Особенности развития деятельности слабослышащего ребенка

Особенности развития деятельности слабослышащего ребенка thumbnail

Как
уже сообщалось, к слабослышащим относятся
дети с нарушением слуха, которые слышат
звуки интенсивностью 20 — 50 дБ и более
громкие (тугоухость первой степени) и
интенсивностью 50 — 70 дБ и более (тугоухость
второй степени) при достаточно большом
диапазоне различений звуков по высоте
(в среднем от 1000 до 4000 Гц).

Заслуга
Р. М. Боскис состоит в том, что среди
детей с нарушениями слуха она выделила
слабослышащих как заслуживающих особого
психоло-педагогического подхода. Главная
отличительная черта этих детей от глухих
состоит в том, что они самостоятельно,
хотя и в недостаточной степени, усваивают
устную речь. Р. М. Боскис, К. Г. Коровиным,
А. Г.Зикеевым и другими специалистами
в 50 —60-е гг. XX
в. была разработана система специального
обучения слабослышащих детей устной и
письменной речи, русскому языку и другим
предметам школьного цикла. Были
предусмотрены два отделения при обучении:
I
отделение — для детей, имеющих относительно
небольшие нарушения слуха и фразовую
речь с ошибками произношения и ее
понимания; II
отделение — для детей с более тяжелым
нарушением слуха и только с самой
элементарной речью. Несколько позднее
была создана система специального
воспитания для слабослышащих дошкольников
(Б.Д. Корсунская и др.).

Большая
часть детей с тугоухостью второй степени
плохо различают разговорную речь на
расстоянии 2 — 3 м в обычной житейской
ситуации. Важно отметить, что любое
устное высказывание и даже отдельно
произнесенное слово — разногромкое
(Н.И.Жинкин). Например, в слове «магазин»
со средней громкостью звучит первый
слог «ма», затем достаточно громко —
второй слог «га» и всего тише — третий
слог «зин», хотя он и ударный. Поэтому
ребенок с нарушенным слухом может
воспринять слог «га», а остальную часть
слова не услышать; при более близком и
четком произношении он может услышать
«мага» или даже все слово. Кроме этого,
речь варьирует по высоте составляющих
ее звуков, поэтому более высокочастотные
звуки (выше 1000 Гц и более), входящие в
состав отдельного слова или целого
высказывания, могут и не ощущаться. В
первоначальный период овладения речью,
если ребенку не оказывается специальная
сурдопедагогическая помощь, он
самостоятельно овладевает осколками
слов и словами, сильно искаженными по
звукобуквенному составу. Неслучайно
поэтому Б. Д. Корсунская рекомендовала
использовать дактилологию при обучении
речи не только глухих, но и слабослышащих,
поскольку с помощью ручной азбуки дети
могут правильно воспринимать и запоминать
состав слова.

Очень
медленно, даже в условиях специального
обучения, идет обогащение словарного
запаса у слабослышащих детей. Наиболее
успешно запоминаются словесные
обозначения людей, окружающих ребенка,
домашних животных, названия основных
предметов мебели, посуды, любимой еды,
некоторых частей квартиры: окно, дверь;
значительно труднее дети овладевают
названиями действий, даже самых
распространенных, названиями цветов,
от дельных частей и признаков предметов.
По мере того как дети овладевают доступной
их возрасту лексикой и у них формируется
простая фразовая речь, возникают новые
трудности. Дети с большим трудом осваивают
такую особенность слова, как многозначность,
например «тяжелый чемодан» и «тяжелый
характер» (А. Г. Зикеев), с трудом понимают,
что однокоренные слова связаны общностью
значения. В речи слабослышащих детей
не сразу появляются слова с приставками
и суффиксами, дети затрудняются в
понимании их значений, они лишь постепенно
понимают, что каждое слово несет в себе
ту или иную степень обобщения, что,
например, слово мебель
имеет
более общий смысл, в то время как слова
диван,
кровать, стол, стул, табуретка —
более
частное значение. При правильном
понимании отношений между словами лее
конкретными и более обобщенными по
смыслу у них начинает формироваться
понятийное мышление. На протяжении
всего школьного обучения идет формирование
фразовой речи, с правильной расстановкой
слов в предложении, с правильным их
согласованием и управлением, с
использованием нужных окончаний. С
трудом осваиваются навыки употребления
наречий, союзов и особенно сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений,
выражающих целевые, причинно-следственные
и другие логические зависимости. Это
оказывается трудным для детей и подростков
не только из-за сложности лексико-грамматических
зависимостей, но и из-за недостаточного
понимания содержания предложений,
несформированности у них словесно-логического,
понятийного мышления. Л.И.Тигранова на
основе многих экспериментальных
исследований убедительно показала, что
в процессе обучения, как и у глухих
детей, у слабослышащих нужно в единстве
с речью специально формировать
конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное
мышление. Для психического развития
слабослышащего ребенка и подростка
очень существенно, как он воспринимает
речь на слух. Если в силу тех или иных
заболеваний слух ребенка ухудшается,
это отрицательно сказывается на его
психическом состоянии.

Благоприятные
условия развития создаются, когда
проводится специальная сурдопедагогическая
работа по совершенствованию слуха с
использованием общей и индивидуальной
звукоусиливающей аппаратуры. Ф. Ф. Рау
указывал, что при этом необходимо учить
слабослышащего ребенка не только
стараться различить и воспринять речевое
высказывание на слух, но обязательно
приучаться хотя бы к минимальному
распознаванию речи по губам говорящего.
Такое бисенсорное восприятие по мере
занятий становится все более полным.
Ясное различение речевого высказывания
способствует развитию речи и
совершенствованию собственного
произношения, что, в свою очередь, создает
условия для развития письменной речи.

Для
речевого развития слабослышащего
ребенка очень важны возможно более
ранняя, еще в первые годы его жизни,
проверка слуха с помощью объективной
аудиометрии, подбор индивидуальных
слуховых аппаратов и систематическая
педагогическая работа по развитию
слухового восприятия различных звучащих
объектов и устной речи (Е. П. Кузьмичева,
Н.Д.Шматко).

Развитие
наглядных форм познавательной деятельности
протекает у слабослышащего ребенка
более успешно, чем развитие речи и
словесно-логического мышления. Однако,
чем сложнее становятся наглядные задачи,
которые следует решать ребенку, тем
большие трудности он начинает испытывать
при их решении и отставать в учебе. При
подборе, например, рисунков по их
тождеству в наглядных задачах, матрицах
Равена, слабослышащие дети, начинающие
обучаться в школе, выполняют эти задания
столь же успешно, как слышащие. Они не
испытывают больших трудностей, чем
слышащие, при дополнении рисунка до
целого по принципу центральной симметрии.
При решении наглядных задач на дополнение
рисунка до целого по принципу осевой
симметрии и, особенно при дополнении
до целого на основе установления
отношений между частями рисунка по
принципу аналогии, слабослышащие дети
7 — 8 лет испытывают заметно более
значительные трудности, чем их слышащие
сверстники. Для решения этих задач нужно
производить развернутый анализ всех
признаков и сравнивать их между собой.
Такая мыслительная деятельность успешнее
осуществляется, если в нее включается
словесная внутренняя речь.

К
подростковому возрасту решение описанных
задач становится более доступным для
слабослышащих детей, что свидетельствует
о развитии их наглядно-образного мышления
и включении в деятельность речи (А.
Бассам). Еще большие трудности у
слабослышащих младшего школьного
возраста возникают в решении наглядных
задач, когда требуется по данному
краткому словесному описанию изобразить
наглядную ситуацию, что достигается
путем воссоздающего воображения
(Л.И.Фомичева). Обнаруживается, что уже
понятный, казалось бы, учащемуся простой
текст, описывающий, например, положение
нескольких предметов в разных местах
комнаты, не приводит к отчетливому
внутреннему представлению его содержания.
Дети еще не владеют умением на основе
словесного описания представить себе
отношения между предметами в пространстве.
На развитии воссоздающего воображения
слабослышащих детей прослеживается
теснейшая связь между развитием наглядной
познавательной деятельности и словесной
речью.

Если
у слабослышащих детей, начиная с младшего
школьного возраста, в условиях специального
обучения осуществляется всестороннее
развитие словесной речи и всех
познавательных процессов в их единстве,
то постепенно к среднему и тем более к
старшему школьному возрасту их психическое
развитие приближается к нормальному.

Мало
изучен процесс формирования положительных
качеств личности и личностных
взаимоотношений слабослышащих школьников.
Некоторые сведения по этому вопросу
содержатся в исследовании Э.А. Вийтар,
которая проследила, как слабослышащие
школьники средних и старших классов
понимают дружеские отношения.
Слабослышащие, глухие и нормально
слышащие школьники обнаружили сходство
в характеристике друга. Они отмечали
доброжелательность друга, готовность
помочь в беде. Вместе с тем слабослышащие
школьники меньше, чем слышащие,
останавливались на внутренних
характерологических качествах друга,
но по полноте описания друга превосходили
глухих. На основе этого исследования
можно сделать вывод, что в процессе
обучения и воспитания следует обогащать
представления учащихся о разносторонних
качествах человеческой личности и о
межличностных отношениях. Это облегчит
формирование положительных качеств
личности у них самих.

В целом
психическое компенсаторное развитие
слабослышащих детей и подростков в
условиях специального обучения позволяет
им получить образование в объеме полной
средней школы, некоторым — высшее
образование, а главное — стать полезными
членами общества и осуществлять
высокопродуктивную трудовую деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дети с нарушением слуха вынуждены развиваться не так, как их сверстники. Это объясняется искаженностью либо полной недоступностью одного из способов получения информации об окружающем мире. Чтобы компенсировать этот недостаток, организм детей с такой проблемой вынужден работать в компенсаторном режиме. Восприятие таких малышей обладает определенными особенностями, которые обязательно нужно учитывать при воспитании как родителям и няням, так и педагогам.

Причины нарушения слуха у детей

Специалисты делят причины, приводящие к потере слуха, на 3 группы:

  1. Наследственные. В этом случае наблюдается нарушение строения слухового аппарата, нередко сочетающееся с отклонениями в развитии иных органов и систем.
  2. Внутренние и внешние негативные факторы, приводящие к сбоям в развитии слуха у плода. Это могут быть тяжелые инфекционные заболевания, такие как туберкулез, токсоплазмоз, герпес грипп и прочие. Также подобные отклонения могут возникать в результате приема алкоголя, антибиотиков, получения матерью травм и резус-конфликта.
  3. Болезни, которые родившийся здоровым ребенок перенес в раннем возрасте. К этой же категории относят и травмы, полученные при падении с высоты либо при попадании в ДТП. Подобное негативное влияние может быть вызвано и большими дозами антибиотиков – аминогликозидов.

В ряде случаев проблемы со слухом вызывает стечение сразу нескольких негативных факторов, поэтому точную причину установить не представляется возможным.

В качестве профилактических мер, позволяющих предотвратить нарушения у малыша, обычно называют здоровый образ жизни и исключение возможных вредных воздействий. Кроме того, важно строго выполнять все рекомендации педиатра, касающиеся ухода за ребенком.

Диагностика слабослышащих детей

Первый осмотр малыша происходит сразу после его рождения. Специалист проверяет ребенка на наличие безусловных реакций на звуки и речь, в норме присутствующих у всех детей до 2 лет. Здоровый малыш поворачивает голову на звук, зажмуривается, моргает либо улыбается и смеется. Если подобной реакции нет, следует обратиться к к врачу-сурдологу, который поставит точный диагноз и выявляет его природу.

У детей в возрасте 2 лет и старше, умеющих разговаривать, методика тестирования возможности слышать отличается. Им громким и средним голосом, а также шепотом называют слова, входящие в список Неймана, на высокой и низкой частотах и оценивают реакцию.

У диагностики детей с нарушениями слуха есть 3 главные цели:

  • определить, каков уровень общего развития;
  • узнать остроту восприятия звуков;
  • проверить речевые навыки.

Первым этапом психолого-педагогической диагностики малыша, имеющего нарушения слуха, является формирование доверительных отношений со специалистом. После беседы с родителями и юным пациентом педагог-психолог проводит оценку таких параметров, как:

  • присутствие признаков патологии;
  • уровень развития моторики;
  • соответствие возраста малыша его физическому развитию;
  • определение, какая рука является доминирующей;
  • насколько согласованы движения рук;
  • оценка концентрации внимания, воображения, мышления, способности запоминать недавние и отдаленные события.

В диагностику ребенка, имеющего проблемы со восприятием звуков, входят:

  • счет, который должен выполняться как в прямом, так и обратном направлении;
  • проверка способности запомнить и повторить простые слова;
  • изучение и называние предметов на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и прочее.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Обычно для классификации детей, имеющих проблемы со слухом, используется классификация Рахили Марковны Боскис. Она учитывает психологические особенности малышей и в сочетании с правильным педагогическим подходом позволяет добиться значительных успехов в обучении. Выделяют 3 категории детей с нарушением восприятия звуков:

  1. Глухие и оглохшие рано. Сюда входят малыши с врожденной глухотой либо потерявшие слух до овладения речью. Они не способны воспринимать речь и разговаривать без своевременного слухопротезирования. При грамотном подходе могут научиться читать слова по губам.
  2. Лишившиеся слуха уже после того, как успели овладеть речью. Имеют навыки речевого общения, но им требуется прохождение длительного обучения с хорошими педагогами, чтобы сохранить речь. Таким малышам очень важно развивать слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие. Ребенок, попавший в эту категорию, в состоянии получить простые речевые навыки без помощи, но чтобы полноценно общаться, потребуется работа со специалистом.

Дети, у которых диагностировано нарушение слуха, обладают определенными особенностями в развитии. Наиболее активно для изучения окружающего мира они используют зрение, что особенно актуально для малышей с врожденной глухотой. Родители должны понимать, что все предметы воспринимаются на основе отдельных деталей, в то время как общие особенности часто считаются второстепенными. По этой причине мячи разного цвета или перевернутая картина могут распознаваться достаточно сложно.

Ребенок с нарушением слуха в дошкольном возрасте начинает «понимать» по губам речь окружающих благодаря развитию зрительного аппарата. Но для овладения этим полезным навыком требуется проводить регулярные занятия.

Также стоит отметить, что у малышей с тугоухостью обострена кожная чувствительность. Это позволяет им улавливать даже незначительные отклонения в тактильных ощущениях. Подобная компенсаторная гипертрофия при плохой работе одного из органов чувств является необходимостью для изучения окружающего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Стратегия по воспитанию и обучению детей с нарушениями слуха во многом зависит от возраста и должна выстраиваться с учетом следующих факторов:

  • степени снижения восприятия звуков;
  • наличие либо отсутствие речевых дефектов;
  • психологическое развитие малыша;
  • пройденные лечебные процедуры.

У детей с патологией слуха до года могут отсутствовать ярко выраженные симптомы заболевания. Тем не менее, у них позже обычных малышей начинается лепет и «агуканье», в то же время их плач не изменяется, его можно даже назвать «безэмоциональным». В этом возрасте особенно важно общение с мамой — ребенок должен быть уверен в том, что она окажется рядом, когда ему будет нужно. Такая уверенность позволяет обеспечить нормальное психологическое развитие и положительно сказывается на дальнейшем воспитании.

Еще один важный момент: у детей с тугоухостью более узкий эмоциональный спектр, что приводит к ярко выраженным гневу и раздражительности. Однако эти особенности при правильном подходе к воспитанию достаточно легко поддаются коррекции. В этом случае особенно важно общение, которое оказывает существенное влияние на развитие личности. В дошкольном и школьном возрасте ребенку важна адаптация — познание окружающего мира, контакты с ровесниками и взрослыми людьми.

Общая особенность малышей, имеющих проблемы с восприятием звуков — повышенная активность. Это позволяет им реализовать стремление к получению информации и лучше узнать окружающий мир. Поэтому крайне важно не ограничивать их и не проявлять излишней опеки — в противном случае можно негативно повлиять на развитие. Самостоятельное принятие решений и умение позаботиться о себе очень хорошо сказываются на становлении интеллекта и такого важного качества, как ответственность.

Важно понимать, что физическое развитие детей с плохим слухом также имеет свои особенности. Дело в том, что у малышей с такой патологией нарушена работа вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе. В результате наблюдается сложности в выполнении некоторых двигательных и статических функций, что особенно заметно у детей с врожденной глухотой. Такому ребенку требуется больше времени на то, чтобы начать удерживать головку вертикально и ходить самостоятельно. Кроме того, малышам с подобными проблемами достаточно трудно прыгать, бегать и лазать.

В дальнейшем дети с нарушением восприятия звуков получают необходимые в жизни навыки статики и ходьбы, но они плохо скоординированы и немного замедлены. Кроме того, наблюдается боязнь высоты и посредственное ориентирование в пространстве. Малыши младше 3 лет, имеющие проблемы со слухом, обычно не могут сохранить равновесие в неподвижном положении стоя на одной ноге.

У детей с нарушениями работы слухового аппарата отмечаются следующие особенности физического развития:

  • неустойчивость и шарканье при ходьбе;
  • повышенная шумность во время работы и выполнения различных заданий;
  • масса и рост ниже, чем среднестатистические показатели;
  • быстрая утомляемость и слабость мышц;
  • повышенная потливость и прочие вегетативные проявления.

Важная особенность детей с проблемами со слухом — их речь формируется через сохраненные анализаторы — зрительный, кожный и двигательный.

Ребенок, сохранивший возможность слышать хотя бы в малой степени, может научиться разговаривать. Но в большинстве случаев у них наблюдается нарушение произношения и грамматики при построении предложений. Кроме того, заметны сложности с восприятием написанного кем-либо текста и речи окружающих.

Еще одна особенность детей, имеющих проблемы со слухом — у них достаточно ограниченный словарный запас. Это актуально как для используемых в разговоре слов, так и для воспринимаемых. Такие малыши редко используют в общении синонимы, абстрактные слова и названия предметов, являющихся частью чего-либо — «пуговица от рубашки».

Такому развитию речи способствуют следующие особенности восприятия звуков людьми с нарушениями слуха:

  • достаточно скромный словарный запас;
  • малый опыт общения с использованием речи;
  • начало и конец слова такие люди слышат не слишком хорошо.

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Родителям малыша, страдающего от проблем с восприятием звуков, очень важна психологическая помощь. Это наиболее актуально, если новость о глухоте либо тугоухости стала для них тяжелым потрясением. Для ребенка помощь квалифицированного психолога не менее важна, особенно если он лишился слуха уже в сознательном возрасте. Специалист поможет принять свое состояние и новые особенности организма.

Воспитание детей с нарушением слуха должно проходить в течение всего дня. В детском саду и школе программы работы с такими малышами подразумевают обучение по большей части в игровом формате. Дома с ребенком должны активно общаться все члены семьи — это позволит добиться лучших результатов.

При воспитании детей с патологией слуха важно учитывать их возраст, а также уровень владения познавательными и речевыми навыками. Обычно для их развития применяют следующие методы:

  • Наглядные. Заключаются в просмотре фильмов, изображений, наблюдении за чем-либо, чтении книг и подобном.
  • Словесные. К ним относят беседы, различные рассказы, выполнение определенных просьб, при этом все должно сопровождаться подробными объяснениями воспитателя либо учителя.
  • Практические. Это игры, моделирование различных ситуаций, простые опыты, которые должны быть интересны малышу.
  • Игровые. Это оптимальное решение для детей дошкольного возраста.

Реабилитация слабослышащих детей

При реабилитации большое значение имеет такой фактор, как причина проблем со слухом. Этот недуг может иметь наследственных характер, быть врожденным либо приобретенным. В первом случае тугоухость может быть передана от одного из родителей. Врожденная разновидность недуга обычно возникает в результате болезни, родовой травмы либо нарушений внутриутробного развития. Что касается приобретенной формы заболевания, то ее причиной становятся травмы либо перенесенные патологии.

Проблемы со слухом могут иметь разную степень тяжести — от легкой до полной глухоты. В большинстве случаев тугоухость можно вылечить, для чего используются слуховые аппараты либо импланты, а также медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство. Чтобы иметь больше шансов на восстановление нормального слуха у ребенка, крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начинаются нарушения, тем серьезнее будут проблемы, связанные с речью и развитием. В ряде случаев вовремя проведенное лечение позволяет сохранить возможность слышать и избежать серьезных проблем в дальнейшем. Обследование и лечение маленьких пациентов проводит врач-сурдолог.

Иногда проблемы со слухом сопровождаются иными нарушениями — потерей речи, слепотой и отставанием в развитии. Однако дети с такими патологиями могут развиваться и поддаются обучению. Стоит отметить, что нарушение далеко не всегда сопутствуют отставанию в умственном развитии.

Родители детей, имеющих проблемы со слухом, должны понимать, что при правильном подходе их ребенок может добиться больших успехов как в учебе, так и в дальнейшей жизни. Люди с нарушениями возможности слышать нередко становятся учеными, спортсменами и успешными предпринимателями, однако для этого нужно приложить определенные усилия. Восприятие звуков является одним из важнейших инструментов для получения информации, однако эту же информацию можно получать и иными способами. Родителям важно правильно ставить задачи для умственного развития детей с нарушением слуха и помогать успешно решать их.

Чтобы малыш, имеющий проблемы с восприятием звуков, вырос полноценной личностью, с ним необходимо проводить коррекционную работу. Это даст возможность освоить устную речь, используя слуховой анализатор.

Для качественного проведения коррекционной работы важно:

  1. Обеспечить ребенку пребывание в максимально комфортной для него среде. С малышом нужно как можно чаще разговаривать, чтобы он слышал речь максимально часто. Не менее важно мотивировать его к освоению новых навыков общения.
  2. Проведение комплексной диагностики. Это позволяет точно определить, в какой степени сохранился слух, а также проверить правильность произношения и понимания собеседника. При необходимости после диагностики назначается слухопротезирование.
  3. Усложнение программы по мере развития речи, восприятия и прочих важных навыков. Такой подход позволяет получать наилучшие результаты и поддерживать в малыше интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
  4. Грамотное планирование задач и целей. Начинать стоит со слухового восприятия, после этого нужно уделить внимание речевому различению и распознаванию речи.

Педагогические программы с участием психологов, разработанные профильными специалистами, являются залогом качественной реабилитации ребенка, имеющего проблемы с восприятием звуков.

Важно помнить, что можно избежать многих неприятностей, если своевременно принять меры по профилактике нарушений слуха у детей. Это особенно важно в период беременности и в первые годы жизни малыша.

Источник