Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха
учитель-дефектолог,
д/с №189 «Спутник»
Один из страшных диагнозов, которого боятся все родители – это снижение слуха у ребенка в раннем возрасте, которое в будущем может отрицательно сказаться на формировании у него речи. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения малыш вообще не овладевает речью. И если из уст врача звучит приговор «глухота», мир, кажется, в эту минуту готов рухнуть: неужели кроха никогда не узнает, что такое музыка, не сможет ощутить все звуковые прелести этого мира, окажется навсегда отрезанным от нормально слышащих людей? Как помочь малышу в этой ситуации, как общаться с ним и как научить его жить в гармонии с окружающими здоровыми людьми?
Выявить нарушения слуха у малыша можно уже с первых дней жизни. Существуют определенные факторы риска, в силу которых у ребенка может быть снижен слух. При наличии хотя бы одного из них, родителям рекомендуется, как можно раньше пройти специальное обследование. При раннем адекватном коррекционном воздействии тяжелые последствия могут быть уменьшены и даже преодолены.
Факторы риска нарушения слуха у ребенка:
- Инфекционные или вирусные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз и др.)
- Токсикозы беременности
- Асфиксия новорожденного
- Внутричерепная родовая травма
- Гипербилирубинемия
- Гемолитическая болезнь новорожденного
- Масса тела при рождении менее 1500 г
- Недоношенность
- Переношенность
- Прием препаратов с ототоксическим действием (ряд антибиотиков и другие сильнодействующие средства)
- Наследственные заболевания
- Патологии челюстно-лицевого скелета у ребенка
Задачами специального обучения детей с нарушенным слухом дошкольного возраста является их полноценное развитие в соответствии с возрастом, формирование у них словесной речи как устной, так и письменной, и, как следствие, подготовка к школьному обучению. Путь становления речи таких малышей должен стать максимально приближенным к тому, который проходят нормально слышащие дети. И тогда на смену неосознанным звукам придут первые слова, а затем и фразы. И пусть это произойдет несколько позже, чем у здоровых малышей, зато слабослышащий ребенок научится понимать обращенную к нему речь и сможет общаться сам.
Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации – это важная задача детского сада и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других.
Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия – как главного источника представлений об окружающем мире.Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих, а в ряде случаев — лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети часто путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Но глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения. Также у детей с нарушением слуха восприятие формы, величины предмета, узнавание предмета по контуру формируются позднее, чем у слышащих сверстников. Затруднение вызывает и узнавание знакомых предметов в необычном ракурсе (перевёрнутом на 180 градусов положении). В целом, восприятие слабослышащих детей характеризуется неполнотой, фрагментарностью: дети выделяют яркие и очевидные признаки предметов, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки.
Память. Наглядная память детей с нарушением слуха отличается неточностью, сходные образы смешиваются. Развитие же словесной памяти сопряжено с большими сложностями, поскольку, запоминая слово, ребенок с нарушением слуха запоминает не смысловую единицу, а последовательность звуков, на что приходится затрачивать большие усилия. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности. Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.
Внимание. Объем внимания у детей с нарушением слуха в несколько раз ниже, чем у слышащих детей: дети с нарушением слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов. Внимание неустойчивое, дети с нарушением слуха могут удерживать внимание не более 10-13 минут. Много времени в процессе обучения уделяется развитию непроизвольного внимания.
Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.Мышление глухих и слабослышащих детей отличается конкретностью и наглядностью, им сложно оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Слова они также употребляют в самом конкретном значении. Такая специфика мышления приводит к трудностям при совершении умственных операций: при сравнении им сложно заметить общее, они с трудом выделяют связи и отношения между объектами, могут путать причину и следствие. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей. Для таких детей характерно замедление процесса формирования понятий.
Эмоционально-волевая сфера. Нарушение слуха накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы и личности ребенка. Он оказывается частично изолированным от окружающих людей, от общения с ними. Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные. К ним позднее, чем к их слышащим сверстникам, приходит способность сопереживать. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх — другие они не умеют проявлять.
Воображение. У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием речи, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л. Выготской, такие дети долго не переходят от предметно-процессуальных действий к сюжетно-ролевым играм, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Сюжетные игры слабослышащих детей более однообразны, стереотипны. Воображение слабослышащих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, потом к памяти. Дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово». Таким образом, уже на ранних этапах развития дети с нарушением слуха начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е.А Сошиной, дошкольники с нарушением слуха проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации), чтобы получился предмет. Типичными были рисунки, в которых одна и та же фигура превращалась в один и тот же предмет (круг — в колесо).
Речь. Дети с нарушением слуха могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. Речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно запоминаются существительные; значительно труднее дети овладевают названиями действий, названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов. По мере того как дети овладевают доступной их возрасту лексикой и у них формируется простая фразовая речь, возникают новые трудности. Дети с большим трудом осваивают такую особенность слова, как многозначность, например «тяжелый чемодан» и «тяжелый характер». В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками и суффиксами, они затрудняются в понимании их значений. Дети с нарушением слуха лишь постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то время как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка — более частное значение. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у них начинает формироваться понятийное мышление.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха представляет собой особый тип развития, связанного с наличием специфических условий взаимодействия с окружающим миром. Нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций. Своевременно организованные медицинская коррекция нарушенного слуха и психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии глухих и слабослышащих детей и обеспечить им возможность полноценного общения. Дети с нарушением слуха безболезненно адаптируются к многообразным, изменяющимся условиям жизни большого детского коллектива, учатся проявлять свою социальную активность, удовлетворять свои интересы, развивать свои способности.
Литература:
1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих) — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 89–92
2 . Богданова Т.Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.
3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
4. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно — методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Источник
Психологические особенности детей с нарушением слуха.
Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.
Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
Ощущение и восприятие.
Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше. Глухие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем глухие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. У глухих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.
Глухой может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Глухой ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений глухой может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.
Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у глухих играют также осязательные и двигательные ощущения.
У человека существует тесная связь между двигательным и слуховым анализаторами. При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения, у них наблюдается некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость походки. Причина — отсутствие слухового контроля при выполнении движений. Именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений.
Двигательные ощущения играют важную роль в овладении глухими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата.
Внимание.
Для неслышащих детей характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы. На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания глухих учащихся остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками. Зрительный анализатор глухих принимает почти все раздражения на себя, и организм глухого ребенка быстро утомляется.
Память.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено.Более 70% глухих младших классов с искажениями воспроизводят запомнивший предмет. В репродукциях глухих были отличия от оригинала: в них появлялись частности, отсутствующие в показанном изображении (дополнения); наряду с появлением нового рисунки детей оказывались порою беднее деталями (выпадение деталей); иногда объект был воспроизведен в ином положении, чем в оригинале (пространственное смещение); объекты воспроизводились в иных размерах.
Часто давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым. В частности, иногда во время опроса материал, пройденный на прошлых уроках, может уподобляться вновь изученному. Трудный для вербализации материал глухие дети также запоминают хуже, чем слышащие. Глухие значительно хуже запоминают объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Глухим труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры.
Запоминание и воспроизведение слов, предложений и рассказов глухими детьми также имеет свои особенности. Между слышащими и глухими мало отличий в запоминании слов из области зрительной сферы, значительно больше глухие отстают от слышащих в запоминании слов, обозначающих звуковые явления. В процессе воспроизведения запомнившихся слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу. Однако у глухих детей замены редко бывают полноценными. Замены у глухих бывают по внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит); по смысловому родству (кисть-краска, земля-песок); по внешнему сходству и смысловому родству (сел-сидел, выбрали-собрали). Это объясняется тем, что слово для глухих — это не один элемент, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге, целый образ слова. При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов. Глухие, прежде всего, усваивают существительные, имеющие прямую предметную отнесенность. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные. При воспроизведении фразы глухими очень часто изменяется смысл самой фразы, из-за замен слов в фразе, порой опускают или дополняют предложения новыми словами. Глухие стремятся воспроизвести фразу точно в той самой последовательности, в какой она была воспринята, поэтому при забывании какого-либо слова глухие повторяют все слова воспринятой фразы на своих местах, опуская забытое слово. Для глухого фраза не всегда представляется как единая смысловая единица. Нередко фраза является для глухого не целостным «объектом», а набором отдельных слов. Глухие школьники не могут передать своими словами прочитанный текст, они связаны с текстом и стремятся к дословному, текстуальному его воспроизведению. Глухие школьники не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению. Это связано не только с тем, что у них маленький словарный запас, но и тем, что используемые глухими слова «инертны», «малоподвижны», застыли в определенных сочетаниях.
Воображение.
Затруднения в понимании метафор, переносного значения слов, символических выражений свидетельствуют о недостаточном уровне развития воображения. Например, многие глухие учащиеся не могут отвлечься от конкретного, буквального значения пословицы. Многие глухие учащиеся не могут передать своими словами содержание прочитанного ими текста (басни), не могут творчески переработать текст.
Мышление.
Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее. У глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах.
Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления. В формировании словесно- логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Значительное отставание в развитии словесно- логического мышления обусловлено очень большими затруднениями у этих детей в овладении словесной речью.
Для глухих детей младшего школьного возраста представляется проблемой анализировать тексты, часто они не акцентируют внимание на важных деталях. С возрастом качество анализа у глухих совершенствуется.
Сравнение (установление черт сходства и различия между объектами): Глухие дети слабо замечают общее, сходное в сравниваемых объектах. Они больше говорят о различиях. Глухим школьникам младших классов трудно в одно и то же время видеть и сходство, и различие в сравниваемых объектах: если они увидели сходство в объектах, то забывают об их различии, и наоборот. Это может быть объяснено тем, что им трудно одни и те же признаки рассматривать под двумя различными углами зрения.
Обобщение: Глухие и слабослышащие школьники с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами.
Причинно — следственные связи: Глухие дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Глухие младшие школьники понимают причинно- следственные отношения применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются. Дети не умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий. Они нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они часто отождествляют причинно- следственные связи и пространственно- временные связи.
У глухих детей значительно позднее, чем у слышащих ( с отставанием на 3-4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач. Только в старшем школьном возрасте у глухих детей начинает формироваться абстрактно — понятийное мышление (словесно — логическое мышление).
Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха.
Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха, зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.
Глухие дети социально менее зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники.
Из-за того, что окружающие иначе относятся к глухому, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности. Глухой ребенок замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим братьям, сестрам: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание (в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких.
Самооценка и уровень притязаний.
Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У глухих младших школьников со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У слабослышащих младших школьников с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста. Глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста адекватнее всего оценивают свою учебную деятельность. Для оценки этой деятельности есть объективные внешние показатели — отметка, опора на которую приводит к более адекватному анализу успехов в учебе. Слабослышащие младшие школьники более критично оценивают себя как ученика и как личность по сравнению с глухими сверстниками.
Уровень притязания глухих учащихся в учебной деятельности характеризуется высокой неустойчивостью, особенно это заметно в младшем школьном возрасте. С возрастом устойчивость оценок, уровень притязаний и критичность глухих детей повышается.
У глухих детей имеются большие трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки; затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки.
Интенсивное развитие самосознания в подростковом возрасте отличается большим своеобразием, которое усиливается в период вступления подростка в юношеский возраст. Именно в этот период у глухих школьников появляется обостренное отношение к своему дефекту, который отчасти носит болезненный характер.
Интересы и жизненные ценности.
Несмотря на то, что слабослышащие более, чем глухие оптимистичны своего будущего, более сориентированы на социальное достижение, они более социальны инфантильны в построении своих жизненных планов, предпочитают думать о сегодняшнем дне, а не строить планы на будущее. У глухих жизненные планы более определенные, в силу суженности сфер профессиональной деятельности. Для глухих менее значима ценность социального достижения.
Учебная деятельность.
Интересы старшеклассников в основном группируются вокруг трех видов деятельности: учеба, труд, спорт. Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют к нему интереса. Основным мотивом учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.
Стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию приводит одних учащихся старших классов к чрезмерному увлечению спортом, которые затмевают все другие интересы, у других — к бездеятельности и иждевенчеству.
Межличностные отношения.
В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично», причем остатки слуха у таких детей не всегда значительны. Глухие учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера, такими как скупость, лживость, капризность, уклонение от труда, не пользуются уважением в коллективе глухих.
Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, затрудняет контакты со слышащими сверстниками.
Глухим детям трудно встать на точку зрения другого человека, понять его внутреннее состояние.
Источник