Особенности психофизического развития ребенка с нарушениями слуха
Актуальные проблемы коррекционной педагогики
Психофизические особенности детей с нарушениями слуха.
Типы нарушений слуха
Вся жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств. Люди получают с помощью органов зрения большую часть информации ,и наименьшую – через слух, обоняние, осязание и др. Когда мы воспринимаем окружающее, то слух во многом дополняет зрение и является основнымв восприятии речи и музыки.
Существуют основные типы нарушений слуха.
Кондуктивная тугоухость – нарушение прохождения звука до внутреннего уха (звукопроведения), причины которого находятся в наружном или среднем ухе. Такая тугоухость обычно исправляется путем лечения или хирургическим путем.
При таком нарушении шумы и речь воспринимаются приглушенно, но качество воспринимаемых звуков не меняется. Понимание речи ограничено, но при соответственном усилении громкости возможно. Разборчивость речи значительно снижается в области безударных слогов, окончаний слов, при этом восприятие ритмико-интонационных особенностей в основном сохраняется. Контроль собственной речи сохраняется.
Сенсоневральная тугоухость – нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы во внутреннем ухе (звуковосприятия), стойкое и необратимое поражение слуховых рецепторов (слуховых волосковых клеток) в улитке (кохлеа). Сенсоневральная тугоухость может проявиться в любом возрасте, а причины нарушения звуковосприятия – достаточно разнообразны.
Глухие – нарушение слуха не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период уже сформированной речи.
Слабослышащие – частичное нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие( хоть минимум).
Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются
I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.
Нарушение слуха – это не только количественное снижение возможности слухового восприятия. Это необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка.
Особенности восприятия речи окружающих детьми с нарушенным слухом
Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный,
слуховой,
зрительный
слухо-зрительный,
основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха – слухо-зрительный.
При занятиях с такими детьми необходимо учитывать эту особенность.
Слуховой способ восприятия речи — при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника (доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха).
Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное
Слухо-зрительный — основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха .
Снижение слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи.
Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения.
Слабослышащие по сравнению с глухими могут самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.
Успешность овладения любым предметом, изучаемым в школе, зависит от уровня развития речи.
Особенности познавательной сферы
Особенности внимания характеризуются следующим образом:
● сниженный объем внимания;
● меньшая устойчивость;;
● низкий темп переключения;
● трудности в распределении внимания.
Таким образом, особенности памяти детей с нарушениями слуха характеризуются следующим образом:
● словесная память развита хуже, чем образная
● уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса.
Особенности мышления характеризуются следующим образом:
● преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;
● уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи.
Особенности коммуникации с окружающими людьми
● плохо слышащий воспринимает речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего
● нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
● при ответе на вопрос: «Все ли понятно?» ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
● ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;
● испытывает значительные трудности в ситуации диалога ;
● у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.
Перед учителем встает задача вернуть устной речи ее жизненность, сделать эту речь необходимой, понятной, естественной для ребенка и перестроить всю систему его воспитания. Недоразвитие речи приводит к выпадению из коллектива, а выпадение из коллектива тормозит одновременно и общественное воспитание, и речевое развитие.
Рекомендации для учителей при обучении детей с нарушением слуха и речи.
Слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
Помнить о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно. Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.
Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
Устные объяснения, чередовать с письменными заданиями.
Смотреть на учащегося и говорить чуть медленнее.
Задания и домашнюю работу давать в начале урока.
Следить за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос;
Сопровождать объяснения жестами.
Привлекать внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начать говорить.
Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.
Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон.
Никогда не обращаться к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.
Источник
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком — нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
- 1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
- 2. Рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
- 3. Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
- 4. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;
при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1- 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;
при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 -4 м;
при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.
«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:
слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.
Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется в процессе обучения закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза.
Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности.
Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.
Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
Источник
Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
даже тотальное нарушение зрения
практически не отражается на формировании
высших психических функций и не приводит
к резкому изменению развития ребенка.
А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход психического развития. Это
происходит потому, что благодаря
сохранному слуху мы овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове, а
также является орудием
мышления.
Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха
оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.
Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.
Глухота, наследуемая
по доминантному типу, составляет
относительно небольшой процент от всех
случаев (не более 2% всех случаев нарушений
слуха).
Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном
периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.
Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном
периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты;
интоксикации (мышьяк, ртуть, свинец);
постоянный шум и особенно вибрации,
травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.
Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.
Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.
Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).
В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в житейском толковании) – это ранооглохшие
дети. Обычно это дети, утратившие слух
в возрасте до 2-х лет. Те дети, которые
утратили слух после 4-х лет, считаются
позднооглохшими.
При
этом следует отметить, что почти не
встречаются дети, совершенно не
воспринимающие мир звуков, т.е. живущие
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая группа представлена
детьми, воспринимающими широкий диапазон
частот — они могут услышать при достаточном
усилении все гласные, соноры, количество
слогов в слове.
Слабослышащие
дети,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа
– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа
– это дети со значительным речевым
недоразвитием.
Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. При этом учитываются,
главным образом, показатели речевого
диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.
Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.
Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в учебные планы школ
для глухих детей вводятся специальные
предметы, стимулирующие процесс овладения
словесной речью.
Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.
Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. Существуют разные точки
зрения на использование жестовой речи
в учебном процессе: от чистого устного
метода (совсем исключающего использование
жестовой формы речи) до обучения глухих
глухими на базе жестовой речи. Один из
вариантов использования жестовой речи
в процессе обучения – метод тотальной
коммуникации, который предполагает
использование всех доступных глухому
речевых средств: от жестовых до разных
форм словесных (устных и письменных).
Выделяют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для неслышащих и возникает
из потребности глухого человека в
общении. Эта форма речи подчиняется
собственным законам, содержит около
трех тысяч слов-понятий и развивается
в процессе общения неслышащих людей.
Содержит достаточно много базовых
слов-понятий, общих для глухих, живущих
в разных странах. В то же время может
несколько различаться в разных регионах
одной страны.
Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
слышащие соотечественники глухих. Не
всегда слова, используемые в калькирующей
жестовой речи, понятны неслышащим – в
том случае, когда соответствующее
понятие не сформировано, жест остается
не «прочитанным». Используется, главным
образом, при сурдопереводе.
Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.
При
этом мышление
слабослышащих, а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.
Своеобразно
развивается речь
слабослышащих
детей. Как было отмечено, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.
В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, ввиду того, что
слабослышащий человек не слышит их в
речи окружающих.
Состояние речи
слабослышащего и глухого ребенка, а
особенно его речевой запас, в значительной
степени зависят от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности овладения языком и
способствуют реабилитации ребенка с
нарушением слуха.
Качественное
своеобразие остальных познавательных
процессов, которое наблюдается у
большинства детей с нарушениями слуха,
обусловлено именно речевой недостаточностью.
Так, зрительное
восприятие
глухих,
вопреки расхожему житейскому представлению,
нельзя характеризовать как более
развитое, чем у слышащих. Несмотря на
то, что у глухих, действительно, есть не
характерные для слышащих людей возможности
зрительного восприятия протекающих
во времени пространственных образов,
зрительное восприятие глухими сложного
статичного зрительного стимула (например,
картины) отличается бедностью. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.
Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Данное обстоятельство обусловлено тем,
что при запоминании и воспроизведении,
в том числе наглядного материала, мы
используем для опоры в запоминании
словесные обозначения. Глухие такой
возможности, как правило, не имеют.
Обучение
глухих детей, так же как и обучение
слепых – цензовое, т.е. учебные планы и
программы в целом соответствуют учебным
планам и программам массовой школы.
Обучение в школе глухих опирается на
принципы, свойственные массовой школе
с добавлением некоторых специфических:
единство
обучения
основам наук с обучением словесной
речи;формирование
словесной речи как средства общения;дифференцированный
подход;индивидуализация
обучения;развитие
остаточного слуха и коррекция
произношения.
В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.
В
процессе обучения широко используется
звукоусиливающая аппаратура. Созданы
и активно используются в специальных
школах компьютерные программы для
обучения детей речи и коррекции их
произношения. После окончания специальной
школы наиболее одаренные юноши и девушки
могут стать студентами ВУЗов и колледжей
по специальностям, не связанным с
развернутым речевым общением и не
требующим слухового контроля
Вопросы
и задания для самоконтроля
Назовите
причины нарушений слуха. Какую роль в
потере слуха играют ототоксические
антибиотики?Что
такое глухота, каких детей называют
глухими? Можно ли утверждать, что глухой
ребенок абсолютно ничего не слышит?Объясните
связь между глухотой и немотой. Объясните,
почему неслышащего человека некорректно
называть «глухонемым»?Что
такое тугоухость, каких детей называют
слабослышащими? При соблюдении каких
условий слабослышащий ребенок может
посещать общеобразовательное учебное
заведение?Назовите
принципы, на которых строится система
обучения глухих детей.Найдите
ответ на вопрос, полезно ли раннее
слухопротезирование слабослышащему
ребенку.Ответьте,
почему глухой человек не превосходит
слышащего по уровню развития зрительного
восприятия?Раскройте
понятия «коррекция», «компенсация»,
«адаптация» и «реабилитация» применительно
к глухим детям.Можно
ли глухого ребенка научить говорить,
и каким образом это можно осуществить?
Подумайте над тем, является ли обучение
произношению единственной проблемой
при обучении глухих детей речи.Охарактеризуйте
особенности устной речи глухих.Сравните
дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
их роль в обучении глухих.Какими
специфическими чертами отличается
мышление глухих?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник