Особенности развития и воспитания ребенка до рождения
Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.
Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?
Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
На данный момент уже достаточно изучено внутриутробное развитие малыша по неделям.
С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.
В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.
В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.
В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.
Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!
К 6-му месяцу внутриутробной жизни ребенок способен чувствовать вкус, слышать, видеть и осязать. Он реагирует на ваши прикосновения через стенку живота.
К 9-му месяцу у малыша разовьется обоняние. Он будет распознавать запахи.
Итак, мы узнали о внутриутробном развитии органов чувств плода. Именно на основании этих знаний и строятся различные теории дородового общения с крохой.
История пренатального воспитания
В конце 70-х годов XX века появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — пренатальное, или дородовое, развитие и воспитание. Была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.
Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость. Беременная похлопывала живот, нажимала на него и произносила повторяющиеся, односложные слова. Эти специальные упражнения выполнялись ежедневно по 15—20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода.
Американский специалист по дородовой подготовке Брент Логан в 80-е годы занимался изучением звукового воздействия на плод. Беременные прослушивали определенный набор кассет с записями музыкальных произведений и с записями сердечного ритма, который имел разный характер (высота и частота звука изменялись). Таким образом стимулировалось психическое развитие ребенка.
К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм.
Но еще раньше во Франции существовал так называемый «поющий» родильный дом Мишеля Одена. Там проводились занятия по хоровому пению, которые посещали будущие отцы и матери. Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных детей. Мишель Оден обратил внимание, что если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос.
В это же время (в 80-е годы) в Москве, Тамбове, Набережных Челнах и некоторых других городах был апробирован метод профессора Лазарева «Сонатал» (в переводе с латыни сонас — «звучащий», натус — «рожденный»). Суть его в том, что в пренатальный период (до рождения) можно воздействовать на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода и даже управлять их развитием. «Сонатал» — метод музыкального стимулирования развития плода и новорожденного. По этой методике мама общается с еще не родившимся малышом с помощью специальных вокально-речевых упражнений.
Пренатальное развитие: колыбельная для… живота
Учеными замечено, что дети еще в утробе матери по-разному реагируют на различную музыку. Они любят структурированные мелодии, например Вивальди, Моцарт, народную музыку, детские песни и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). Очень хорошо, если вы будете сами петь еще не родившемуся ребенку. Вспомните колыбельные и детские песенки, которые, может быть, пели вам в детстве! Замечено, что малыша можно приучать к ритуалу ночного засыпания. Для этого мама должна регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.
Пренатальное общение: как происходит контакт?
Кто-то из будущих мам относится к общению с ребенком скептически, полагая, что достоверно узнать, что чувствует малыш в утробе матери, нельзя. А кто-то старается каждый день говорить с крохой, научиться его понимать. Кто прав? Ответ на этот вопрос можете дать себе только вы сами.
При изменении психоэмоционального состояния беременной в ее кровь выбрасываются те или иные вещества. А поскольку ребенок и мать одно целое, то любой ее негатив тут же отражается на его психическом и физическом состоянии. Именно поэтому для стабилизации эмоционального состояния беременных очень во многих центрах по подготовке к родам и осознанному родительству им предлагают заниматься творчеством. Это занятия танцами, пением, арт-терапия (рисование). Считается, что во время таких занятий происходит общение с малышом. С этим невозможно не согласиться. Через песни, рисунки или поделки будущие мамы учатся выражать свою любовь к малышу еще до его рождения. А эти навыки явно не окажутся лишними и тогда, когда кроха родится. Тем более что практически каждая беременная женщина переживает период повышенной эмоциональности. Перенося свои эмоции на бумагу, можно избавиться от тревог и волнений за ребенка. Занятия творчеством помогают избавиться от негативных эмоций, осознать происходящие перемены.
Не стоит забывать, что у папы тоже есть шанс познакомиться с ребенком еще до его рождения. Малыш слышит папин голос, воспринимает эмоции, которыми сопровождается общение родителей. Будущие папы! Помните, что, заботясь о своей жене и малыше, общаясь с ним, вы как бы даете ему сигнал: «Здесь хорошо, мы ждем тебя и рады тебе». Интерес к миру можно закладывать уже сейчас. Тогда, повзрослев, малыш сам захочет познавать мир, вы заложите в нем любовь к жизни. Замечено, что отцы, которые достаточно часто общались с ребенком во время беременности, и после рождения лучше понимают своего малыша и легко налаживают с ним контакт.
Как общение с будущим ребенком происходило в Древнем Китае и Японии?
В некоторых странах Востока (например, в Древнем Китае и в Корее) издавна считалось, что в день рождения ребенку уже исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Еще более 1500 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка. Женщины, ожидающие малыша, ежедневно пели для него нескольких часов: считалось, что это благоприятно отразится на характере ребенка.
А в Японии будущие мамы жили в специальных общинах, расположенных в красивой местности. Специально обученные женщины занимались там эстетическим и музыкальным образованием матери и ее будущего ребенка.
В некоторых странах Африки с давних пор и по сей день практикуются специальные танцы и ритмические движения для беременных.
Общение с будущим ребенком: кому это нужно?
Итак, общение с ребенком до рождения нужно как малышу, так и будущим родителям. Таким образом, ребенок получает новые стимулы для своего развития, а главное — тепло, ласку и заботу будущих мамы и папы. Для этого не обязательно петь, рассказывать стихи и т.д. — можно просто думать о малыше, воспринимать свою беременность положительно.
Проверьте с помощью теста, получаете ли вы настоящее удовольствие от своей беременности
Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!
«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения
Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, — не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.
Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках — это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!
Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.
Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!
Источник
МАМА, КАК ПОСРЕДНИК
Воспитание, в широком смысле слова, – это комплекс мер воздействия на ребенка с целью приобщения к социальным нормам общества, в котором он живет. Но как насчет малыша, который живет пока не в обществе, а в материнской утробе? Специалисты считают, что его тоже можно воспитывать.
Самая главная «педагогическая» задача в этот период – внушить малышу веру в его собственные силы и в дружелюбие окружающего мира. Добиться этого помогает забота о беременной женщине, благодаря которой будущая мама находится в благоприятном физическом и психологическом состоянии и «заражает» здоровьем и оптимизмом свое дитя.
Специалисты утверждают, что эмоциональное состояние ребенка в материнской утробе чрезвычайно подвержено внешним влияниям из-за повышенной чувствительности психики беременной женщины. Поэтому все эмоции, которые испытывают к будущей маме окружающие люди, незамедлительно сказываются на ее ребенке. Известны случаи, когда после нервного срыва беременной, утверждавшей: «Я не хочу, ненавижу ребенка», ее абсолютно здоровый малыш переставал шевелиться, как будто стараясь затаиться и лишний раз не напоминать матери о своем существовании. Надо ли говорить, что вряд ли такой человек в дальнейшем сможет смело и открыто общаться с людьми.
Хотя стоит отметить, что некоторые исследования указывают на определенную пользу нестабильного эмоционального состояния будущей мамы. Так, ученые из Стэнфордского университета (США) выявили, что у беременных женщин, склонных к депрессии, выше шансы рождения ребенка с творческими способностями.
ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ?
Научно доказан факт, что в мозге новорожденного ребенка уже существуют атрофированные нервные клетки. Некоторые ученые предполагают, что атрофировались они из-за того, что не были востребованы во время внутриутробного развития. Отсюда РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, которое позволит максимально полно воспользоваться врожденным потенциалом человеческого мозга.
Современные ученые утверждают, что интеллект взрослого человека зависит не от количества серого вещества, а от скорости созревания мозга и формирования нервных связей в детстве и юности. Это означает, что пренатальное обучение служит основой для будущих способностей и талантов человека.
Более того, в 1986 году американский ученый Брент Лоуган заявил о вреде излишнего оберегания плода от внешних воздействий, особенно звуковых. Недостаток ощущений (главным образом слуховых) во внутриутробном периоде тормозит развитие мозга и приводит к рождению детей с признаками функциональной незрелости организма.
Более двух тысяч лет назад в Китае и Японии беременных женщин селили в специальные общины, расположенные в красивой местности, где будущие мамы любовались природой и слушали приятную музыку. Считалось, что это развивает эстетический вкус ребенка.
Английский ученый Петер Хеппер и его американский коллега Рене Ван де Кар занимались изучением влияния различных воздействий на внутриутробное развитие ребенка. Ван де Кар разработал особую систему ручного массажа живота беременной женщины, призванную ускорить интеллектуальное развитие плода. А Петер Хеппер доказал влияние музыки на активность малыша в утробе. В его экспериментах будущие матери надевали наушники на живот, чтобы кроха мог послушать мамину любимую музыку. В это время специальная аппаратура наблюдала за шевелениями плода, измеряла его сердечный ритм. Исследования Хеппера показали, что даже не рожденный еще ребенок обладает музыкальной памятью и узнает мелодии, которые уже слышал. Более того, эти мелодии он вычленяет из множества других звуков и после рождения.
ЛЕПИМ ГЕНИЯ!
Музыкальный метод воздействия на плод в России успешно применяет создатель так называемой Сонатал-педагогики Михаил Лазарев. Занятия с беременными по его методу включают в себя прослушивание специально разработанных музыкальных композиций, благотворно влияющих на маму и малыша, пение и говорение с ребенком под аккомпанемент этих мелодий, движение под музыку с элементами укрепляющей гимнастики, а также свободное рисование. По мнению автора методики «Сонатал», она прививает родителям навыки общения с ребенком, а кроме того, приносит маме и малышу тройную пользу:
* Музыка будит в женщине интересные ассоциации, положительно влияет на ее эмоции, а через маму – на эстетическое развитие ребенка;
* Движение под музыку – это прекрасная физическая тренировка единого организма матери и плода;
* Музыкальные вибрации стимулируют обменные процессы в тканях и органах беременной женщины и ее ребенка.
У авторов методики имеются данные научных исследований, указывающие на то, что по завершению занятий новорожденные «выпускники» опережают возрастные нормы физического развития. А сами мамы отмечают в первую очередь положительные эмоции, которые они с малышами испытывают во время занятий. Привычка ощущать радость в компании с ребенком – залог прекрасных отношений с ним в будущем.
Советские педагоги-практики Никитины говорили еще и о пользе умеренной физической нагрузки для беременной женщины. Они полагали, что небольшой недостаток кислорода, который возникает из-за нее, не причиняет вреда плоду, но побуждает его активно двигаться. Как результат – ребенок рождается уже натренированным, физически более развитым, чем дети тех женщин, которые мало двигались во время беременности.
О САМОМ ГЛАВНОМ…
О целесообразности пренатального обучения ведутся споры. Существуют две крайности во взглядах на обучение до рождения:
«Пренатальное обучение не нужно». Нерожденный ребенок воспринимается такими родителями как «будущий», а не как существующий. А если малыша еще нет, значит, и учить его чему-либо бессмысленно.
«Все прогрессивные новинки в сфере раннего развития и обучения – это безусловное благо». Таким образом убежденные родители с энтузиазмом берутся осваивать одну новую методику за другой (иногда даже сомнительные, авторами которых движет прежде всего желание заработать на амбициях современных мам и пап) и… отдаляются от своей инстинктивной природы и родительской интуиции.
А ведь надо понимать, что полезны лишь те развивающие занятия для беременной женщины и ее малыша, которые призваны не заменить материнское чутье плодами научного прогресса, а, наоборот, помочь будущей маме лучше понимать свое дитя, наладить контакт с ним, развить чувство ответственности за ребенка.
Основываясь на различных исследованиях и собственном опыте, сторонники пренатального обучения утверждают, что дети, прошедшие его, обладают рядом преимуществ по сравнению с ровесниками, до рождения лишенными насыщенной учебной программы, а именно:
* Рождаются физиологически более зрелыми; легче приспосабливаются к «автономному существованию» – рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, хорошо спят;
* Значительно реже болеют на первом году жизни;
*- Имеют меньшую вероятность появления хронических заболеваний;
* Дольше находятся на грудном вскармливании;
* В раннем и дошкольном возрасте лучше развиваются физически и психически (быстрее и выносливее, имеют больший объем внимания и памяти);
* Зачастую обладают более высоким коэффициентом интеллектуального развития; имеют более высокую обучаемость, креативность, быстрее формируется их готовность к школе.
Родители, не желающие «беспокоить ребенка по пустякам», считают, что все перечисленные преимущества достигаются не какими-то манипуляциями с животом беременной женщины, а заинтересованностью родителей в своих детях, готовностью уделять время и силы занятиям с ребенком после рождения и ответственным подходом к его здоровью. По их мнению, малышу гораздо полезнее, если будущая мама получает удовольствие от того, что ходит на работу или в гости, а не от того, что проводит ««рок»»для крохи.
ДОРОГИЕ БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ, ВАШ ЕЩЕ НЕРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ – УЖЕ ЧЕЛОВЕК! ОН УЖЕ ФОРМИРУЕТ СВОЙ ХАРАКТЕР, ВКУС И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО! ПОМОГИТЕ ЕМУ В ЭТОМ!
Источник