Диагностика развития уровня мелкой моторики ребенка

Диагностика развития уровня мелкой моторики ребенка thumbnail

МДОУ «Новоершовский детский сад»

Методы диагностики состояния мелкой моторики

у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Каракина Ксения Сергеевна

2017-2018г.

Методы диагностики состояния мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста

Проблемами изучения мелкой моторики дошкольников и младших школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.).

Развитие мелкой моторики тесно связано c развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменения контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966).

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития. Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик. В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Читайте также:  Особенности развития ребенка начальных классов

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 3-4 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

  2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

  3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

  4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

  5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.

  6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

  7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

  2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3 блок.

Работа с бумагой

  1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. Упражнение «Игра на рояле» — ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.

  2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.

  3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

  4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

  5. Нанизывание пуговиц средней величины.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Упражнение «Кольцо» — соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.

  2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3 блок.

Работа с бумагой

  1. Выполнить ножницами прямой разрез.

4 блок

Упражнения на дорисовывание

  1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

  1. «Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

  2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.

  3. Катание шарика.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

  2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.

  3. Упражнение «Игра на рояле» — поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.

  4. Упражнение «Вилка» — вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.

3 блок

Работа с бумагой

  1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

  2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)

  1. Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу «Начали!», начни рисовать прямые линии, когда я скажу «Стоп!» — закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

hello_html_m1ed939e5.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

hello_html_411c7baa.jpg

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

hello_html_m3c715b9f.jpg

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

hello_html_m4dbde186.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

hello_html_7c4643f0.jpg

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

hello_html_475c3d52.jpg

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

  1. Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

hello_html_m2b22ffe5.jpg

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 200 краснодар

Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

    hello_html_26cdf530.png

      hello_html_mf78e497.png

        hello_html_67146042.png

          hello_html_m71463f99.png

            hello_html_m460314fc.png

              hello_html_28fdcb7f.png

                hello_html_m2b6bf4c2.png

                п/п

                Фамилия, имя ребенка

                1 блок

                2 блок

                3 блок

                4 блок

                примечание

                1

                2

                3

                1

                2

                3

                4

                1

                2

                1

                2

                3

                4

                5

                6

                7

                                                        16

                                                        Источник

                                                        Ольга Клюшкина
                                                        Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет

                                                        Приложение 1

                                                        Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

                                                        Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

                                                        Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

                                                        Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

                                                        Обработка и анализ результатов:

                                                        1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;

                                                        2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения — уровень развития сформирован в недостаточной мере;

                                                        3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

                                                        Особенности проведения:

                                                        Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

                                                        Оценка результата воспитателем.

                                                        + — 1 баллов – ребенок не справился с заданием.

                                                        — — 2 балла — ребенок справился с помощью взрослого.

                                                        = – 3 балла – ребенок справился с заданием.

                                                        Уровень развития мелкой моторики у детеймладшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

                                                        Задание № 1

                                                        Выполнение по зрительному образцу:

                                                        • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо — «O-KEY»

                                                        • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты — «зайчик»

                                                        • 2 и 3 пальцы — «коза-дереза»

                                                        То же левой рукой.

                                                        Задание №2

                                                        Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

                                                        • с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»

                                                        • открыть глаза — повтор движений.

                                                        Задание №3

                                                        Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

                                                        • Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).

                                                        Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

                                                        Задания для детей 3 — 4 лет.

                                                        1. Пальчик с носиком здороваются.

                                                        После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

                                                        Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

                                                        Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

                                                        2. Уложи монеты в коробку.

                                                        На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой

                                                        на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

                                                        Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

                                                        Оценка-вывод.Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой – 20 секунд.

                                                        3. Нарисуй пальцами кружочки.

                                                        В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

                                                        Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

                                                        4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

                                                        Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

                                                        Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» — это норма.На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

                                                        Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:

                                                        • Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

                                                        •Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

                                                        •Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

                                                        • Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

                                                        • Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

                                                        • Поочередно постукивать пальчиками по столу.

                                                        • Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

                                                        • Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

                                                        • Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

                                                        • Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

                                                        При подсчете результатов отмечается:

                                                        плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

                                                        нарушение темпа выполнения движения (не под счет);

                                                        невыполнение;

                                                        наличие леворукости.

                                                        Приложение 3

                                                        Картотека игр по развитию мелкой моторики

                                                        Цели:

                                                        • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

                                                        развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

                                                        развитие мелкой моторикитрех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

                                                        • подготовка кисти руки к письму;

                                                        развитие сенсомоторной координации рук;

                                                        • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

                                                        • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

                                                        развитие пространственного ориентирования,способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

                                                        развитие внимания, восприятия, мышления;

                                                        развитие творческих способностей.

                                                        Читайте также:  Факторный подход в понимании движущих сил психического развития ребенка

                                                        Игры с карандашом.

                                                        Оборудование: карандаш

                                                        1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

                                                        2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами,расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

                                                        Работа с резинкой

                                                        Оборудование: резинка, коробка

                                                        1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).

                                                        2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

                                                        Волшебный мешочек.

                                                        Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

                                                        Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

                                                        память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

                                                        Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

                                                        Игры с шариками.

                                                        Оборудование: разнообразные шарики

                                                        1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

                                                        2.Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой,поймать левой рукой.

                                                        3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

                                                        4. «Футбол».Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

                                                        Игры с бусинками.

                                                        Оборудование: бусинки, ниточки

                                                        1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

                                                        2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

                                                        3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

                                                        4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

                                                        Игры со шнурками.

                                                        1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

                                                        • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

                                                        «прошагать» по лесенке из шнурка;

                                                        2. «Плетение»из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.

                                                        3. Различные шнуровки.

                                                        4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

                                                        Игры со счётными палочками.

                                                        Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

                                                        1. Выкладывание геометрических фигур.

                                                        2. Составление узоров.

                                                        3. Выкладывание предметов.

                                                        Игры по развитию тактильной памяти.

                                                        Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

                                                        Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

                                                        Мех

                                                        Наждачная бумага

                                                        Байка (фланель)

                                                        Капли воска

                                                        Верёвка зигзагами

                                                        Целые палочки

                                                        Поломанные палочки

                                                        Бархат

                                                        Вельвет

                                                        Фольга

                                                        Целлофан

                                                        1.«что на что похоже»

                                                        Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

                                                        2. «Кто какой на ощупь»

                                                        Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

                                                        3. «Улетай, горе»

                                                        Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

                                                        Игры с прищепками.

                                                        Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

                                                        Цель:1. Развитие мелкой моторики.

                                                        2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

                                                        3. развитие чувства ритма;

                                                        4. развитие конструктивного мышления;

                                                        5. формирование положительного настроя на работу.

                                                        Работа с мозаикой

                                                        Оборудование: мозаика различных видов, образцы

                                                        выкладываемых фигур.

                                                        Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

                                                        Макароны, горох, фасоль,

                                                        разные семечки.

                                                        1. «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

                                                        Усложненный вариант: попросите ребенка брать

                                                        горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

                                                        2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

                                                        3. «Месим тесто».Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

                                                        А. «Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

                                                        5. «Бусы для любимой бабушки.»Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок.Задача: нанизать макаронины на шнурок.

                                                        6. «Покорми Куклу».Под пробкой-шапочкой нарисована

                                                        смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем).Предложите ребенку: «Давай

                                                        покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

                                                        Найди приз!

                                                        Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

                                                        Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

                                                        Пуговицы

                                                        Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

                                                        1. «Забавная змейка».Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

                                                        2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

                                                        3.Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

                                                        • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

                                                        • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

                                                        4.Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

                                                        Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.

                                                        5. Игра «Пуговица «.

                                                        Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

                                                        Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

                                                        Источник