Особенности развития 7 летнего ребенка

Особенности развития 7 летнего ребенка thumbnail

Автор: Слава Маяковский

Особенности развития 7 летнего ребенка

В жизни семилетнего ребенка происходят кардинальные изменения. Он идет в школу, появляются новые требования к нему и меняется отношение окружающих. Он взрослеет.

Возраст 7 8 лет считается одним из главных переломных моментов в жизни мальчика или девочки.

Сейчас на ребенка стоит обратить особое внимание и помочь ему совершить переход к жизни школьника наиболее безопасно и комфортно.

Что происходит с ребенком в 7 лет: особенности возраста

Особенности развития 7 летнего ребенка

К 7-8 годам у детей меняется ведущая деятельность и стиль жизнь.

Теперь игра — не главное занятие, фокус с нее переходит на учебу и более осознанные отношения со сверстниками.

Ребенок становится школьником. Его основная среда меняется очень резко, семилетке приходится знакомиться с одноклассниками и учителями, адаптироваться к правилам общения и поведения. Эти нормы могут сначала вызвать отторжение, хотя в этом возрасте многие дети быстро втягиваются в новую систему.

Игрушки и очень тесное общение с родителями отходят на второй план. Ребенок обращает все больше и больше внимания на друзей и самого себя. Это постепенный процесс, который будет продолжаться и достигнет максимума к подростковому возрасту.

Формируется социальный интеллект и самосознание. Школа этому способствует: дети обращают внимание на разные стороны друг друга, дают клички и более глубоко, чем раньше, выражают свои чувства по отношению к другим.

Появляются оценки учителей. Из-за плохой успеваемости самооценка школьника может снизиться, или двойки могут способствовать становлению самосознания “хулигана”. По большей части самооценка семилетки зависит как раз от внешних факторов.

Большой плюс школьной системы – отсутствие оценок как таковых в первом классе. Это возможность привыкнуть к новой системе.

Младшие школьники плохо управляют своими эмоциями. Они могут быть чересчур вспыльчивыми, могут много плакать при малейшем стрессе и начинать скандалы в семье.

У детей в 7 повышается утомляемость и раздражительность. Это может происходить по нескольким причинам: сильная нагрузка в школе, ухудшение отношений с родителями, новые требования и просто возрастная особенность растущего организма.

Кризис семилетнего возраста

Особенности развития 7 летнего ребенка

Кризис семи лет возникает, когда ребенок переходит из дошкольного в младший школьный возраст. Его психология меняется.

Ребенок хочет повзрослеть и стать похожим на значимых для него взрослых.

Для родителей воспитание ребенка в кризисе может быть крайне сложным, потому что из непосредственного и наивного малыша он превращается в непослушного школьника.

Признаки кризиса семи лет:

  • Непослушание
  • Упрямство
  • Отказ от всего детского
  • Подражание взрослым
  • Слишком сильная эмоциональность и агрессивность
  • Потеря спонтанности (непосредственности) в поступках и словах
  • Обострение реакции на критику

Ребенок начинает отрицать нормы, которые считает «слишком» детскими, например, ложиться спать в девять. Также он может не выполнять просьбы, кажущиеся ему бессмысленными, спорить со взрослыми. Особенно это актуально для мальчика. Все это доказывает стремление семилетки повзрослеть и показать возникшую у него собственную позицию.

Происходит развитие самосознания и эмоционального интеллекта. Семилетка осознает свои переживания и учится их описывать. Он может обобщать повторяющиеся ситуации, появляется логика переживаний. Он начинает ориентироваться в своих чувствах и чувствах других, понимать, как они возникают и что с ними делать.

У семилетки формируются ценности. Развивается образное мышление, и он ищет ответы на вопросы о том, что такое добро и зло, что правильно и неправильно. Система ценностей строится из увиденного и услышанного во время учебы, из внутренних переживаний и социального опыта.

Формируется социальное “я”. Семилетние дети находят путь начальной степени самоопределения и выражения своей личности. Они выстраивают отношения с одноклассниками, друзьями и людьми в целом более осознанно, намечают варианты общения и ищут свое место в обществе.

Родителям во время кризиса нужно запастись терпением и выдержкой. Стоит давать детям время и свободу пережить кризис, но не забывать о внимании и поддержке – сейчас она необходима.

Советы по воспитанию ребенка 7 лет

Особенности развития 7 летнего ребенка

Говорите с ребенком на равных

Для семилетнего мальчика и девочки очень важно понимать — родители их уважают и ценят их мнение. Даже если что-то в словах детей не логично, не стоит отмахиваться от них и закрывать глаза на то, что они пытаются сказать. Это может привести к излишней скрытности ребенка и потере авторитета родителей. Нужно не критиковать, а вступать в дискуссию, не заканчивать разговор, а спокойно выражать свое мнение по поводу слов семилетнего, разъясняя ему свою позицию.

Читайте также:  И создать индивидуальную программу развития ребенка

Также стоит перестать обращаться к детям как к малышам. Уменьшительно-ласкательные формы, “детская” манера разговора и подход “он же маленький, ничего не понимает” могут привести к раздражению школьника или, даже закончится скандалом и избеганием разговоров с родителями.

Не смейтесь над школьником

Насмешки, глупые прозвища и совершенно несерьезное отношение скорее всего обидят семилетнего надолго, а родители потеряют его доверие. Нужно думать над своими даже самыми безобидными словами, дети в 6-8 лет очень чувствительны к мнению других людей, особенно родителей.

Не пропускайте достижения

Как можно чаще хвалите детей за дело. Самооценка человека сильно падает, когда его достижения остаются без внимания. Обращайте внимание на любые достижения — от пятерки по математике и убранной комнаты до победы на конкурсе.

Нужно концентрироваться на том, что у него получается.

Это поможет найти любимое занятие, знать, что он достоин похвалы, что его любят. Позитивная обратная связь еще долго будет помогать в жизни и давать чувство уверенности в себе.

Поддерживайте увлечения и стремления

В семилетнем возрасте человек начинает искать себя. Он мечтает, представляет будущее думает, чем бы ему хотелось заниматься. Часто семилетка думает, что его нынешнее хобби — на всю жизнь, что показывает всю важность увлечений для детей этого возраста.

Сейчас возраст, когда можно и нужно пробовать.

Поэтому нельзя отвергать новые идеи и желания чем-либо заниматься, а лучше поддерживать эти желания и, например, помочь записаться в кружок.

Не осуждайте

Детям важен отклик родителей на рассказы об их чувствах и о том, что происходит в жизни.

Осуждение – прямой путь к потере доверия между вами и уверенности в себе у ребенка.

Не забывайте, что сейчас ему может быть тяжело в школе и общении. Единственный путь помочь — поддержка и любовь. Ваша негативная оценка оставят неизгладимый след на психологии ребенка 7 лет и вашей репутации в его глазах.

Девочки и мальчики к семи годам

Особенности развития 7 летнего ребенка

Когда ребята идут в школу, появляется более четкое разделение на девочек и мальчиков как в социальном плане, так и в психологическом.

Дружба первоклассников чаще всего однополая. Интересы мальчиков и девочек начинают расходиться.

Первоклассницы больше говорят о красоте и учебе, обычно они более прилежны и получают лучшие оценки, чем мальчики. Проблем с поведением девочек в школе и в семье почти обычно меньше.

Многим первоклассницам знакомо соперничество за внешний вид.

Здесь нужна поддержка со стороны родителей. Говорите девочкам об их красоте и умственных способностях, о том, что люди могут обижать других, говоря неприятные вещи. Но это совсем не обязательно является правдой.

Не бойтесь смены стиля и дайте девочке быть самой собой, лучше помогите в этом.

Это касается не только имиджа, но и поведения. Если ваша дочь не вписывается в «девочковую» компанию, не хочет болтать о мальчиках и одежде, учиться шить и готовить, это нормально. Помогите своей девчонке стать уверенной и свободной, а не «нормальной» с точки зрения остальных. Курсы по развитию уверенности для детей плюс поддержка семьи помогут ей заметить свою уникальность и сильные стороны, научиться верить в свои силы. А это – ключевой навык для успешного будущего ребенка.

Мальчики же по большей части грубее, серьезнее и более вспыльчивы. Общество как будто позволяет им больше, чем девочкам.

Не нужно строить воспитание мальчика на жёсткой позиции «будь мужчиной».

Сюда входит и установка о том, что «мужчины не плачут», обязательно интересуются спортом и мечтают о якобы «мужских» профессиях.

Мальчики имеют право плакать сколько хотят и любить делать что хотят.

Им не меньше, чем девчонкам, нужна помощь и любовь. Папы не должны стесняться обнимать сыновей, проявлять нежность и оказывать поддержку. Даже если мальчишка кажется самым твердым и грубым на свете, ему может быть больно от насмешек со стороны родителей и сверстников, отвержения его увлечений.

Скрытые, невыраженные эмоции плохо сказываются на здоровье и психике ребёнка. Поэтому учиться выражать чувства – необходимо. Курсы по развитию эмоционального интеллекта – хороший вариант. Понимать, что с тобой происходит и почему, уметь сказать об этом будут помогать вашему сыну на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Цели задачи и этапы развития личности ребенка

Если ваш сын пугает вас своей грубостью и раздражительностью, знайте, что это нормально и это пройдёт. Главное — не поощрять подобное поведение и показать положительный пример будущему мужчине.

Для мальчика и девочки нужен пример человека своего пола. В воспитание стоит включать чтение книг и просмотры фильмов о добродетельных, сильных и уважающих других и себя мужчинах и женщинах, не забывать о том, что действия родителей влияют на формирование личности детей.

Помощь психолога и курсы для детей в центре К.О.Т.

Особенности развития 7 летнего ребенка

В центре К.О.Т. разработаны программы для детей семи лет, на которых под руководством опытных детских психологов мы работаем над развитием необходимых ребятам навыков.

  • Курсы уверенности и развития эмоционального интеллекта помогут ребенку почувствовать собственную ценность, разобраться в себе
  • Курсы общения научат хорошо общаться, разобраться в особенностях отношений с одноклассниками и учителями.
  • Курс «делаю уроки Сам» разработан специально для детей 7 лет и их родителей. Программа поможет ребятам научиться самостоятельно справляться с домашними заданиями. А это поможет сохранить гармонию и хорошие отношения в семье, избежать многих проблем в будущем.

Часто у родителей возникают вопросы по воспитанию детей семи лет. В этом случае можно записаться на консультацию к психологу..

В такой трудный возраст, нужно быть рядом для своих детей. Можно повторять бесконечно — любите, поддерживайте, слушайте и старайтесь понять и. Помогите ребенку быть самим собой для себя и других. Вместе вы все сможете.

Источник

Альбина Котова
Возрастные особенности детей 7 лет

Возрастные особенности детей семи лет

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов ЦНС.

Характерной особенностью данного возрастаявляется также развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения, речи.

К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Вместе с тем возможности детей управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.

Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Старший дошкольный возраст — это наиболее значительная эпоха детского творчества, фантазии, игры. В этом возрасте ребенок воспринимает окружающий мир ярким, живым, захватывающе интересным. Почти таким же ярким, «рельефным» может быть мир воображения ребенка. В воображении возможно то, чего не бывает в действительности. В этом возрасте рисунки, поделки отличаются самобытностью, наличием собственного творческого замысла. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения.

Речевое развитие характеризуется активным накоплением словарного запаса, формированием бытового разговорного языка. Активный лексикон, накопленный к 6-7 годам, сохраняется без изменений и формирует повседневную речь в более старшем возрасте. Старший дошкольник научается правильно образовывать формы слов и согласовывать слова в предложении. К 7 годам аграмматизмы в собственной речи старшего дошкольника практически исчезают. Совершенствуется фонематический слух. При нормативном речевом развитии к 7 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков и четкое различение фонем на слух.

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Для гармоничного эмоционально-личностного развития в этом возрастном периоде очень важно отводить время для свободной игровой и творческой деятельности по собственной инициативе ребенка.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется более дифференцированная самооценка, он начинает оценивать свои отдельные качества и достижения. Ребенок уже не удовлетворяется общим чувством, что он просто хороший, для него важно признание других людей — детей и взрослых. Важно осознавать, в каких областях он более успешен и может добиться каких-то «общественно-значимых» результатов.

Читайте также:  Развитие двигательных навыков ребенка с овз

Детям 6-7 лет по-прежнему хочется играть. Дети играют в сюжетно-ролевые игры, игры с заранее продуманным сюжетом. Они способны в играх отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, праздник, свадьба. Дети активно сотрудничают в подготовке к игре. В отличие от детей более младшего возраста, старшие дошкольники не просто воспроизводят цепочки игровых действий, они принимают на себя определенные роли. Затем строят свое поведение, стараясь отразить не только действия, но и типичные позы, интонации. (пример: Игра «Больница» ребенок по настоящему переживает болезнь мишки).

В этом возрасте актуальны настольные игры с правилами, головоломки (как способ проверить свои способности и достижения, подвижные игры с правилами. Успешное включение ребенка в общение с другими детьми во многом зависит от его способности понимать правила игры и негласные правила поведения, которые складываются в группе детей.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития социального интеллекта, умения вести себя в группе равных — сотрудничать, находить компромисс, выступать с собственной инициативой.

Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Большую значимость приобретает общение детей между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.

К концу возрастного периода совершается переход к более осознанной регуляции собственного поведения и эмоционального состояния, зарождается произвольность в управлении психическими процессами.

Произвольность — это способность ребенка действовать осознанно и целенаправленно, а также следовать правилам.

Старшие дошкольники обладают значительно меньшим «запасом» произвольного поведения, чем взрослые и подростки. После периода сосредоточенной, напряженной деятельности им необходим более длительный период отдыха и свободной игры. Произвольность можно тренировать (подвижные и настольные игры с правилами). Игра «Охотники» — сидеть в засаде. В дошкольном возрасте произвольность и саморегуляция только формируются и требуют от ребенка значительных усилий. Ресурсы же ребенка пока невелики, он быстро истощается от напряженной деятельности, требующей концентрации внимания или удержания статичной позы.

К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении, в играх. Дети определяют перспективы взросления в соответствии с полом.

Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования таких качеств двигательной сферы ребенка, как ловкость, гибкость, грация. Именно в этом возрасте начинается набор в спортивные секции, танцы.

У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «Я». Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности, что характеризуется неустойчивостью Я -образа. Возраст 6-7 лет — очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.

Что происходит с ребенком в этот период?

• Соподчинение мотивов (осознание мотива «Я-должен», «Я-смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «Я-хочу»)

• Самоутверждение в деятельности, которая подлежит общественной оценке

• Наблюдается рост познавательной активности

• Происходит изменение отношений со взрослыми

• Наблюдается переход от игровой деятельности к учебной

• Формируется «внутренняя позиция школьника»

• Исчезает непосредственность и импульсивность

• Поведение характеризуется изменчивостью (капризы, упрямство, острая реакция на критику)

Осознание своего «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции- «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.

Материалы к семинару подготовила педагог-психолог Котова А. А.

Источник