Особенности развития организма ребенка дошкольного возраста
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Источник:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста / Под ред. С.О.Филипповой. – 4-е изд., перераб.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.197-202.
Организм
детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни
неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно
увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и
совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется
опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной,
значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной
систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.
1. Костная система
Связки, суставы обеспечивают как
полождение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится
значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от
переломов при частых падениях и ушибах. Суставы
у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке
и доступные для данного возраста физические
упражнения, наоборот, стимулируют
рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника у
детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не
завершена, позвоночный столб очень
эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных
условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые
характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи
сведены вперед и т.д.
Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,
закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки
утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения
могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной
смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений
осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении
высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой
переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия
подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.
2. Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо
и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены
водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего, у дошкольников развиваются
и начинают функционировать крупные
мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем
разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы –
голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая
К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно
нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё
не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической
работе.
Работа
с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше
утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий
(удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном
положении).
Динамическая
работа способствует активному притоку крови не только к
мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
3. Сердечно-сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена
к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно
шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной
напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота
сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в
зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается,
а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек
на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если
частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том
случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку
следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет
почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет –
98/60 мм рт. ст.
Продолжительные физические и психические
напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к
нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую
осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.
4. Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей
относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и
кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего
дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом
возрасте является преобладание
поверхностного дыхания. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые
ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в
легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на
выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота
их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного
возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).
У дошкольников через легкие протекает
значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить
потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует
приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в
легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а
также согревается и увлажняется.
5. Внутренние органы
У детей, особенно раннего возраста, они
ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные
волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность
кишечника.
6. Кожа
Она охраняет внутренние органы и ткани
от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает
участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений
и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).
7. Нервная система
Основная дифференцировка нервных клеток
происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную
особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили.
Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию
показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного
необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему,
а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию
и др.
Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала
имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.
Важнейшими особенностями психического
развития детей дошкольного возраста являются:
·
преобладание
возбуждения над торможением;
·
неустойчивость
внимания;
·
импульсивность в поведении;
·
большая эмоциональность;
·
конкретность восприятия и мышления.
Источник
Знания возрастных
особенностей развития ребенка поможет
подобрать физические упражнения,
закаливающие процедуры, следить за
физическим и психическим развитием
детей.
Организм
дошкольника интенсивно развивается.
На протяжении первых семи лет жизни у
него не только увеличиваются все
внутренние органы, но и совершенствуются
их функции. Основными показателями
физического развития ребенка являются
рост, масса тела и окружность грудной
клетки. Зная эти показатели можно
сравнить данные физического развития
детей конкретного ребенка в группе со
средними показателями развития детей
соответствующего возраста (см. табл.1)
Таблица 1.
Средние показатели физического развития детей 3-6 лет (по Шебеко в.Н. И др., 1996)
Показатели | Возраст , | |||
3 | 4 | 5 | 6 | |
девочки | ||||
Масса тела, | 13,8 — 17,1 | 16,8 – 19,8 | 17,5 – 22,0 | 19,9 – 25,0 |
Длина тела, | 96,0 – 104,0 | 103 – 110,0 | 109,0 – 116,0 | 115,0 – 123,0 |
Окружность | 52,0 – 54,0 | 54,0 – 56,0 | 56,0 – 58,0 | 58,0 – 61,0 |
мальчики | ||||
Масса тела, | 14,7 – 17,5 | 16,0 – 20,1 | 18,0 – 22,9 | 20,0 – 25,0 |
Длина тела, | 99,0 — 106,0 | 105,0 – 111,0 | 109,0 — 118,0 | 115,0 – 125,0 |
Окружность | 53,0 – 54,0 | 54,0 – 57,0 | 57,0 – 58,0 | 58,0 – 60,0 |
Чтобы обеспечить
нормальное физическое развитие ребенка,
дать ему необходимую нагрузку на
физкультурных занятиях необходимо
учитывать и анатомические особенности
организма ребенка. Особенности движений
детей, их координационные возможности
от возраста к возрасту значительно
изменяются, что существенно влияет на
организацию занятий по физической
культуре.
Мышечная
система у
детей формируется на основе развития
нервной системы и увеличения массы
скелетных мышц, причем происходит этот
процесс неравномерно. В раннем возрасте
кости ребенка
богаты кровеносными сосудами, содержат
небольшое количество солей. Они эластичны,
гибки, легко деформируются и искривляются,
так как костная система 2-3 –летних детей
имеет значительные зоны хрящевой ткани,
слабые, мягкие суставы и связки. У малышей
еще нет устойчивых изгибов позвоночника,
которые появляются лишь к четырем годам.
Все это надо учитывать при проведении
занятий по физической культуре.
Особое внимание
рекомендуется уделять развитию свода
стопы,
так как на втором и частично на третьем
году жизни она уплощена. Поэтому полезно
упражнять малышей в приподнимание,
ходьбе по наклонной плоскости и ребристой
доске.
Маленькие дети
дышат поверхностно, часто, неравномерно,
так как дыхательная
мускулатура
еще не вполне сформирована. Развитие
организма ребенка, овладевающего
ходьбой, приводит к перестройке процесса
дыхания и постепенному укреплению
соответствующих органов. Нормализуется
частота, появляется грудобрюшной, а
затем грудной тип дыхания, увеличивается,
емкость легких. Дыхание учащается только
при возбуждении или физических нагрузках.
Учитывая особенности дыхательной
системы дошкольников, следует позаботиться
о том, чтобы они как можно больше бывали
на свежем воздухе (А.П.Чабовская, 1971).
Продолжительные
физические и психические напряжения
могут отрицательно сказываться на
деятельности сердца и приводить к
нарушениям его функции. Поэтому следует
с большой осторожностью дозировать
физическую нагрузку на организм ребенка.
Работа сердца
находится в тесной взаимосвязи с
развитием мышц. Регулярные занятия
тренируют сердечную мышцу, приводят к
постепенному уменьшению частоты пульса.
Ранний и дошкольный
возраст характеризуется значительными
изменениями не только в физическом, но
и в моторном развитии (Ж.К.Холодов,
В.С.Кузнецов, 2004) (см. табл.2).
Таблица 2
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.
У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.
Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.
Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.
Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.
Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.
Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.
Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.
Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.
Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.
В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.
Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.
Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.
Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.
В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.
Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.
У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.
У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.
К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.
Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.
Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.
У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.
Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.
Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.
Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.
Источник