Особенности психофизического развития ребенка школы

Особенности психофизического развития ребенка школы thumbnail

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

Интерес к урокам физическое воспитание младшими школьниками во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках физическая культура нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя физкультуры ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную и физическую деятельность учеников, стимулировали быт их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в младшем возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Итак, под младшим школьным возрастом понимается период развития ребенка от 6 до 10 лет. В эти годы происходит дальнейшее интенсивное физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Младшие школьники переживают период интенсивного физического развития: появляется мускулатура, раздаются вширь плечи, стройнее становится фигура. И тем опаснее возможные отклонения в здоровье. Так, могут отстать в развитии отдельные группы мышц; привычка носить портфель в одной руке, неумение правильно сидеть за партой могут привести к появлению сколиоза.

Из выше перечисленного, вероятно, ясно, что за физическим развитием ребенка нужно тщательно и повседневно следить. А восполнить недостаток движения, предотвратить возможные неприятные отклонения в здоровье поможет целительница — физкультура.

«Если педагогика, — говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, — хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Младший школьный возраст можно назвать благодатным, среди всех возрастов он выделяется наименьшей заболеваемостью. У ребенка как бы накапливается силы для перехода к следующему возрасту, заметно отличающемуся от младшего.

Для детей младшего школьного возраста характерны относительно медленные и равномерные темпы роста.

Ежегодная прибавка в весе составляет в среднем 2 кг, в росте около 4 см. Ребенок становится более сильным, выносливым, способным осознанно прилагать физические и умственные усилия.

В этот период ребенок испытывает большую потребность в общении со взрослыми. У него складываются более устойчивые и сложные взаимоотношения со сверстниками. Появляется умение сравнивать, оценивать поступки. В играх все большее значение приобретает соревновательный момент: кто сделает лучше, кто скорее добежит или догонит.

Движения детей постепенно становятся ловкими и точными. Совершенствуется бег. Дети могут прыгать в высоту и в длину, на одной ноге; у них развивается глазомер; все с большим удовлетворением участвуют они в групповых соревновательных играх и упражнениях спортивного характера. Вместе с тем организм младших школьников относительно неустойчив к различным влияниям окружающей среды, малыши быстро утомляются.

Значительное количество хрящевой ткани обуславливает гибкость костного аппарата. Суставы легко подвижны, суставные сумки и связки недостаточно прочны, мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и живота). Поэтому при долговременном сохранении неправильных положений тела (плохая посадка за партой) под влиянием односторонней нагрузки (ношение сумки в одной руке), а также в результате больших мышечных напряжений возможны различные искривления позвоночника (сутуловатость, кособокость) и тогда, сдавливание грудной клетки.

Сердце младших школьников отличается большой жизнеспособностью, хотя деятельность его еще довольна неустойчива.

Дети очень подвижны, способны проявлять большую двигательную активность, быстро утомляются, особенно при однообразных и медленных движениях, а также при выполнении заданий, требующих большой точности действий. Их внимание недостаточно устойчиво и быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Наиболее ярко, полно и глубоко дети запоминают все то, что они видят, наблюдают (зрительное восприятие).

Волевые качества развиты относительно слабо. Детям не хватает выдержки. Настойчивости. Им свойственна частая смена настроения. Они легко огорчаются при неудачах, но скоро забывают свои обиды, увлекшись интересующим их занятием.

Как мы уже отмечали, в этом возрасте дети особенно остро ощущают потребность в движениях. Физические упражнения — одно из самых доступных средств для удовлетворения этой потребности. Они сопровождаются различными переживаниями, вызывают яркие эмоции и доставляют большое удовлетворение.Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями приобретаются и совершенствуются различные навыки, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость), улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствуется способность сердца и легких к повышенной нагрузке.

Все человеческие чувства — любовь, печаль, гнев, радость — находят выражение в отношениях с другими людьми.

Человеческая деятельность чрезвычайно многообразна, всех конкретных форм ее и не перечислить. Но его всякой деятельности можно выделить субъект и объект этой деятельности, а также ее содержание и используемые в ней средства. В продуктивной трудовой деятельности объект- это окружающие нас материальные предметы. В процессе труда мы преобразуем их по заранее намеченному плану — обжигаем глину, получая кирпичи, и строим из этих кирпичей дом; и т.п. Но есть такая форма деятельности, которая обеспечивает все остальные. Человек трудится вместе с другими людьми, и чтобы труд был согласованным, координированным, тесная связь данного человека с другими совершенно необходима. Общение- это процесс, в который вовлекаются гигантские массы людей, процесс вне которого немыслима ни общественная психология, ни общественная идеология.

Физические упражнения благотворно воздействуют и на обмен веществ в организме, на состояние нервной системы. Движения способствуют хорошему росту, развитию детей, укрепляют их здоровье. Если физические упражнения выполнять систематически, можно предупреждать различные нарушения осанки, физического развития или устранять уже появившиеся. Постепенно организм приучается выполнять большую работу с меньшей затратой сил, утомление наступает намного позднее, чем обычно. Ребенок учится экономно и красиво двигаться, что благотворно сказывается на всем его развитии. Достаточная двигательная деятельность укрепляет нервную систему детей, особенно при правильном режиме дня, нормальном питании.

Читайте также:  Анкета для родителей центра развития ребенка

Нервозность детей — это результат, прежде всего, ослабленного здоровья и плохого физического развития.

В играх и физических упражнениях дети приобретают грациозность, развивают способность видеть и понимать красоту ловких, быстрых и точных движений.

Регулярные занятия физической культурой и спортом — прекрасное средство хорошего развития организма и его оздоровления. Дети, что очень важно, приучаются проявлять активность и упорство в достижении поставленной цели. Тем самым укрепляется их воля, развиваются положительные черты характера. Здоровые дети, как правило, успешнее воспринимают учебный материал, меньше устают, не пропускают уроков по болезни. Недаром гласит народная мудрость: «Здоровье — всему голова». Здоровье — бесценный дар природы, источник счастья. Нужно постоянно заботиться о физическом воспитании детей.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ

Особенности младшего подросткового возраста (4-7 классы).

Как известно, важнейшим содержанием психического развития младших подростков становится развитие самосознания, у них возникает интерес к соб­ственной личности, выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, собственной психической жизни и качествам своей лич­ности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разби­раться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление под­ростка о собственной личности.

Возникновение у ребенка чувства взрослости является центральным и спе­цифичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование само­сознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существу­ющих в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своем пове­дении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников) в процессе учебно-воспитательной работы.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способ­ность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мыш­лению. Для подросткового возраста характерны интенсивное развитие произ­вольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для за­поминания. Внимание становится более организованным, все больше проявля­ется его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются труднопреодолимые и нестандартные ситуации, ребя­та занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, ко­торое он демонстрирует, как можно чаше заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сво­дится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок под­вергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.

Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книж­ные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подра­жая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, лю­бовь к себе — насилием над другими.

Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласо­ванность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направ­лений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нрав­ственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чув­ства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот пери­од жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 158

Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциаль­ные. Некоторые девочки-подростки считают идеальными работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще, поэтому перед классным руководителем стоят актуальные задачи нравственного, трудового воспитания младших подростков. Важнейшим аспектом воздействия на подростков становится работа, связанная с формиро­ванием у них устойчивых мотивов учения, познания окружающего, привития им истинно трудовых и человеческих ценностей и развенчания лжеценностей.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:

— формирование у них нравственных личностных качеств;

— знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения со­временных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших проти­воречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руково­дителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанни­ками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья — общество — ребенок».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовы­ражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

Возрастные особенности старших подростков (учащихся 8-9-х классов)

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, психологической и эмоциональной независимости, достижении определенно­го социального статуса. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старших подростков.

Первое противоречие между исключительной концентрированностью под­ростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие между притязанием подростков на взрослость, само­стоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понима­ния родителями, взрослыми.

Актуальные (но не осознаваемые самими подростками) потребности всту­пают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Подростки самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональ­ном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость соб­ственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни.

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, самопознании.

Их основные особенности — концентрированность на собственной лично­сти, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Друж­ба значит для него многое: она позволяет помериться силами — физическими и духовными — с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индиви­дуальность. Подросток, как в зеркале, рассматривает оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоци­ональная поддержка родителей, педагогов приобретают для него первостепен­ное значение.

Рассмотрим основные отличия старшего подросткового возраста от младшего. В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и пер­воначального. При этом подросток должен разобраться в собственных способ­ностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Однако далеко не все старшие подростки к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Мно­гие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора.

В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя девя­тиклассники еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с раз­витием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подрост­ки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь они делают это бо­лее тонко.

В 8—9-х классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подро­стки чаше воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное вол­нение. Повышение такого рода тревожности вызвано также и тем, что впереди у девятиклассников экзамены, отбор в 10-й класс и, возможно, начало нового жизненного пути.

Если у младших подростков ведущей деятельностью было интимно-лично­стное общение со сверстниками, то у старших острота восприятия сверстников притупляется. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помога­ют ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущее же ин­тересует девятиклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной.

Отметим разницу в становлении самосознания младших и старших подро­стков. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младше­го подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внут­ренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Главные составляющие «Я — концепции» — это реальное «Я» и идеальное «Я». В реальном «Я» можно выделить также следующие компоненты: когнитивный (познавательный), оценочный и поведенческий.

Реальное «Я» подростка включает совокупность его представлений о собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях в разных областях, силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Читайте также:  Сайт для развития ребенка 5 лет

Познание себя, своих качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом под влиянием семьи и сверстников. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения.

Помимо реального «Я», «Я — концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального.

В плане самоопределения старшего подростка, в том числе и профессионального, большое значение имеет психолого-педагогическая работа, нацеленная на гармонизацию составляющих его «Я — концепции» — реального «Я» и идеального «Я». В этом случае подростками будет актуально восприниматься помощь в самопознании, согласовании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Важно отметить, что в этот период становится возможным самовоспитание благодаря развитию у подростка саморегуляции. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желаемые качества.

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы со старшими подростками

Старший подростковый возраст является переходным от подростка к юно­ше, и именно в этот период возникают благоприятные и социальные, и психо­логические предпосылки для воспитания у подростка качеств, необходимых для профессионального самоопределения.

Социальная ситуация (окончание основной школы) требует от подростка первого профессионального и образовательного выбора, поэтому ему необхо­димо оказывать психолого-педагогическую помощь. Проведение подобной ра­боты разрешает многие специфические противоречия старшего подросткового возраста и помогает молодому человеку сделать уверенный шаг к юности и взрослой жизни.

В старшем подростковом возрасте коренным образом меняются внутренние условия, через которые преломляются все внешние воздействия на личность. Потребность в самоопределении, в том числе и профессиональном, становит­ся центральной для всего развития личности. Для реализации этой потребности подрастающему человеку необходимо интегрировать уже имеющиеся у него свойства, отношения, мотивы, ценностные ориентации. Личность должна от­личаться цельностью. Трудно указать другую потребность, которая в такой же мере, как потребность в самоопределении, требовала бы интеграции всех свойств и отношений личности и приводила к соподчинению разнообразных мотивационных тенденций.

Психолого-педагогическая работа со старшими подростками должна в пол­ной мере учитывать актуальные возрастные потребности старших подростков и i противоречия, возникающие при их реализации. Педагог (или психолог), помо­гая подростку удовлетворить актуальную потребность или разрешить противо­речие, выводит его на новый качественный уровень развития. При этом педа­гог (или психолог) целенаправленно формирует у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивает его нравственные и волевые качества.

Из конструктивных советов тем, кто работает непосредственно с подростка­ми, можно выделить следующие:

  • Помогайте подростку приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.
  • Помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для чего ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.
  • Учите добиваться этих целей.
  • Помните, что подростки прислушаются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание — неподдельным.
  • Не забывайте: самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.

И, конечно же, подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматри­вать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

Главной задачей классного руководителя является помощь старшему подро­стку в поиске позитивной перспективы в жизни, выборе пути получения обра­зования после окончания 9-го класса. Это в свою очередь серьезно помогает в профилактике делинквентного поведения подростков, появления алкогольных и наркотических зависимостей. Подросток получает возможность «собрать» свою личность: поставить цель в жизни, наметить пути самовоспитания, соста­вить предварительный профессиональный план.

Правила планирования работы классного руководителя:

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.                                                                                                               

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы.Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и дол­жны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы чет­ко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

Источник