Особенности психосоциального развития одаренного ребенка

Особенности психосоциального развития одаренного ребенка thumbnail

Самоактуализация.
Так
в психологии называют стремление
че­ловека реализовать свои личностные
возможности. Стремление раскрыть свой
внутренний потенциал многие исследователи
счи­тают главным побудительным мотивом
творчества (К. Гольд-стейн, К. Роджерс и
др.). Маслоу считал, что лю­ди изначально,
генетически мотивированы для поиска
личных це­лей, и это делает их жизнь
значительной и осмысленной. Стремление
к самоактуализации — это стремле­ние
человека постоянно воплощать,
реализовывать, опредмечивать себя, свои
способности, свою сущность. У людей,
склонных к само­актуализации, по
мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом
поведения чаще всего является радость
от использования своих способностей,
и этим они отличаются от тех людей,
которые стремятся удовлетворить
потребности в том, чего им недостает.
Перфекционизм

это стремление доводить результаты
любой своей деятельности до их соответствия
самым высоким требова­ниям, эталонам
(нравственным, эстетическим, интеллектуальным
и др.). Это качество тесно связанно со
способностью к оценке, выражено в
стремлении ребенка к совершенству.
Социальная
автономность.
Данное
качество является основой для огромного
количества проблем, с которыми постоянно
стал­кивается одаренный ребенок.
Причем чем ниже уровень педаго­гической
квалификации учителей, чем менее тактичны
и внима­тельны родители, тем количество
этих проблем больше. Творчески одаренные
дети редко бывают отлични­ками или
даже просто хорошими учениками. Одна
из главных причин этого кроется в том,
что учебные за­нятия в традиционном
режиме нередко кажутся одаренным слишком
простыми и однообразными, а от­того
скучными и неинтересными. Результатом
этого часто становится скры­тый или
явный конфликт с учителями. Эгоцентризм.
Одаренные
дети, так же как и их «нормальные»
сверстники, часто не понимают, что
окружающие в большинстве своем существенно
отличаются от них и в мыслях, и в желаниях,
и в поступках. Познавательный
эгоцентризм
проявляется
в познавательной сфере. Одаренные дети
практически не способны понять, как то,
что просто и понятно для них самих, не
могут постичь ок­ружающие. Данный вид
эгоцентризма отличается устойчивостью
и в значительной мере сохраняется в
дальнейшем. Моральный
эгоцентризм.
Одаренному
ребенку, так же как и его «нормальному»
сверстнику, бывает нелегко выявить
основания моральных действий и поступков
других людей. Однако в этом плане
одаренный ребенок часто обнаруживает
превосходство над сверстниками.
Коммуникативный
эгоцентризм.
«Концепция
эгоцентризма» Ж. Пиаже стала результатом
анализа его наблюдений за речью
дошкольников; в большинстве случаев
маленький ребенок в своей речи не
пытается поставить себя на место
слушающего. Лидерство.
В
общении со сверстниками (неодаренными
детьми) одаренный ребенок довольно
часто берет на себя роль руководи­теля
и организатора групповых игр и дел.
Основываясь на подоб­ном наблюдении,
многие исследователи выделяют в качестве
од­ной из важных, с их точки зрения,
черт одаренных детей — склон­ность
командовать другими детьми.
Соревновательность.
Соревновательность,
конкуренция — важный фактор развития
личности, укрепления, закалки характера.
Опыт побед и пораже­ний, приобретаемый
в ходе различных интеллектуальных,
худо­жественных, спортивных состязаний
детей, чрезвычайно важен для дальнейшей
жизни, без него наивно рассчитывать на
воспита­ние творца, не боящегося
жизненных трудностей. Через соревно­вание
ребенок формирует собственное
представление о своих возможностях,
самоутверждается, приобретает уверенность
в сво­их силах, учится рисковать,
приобретает первый опыт «разумного
авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К.
Тэкэкс). Особенности
эмоционального развития.
В
качестве одной из ос­новных особенностей
эмоциональной сферы одаренного ребенка
большинство исследователей отмечают
повышенную уязвимость. Одаренные дети
не только больше видят, тоньше чувст­вуют,
они способны следить за несколькими
явлениями сразу, тонко подмечая их
сходство и различие. Юмор.
Без
способности обнаружить несуразности,
видеть смеш­ное в самых разных ситуациях
невозможно представить творче­ского
человека. Эта способность проявляется
и формируется с детства. Она является
свидетельством одаренности и вместе с
тем эффективным механизмом психологической
защиты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

>Тема: Особенности психосоциального развития одаренных детей
Тема: Особенности психосоциального развития одаренных детей

>   1. Самоактуализация – стремление человека реализовать свои личностные возможности.  Существенный
1. Самоактуализация – стремление человека реализовать свои личностные возможности. Существенный вклад в разработку проблемы внес А. Маслоу. Он считал, что люди генетически нацелены на поиск личных целей. Это делает их жизнь осмысленной, значительной. Развитие человека – это восхождение по «лестнице потребностей» .

>Стремление к самореализации – это желание человека постоянно воплощать, реализовывать свои способности, свою сущность.
Стремление к самореализации – это желание человека постоянно воплощать, реализовывать свои способности, свою сущность. Основной мотив одаренных – радость от использования своих способностей.

>2. Перфекционизм – стремление доводить до совершенства любой продукт своей деятельности.  У ребенка
2. Перфекционизм – стремление доводить до совершенства любой продукт своей деятельности. У ребенка рано формируется способность к оценке, стремление к совершенству, желание довести результат до эталона. Одаренный ребенок не удовлетворяется , не достигнув максимально высокого уровня результатов. У детей высокие личные стандарты, поэтому у них может быть чувство неудовлетворенности, что может сказаться на формировании Я-концепции.

>Следствием этого стремления к совершенству нередко становится чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке,
Следствием этого стремления к совершенству нередко становится чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозможным завершение любой работы: ведь всегда можно найти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улучшении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда. Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нарисовать дом с садом и забором. Мальчик принялся за рисунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в заборе жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и пересчитал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.

>3. Самостоятельность : во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и
3. Самостоятельность : во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

>Самостоятельность базируется на: способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, социальной автономности,
Самостоятельность базируется на: способности к оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность — это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих детях и учениках.

>Факторы, подавляющие в ребенке самостоятельность:  - тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных
Факторы, подавляющие в ребенке самостоятельность: — тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускающих индивидуальных вариаций. — не менее вредны вседозволенность и тепличная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Известный английский философ и педагог Джон Локк утверждал, что рабская дисциплина порождает рабский характер.

>4. Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. С
4. Социальная автономность очень близка самостоятельности и нередко приводит к трудностям во взаимоотношениях. С ней связана неприязнь творчески одаренных детей к традиционному обучению. Они редко бывают отличниками, а порой и вовсе не считаются хорошими учениками. Занятия в традиционном стиле, ориентированные на простое воспроизводство полученных от учителя сведений, кажутся им скучными и неинтересными. К их исследовательским порывам наше образование, как правило, не готово. Результатом во многих случаях становится скрытый или явный конфликт с педагогами.

>5. Эгоцентризм Выражается в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью
5. Эгоцентризм Выражается в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

>Познавательный эгоцентризм. Этот вид наиболее характерен для одаренных детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Познавательный эгоцентризм. Этот вид наиболее характерен для одаренных детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. Данный вид эгоцентризма отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем. Моральный эгоцентризм. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками. Более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее — все это создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Поэтому моральный эгоцентризм свойственен одаренному ребенку в меньшей степени, чем «нормальным» детям, и преодолевается он легче.

> • Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма  известный швейцарский психолог Ж. Пиаже
• Коммуникативный эгоцентризм. Первооткрыватель детского эгоцентризма известный швейцарский психолог Ж. Пиаже много наблюдал за речью дошкольников. Он и определил, что в большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего.

>6. Лидерство  • В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок часто берет
6. Лидерство • В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Многие исследователи выделяют в качестве одной из важных черт одаренных детей — склонность командовать другими детьми. Но это сложная картина. В основе — интеллектуальное превосходство над сверстниками, гибкость и беглость мышления одаренного. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

> • Это проявляется отчетливо в старшем  дошкольном возрасте. У младших  школьников
• Это проявляется отчетливо в старшем дошкольном возрасте. У младших школьников часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия.

>7. Соревновательность • Источник склонности к соревновательности у  одаренных детей лежит в превышающих
7. Соревновательность • Источник склонности к соревновательности у одаренных детей лежит в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. • Стремится соревноваться не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен опыт не побед, а поражений.

>8. Особенности эмоционального развития • Одаренные дети не только больше видят, тоньше  чувствуют,
8. Особенности эмоционального развития • Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно. • Эти дети способны наслаждаться творчеством.

>9. Творческое восприятие случайностей  • Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение
9. Творческое восприятие случайностей • Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств – способность одаренного. • Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись незамеченной). • Как сказал мудрец, «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».

>10. Юмор  • Способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях –
10. Юмор • Способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях – это черты творческого человека. • Они проявляются и формируются с детства, являются свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Источник

Самоактуализация.
Так
в психологии называют стремление
че­ловека реализовать свои личностные
возможности. Стремление раскрыть свой
внутренний потенциал многие исследователи
счи­тают главным побудительным мотивом
творчества (К. Гольд-стейн, К. Роджерс и
др.). Маслоу считал, что лю­ди изначально,
генетически мотивированы для поиска
личных це­лей, и это делает их жизнь
значительной и осмысленной. Стремление
к самоактуализации — это стремле­ние
человека постоянно воплощать,
реализовывать, опредмечивать себя, свои
способности, свою сущность. У людей,
склонных к само­актуализации, по
мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом
поведения чаще всего является радость
от использования своих способностей,
и этим они отличаются от тех людей,
которые стремятся удовлетворить
потребности в том, чего им недостает.
Перфекционизм

это стремление доводить результаты
любой своей деятельности до их соответствия
самым высоким требова­ниям, эталонам
(нравственным, эстетическим, интеллектуальным
и др.). Это качество тесно связанно со
способностью к оценке, выражено в
стремлении ребенка к совершенству.
Социальная
автономность.
Данное
качество является основой для огромного
количества проблем, с которыми постоянно
стал­кивается одаренный ребенок.
Причем чем ниже уровень педаго­гической
квалификации учителей, чем менее тактичны
и внима­тельны родители, тем количество
этих проблем больше. Творчески одаренные
дети редко бывают отлични­ками или
даже просто хорошими учениками. Одна
из главных причин этого кроется в том,
что учебные за­нятия в традиционном
режиме нередко кажутся одаренным слишком
простыми и однообразными, а от­того
скучными и неинтересными. Результатом
этого часто становится скры­тый или
явный конфликт с учителями. Эгоцентризм.
Одаренные
дети, так же как и их «нормальные»
сверстники, часто не понимают, что
окружающие в большинстве своем существенно
отличаются от них и в мыслях, и в желаниях,
и в поступках. Познавательный
эгоцентризм
проявляется
в познавательной сфере. Одаренные дети
практически не способны понять, как то,
что просто и понятно для них самих, не
могут постичь ок­ружающие. Данный вид
эгоцентризма отличается устойчивостью
и в значительной мере сохраняется в
дальнейшем. Моральный
эгоцентризм.
Одаренному
ребенку, так же как и его «нормальному»
сверстнику, бывает нелегко выявить
основания моральных действий и поступков
других людей. Однако в этом плане
одаренный ребенок часто обнаруживает
превосходство над сверстниками.
Коммуникативный
эгоцентризм.
«Концепция
эгоцентризма» Ж. Пиаже стала результатом
анализа его наблюдений за речью
дошкольников; в большинстве случаев
маленький ребенок в своей речи не
пытается поставить себя на место
слушающего. Лидерство.
В
общении со сверстниками (неодаренными
детьми) одаренный ребенок довольно
часто берет на себя роль руководи­теля
и организатора групповых игр и дел.
Основываясь на подоб­ном наблюдении,
многие исследователи выделяют в качестве
од­ной из важных, с их точки зрения,
черт одаренных детей — склон­ность
командовать другими детьми.
Соревновательность.
Соревновательность,
конкуренция — важный фактор развития
личности, укрепления, закалки характера.
Опыт побед и пораже­ний, приобретаемый
в ходе различных интеллектуальных,
худо­жественных, спортивных состязаний
детей, чрезвычайно важен для дальнейшей
жизни, без него наивно рассчитывать на
воспита­ние творца, не боящегося
жизненных трудностей. Через соревно­вание
ребенок формирует собственное
представление о своих возможностях,
самоутверждается, приобретает уверенность
в сво­их силах, учится рисковать,
приобретает первый опыт «разумного
авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К.
Тэкэкс). Особенности
эмоционального развития.
В
качестве одной из ос­новных особенностей
эмоциональной сферы одаренного ребенка
большинство исследователей отмечают
повышенную уязвимость. Одаренные дети
не только больше видят, тоньше чувст­вуют,
они способны следить за несколькими
явлениями сразу, тонко подмечая их
сходство и различие. Юмор.
Без
способности обнаружить несуразности,
видеть смеш­ное в самых разных ситуациях
невозможно представить творче­ского
человека. Эта способность проявляется
и формируется с детства. Она является
свидетельством одаренности и вместе с
тем эффективным механизмом психологической
защиты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

— сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот например, 3-годовалый малыш вернулся домой после первого посещения воскресной школы и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: «Бог сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог несправедливый!»;

— личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;

— обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в эстетическом развитии;

— одной из наиболее важных черт для внутреннего paвновесия одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают нecoобразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми;

— одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости — а это усугубляет проблему;

— исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

Один из столпов в изучении одаренных людей, Гауэн (1972), называет экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств людей, принадлежащих к этой категории. Учителя начальных классов для одаренных детей довольно детально описывали несколько случаев такого экстрасенсорного общения. Один мальчик считал себя ненормальным из-за своих способностей к чтению мыслей и предвидению. Естественно, что и учитель был в шоке от такого откровения. В действительности мы знаем так мало о биохимии и электрической активности мозга, что было бы непростительным легкомыслием отвергать возможность телепатии или ясновидения — пусть даже они и находятся на периферии внимания большинства ученых, занимающихся эмпирикой. Такие свойства встречаются сравнительно часто у высокоодаренных людей. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может только усугубить их подозрения о сообщенной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее восприимчивые смертные «видят в мутном зеркале».

В дошкольные годы одаренные дети — как и их менее способные ровесники — являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений.

Эгоцентризм — термин, данный нам Пиаже, — помогает понять качественные различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших детей. Эгоцентризм здесь не означает эгоизма с его обычной негативной окраской. Он лишь проецирование собственной восприятия и эмоциональной реакции на явления, ума и сердца всех присутствующих. Обычно мы называем это «односторонним восприятием». Неумение воспринимать отношение других людей к кому-либо или к чему-либо в обиходе можно назвать односторонностью.

Мы не терпим этого во взрослых, но это абсолютно нормально для дошкольников, какими бы умницами они ни были. По мере того как развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу, ребенок начинает понимать, что он способен думать: ученые теперь называют это метапознанием. Ребенок уверен, что его восприятие явлений и событий идентично одновременному сознательному восприятию и у всех других. Иными словами, все воспринимают и понимают одно и то же событие или явление одинаково. Мы, взрослые, хотя и понимаем, что это на так, но никогда до конца не вырастаем из этого эгоцентризма, присущего детям от 3 до 5 лет, и нам весьма трудно воспринять другую точку зрения — особенно если она основана на параллельном опыте. Когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то (и то и другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство — обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он. В последующих главах мы рассмотрим некоторые приемы и методы решения таких возрастных проблем.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных мальчишек стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья.

Источник