Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

Особенности психомоторного и речевого развития ребенка thumbnail
  1. Период
    внутриутробного развития.
    Первые
    недели внут­риутробного
    развития — закладка органов и тканей,
    в том числе и
    нервной системы. Первая половина
    беременности — ведущее формирование
    спинного мозга. Начало шевеления плода.
    Вторая половина
    беременности — ведущее формирование
    головного моз­га. Готовность ствола
    мозга к моменту рождения. Первичные
    комплексные
    двигательные акты (сосание, глотание,
    чихание, дыха­ние,
    сердцебиение). Значение раздражений
    внешней среды для развития
    функциональных систем мозга.

  2. Первые
    три месяца постнатального развития.
    Сенсорные
    реакции:
    первоначальные слуховые и зрительные
    реакции. Двига­тельные
    реакции уменьшение флексорной гипертонии
    и увеличение объема
    движений. Формирование хватательного
    движения и зри­тельно-моторной
    координации. Речевые реакции: начало
    гуления. Психика:
    появление положительных эмоциональных
    реакций.

  3. От
    3 до 6 месяцев.
    Сенсорные
    реакции: развитие зритель­ных
    и слуховых ориентировок, фиксация взора
    на движущихся предметах.
    Двигательные функции: нормализация
    мышечного тонуса
    и развитие активных движений руками,
    переворачивание со
    спины на живот, начало ползания,
    совершенствование реакции
    захватывания,
    закрепление зрительно-моторной
    координации.

Речевые
реакции: гуление становится более
активным, про­тяжным,
эмоциональным.

Психика:
развитие комплекса оживления,
дифференцирован­ный
характер эмоциональных реакций, начало
манипуляций иг­рушками.

3.2.4.От
6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции:
устойчивый дифференцированный
характер восприятия зрительных и
слуховых
дифференцировок
(узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные
функции: формирование реакции равновесия,
активизация ползания, сидения и стояния.
Улучшение зритель­но-моторной
координации.

Речевые
реакции: эмоциональная окраска,
дифференцированность,
активизация лепета; жесты становятся
средством общения.

Психика:
улучшение контакта с окружающими,
активизация манипуляций
с предметами.

3.2.5. От
9 до 12 месяцев.
Сенсорные
реакции: дифференциа­ция
лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему
виду и запаху.

Двигательные
функции: совершенствование ползания
на чет­вереньках,
хождение с поддержкой, улучшение
зрительно моторных
функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции:
активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание
обращенной речи, активизация речевого
общения, манипулятивной деятельности
(игра со звучащими иг­рушками).

3.2.6.Второй
год жизни.
Сенсорные
реакции: совершенствова­ние
восприятия формы и пространства.

Двигательные
функции: развитие равновесия, устойчивый
ха­рактер
походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие:
расширение пассивного и активного
словаря (к концу второго года в активе
до 200 слов).

Психика:
активизация манипуляций с игрушками,
проявле­ние
интереса к детям, начало представления
о схеме тела.

3.2.7.Третий
год жизни.
Сенсорные
реакции: совершенствова­ние
реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование
предметами (карандашом,
кистью), игрушками (кубиком, мячом) и
другими предметами.

Речевое развитие:
формирование фразовой речи, увеличение
словаря до 1000 слов, активное общение с
окружающими.

Психика:
период активных форм общения на
наглядно-кон­кретном
уровне, установление причинно-следственных
связей. Развитие самосознания.
Дифференцированный характер эмоцио­нальных
реакций.

3.2.8.Дошкольный
возраст (с 3 до 7 лет).
Двигательные
функции:
совершенствование двигательных функций
в области
мелкой
моторики, координации движений.
Возможность вы­полнения
ритмических движений (прыгание на одной
или двух ногах).

Речевая
функция: дальнейшее развитие и усложнение
фразо­вой
речи, увеличение активного словаря,
формирование моноло­гической
речи. Значение социальной среды для
развития речи. Речь
и общение ребенка. Речь и регуляция
поведения.

Психика:
речь и мышление. Особенности внимания
и памяти, произвольное
и непроизвольное внимание. Ведущая
деятель­ность
— игровая. Формирование причинно-следственных
связей. Систематизация и обобщение
предметов, способов их употребле­ния.
Готовность детей к школе: запас общих
понятий, уровень речевого
развития, интерес к обучению, состояние
внимания и памяти,
отвлечения и обобщения, знания грамоты
и счетных операций.

3.2.9.Младший
школьный возраст (от 7
до
11
лет).
Двигатель­ные
фикции: совершенствование координации
движений, начало занятий
различными видами спорта.

Речевая
функция: развитие устной и письменной
речи, расши­рение
словарного запаса, совершенствование
фразовой речи. Речь и
интеллектуальное развитие школьников.

Психика:
развитие зрительного и слухового
внимания, па­мяти,
мышления. Формирование системы понятий,
интереса к
школьным и внешнекольным предметам,
серьезным играм в неучебное время.
Личностные особенности младших
школь­ников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ

  1. Составить
    таблицу развития ребенка на первом,
    втором, тре­тьем
    году жизни.

  2. Составить таблицу
    параметров готовности ребенка к школе.

  3. Рассмотреть
    основные разделы истории болезни, их
    значе­ние
    для выявления отклонений в развитии.

  4. Рассмотреть
    методы обследования детей с отклонениями
    в развитии
    (схема составления истории болезни и
    методы обследо­вания
    детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Раскрыть
    связь уровней нервной системы с этапами
    психо­моторного
    развития ребенка.

  2. Особенности
    развития сенсорных реакций ребенка
    первого года
    жизни.

  3. Особенности психомоторного и речевого развития ребенкаОсобенности
    развития моторных функций у детей
    первого
    года
    жизни. Сопоставление моторных функций
    с уровнями вклю­чения
    нервной системы.

  4. Психомоторное и
    речевое развитие детей второго года
    жизни.

  5. Особенности
    психомоторного и речевого развития
    ребенка третьего года жизни.

  6. Особенности
    психомоторного развития дошкольников
    и де­тей младшего школьного возраста.

  7. Объяснить
    критические периоды развития ребенка
    и их зна­чение
    для психомоторного и речевого развития.

  8. Значение
    экзогенных факторов для психомоторного
    разви­тия ребенка.

Источник

Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

Читайте также:  Значение колыбельной песни для развития ребенка

От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.

От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).

Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.

Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

Блок - схема «Особенности развития ребёнка»

Рис. 1 Блок — схема «Особенности развития ребёнка»

Таблица «Этапы психомоторного и речевого развития ребёнка».

Возрастной период

Двигательное развитие

Речь

Сенсорное развитие

Психика

Период внутриутробного развития

Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение).

Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения.

0 — 3 месяца

Уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации.

начало гуления

Первоначальные слуховые и зрительные реакции.

Появление положительных эмоциональных реакций.

3 — 6 месяцев

Нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.

Развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах.

Развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.

6 — 9 месяцев

Формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.

Эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

9 — 12 месяцев

Совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительномоторых функций (попытка достать игрушку).

Активный лепет и появление первых слов.

Дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).

Второй год

Развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.

Расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Совершенствование восприятия формы и пространства.

Активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.

Третий год

Формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.

С 3 — 7 лет

Совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыганье на одной или двух ногах).

Дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

Читайте также:  Развитие слепого ребенка до года

Источник

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР :

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:

— снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;

— более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым;

— в доречевом периоде — более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;

— замедленный темп формирования статических (связанных в равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;

— запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией, если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение со взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Нормально развивающийся ребенок активно сотрудничает со взрослыми. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни — развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. Особое значение имеет своевременное развитие речи, за счет чего происходит качественная перестройка и интеграция психических функций.

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению). Важный диагностический показатель — коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи.

Однако, оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. На его развитие могут влиять многие факторы: унаследованные особенности организма, общее состояние здоровья, особенности условий жизни и воспитания. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим, может быть ребенок как с нарушенным слухом, так и с умственной отсталостью, алалией, аутизмом). Нарушения могут касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими отклонениями.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Читайте также:  Сайт для развития речи ребенка

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников психологи-исследователи В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка Кроме того, У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности .

ЗПР у ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

2. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

3. Диагностическая работа, на мой взгляд, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массовых детских садах.

Источник