Особенности развития лексического запаса ребенка

Особенности развития лексического запаса ребенка thumbnail

Мадина Жураева
Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста

Особенности лексики детей среднего дошкольного возраста

Особенности развития детской лексики достаточно полно изучены в

психологии, психолингвистике.

В лексическом развитии дошкольников выделяют две стороны:

количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

овладение значениями слов.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост

находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в

литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же

возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова

появляются у детей к концу первого года жизни.

Развитие лексики осуществляется за счет слов, обозначающих

предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их

признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также

быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются.

К 4-ем годам количество слов доходит до 1900, к 5-и – до 2000 – 2500.

Индивидуальные различия в лексике наблюдаются и в эти возрастные

периоды. По словам Д. Б. Эльконина, эти различия «более велики, чем в

какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов,

медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-

первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на

знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых,

характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Например, по данным австрийских психологов, записывавших на

магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний

ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто

используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я

люблю».

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а

качественное понимание слов и правильное употребление.

Смысловое значение первых слов у детей есть не действие, не предмет,

а чувственный образ. Настоящее слово рождается к четырём — годам как

обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который

указывает на предмет.

К 4-5 годам слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан

итог предыдущих знаний, содержатся обобщения, которые заключают в себе

слова-понятия «игрушки», «посуда», «мебель» и др. Сигнальное значение

такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами

прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети

достигают лишь на пятом году жизни.

Для того чтобы ребенок усвоил слова, необходимо совпадение во

времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием

малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем

меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется.

После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к

одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и

употребляя их, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания,

которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная

отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления,

переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот,

расширения границ значений слов и их применения. Сужение или

расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют

достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются

данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет

зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто

используют эти слова окружающие взрослые и как организована

деятельность детей с соответствующими предметами.

Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,

которые он произносит.

Значения детских слов динамичны, одно и то же слово для ребенка

разного возраста и уровня развития разное. У дошкольника в 3 – 5 лет

центральное место занимает процесс овладения четкой предметной

отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют

эмоционально-образные, наглядные связи.

В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше

понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное,

словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится,

углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и

становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей

и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь

ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

Только к концу среднего дошкольного возраста уточнение смыслового

содержания слов набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о

мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Например, метафоры дети 5-ого года жизни используют в своей речи

спонтанно и только в старшем дошкольном возрасте употребляют их более

осознанно.

Словарь активно обогащается и за счёт слов, «придуманных» самими

детьми («режницы»,«начаепился»,«кусарик»). Словотворчество наиболее

ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте.

Одним из средств обогащения словаря дошкольников новыми словами и

словосочетаниями является также знакомство с формулами речевого этикета.

Таким образом, обогащение словаря детей среднего дошкольного

возраста включает в себя расширение его объёма, воспитание внимания к

содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значения слов,

обогащение связей слова с другими словами. К концу среднего дошкольного

возраста дети овладевают лексикой и другими компонентами языка

настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным.

Задача взрослых – расширять знания детей об окружающем мире и

обогащать соответствующий словарь, в том числе формулами речевого

этикета, воспитывать интерес к лексическому богатству родного языка.

Читайте также:  Речь ребенка к 2 годам показатель развития

Источник

Надежда Мельникова
Формирование лексики у детей дошкольного возраста

А. Кони:
Слово – одно из величайших орудий человека

Современная жизнь диктует свои законы. Хорошее владение речью – это искусство, которому нужно учиться. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает хорошей речью, тем меньше у него проблем с обучением в школе, тем реже возникают трудности.

Задача взрослых — помочь малышу овладеть речью. Но для этого надо четко представлять весь путь последовательного речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Развитие детского лексикона можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период формирования понимания речи. Ребенок поворачивает голову, когда ему показывают хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (делает «ладушки», машет рукой «до свидания», хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.

2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений. Вначале значение слова полисемантично, аморфно и расплывчато. Оно может иметь несколько значений и обозначать и предмет, и признак, и действие. Например, слово «би-би» может обозначать и машину, и велосипед, и все что едет. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи: глаголы, существительные, прилагательные, числительные, наречия. Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи, совершенствуются звуковая сторона речи.

4 этап (с 3-х лет)- усвоение морфологической системы русского языка. В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас, который содержит все части речи. В этот период происходит становление монологической речи. Ребёнок уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.

К старшему дошкольному возрасту набирает силу уточнение смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и его значению. Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов, придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных особенностей детской речи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, которая является мощным резервом их умственного развития.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что к старшему дошкольному возрасту, ребенок усваивает все основные модели родного языка, а словарь дошкольника этого возраста может рассматриваться в качестве национальной языковой модели.

Нарушения лексики у детей дошкольного возраста

1. Преобладание объема пассивного словаря над активным;

2. Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;

3. Трудности актуализации словаря;

4. Несформированность семантических полей (смысловые замены слов);

5. Трудности формирования словообразовательных моделей;

6. Трудности формирования антонимов, синонимов;

7. Трудности выделения существенных дифференциальных признаков слов;

8. Ограниченность объема словаря, что затрудняет процесс коммуникации

Основные направления работы по формированию лексики у дошкольников

• Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, внимания, представлений, памяти и др.);

• Уточнение значения слов;

• Формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы родного языка;

• Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь

• Формирование словообразования.

• Расширение запаса синонимов и антонимов

• Формирование правильного употребления слова в связной речи.

Источник

Библиографическое описание:

Павлова И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 212-215. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1934/ (дата обращения: 18.02.2020).

Проблемы и
задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны
всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое
внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько
велико, что задачи по её формированию занимают особое место в
воспитании.

Слово
вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём,
помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным
участником в жизни общества. Слово является основным средством
коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством
регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и
предметное окружение.

В
дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который
позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и
радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие
словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это
лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на
активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека
меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса
при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

Читайте также:  Дошкольные этапы развития личности ребенка

Количественный рост
словарного запаса по Штерну 

От 1 до
1,5 лет

в 2
года

в 3
года

в 4
года

в 5 лет

100
слов

300-400
слов

1000 –
1100 слов

1600
слов

2200
слов

Из данных
таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного
запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Особенность
словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по
сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений
об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Для развития словарного
запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество
(точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько
полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо
знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать
ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и
употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет
благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк,
зоопарк и др.

По мере
развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь
систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля
или образования слов, объединенных по смыслу.

Р.И
Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

  1. Расширение объема словаря

  2. Уточнение
    значения слова

  3. Развитие
    структуры значения слова

  4. Формирование
    семантических полей и лексической системности

  5. Расширение
    связей между словами в лексиконе.

Методика
развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который
построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у
детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала,
направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей
соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно
произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Цель при проведении
подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

Педагоги
широко используют дидактические игры, которые не только позволяют
всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у
детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая
игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в
дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать,
обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В
зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три
вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),
настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все
эти игры можно успешно использовать для активизации словаря
дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они
основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению
ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними,
кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть
в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего
интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем
дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются
движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления
ребенка

Наиболее
сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием
предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры
имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них
дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические
ошибки.

Словесные
игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для
подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают
умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на
поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания.

Дидактическая
игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно
является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,
играя, учатся.

Игровые
приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:

Игра: «Холодно
– Горячо».

Цель:
Обогащение словарного запаса существительными

Содержание.
Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает
вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по
подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее.
Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям
запомнить новое слово.

Игра:
«Опиши предмет».

Цели:
Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений
о предмете.

Содержание.
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например,
взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает
шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно
большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое.
Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое.
Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке,
взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко
сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра
«Чудесный мешочек»

Цели:
Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение
представлений о признаках предметов.

Оборудование.Нарядно
оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к
одной лексической группе («Посуда», «Овощи»
или др.)

Содержание.
Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых
относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют,
выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек,
нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка».
Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка,
рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок
берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и
вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее
количество игрушек.

Усложненный вариант
(для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из
мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из
которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный,
деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий,
шероховатый, скользкий, холодный).

Читайте также:  Основные задачи развития ребенка в 3 года

Игра «Почта»,
«Укрась елку» «Волшебное дерево»,
«Тематическое лото», «Домино»

Игра
«Посылка»

Цели:
Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках
предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы,
коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок
получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый
игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его.
Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра
«Аналогии»

Цели:
Активизация существительных с обобщающим значением, развитие
понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного
компонента лексического значения слова)

Содержание.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса –
зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово
обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения
(или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик,
транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые –
кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра
«Съедобное – несъедобное»

Цели:
Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность,
одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие
слухового внимания, общей моторики.

Содержание.
Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был
назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку
нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча.
Аналогично проводятся игры «Живое -неживое»,
«овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние
животные», «Птицы – насекомые», «Одежа
– обувь» и др.

Игра «Я знаю
пять…»

Цели:
Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания
родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта
значения слова).

Содержание.
Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает
игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом
стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее
слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий
игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых».
Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех
пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается
дальше.

Игра
с мячом «Ассоциации»

Цели:
Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей
моторики.

Содержание.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак
предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово,
обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает
мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж,
холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на
материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без
нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему
нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме
«Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть
представлены соответствующие картинки. Примерный лексический
материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля;
маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра
«Я собрал в огороде…»

Цели.Расширение
объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание.
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на
огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и
добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде
огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное
предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на
огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до
первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В
зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию:
«Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…»,
«Я видел на улице….», «В лесу живет….»,
«На кухне есть….» и т.д.

Игра
«Назови другим словом»

Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание.
Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч.
Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются
образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч.
Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к
подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра
с мячом «Скажи наоборот»

Цели.
Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит
слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать
антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть
мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг
вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на
которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая
свои слова.

Литература:

  1. Алексеева
    М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
    дошкольников. – М.: 2000г.

  2. Бондаренко
    А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1974г.

  3. Бородич
    А.М. Методика развития речи детей. – М.: 1981 г.

  4. Колунова
    Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи
    старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №»9 .

  5. Сохин
    Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.

  6. Тихеева
    Е.И. Развитие речи детей. – М., 1992

  7. Удальцова
    Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.:
    1976г.

  8. Ушакова
    О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: 1993г.

  9. Ушакова
    О.С. Развитие речи дошкольника. – М., 2001

  10. Ушакова
    О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи //
    Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.

  11. Эльконин
    Д.Б. Детская психология. – М., 1999

  12. Швайко
    Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, слово, словарный запас, предмет, мяч, расширение объема словаря, взрослый, игрок, содержание.

Источник