Особенности развития одаренного ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития одаренного ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Что же такое одаренность в младшем
школьном возрасте? Как определить проблески ли
это будущего таланта или хорошая подготовка к
учебной деятельности? Как рассмотреть специфику
способностей и помочь ребенку развить их?

Младший школьный возраст – период
впитывания, накопления знаний, период усвоения
по преимуществу. Успешному выполнению этой
важной жизненной функции благоприятствуют
характерные способности детей этого возраста,
доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, впечатлительность,
наивно-игровое отношение ко многому из того, с
чем они сталкиваются. У младших школьников
каждая из отмеченных способностей выступает,
главным образом, своей положительной стороной и
это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших
школьников в последующие годы сходит на нет,
другие во многом изменяют свое значение. Следует
учитывать при этом разную степень выраженность у
отдельных детей той или иной возрастной черты.

Но несомненно, что особенности
существенного сказываются на познавательных
возможностях детей.

Чрезвычайно трудно оценить
действительное значение проявляемых в детстве
признаков способностей и тем более
предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко
обнаруживается, что яркие проявления
способностей детской психики. Однако, ранние
признаки способностей не могут оставлять
равнодушными родителей, педагогов – ведь они
могут указывать на предпосылки подлинного
таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей,
нужно прежде всего знать и учитывать возрастные
особенности детской психики. Стремительный
подъем умственных сил по мере взросления можно
наблюдать у всех детей. Детство – неповторимая
по своим возможностям пора развития. С возрастом
происходит не только увеличение возможностей, но
и ограничение, а то утрата некоторых ценных
особенностей детской психики.

Большое значение в активизации работы
воображения имеет удивление. Удивление в свою
очередь вызывают:

  • новизна воспринятого “что – то”;
  • осознание его как чего – то неизведанного;
  • импульс, который задает заранее качество
    воображения и мышления, привлекает внимание,
    захватывает чувства.

Возрастное явление – своеобразие хода
развития сказывается на подъеме интеллекта,
выступает как фактор одаренности. Только у части
детей, опережающих свой возраст, подобная
одержимость умственными занятиями станет
устойчивой особенностью. У других таких детей –
при прочих равных условиях неустанная
потребность прилагать умственные усилия в
дальнейшем снизится – это скажется и на
развивающихся способностях. Эти различия в
последующем ходе развития можно рассматривать
как подтверждение того, что яркие проявления
детской одаренности во многом зависят именно от
возрастных в определенную пору возникающих в
какой – то мере преходящих особенностей.

В вопросе о восприятии одаренных детей
большая ответственность лежит на специалистах:
воспитателях детских садов, учителей, детских
психологах. Они должны вовремя подсказать
родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом
интеллекта встречает трудности, непонимание
далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе,
где всех учат одинаково, и учение начинается,
зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно детям, наиболее любознательным,
часто становятся скучно в классе после первых же
уроков.

Большинству учителей просто некогда
заниматься одаренными детьми, так как беда наших
школ в том, что даже самый лучший учитель, имея
дело с целым классом, лишен возможности
ориентироваться на тех, кто идет впереди.

У ребенка с ранним умственным
расцветом нередки трудности и во
взаимоотношениях со сверстниками.

Немало дополнительных переживаний
выпадает на долю такого ребенка, если ему почему
– либо не даются физкультура, занятия по труду.

Для “вундеркиндов” раньше
требовалось специальное разрешение органов
народного образования. Теперь согласно новому
положению об общеобразовательной средней школе
официально введено право сдавать экстерном за
любой класс и за школу в целом.

Но и это не снимает трудностей в
развитии одаренных детей. Ведь при этом
возникают новые сложности.

Некоторые способности проявляются
рано, а для других требуется время, но не нужно
торопиться объявлять ребенка неодаренным, если
он не проявляет себя как юное дарование. Это
значит только одно: “бутоны” его способностей
еще не раскрылись.

Как распознать талант.

Если ваш ребенок одарен и отличается
от всех как “белая ворона”, чтобы пестовать его
талант, необходимо знать о большинстве
особенностей “нестандартного ребенка” и
понимать его проблемы.

Как надо вести себя родителям с
одаренным ребенком.

  • Понять ребенка и осознать его неординарность.
  • Не игнорировать всю уникальность его данных.
  • Не восторгаться им сверх меры.
  • Не превращать всю жизнь ребенка в “скачки” для
    удовлетворения своих родительских амбиций.
  • Создать условия для “поощрения” таланта.
  • Не проецировать на одаренного ребенка
    собственные увлечения и интересы.
  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не
    заставлять его все время делать вам приятное,
    используя свою незаурядность.
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым
    делом и не перегружать его.
  • Создать ребенку атмосферу творчества и не
    гасить возникший интерес.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ему
  • Учить проигрывать и не воспринимать любую
    неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить ранимость
    малыша.
  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
  • Спокойно относится к эмоциональным перепадам
    малыша.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство
    неудовлетворенности в себе, немного приземлив
    тот идеал, которому он подражает.
  • Все делать, что от вас зависит, чтобы он не
    занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не
    выставлял сверх одаренность напоказ.
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.
  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть
    дружелюбными в коллективе.
  • Учитывать его индивидуальность.
  • Все время ободрять его.
  • Тактично обращаться с ним.
  • Считать себя самым счастливым из родителей.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с
    ним в “полет”.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать
    осваивать различные физические навыки.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по
    отношению к нему, привлекая не только близких, но
    и воспитателей ребенка.

Как распознать талант.

Если ребенок, безусловно, талантлив. Но
в какой области оценить правильность
предположения о врожденных способностях ребенка
может тест – анкета, разработанная учеными –
психологами, специальностями в области детской
психологии А. де Хоаном и Г. Кафом.

Очевидные технические способности,
если он:

  • Интересуется самыми разнообразными
    механизмами и машинами.
  • Может чинить испорченные приборы и механизмы,
    использовать старые детали для создания новых
    игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные
    решения.
  • Любит и умеет рисовать, “видит” чертежи и
    эскизы механизмов.
  • Интересуется специальной, даже взрослой
    технической литературой.

Музыкальный талант.

  • Любит музыку и музыкальные записи, всегда
    стремится туда, где можно послушать музыку.
  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и
    мелодии, внимательно вслушивается в них, легко их
    запоминает; поет или играет на музыкальном
    инструменте, вкладывает в исполнение много
    чувства и энергии, а также свое настроение.
  • Сочиняет свои собственные мелодии;
  • Научился играть на каком –либо музыкальном
    инструменте.

Артистический талант.

  • Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и
    движениями.
  • Стремится вызвать эмоциональные реакции у
    других, когда с увлечением о чем – то
    рассказывает.
  • Меняет тональность голоса, непроизвольно
    подражая человеку, о котором рассказывает.
  • С большим желанием выступает перед аудиторией,
    причем стремится, чтобы его зрителями были
    взрослые.
  • Любит и понимает значение красивой или
    характерной одежды.

Незаурядный интеллект.

  • Хорошо рассуждать, ясно мыслит, понимает
    недосказанное, улавливает причины и мотивы
    поступков других людей.
  • Обладает хорошей памятью.
  • Легко и быстро схватывает новый школьный
    материал.
  • Задает очень много продуманных и оправданных
    ситуацией вопросов.
  • Обладает чувством собственного достоинства и
    здравым смыслом, рассудителен, не по годам, даже
    расчетлив.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не
    обязательно остро, реагирует на всё новое и
    неожиданное в жизни.

Спортивный талант.

  • Он очень энергичен и все время хочет двигаться.
  • Он смел до безрассудности и не боится синяков и
    шишек.
  • Лучше многих других сверстников физически
    развит и координирован в движениях, двигается
    легко, пластично, грациозно.
  • Предпочитает книгам и другим спокойным
    развлечениям игры, соревнования, даже беготню.
  • Кажется, что он никогда всерьез не устает.

Литературное дарование.

  • Рассказывает о чем –либо, умеет придерживаться
    выбранного сюжета, не теряя основную мысль.
  • Любит фантазировать или импровизировать на
    тему действительного события, причем придает
    событию что –то новое и необычное.
  • Изобретает персонажи своих фантазий
    интересными, очеловеченными.
  • Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не
    боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности.

  • Не находя слов или захлебываясь, прибегает к
    рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои
    чувства или настроение.
  • В своих рисунках и картинках отражает все
    разнообразие предметов, людей, животных,
    ситуация, а не “зацикливаются” на изображение
    чего – то вполне удавшегося.
  • Серьезно относится к произведениям искусства,
    становится вдумчивым и очень сосредоточенным,
    когда его внимание привлекает какое – либо
    произведение искусства или пейзаж.
  • Стремится создать какое – либо произведение,
    имеющее очевидное прикладное значение для дома,
    одежды, или что – ни будь подобное.

Источник

Библиографическое описание:


Григоренко, А. С. Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие / А. С. Григоренко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53904/ (дата обращения: 12.04.2020).



Феномен детской одаренности изучается учеными всего мира, по причине того, что в эпоху научно — технической революции нашему обществу как никогда ранее требуются одаренные люди (в промышленной, социальной сферах на первый план выходит интеллектуальное производство). Именно поэтому социальный заказ требует от образовательных организаций и педагогов увеличения усилий в области развития детской одаренности [3, с. 127].

Перейдем к пониманию термина «одаренность» в научно — педагогической мысли. Изучением детской одаренности занимались такие ученые как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Д. Б. Богоявленская и другие. Проблемы детской одаренности наиболее полно были изучены Н. С. Лейтесом, который анализировал индивидуально — типологические и возрастные особенности умственно одаренных детей на основе систематизации жизненных фактов и монографического описания своеобразия одаренной личности [2, с. 62].

Проанализируем и уточним понимание термина «одаренность» на современном этапе развития педагогики в России. Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в различных видах деятельности по сравнению с другими людьми [5, с. 25].

В конце 20-го века начинается активное изучение детской одаренности, на фоне этого появляются различные теории, технологии развития одаренности. Творческие возможности (креативность), по теории Е. П. Торренса составляют основу детской одаренности. При этом кроме внутренних факторов (интеллекта, творчества, мотивационно — личностных особенностей) большинство ученых включает в содержание модели одаренности социальные факторы (внутрисемейный климат, условия обучения, взаимоотношения со сверстниками, культурную среду) [6, с. 28].

Л. С. Выготский понимал одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности либо деградирующий при ее отсутствии [2, с. 63].

По мнению, А. М. Матюшкина психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество, обучение и развитие одаренных детей — идеальная модель творческого развития человека.

А. А. Бодалев и С. Л. Рубинштейн, считали что одаренность — потенциал человека, который определяет его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности [2, с. 63].

На наш взгляд, наиболее точным является определение, данное Д. Б. Богоявленской, о том, что одаренность — это «…системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми…» (оно же дано в Педагогической энциклопедии) [2, с. 63].

Педагог судит об одаренности детей по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Одаренность проявляется в опережающей средние показатели скоростью учебного мышления, способностью усваивать материал повышенной сложности и своеобразием «продуктов» познавательной работы (оригинальный путь решения задач, множество вариантов решения и др.) [1, с. 5].

О. В. Заславская и О. Е. Сальникова задаются вопросом, что отличает одаренных детей от обычных отличников, усидчивых или тренированных, толковых или эрудированных детей? У одаренных детей чаще всего проявляется способность к системному мышлению: эти учащиеся самостоятельно усваивают в ходе учения необходимую информацию, но и познания в сфере определенной науки. Они обобщают собственный и наблюдаемый опыт познавательной деятельности: решая эту конкретную задачу, выходят на способы решения задачи вообще. Большинство одаренных детей изобретают собственные, подходы к решению познавательных задач; они легко ориентируются в специфике разнообразных несходных систем знания (например, химии и параллельно обществознания) [4, с. 9].

Для выявления одаренных детей в образовательной среде гимназии, автором использовалась база МАОУ гимназия № 1 города Тюмени, 21.05.2018 г. для проведения диагностики был выбран тест Дж. Торренса, направленный на изучение креативности. В основе теста лежит идея о том, что креативность является одной из составляющей интеллекта; испытуемому предлагается не примечательная игрушка, которую он должен модифицировать, чтобы сделать ее интереснее, чем сложнее и интереснее модификация, тем выше уровень креативности. В данном тесте наличие креативности равно наличию одаренности.

Мы предложили ученикам в количестве 21 человека ничем не примечательного пластикового пупса и дали каждому ученику по 10 минут, чтобы они смогли сформулировать и описать, придуманную ими «переделку». По результатам задания, были выявлены следующие итоги: 14 учеников не смогли справиться с заданием; 4 ученика предложили раскрасить пупса фломастерами; 1 ученик предложил прикрутить к нему колесики; 2 ученика предложили надеть на пупса парик и сшить костюм. На мой взгляд, самым креативным было решение сделать из пупса транспортное средство. Следовательно, в классе 1 человек с ярко выраженной одаренностью; 6 учеников имеют зачатки одаренности, но ее нужно развивать; остальных детей необходимо диагностировать на наличие одаренности.

Подведем общие итоги. На наш взгляд, одаренному ребенку предстоит состояться в жизни, поэтому о должен уметь самостоятельно реализовать свои задатки. В обществе имеется конечная цель, имеющая различные названия: самореализация, интеграция, индивидуализация, автономия, креативность, счастье, что является синонимами реализации потенциала человека, проявляющегося в первую очередь в одаренности. И система образования, и образовательные организации совместно с родителями одаренного ребенка призваны помочь ему в такой самореализации.

Литература:

  1. Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 3. — С. 1–8.
  2. Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 62–69.
  3. Журба Н. Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 10. — С. 127–133.
  4. Заславская О. В. Одаренные дети, как научно педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 7–10.
  5. Тулькибаева Н. Н., Трубайчук Л. В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
  6. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с.

Основные термины (генерируются автоматически): детская одаренность, ребенок, ученик, достижение человеком, течение жизни, понимание термина, наличие одаренности, качество психики, одаренность, одаренный ребенок.

Источник