Особенности психофизического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Особенности психофизического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью thumbnail

ДЕТИ
С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

2.1. Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)

Если
слепой млн глухой ребенок достигает в
раз­витии
того же, что и нормальный, то дети с
де­фектом
достигают этого иным
способом, на ином пути, иными средствами,
и
для педагога особен­но
важно знать своеобразие пути, по которому
он должен
провести ребенка.

Л. С. Выготский

2.1.1.
Клинико-психолого-педагогичеекая
характеристика
детей
с интеллектуальной недостаточностью

Нарушения
интеллектуальной сферы детей могут
носить различ-мый
характер и иметь большое количество
вариантов проявления. Дети
с интеллектуальной недостаточностью
в форме умственной отсталости
составляют от 1 до 3% от общей детской
популяции.

Под
умственной
отсталостью
понимают
стойкое нарушение познавательной
деятельности в результате органического
пораже­ния
клеток коры головного мозга. Однако
следует помнить, что не само
по себе органическое нарушение коры
головного мозга фор­мирует
умственную отсталость, «оно лишь дает
толчок личностно-соцпалмюму
процессу, который ведет к умственной
отсталости во iiccii
ее сложной совокупности» (И.А. Коробейников).
Некоторые исследователи
считают «дискуссионным положение об
исходно низком уровне познавательной
активности умственно отсталого ребенка,
возникающем и сохраняющемся как
непосредственный ре­зультат
органического неблагополучия головного
мозга» (И.А. Ко­робейников,
П.Г. Петрова, О. Шпек).

104

Степень
выраженности нарушения существенно
зависит от тя­жести
постигшей ребенка вредности, от ее
преимущественной лока­лизации,
от времени начала воздействия. Чем в
более ранние сроки возникло
нарушение, тем тяжелее оказываются
последствия.

Интеллектуальная
недостаточность в зависимости от времени
воздействия патологического фактора
может проявляться в форме олигофрении,
которая
возникает на более ранних этапах
онтогене­за (до трех лет), или деменции
(распад
психики) — на более поздних этапах
онтогенеза (после трех лет) как следствие
органических за­болеваний мозга и
травм.

Деменция
может явиться следствием органических
заболева­ний
мозга и травм и быть выражена в двух
вариантах: резидуалышя
(остаточная)
и прогредиентная
(прогрессирующая).
Характерны­ми
признаками деменции являются несоответствие
между запасом знаний и возможностью их
реализации; выраженные нарушения
работоспособности,
памяти, внимания, регуляции поведения,
моти­вации.

Клипико-психологическая
структура нарушения при олигофре­нии,
как отмечал В.В.Лебединский, обусловлена
явлениями необ­ратимого
недоразвития мозга в целом с преимущественной
незре­лостью
его коры как образования, наиболее
сложного и наиболее поздно
созревающего в онтогенезе. При олигофрении
отсутствует нарастание
интеллектуального нарушения.

В
тесной связи с указанными особенностями
находятся сформу­лированные
Г.Е. Сухаревой два основных
клинико-психологиче-ских
«закона» олигофрении: тотальность
нервно-психического не­доразвития
и его иерархичность.

Понятие
«тотальность» означает, что в состоянии
недоразвития находятся все нервно-психические
и в определенной мере даже со­матические
функции, «начиная от врожденной
песформированно-сти ряда внутренних
органов (порок сердца, нарушение строения
желудочно-кишечного
тракта и других систем), недоразвития
кост­ной,
мышечной и других систем, несформированности
сенсорики и моторики,
элементарных эмоций, и кончая недоразвитием
высших психических
функций, таких как речь, мышление,
формирование личности
в целом» (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский,
В.Г. Петрова, Б.И.
Пинский и др.).

Ранее
для определения глубины интеллектуального
наруше­ния
в отечественной дефектологии использовалась
классифика­ция,
в соответствии с которой выделялись
степени: дебилыюгть,

105

имбецилыюсть,
идиотия. Отказ от уничижающей терминологии
потребовал
изменения понятий. Сейчас на основе
«Методических рекомендаций
по использованию Международной
статистической классификации болезней
и проблем, связанных со здоровьем,
деся­того пересмотри» (МКБ-10, 2002)
выделяются четыре степени ин­теллектуал!.пой
недостаточности:

  • легкая;

  • умеренная;

  • тяжелая;

  • глубокая.

Специфика
психического развития у детей с любой
степенью интеллектуальной недостаточности
определяется глубиной нару­шения
и проявляется с первых дней жизни. Первым
тревожным для
родителей сигналом должна быть задержка
в формировании локомоторных
функций: держать голову, сидеть, стоять,
ходить та­кие
дети начинают значительно позднее, чем
их нормально развива­ющиеся
сверстники. Эта задержка у многих детей
бывает довольно существенной и может
захватывать не только первый, но и второй
год
жизни.

Развитие
детей с
легкой степенью
интеллектуальной
недостаточ­ности
характеризуется такими особенностями:

  • позже
    начинают ходить, говорить, в более
    поздние сроки овла­
    девают
    навыками самообслуживания;

  • неловки, физически
    слабы, часто болеют;

  • мало интересуются
    окружающим (не исследуют предметы,
    не
    стремятся узнать о них у взрослых,
    равнодушны к процессам и яв­
    лениям,
    происходящим в природе и социальной
    жизни);

  • активный
    (также как и пассивный) словарь беден,
    фразы одно­
    сложны;
    не могут передать элементарное связное
    содержание; не
    понимают конструкций
    с отрицанием, инструкций, состоящих
    из
    днух-трех
    слов; им трудно поддерживать беседу,
    так как они не всег­
    да
    достаточно хорошо понимают вопросы
    собеседника;

  • без
    коррекционного обучения к концу
    дошкольного возраста у
    ;>тих детей
    формируется только предметная
    деятельность, игровая
    деятельность
    не становится ведущей;

  • м
    младшем дошкольном возрасте преобладают
    бесцельные дей­
    ствия
    с игрушками (несет кубик в рот, бросает
    куклу), к старшему
    дошкольному
    возрасту появляются предметно-игровые
    действия
    (укачивание
    куклы, катание машины), процессуальная
    игра — мно­
    гократное повторение
    одних и тех же действий;

106

  • игровые
    действия не сопровождаются эмоциональными
    реак­
    циями
    и речью;

  • сюжетно-ролевая
    игра самостоятельно без специального
    кор­
    рекционного
    обучения не формируется; нормально
    развивающиеся
    сверстники
    не принимают такого ребенка в игру, так
    как он не умеет
    играть;

  • в
    условиях обычного детского сада
    испытывают стойкие труд­
    ности
    в усвоении программного материала на
    занятиях по форми­
    рованию
    элементарных математических представлений,
    развитию
    речи,
    ознакомлению с окружающим, конструированию;

  • в
    основном сохранно конкретное мышление,
    способны ори­
    ентироваться
    в практических ситуациях; у большинства
    из них
    эмоционально-волевая
    сфера более сохранна, чем познавательная,
    они
    охотно включаются в трудовую деятельность.

Особенности
развития детей с умеренной
степенью
интеллекту­альной
недостаточности (В.И. Лубовский, В.Г.
Петрова и др.) в об­щих
чертах таковы:

  • в
    младенческом возрасте начинают позже
    держать голову

    четырем-шести месяцам и позже),
    самостоятельно переворачи­
    ваться,
    сидеть;

  • овладевают ходьбой
    после трех лет;

  • практически
    отсутствуют гуление, лепет; не
    формируется
    «комплекс
    оживления»;

  • речь
    появляется к концу дошкольного возраста
    и представляет
    собой
    отдельные слова, редко фразы, значительно
    нарушено зву-
    копроизиошеиие;
    речевое развитие примитивно, собственная
    речь
    бедна,
    хотя понимание речи на бытовом уровне
    относительно со­
    хранно;

  • существенно
    страдает моторика, поэтому навыки
    самообслу­
    живания
    формируются с трудом и в более поздние
    сроки, чем у нор­
    мально
    развивающихся детей;

  • познавательные
    возможности резко снижены: грубо
    нарушены
    Ощущения,
    восприятие, намять, внимание, мышление;
    они неспо-

. собны к
самостоятельному понятийному мышлению.

Дети
с умеренной степенью интеллектуальной
недостаточности i
Признаются инвалидами детства. Эти дети
способны овладеть навы­ками общения,
социально-бытовыми навыками, грамотой,
счетом, [некоторыми сведениями об
окружающем мире, научиться какому-гЛибо
ремеслу. В то же время они не могут вести
самостоятельный |
образ жизни, нуждаются в опеке.

107

Анализ
опыта работы с такими детьми показал,
что в дошкольном возрасте
они могут посещать специальные детские
сады для детей с интеллектуальной
недостаточностью, а затем могут быть
приняты в
специальные школы (вспомогательные
школы, второе отделение вспомогательной
школы).

Тяжелая
степень
интеллектуальной
недостаточности характери­зуется
неадекватной реакцией на окружение,
поздним появлением навыков
стояния, ходьбы, относительно поздним
появлением ле­пета
п первых слов, слабым интересом к
окружающим объектам и игре.
Таким детям недоступно осмысление
окружающего, речь раз­минается крайне
медленно и ограниченно или не развивается
вооб­ще, наблюдаются тяжелые нарушения
моторики, координации дви­жении,
точности и темпа произвольных движений,
пространствен­ной ориентировки,
медленно и трудно формируются элементарные
навыки самообслуживания, в том числе
гигиенические. Дети этой категории
составляют примерно 14-15% от общего числа
детей с интеллектуальными
нарушениями.

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора года мальчик

Дети
испытывают выраженную моторную
недостаточность, про­являющуюся
в бедности, однообразии движений, резкой
их замед­ленности, неловкости, а в
случае преобладания процесса возбужде­ния
отмечается беспорядочность движений,
нарушение их коорди­нированное™,
последовательности.

Восприятие
характеризуется недифференцированностью,
гло­бальностью.
В мышлении детей отмечается отсутствие
или слабость смысловых
связей, трудность их установления,
инертность, узкая конкретность,
чрезвычайная затрудненность обобщений.

У
детей с умеренной и тяжелой степенями
интеллектуальной недостаточности
исследователи отмечают большую
сохранность эмоциональной
сферы, чем интеллектуальной. Именно
поэтому в организации
обучения таких детей первостепенным
является прео­доление сенсорного и
эмоционального дискомфорта, беспокойства,
треноги,страха.

Глубокая
степень
интеллектуальной
недостаточности характери­зуется
грубыми нарушениями общей моторики,
поздним формиро-напием, а иногда и
несформированностью локомоторных
функций, пелдскна
шоетыо реакций на окружающее, сложностью
(невозмож­ностью)
овладения простейшими гигиеническими
навыкам и навы­ками
самообслуживания, отсутствием связной
речи.

Нес
дошкольники с интеллектуальной
недостаточностью в форме умещенной
отсталости проявляют отсутствие
или
значительное
снижение
интереса к окружающему,
общую
патологическую инерт-

108

ность
(не интересуются игрушками, подвешенными
над кронаткой, не пытаются их схватить).
Замедляется формирование предметного
восприятия.
Это обстоятельство, а также отсутствие
качественного общения
со взрослыми сказываются на развитии
фонематического восприятия, артикуляции,
своевременности появления лепета.
Та­ким образом, можно говорить о
снижении формирования предпо­сылок
развития речи. Как отмечает И.А.
Коробейников, наиболее жесткое
блокирование познавательной активности
может проис­ходить
в дошкольный и школьный периоды, когда
приоритеты в коррекционно-развивающей
работе связываются с задачами раз­вития
умственных действий и операций,
формированием учебных знаний,
умений и навыков.

Исследователи
В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная
и
другие отмечают у детей с интеллектуальной
недостаточностью отставание
в темпе развития наглядно-действенного
мышления
(до
конца дошкольного возраста у них
фактически отсутствует воз­можность
решения наглядно-образных задач),
по-иному, чем в нор­ме,
складывается соотношение наглядного
и словесно-логического мышления.
Следует отметить большую успешность
таких детей в
социальном развитии, чем когнитивном
(И.А. Коробейников, О.
Шпек). .

Основная
черта
детей,
имеющих нарушения интеллектуально­го
развития, — неспособность к самостоятельному
понятийному мышлению.
Стойкие нарушения познавательной
деятельности от­четливо обнаруживаются
в сфере познавательных процессов,
осо­бенно
— в словесно-логическом мышлении. Имеет
место не только отставание
от нормы, по и глубокое своеобразие и
личностных про­явлений,
и познавательной сферы. Одни психические
процессы у умственно
отсталых детей оказываются нарушенными
более резко, другие остаются относительно
сохранными.

Исследования
эмоциональной сферы детей с интеллектуальной
недостаточностью, проведенные под
руководством В.Г. Петровой, показали,
что в подростковом возрасте проявляется
болезнен­ное
переживание чувства собственной
неполноценности, нередко осложняемое
инфантилизмом. Ученики слабо контролируют
сноп эмоциональные проявления и часто
даже не пытаются этого сде­лать. Для
этой категории детей (особенно для
младших школьни­ков) характерна
незрелость мотивационно-потребностной
сферы, слабая
выраженность и кратковременность
побуждений к деятель­ности,
недостаточность социальных потребностей.

109

Игра
детей с интеллектуальной недостаточностью
в форме ум­ственной
отсталости имеет ряд специфических
черт: действия с предметами
стереотипны, формальны, остаются на
уровне манипу­ляций;
отсутствует замысел, нет элементов
сюжета; интерес детей к
предметам, игрушкам оказывается
кратковременным, так как по­буждается
лишь их внешним видом; дети не используют
предметов-заместителей
(не могут замещать действия с реальными
предме­тами
изображением действий или речью); к
школьному возрасту предметная
деятельность фактически не возникает.

С
точки зрения развития речи исследователи
отмечают, что дети дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью
в форме
умственной отсталости представляют
собой весьма неодно­родную
категорию. Среди них имеются дети, совсем
не владеющие речью, и дети с формально
достаточно хорошо развитой речью. Но
нсех
их объединяет ограниченное
понимание обращенной речи, привя­
занность
к данной ситуации,
с
одной стороны, и
оторванность речи
от
деятельности,
с
другой. Речь не отражает истинных
интеллекту­ал ьных возможностей
ребенка, не может служить полноценным
ис­точником
передачи ребенку знаний. Фразовая речь
аграмматична, нарушена
ее связность. Пассивный словарный запас
значительно преобладает
над активным, длительное время сохраняется
ситуа­тивное
значение слов, нарушено формирование
как регулирующей, так
и коммуникативной функций речи.

Говоря
о формировании личности дошкольника с
интеллек­туальной
недостаточностью, исследователи отмечают
большие отклонения
как в сроках и темпах развития, так и в
качестве, так как
нарушается формирование предпосылок,
обеспечивающих нор­
мальное
формирование личности
у
его сверстников. Среди них: не­произвольность
поведения, негативные реакции на
замечания, по­рицания,
неудачу. Систематическое переживание
неуспеха ведет к формированию
патологических черт личности — к отказу
от вся­кой
деятельности, пассивности, замкнутости,
агрессивности или, наоборот,
заискиванию перед взрослым или более
сильным. По­являются угодливость,
негативизм, озлобленность (Б.П. Пузанов
и
др.).

11рлнилы1ая
организация жизни ребенка с интеллектуальной
не­достаточное тыо, предполагающая
оказание ранней коррекционной помощи
и определение адекватной модели обучения
и воспитания, может
к значительной степени скорригировать
имеющиеся дефек­ты
и предупредить возможные наслоения
вторичного и третичного порядка.

ПО

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Реферат по теме:

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта.

Выполнила:

Сухачева Д.В

2015 год

Оглавление

1.Введение

2. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта

2.1.Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта

2.2. Психическое развитие детей с нарушением интеллекта

2.3. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарущениями интеллекта.

3.Заключение

4.Список литературы

Введение

Проблема воспитания и обучения детей с отставанием в развитии является одной из самых актуальных в современном обществе.

В настоящее время очень много детей с отстающим развитием, которые нуждаются в квалифицированной помощи и просто дружеской поддержке со стороны общества.

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта

Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Читайте также:  Презентация роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошёл распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией.

Н. М. Назарова обращает внимание на то, что интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребёнка четырёх лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга, может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжёлой степени.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации, выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе целесообразно соотнести ее с современной классификацией.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости, встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения( в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д. Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу

Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, давая возможность самореализоваться.

Идиотия – глубокая умственная отсталость, выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Лицам с глубокой умственной отсталостью даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.

Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.

Психическое развитие детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.

В младенчестве у них в иные сроки, чем у нормально развивающихся детей, формируются навыки прямостояния: они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально – эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5 – 6 месяцам и позже (при нормальном развитии – к 2 – 3 месяцам). Она кратковременна

Развитие хватания и установление глазодвигательных координаций у младенцев с нарушением интеллекта протекает в более поздние сроки, поэтому окружающее его предметное пространство ребёнок начинает осваивать позже. Стёртость эмоциональных реакций, отсутствие интереса к окружающему миру тормозят развитие манипулятивной и предметной деятельности.

Таким образом, у малыша с нарушением интеллекта к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста.

Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребёнка, тем заметнее отставание в сроках становления новообразований этого возрастного периода.

В раннем возрасте, не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить, у некоторых становление этой функции задерживается до 2 – 3 лет. Походка длительное время остаётся неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.

У малышей с нарушением интеллекта более продолжительное время, чем у нормально развивающихся сверстников наблюдается полевое поведение, слабый интерес к предметному миру. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность. Дети проявляют кратковременный интерес к игрушкам, не овладевают способами обращения с ними, совершают стереотипные, однообразные действия, многие из которых являются неадекватными. Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несфомированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики

Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте.

К трём годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с нарушением слуха

В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, становятся более яркими.

У дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти мышления. (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина).

У дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность.

В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно – действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормального развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получившими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно – образных задач».

Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности.

Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.

В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объёме грудной клетки. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. (А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой). Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием, более простых форм действий.

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.

У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия, замедлена его скорость.

В исследованиях Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения рече вого развития . При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.

У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.) Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.

Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, С.Я. Рубинштейн и др.). Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, полюсны., часто неадекватны и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.

У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.

Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении.

Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.

В России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.

Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

Основными задачами специальных учреждений являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.

Процесс обучения детей с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. 
Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.

Содержание обучения адаптировано с учетом возможностей детей. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.

Усвоение учебного материала детьми с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами.

Помимо предметов общеобразовательной подготовки вводятся специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи, дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.

Заключение

Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.

Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Список литературы

1. Основы олигофренопедагогики/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. – М., 1985.

3. Специальная педагогика / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4.Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. –2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Источник