечной массы, которая на тот момент составляет не более одной четвертой части от общей массы тела (для сравнения, у взрослого человека мышечная масса — не менее 40%). Мышечные волокна у детей не такие длинные,анатомо физиологические особенности детей как у взрослого, и заметно тоньше — так проявляются их возрастные особенности в этот период.

    Постепенно, по мере взросления, мышечные волокна становятся длиннее. В период с 3 до 7 лет в мышцах налаживается процесс кровообращения, после чего наступает время увеличения массы сначала самых крупных, а затем и мелких мышц.

    Наиболее активно растут мышцы в период полового созревания — после 11-13 лет. Что касается двигательной активности и ее зависимости от состояния мышц, то здесь также имеет значение степень зрелости механизмов нервной регуляции мышечной деятельности.

    Родители должны понимать, что для того, чтобы мышечная система ребенка развивалась и совершенствовалась, равно как и костная система, а также весь опорно-двигательный аппарат, ему необходимо обеспечить правильные физические нагрузки. Достижения ребенка в раннем возрасте, связанные с развитием нервной и мышечной систем, выглядят следующим образом:

    • в 8-12 недель — анатомо физиологические особенности детейдержит голову;
    • в 12-16 недель — лежа на спине, меняет положение, делает попытки сесть;
    • в 20 недель — сидит с опорой;
    • в полгода — сидит без поддержки;
    • в 7-8 месяцев — учится ползать;
    • в 9 месяцев — стоит с опорой;
    • в 10 — ходит вдоль опоры;
    • в 11-12 месяцев — ходит без поддержки.

    Развитие координации движений во время ходьбы у малышей достигает своего пика лишь к двум годам. Если заниматься с малышом, то уже к 2,5 годам он сможет выполнить подъем по доске с наклоном в 45 градусов.

    Особенности развития костной системы у детей

    В первые месяцы после появления на свет костная ткань ребенка отличается порозным грубоволокнистым сетчатым строением. Она изобилует водой, тогда как плотных веществ в ней мало. Именно с этим фактором связана излишняя мягкость и эластичность детских костей, которые просто поддаются деформации. Вместе с тем, если сравнивать кости ребенка санатомо физиологические особенности детей костями взрослого, то у первого они не такие ломкие.

    В детские кости активно поступает кровь, поэтому они достаточно быстро увеличиваются в размерах. В процессе происходят некоторые изменения волокнистой сетчатой структуры, вместо которой появляется пластинчатая. На замену хрящевой основе приходит костная ткань.

    Между тем на протяжении долгого времени между концами и серединой длинной трубчатой кости сохраняются хрящевые пластинки, необходимые для роста костей. Клетки их активно размножаются, за счет этого скелет ребенка растет. Преждевременное закрытие зон роста приведет к нарушениям роста костей в длину, и рост ребенка остановится. За утолщение костей отвечает костное вещество, расположенное в зоне надкостницы. По структуре кости ребенка начинают напоминать взрослые только к 11-12 годам.

    Черепные плоские кости у младенцев после рождения отличаются повышенной мягкостью, а между ними примерно до трех месяцев сохраняются швы — роднички, которые со временем закрываются. Самый большой родничок (в зоне лобных и анатомо физиологические особенности детейтеменных костей) закрывается не раньше 11 месяцев.

    О том, насколько правильно протекает процесс окостенения скелета ребенка, достаточно просто можно судить по срокам, в которые у него начинают прорезываться зубы. В редких случаях первые два зуба могут прорезаться еще в утробе матери, и малыш появляется с ними на свет. Это не очень хорошо, потому что в столь раннем возрасте зубы будут мешать нормальному процессу грудного вскармливания.

    К 24 месяцам у ребенка уже должно быть 20 зубов. Сменяться молочные зубы начинают не раньше 5-6 лет, и процесс этот будет продолжаться до 11-13 лет.

    Развитие органов дыхания

    Активный процесс развития органов дыхания в период роста ребенка способствует полноценному насыщению организма ребенка кислородом. При этом до определенного момента органы дыхания у детей отличаются незрелостью. У малышей слишком короткие носы, узкие носовые проходы, а нижний носовой ход находится в активной стадии развития.

    Попадая в носовую полость, воздух плохо фильтруется и почти не нагревается. В случае переохлаждения слизистая носа из-за избытка капиллярованатомо физиологические особенности детей сильно набухает, что приводит к затруднениям с дыханием и, соответственно, с сосанием.

    Развитие придаточных пазух носа приходится только на второй-третий год жизни ребенка. А такие органы дыхания, как бронхи, глотка и гортань, у малышей характеризуются малыми размерами, которые при набухании слизистой дополнительно сокращаются.

    Форма детской грудной клетки напоминает цилиндр, по большей части из-за расположения ребер под прямым углом по отношению к позвоночнику, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на показатели глубины дыхания.

    Чтобы кровь получала достаточно кислорода, ребенок вынужден часто дышать, поэтому так важно, чтобы в раннем возрасте он проводил как можно больше времени на улице и получал правильный уход, не допускающий воспаления слизистых оболочек дыхательных путей.

    Особенности развития сердечно-сосудистой системы

    Для обеспечения достаточного кровоснабжения организма сердечно-сосудистая система у детей вынуждена работать в интенсивном режиме. Именно с этим связана увеличенная масса детского сердца.

    У грудничков в первые месяцы после рождения предсердия особенно большие, тогда как желудочки не до конца сформированы. По мере взросления малыша мышечная стенка левого желудочка становится толще, несмотря на то, что сразу анатомо физиологические особенности детейпосле рождения толщина стенок обоих желудочков была одинаковой. Примерно в 5-6 лет мышечная стенка левого желудочка по толщине превышает стенку правого желудочка в два раза.

    С каждым годом мышечные волокна детского сердца становятся более развитыми. Минимальный риск заболеваний стенокардией или инфарктом в раннем возрасте связан с обильным кровоснабжением мышцы сердца.

    Главная особенность сердечно-сосудистой системы ребенка — это широкие крупные сосуды, а также достаточное количество капилляров и мелких сосудов. Сердечной мышце сложнее работать в таких условиях, особенно если организм поражен инфекцией или вирусом.

    Тренировать мышцу сердца можно умеренными, соответствующими возрасту физическими упражнениями и закаливанием.

    Пищеварительная система детского организма

    К основным органам пищеварения относятся:

    • ЖКТ;
    • ротовая полость;
    • поджелудочная железа;
    • пищевод;
    • печень.

    Полость рта пополняется зубами, как уже было отмечено, постепенно. К двум годам у детей должно быть 20 зубов. Слизистая полости рта в детском возрасте отличается особой нежностью, а в первые месяцы после рождения характеризуется анатомо физиологические особенности детейизлишней сухостью из-за недостатка слюны. Со временем, когда начинают прорезываться первые зубы, слюноотделение начинает налаживаться, причем становится настолько обильным, что ребенок не всегда успевает глотать.

    Читайте также:  Развитие и формирование личности ребенка по эльконину

    До года у ребенка достаточно большой язык с отлично развитыми на нем сосочками, поэтому дети хорошо различают вкусы. Здоровые, появившиеся в срок дети имеют развитый сосательный рефлекс.

    У маленьких детей желудок имеет относительно небольшие размеры – этим объясняется частое срыгивание после еды и даже рвота. Слизистая оболочка отличается аналогичными взрослому организму пищеварительными железами, которые находятся в стадии развития. По мере роста и взросления ребенка его желудок принимает вертикальное положение.

    Еда в детском желудке не остается более чем на 3,5 часа. Особенно быстро выводится из него грудное молоко, а альтернативные ему смеси и пища с высоким содержанием жира остаются дольше.

    Кишечник у детей намного длиннее, чем у взрослых, и с высокоразвитой сетью капилляров. Активная работа пристеночного пищеварения способствует перерабатыванию достаточно большого количества пищи, покрывая потребности организма в необходимых для роста питательных веществах. Важно кормить малыша соответствующими его возрасту продуктами,анатомо физиологические особенности детей чтобы избежать проблем с пищеварением, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни ребенка.

    Печень у детей также заметно больше печени взрослого человека. Она составляет практически половину всей брюшной полости младенца. Развитие печени длится в среднем до 4-5 лет. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше в печени будет плотных веществ.

    Система мочеиспускания: особенности

    Почки у детей находятся ниже, чем у взрослых, и в два раза больше их по массе. На протяжении долгих лет этот орган остается незрелым и окончательно созревает лишь к 12 годам.

    Строение мочеточников отличается повышенной извилистостью. Они намного шире, чем у взрослых, что время от времени приводит к застою мочи. Сразу после рождения мочевой пузырь у детей расположен у передней брюшной стенки и только к 24 месяцам опускается в зону малого таза. Емкость его анатомо физиологические особенности детейс возрастом увеличивается и к 11 годам достигает 800-900 мл.

    Возрастные особенности мочеиспускательного канала имеют некоторые отличия в зависимости от пола. Так, если у мальчиков длина его после рождения составляет около 6 см, то у девочек — до 1 см.

    В первые дни после появления на свет ребенок мочится не чаще 6 раз в сутки. Уже в середине месяца число увеличивается до 20, а к году близится к 15 разам в сутки. В 3 года ребенок испытывает потребность опорожнить мочевой пузырь не чаще 10 раз в день, в 6-7 лет — 7 раз. Суточное количество выделяемой мочи увеличивается по мере роста ребенка и к 11-13 годам достигает 1500 мл, тогда как в первые полгода составляет не более 600 мл.

    Кровь и изменения, связанные с ней

    Качество крови у ребенка внутри утроба матери заметно отличается от качества крови ребенка после года и взрослого человека по большей мере за счет изменяющегося количества кровяных телец. анатомо физиологические особенности детейВ детской крови красных телец и гемоглобина больше в полтора раза. При этом гемоглобин ребенка в утробе в несколько раз активнее гемоглобина взрослого человека за счет получения кислорода, поступающего через эритроциты матери, приближающиеся к плаценте.

    На 36-37 внутриутробной неделе, а затем и в первые недели после рождения происходит активная смена эритроцитов с содержанием гемоглобина плода на эритроциты с содержанием А-гемоглобина. Число эритроцитов при этом снижается.

    В этот период — до 5 месяцев – очень важно обеспечить младенца всем необходимым для нормального протекания процесса кроветворения для предотвращения развития анемии в связи с недостатком меди, железа, кобальта и целого ряда других витаминов и минеральных веществ. Именно поэтому в первый месяц жизни младенцу дают витамины и соки с содержанием необходимым компонентов. В раннем возрасте анемия может развиться у детей на почве хронической интоксикации или частых заболеваний.

    В 4-5 лет число и качество лейкоцитов у ребенка отличается от взрослого. Нейтрофилов до 5 лет у детей меньше почти в два раза, а анатомо физиологические особенности детейлимфоцитов больше. К 5-6 годам это соотношение становится примерно таким же, как и у взрослых.

    Роль белых кровяных телец сложно переоценить для развития детского организма, ведь они стоят на страже, не допуская вредных вторжений. Входящие в состав сыворотки крови антитела позволяют обезвреживать поступающие в организм токсины и микробы.

    В первые месяцы жизни детей защитные организмы остаются незрелыми, поэтому для дополнительной их защиты используется вакцинация.

    Как развиваются эндокринная и нервная системы

    Развитие эндокринной и нервной систем у детей заканчивается только к 18-20 годам. Наиболее ранними в отношении развития являются гипофиз, эндокринные железы, а также вилочковая и щитовидная железы, часть поджелудочной железы. Их развитие заканчивается еще в дошкольном возрасте.

    А вот надпочечники у детей требуют больше времени для созревания и формирования функциональности. Процесс этот продолжается до 10-11 лет. На рост детей в период полового созревания и анатомо физиологические особенности детейобмен веществ в организме огромное влияние оказывают половые железы. В этот период функции желез внутренней секреции периодически снижаются и усиливаются.

    Развитие нервной системы ребенка приходится на весь период его детства, то есть до 14 лет. После появления на свет у ребенка остается то же число нервных клеток, что и в утробе, при этом головной и спинной мозг продолжают развиваться и увеличиваться в массе. Если у младенца сразу после рождения головной мозг весит около 350-380 г, то к 11-12 месяцам его масса увеличивается в два раза, а к трем годам — в три раза. В 10-11 лет головной мозг ребенка весит 1350 г, тогда как во взрослом возрасте у мужчины его масса составляет 1400 г, а у женщины — 1270 г.

    По мере роста и взросления детей отростки нервных клеток становятся длиннее, изменяются извилины мозга. Наиболее активно развивается и совершенствуется мозг в период до 8 лет. Именно от графика созревания структур нервной системы будут зависеть такие навыки ребенка, как бег, сидение, ходьба, речь и прочие.

    Сразу после рождения у ребенка уже работает вегетативная нервная система. Она отвечает за функционирование сосудистого тонуса и целого ряда внутренних органов, за реакции и комплекс процессов, играющих важную роль в жизнедеятельности <iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Xs4ARztacHQ" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>детского организма. При ухудшение условий окружающей среды функции вегетативной нервной системы перестают работать так, как нужно.

    Центральная нервная система развивается снизу вверх. Первые изменения касаются спинного мозга, далее следуют нижние отделы головного мозга, после чего изменяются подкорка и кора. Такое развитие отвечает потребностям детского организма. Процесс способствует обеспечению жизненно важных функций у детей:

    • дыхания