Особенности развития организма ребенка дошкольного возраста

Особенности развития организма ребенка дошкольного возраста thumbnail

ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Источник:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста / Под ред. С.О.Филипповой. – 4-е изд., перераб.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.197-202.

Организм
детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни
неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно
увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и
совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется
опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной,
значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной
систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

1.  Костная система

Связки, суставы обеспечивают как
полождение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится
значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от
переломов при частых падениях и ушибах. Суставы
у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке
и доступные для данного возраста физические
упражнения
, наоборот, стимулируют
рост костей
, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у
детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не
завершена, позвоночный столб очень
эластичен
, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных
условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые
характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи
сведены вперед и т.д.

Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,
закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки
утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения
могут привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы
. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной
смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений
осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении
высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой
переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия
подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

2.  Мышечная система

Мышцы у детей развиты относительно слабо
и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены
водой и беднее белковыми веществами, жирами.

Прежде всего, у дошкольников развиваются
и начинают функционировать крупные
мышечные группы
. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем
разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы –
голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно
нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё
не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической
работе.

Работа
с переменным напряжением
и расслаблением мышц меньше
утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий
(удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном
положении).

Динамическая
работа
способствует активному притоку крови не только к
мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

3.  Сердечно-сосудистая система

У дошкольников она хорошо приспособлена
к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно
шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной
напор слабее
, но он возмещается частотой сердечных сокращений.

В младшем дошкольном возрасте частота
сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в
зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается,
а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек
на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если
частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том
случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку
следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет
почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет –
98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические
напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к
нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую
осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

4.  Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей
относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и
кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего
дыхание резко нарушается.

Отличительной особенностью детей в этом
возрасте является преобладание
поверхностного дыхания
. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые
ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в
легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на
выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота
их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного
возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).

У дошкольников через легкие протекает
значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить
потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует
приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в
легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а
также согревается и увлажняется.

5.  Внутренние органы

У детей, особенно раннего возраста, они
ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные
волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность
кишечника.

6.  Кожа

Она охраняет внутренние органы и ткани
от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает
участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений
и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).

7.  Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток
происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Важно учитывать также существенную
особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили.
Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию
показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного
необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему,
а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию
и др.

Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала
имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.

Важнейшими особенностями психического
развития детей дошкольного возраста являются:

·       
преобладание
возбуждения над торможением;

·       
неустойчивость
внимания
;

·       
импульсивность в поведении;

·       
большая эмоциональность;

·       
конкретность восприятия и мышления.

Источник

    Знания возрастных
    особенностей развития ребенка поможет
    подобрать физические упражнения,
    закаливающие процедуры, следить за
    физическим и психическим развитием
    детей.

    Организм
    дошкольника интенсивно развивается.
    На протяжении первых семи лет жизни у
    него не только увеличиваются все
    внутренние органы, но и совершенствуются
    их функции. Основными показателями
    физического развития ребенка являются
    рост, масса тела и окружность грудной
    клетки. Зная эти показатели можно
    сравнить данные физического развития
    детей конкретного ребенка в группе со
    средними показателями развития детей
    соответствующего возраста (см. табл.1)

    Таблица 1.

    Средние показатели физического развития детей 3-6 лет (по Шебеко в.Н. И др., 1996)

    Показатели
    физического развития

    Возраст ,
    лет

    3

    4

    5

    6

    девочки

    Масса тела,
    кг

    13,8 — 17,1

    16,8 – 19,8

    17,5 – 22,0

    19,9 – 25,0

    Длина тела,
    см

    96,0 – 104,0

    103 – 110,0

    109,0 – 116,0

    115,0 – 123,0

    Окружность
    грудной клетки, см

    52,0 – 54,0

    54,0 – 56,0

    56,0 – 58,0

    58,0 – 61,0

    мальчики

    Масса тела,
    кг

    14,7 – 17,5

    16,0 – 20,1

    18,0 – 22,9

    20,0 – 25,0

    Длина тела,
    см

    99,0 — 106,0

    105,0 – 111,0

    109,0 — 118,0

    115,0 – 125,0

    Окружность
    грудной клетки, см

    53,0 – 54,0

    54,0 – 57,0

    57,0 – 58,0

    58,0 – 60,0

    Чтобы обеспечить
    нормальное физическое развитие ребенка,
    дать ему необходимую нагрузку на
    физкультурных занятиях необходимо
    учитывать и анатомические особенности
    организма ребенка. Особенности движений
    детей, их координационные возможности
    от возраста к возрасту значительно
    изменяются, что существенно влияет на
    организацию занятий по физической
    культуре.

    Мышечная
    система
    у
    детей формируется на основе развития
    нервной системы и увеличения массы
    скелетных мышц, причем происходит этот
    процесс неравномерно. В раннем возрасте
    кости ребенка
    богаты кровеносными сосудами, содержат
    небольшое количество солей. Они эластичны,
    гибки, легко деформируются и искривляются,
    так как костная система 2-3 –летних детей
    имеет значительные зоны хрящевой ткани,
    слабые, мягкие суставы и связки. У малышей
    еще нет устойчивых изгибов позвоночника,
    которые появляются лишь к четырем годам.
    Все это надо учитывать при проведении
    занятий по физической культуре.

    Особое внимание
    рекомендуется уделять развитию свода
    стопы
    ,
    так как на втором и частично на третьем
    году жизни она уплощена. Поэтому полезно
    упражнять малышей в приподнимание,
    ходьбе по наклонной плоскости и ребристой
    доске.

    Маленькие дети
    дышат поверхностно, часто, неравномерно,
    так как дыхательная
    мускулатура
    еще не вполне сформирована. Развитие
    организма ребенка, овладевающего
    ходьбой, приводит к перестройке процесса
    дыхания и постепенному укреплению
    соответствующих органов. Нормализуется
    частота, появляется грудобрюшной, а
    затем грудной тип дыхания, увеличивается,
    емкость легких. Дыхание учащается только
    при возбуждении или физических нагрузках.
    Учитывая особенности дыхательной
    системы дошкольников, следует позаботиться
    о том, чтобы они как можно больше бывали
    на свежем воздухе (А.П.Чабовская, 1971).

    Продолжительные
    физические и психические напряжения
    могут отрицательно сказываться на
    деятельности сердца и приводить к
    нарушениям его функции. Поэтому следует
    с большой осторожностью дозировать
    физическую нагрузку на организм ребенка.
    Работа сердца
    находится в тесной взаимосвязи с
    развитием мышц. Регулярные занятия
    тренируют сердечную мышцу, приводят к
    постепенному уменьшению частоты пульса.

    Ранний и дошкольный
    возраст характеризуется значительными
    изменениями не только в физическом, но
    и в моторном развитии (Ж.К.Холодов,
    В.С.Кузнецов, 2004) (см. табл.2).

    Таблица 2

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    развитие детей

    Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

    У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.

    Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.

    Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

    Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

    Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.

    Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

    Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

    Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

    Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

    В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

    После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

    Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

    Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

    Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

    В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

    Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

    У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

    Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

    У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

    К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

    Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

    Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

    У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

    Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

    Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

    Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.

    Источник