Особенности психофизического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью
ДЕТИ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
2.1. Психолого-педагогическая характеристика и образование детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Если
слепой млн глухой ребенок достигает в
развитии
того же, что и нормальный, то дети с
дефектом
достигают этого иным
способом, на ином пути, иными средствами,
и
для педагога особенно
важно знать своеобразие пути, по которому
он должен
провести ребенка.
Л. С. Выготский
2.1.1.
Клинико-психолого-педагогичеекая
характеристика детей
с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения
интеллектуальной сферы детей могут
носить различ-мый
характер и иметь большое количество
вариантов проявления. Дети
с интеллектуальной недостаточностью
в форме умственной отсталости
составляют от 1 до 3% от общей детской
популяции.
Под
умственной
отсталостью понимают
стойкое нарушение познавательной
деятельности в результате органического
поражения
клеток коры головного мозга. Однако
следует помнить, что не само
по себе органическое нарушение коры
головного мозга формирует
умственную отсталость, «оно лишь дает
толчок личностно-соцпалмюму
процессу, который ведет к умственной
отсталости во iiccii
ее сложной совокупности» (И.А. Коробейников).
Некоторые исследователи
считают «дискуссионным положение об
исходно низком уровне познавательной
активности умственно отсталого ребенка,
возникающем и сохраняющемся как
непосредственный результат
органического неблагополучия головного
мозга» (И.А. Коробейников,
П.Г. Петрова, О. Шпек).
104
Степень
выраженности нарушения существенно
зависит от тяжести
постигшей ребенка вредности, от ее
преимущественной локализации,
от времени начала воздействия. Чем в
более ранние сроки возникло
нарушение, тем тяжелее оказываются
последствия.
Интеллектуальная
недостаточность в зависимости от времени
воздействия патологического фактора
может проявляться в форме олигофрении,
которая
возникает на более ранних этапах
онтогенеза (до трех лет), или деменции
(распад
психики) — на более поздних этапах
онтогенеза (после трех лет) как следствие
органических заболеваний мозга и
травм.
Деменция
может явиться следствием органических
заболеваний
мозга и травм и быть выражена в двух
вариантах: резидуалышя
(остаточная)
и прогредиентная
(прогрессирующая).
Характерными
признаками деменции являются несоответствие
между запасом знаний и возможностью их
реализации; выраженные нарушения
работоспособности,
памяти, внимания, регуляции поведения,
мотивации.
Клипико-психологическая
структура нарушения при олигофрении,
как отмечал В.В.Лебединский, обусловлена
явлениями необратимого
недоразвития мозга в целом с преимущественной
незрелостью
его коры как образования, наиболее
сложного и наиболее поздно
созревающего в онтогенезе. При олигофрении
отсутствует нарастание
интеллектуального нарушения.
В
тесной связи с указанными особенностями
находятся сформулированные
Г.Е. Сухаревой два основных
клинико-психологиче-ских
«закона» олигофрении: тотальность
нервно-психического недоразвития
и его иерархичность.
Понятие
«тотальность» означает, что в состоянии
недоразвития находятся все нервно-психические
и в определенной мере даже соматические
функции, «начиная от врожденной
песформированно-сти ряда внутренних
органов (порок сердца, нарушение строения
желудочно-кишечного
тракта и других систем), недоразвития
костной,
мышечной и других систем, несформированности
сенсорики и моторики,
элементарных эмоций, и кончая недоразвитием
высших психических
функций, таких как речь, мышление,
формирование личности
в целом» (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский,
В.Г. Петрова, Б.И.
Пинский и др.).
Ранее
для определения глубины интеллектуального
нарушения
в отечественной дефектологии использовалась
классификация,
в соответствии с которой выделялись
степени: дебилыюгть,
105
имбецилыюсть,
идиотия. Отказ от уничижающей терминологии
потребовал
изменения понятий. Сейчас на основе
«Методических рекомендаций
по использованию Международной
статистической классификации болезней
и проблем, связанных со здоровьем,
десятого пересмотри» (МКБ-10, 2002)
выделяются четыре степени интеллектуал!.пой
недостаточности:
легкая;
умеренная;
тяжелая;
глубокая.
Специфика
психического развития у детей с любой
степенью интеллектуальной недостаточности
определяется глубиной нарушения
и проявляется с первых дней жизни. Первым
тревожным для
родителей сигналом должна быть задержка
в формировании локомоторных
функций: держать голову, сидеть, стоять,
ходить такие
дети начинают значительно позднее, чем
их нормально развивающиеся
сверстники. Эта задержка у многих детей
бывает довольно существенной и может
захватывать не только первый, но и второй
год
жизни.
Развитие
детей с
легкой степенью интеллектуальной
недостаточности
характеризуется такими особенностями:
позже
начинают ходить, говорить, в более
поздние сроки овла
девают
навыками самообслуживания;неловки, физически
слабы, часто болеют;мало интересуются
окружающим (не исследуют предметы,
не
стремятся узнать о них у взрослых,
равнодушны к процессам и яв
лениям,
происходящим в природе и социальной
жизни);активный
(также как и пассивный) словарь беден,
фразы одно
сложны;
не могут передать элементарное связное
содержание; не
понимают конструкций
с отрицанием, инструкций, состоящих
из
днух-трех
слов; им трудно поддерживать беседу,
так как они не всег
да
достаточно хорошо понимают вопросы
собеседника;без
коррекционного обучения к концу
дошкольного возраста у
;>тих детей
формируется только предметная
деятельность, игровая
деятельность
не становится ведущей;м
младшем дошкольном возрасте преобладают
бесцельные дей
ствия
с игрушками (несет кубик в рот, бросает
куклу), к старшему
дошкольному
возрасту появляются предметно-игровые
действия
(укачивание
куклы, катание машины), процессуальная
игра — мно
гократное повторение
одних и тех же действий;
106
игровые
действия не сопровождаются эмоциональными
реак
циями
и речью;сюжетно-ролевая
игра самостоятельно без специального
кор
рекционного
обучения не формируется; нормально
развивающиеся
сверстники
не принимают такого ребенка в игру, так
как он не умеет
играть;в
условиях обычного детского сада
испытывают стойкие труд
ности
в усвоении программного материала на
занятиях по форми
рованию
элементарных математических представлений,
развитию
речи,
ознакомлению с окружающим, конструированию;в
основном сохранно конкретное мышление,
способны ори
ентироваться
в практических ситуациях; у большинства
из них
эмоционально-волевая
сфера более сохранна, чем познавательная,
они
охотно включаются в трудовую деятельность.
Особенности
развития детей с умеренной
степенью интеллектуальной
недостаточности (В.И. Лубовский, В.Г.
Петрова и др.) в общих
чертах таковы:
в
младенческом возрасте начинают позже
держать голову
(к
четырем-шести месяцам и позже),
самостоятельно переворачи
ваться,
сидеть;овладевают ходьбой
после трех лет;практически
отсутствуют гуление, лепет; не
формируется
«комплекс
оживления»;речь
появляется к концу дошкольного возраста
и представляет
собой
отдельные слова, редко фразы, значительно
нарушено зву-
копроизиошеиие;
речевое развитие примитивно, собственная
речь
бедна,
хотя понимание речи на бытовом уровне
относительно со
хранно;существенно
страдает моторика, поэтому навыки
самообслу
живания
формируются с трудом и в более поздние
сроки, чем у нор
мально
развивающихся детей;познавательные
возможности резко снижены: грубо
нарушены
Ощущения,
восприятие, намять, внимание, мышление;
они неспо-
. собны к
самостоятельному понятийному мышлению.
Дети
с умеренной степенью интеллектуальной
недостаточности i
Признаются инвалидами детства. Эти дети
способны овладеть навыками общения,
социально-бытовыми навыками, грамотой,
счетом, [некоторыми сведениями об
окружающем мире, научиться какому-гЛибо
ремеслу. В то же время они не могут вести
самостоятельный |
образ жизни, нуждаются в опеке.
107
Анализ
опыта работы с такими детьми показал,
что в дошкольном возрасте
они могут посещать специальные детские
сады для детей с интеллектуальной
недостаточностью, а затем могут быть
приняты в
специальные школы (вспомогательные
школы, второе отделение вспомогательной
школы).
Тяжелая
степень интеллектуальной
недостаточности характеризуется
неадекватной реакцией на окружение,
поздним появлением навыков
стояния, ходьбы, относительно поздним
появлением лепета
п первых слов, слабым интересом к
окружающим объектам и игре.
Таким детям недоступно осмысление
окружающего, речь разминается крайне
медленно и ограниченно или не развивается
вообще, наблюдаются тяжелые нарушения
моторики, координации движении,
точности и темпа произвольных движений,
пространственной ориентировки,
медленно и трудно формируются элементарные
навыки самообслуживания, в том числе
гигиенические. Дети этой категории
составляют примерно 14-15% от общего числа
детей с интеллектуальными
нарушениями.
Дети
испытывают выраженную моторную
недостаточность, проявляющуюся
в бедности, однообразии движений, резкой
их замедленности, неловкости, а в
случае преобладания процесса возбуждения
отмечается беспорядочность движений,
нарушение их координированное™,
последовательности.
Восприятие
характеризуется недифференцированностью,
глобальностью.
В мышлении детей отмечается отсутствие
или слабость смысловых
связей, трудность их установления,
инертность, узкая конкретность,
чрезвычайная затрудненность обобщений.
У
детей с умеренной и тяжелой степенями
интеллектуальной недостаточности
исследователи отмечают большую
сохранность эмоциональной
сферы, чем интеллектуальной. Именно
поэтому в организации
обучения таких детей первостепенным
является преодоление сенсорного и
эмоционального дискомфорта, беспокойства,
треноги,страха.
Глубокая
степень интеллектуальной
недостаточности характеризуется
грубыми нарушениями общей моторики,
поздним формиро-напием, а иногда и
несформированностью локомоторных
функций, пелдскна
шоетыо реакций на окружающее, сложностью
(невозможностью)
овладения простейшими гигиеническими
навыкам и навыками
самообслуживания, отсутствием связной
речи.
Нес
дошкольники с интеллектуальной
недостаточностью в форме умещенной
отсталости проявляют отсутствие
или
значительное
снижение
интереса к окружающему, общую
патологическую инерт-
108
ность
(не интересуются игрушками, подвешенными
над кронаткой, не пытаются их схватить).
Замедляется формирование предметного
восприятия.
Это обстоятельство, а также отсутствие
качественного общения
со взрослыми сказываются на развитии
фонематического восприятия, артикуляции,
своевременности появления лепета.
Таким образом, можно говорить о
снижении формирования предпосылок
развития речи. Как отмечает И.А.
Коробейников, наиболее жесткое
блокирование познавательной активности
может происходить
в дошкольный и школьный периоды, когда
приоритеты в коррекционно-развивающей
работе связываются с задачами развития
умственных действий и операций,
формированием учебных знаний,
умений и навыков.
Исследователи
В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная
и
другие отмечают у детей с интеллектуальной
недостаточностью отставание
в темпе развития наглядно-действенного
мышления (до
конца дошкольного возраста у них
фактически отсутствует возможность
решения наглядно-образных задач),
по-иному, чем в норме,
складывается соотношение наглядного
и словесно-логического мышления.
Следует отметить большую успешность
таких детей в
социальном развитии, чем когнитивном
(И.А. Коробейников, О.
Шпек). .
Основная
черта детей,
имеющих нарушения интеллектуального
развития, — неспособность к самостоятельному
понятийному мышлению.
Стойкие нарушения познавательной
деятельности отчетливо обнаруживаются
в сфере познавательных процессов,
особенно
— в словесно-логическом мышлении. Имеет
место не только отставание
от нормы, по и глубокое своеобразие и
личностных проявлений,
и познавательной сферы. Одни психические
процессы у умственно
отсталых детей оказываются нарушенными
более резко, другие остаются относительно
сохранными.
Исследования
эмоциональной сферы детей с интеллектуальной
недостаточностью, проведенные под
руководством В.Г. Петровой, показали,
что в подростковом возрасте проявляется
болезненное
переживание чувства собственной
неполноценности, нередко осложняемое
инфантилизмом. Ученики слабо контролируют
сноп эмоциональные проявления и часто
даже не пытаются этого сделать. Для
этой категории детей (особенно для
младших школьников) характерна
незрелость мотивационно-потребностной
сферы, слабая
выраженность и кратковременность
побуждений к деятельности,
недостаточность социальных потребностей.
109
Игра
детей с интеллектуальной недостаточностью
в форме умственной
отсталости имеет ряд специфических
черт: действия с предметами
стереотипны, формальны, остаются на
уровне манипуляций;
отсутствует замысел, нет элементов
сюжета; интерес детей к
предметам, игрушкам оказывается
кратковременным, так как побуждается
лишь их внешним видом; дети не используют
предметов-заместителей
(не могут замещать действия с реальными
предметами
изображением действий или речью); к
школьному возрасту предметная
деятельность фактически не возникает.
С
точки зрения развития речи исследователи
отмечают, что дети дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью
в форме
умственной отсталости представляют
собой весьма неоднородную
категорию. Среди них имеются дети, совсем
не владеющие речью, и дети с формально
достаточно хорошо развитой речью. Но
нсех
их объединяет ограниченное
понимание обращенной речи, привязанность
к данной ситуации, с
одной стороны, и
оторванность речи от
деятельности, с
другой. Речь не отражает истинных
интеллектуал ьных возможностей
ребенка, не может служить полноценным
источником
передачи ребенку знаний. Фразовая речь
аграмматична, нарушена
ее связность. Пассивный словарный запас
значительно преобладает
над активным, длительное время сохраняется
ситуативное
значение слов, нарушено формирование
как регулирующей, так
и коммуникативной функций речи.
Говоря
о формировании личности дошкольника с
интеллектуальной
недостаточностью, исследователи отмечают
большие отклонения
как в сроках и темпах развития, так и в
качестве, так как
нарушается формирование предпосылок,
обеспечивающих нормальное
формирование личности у
его сверстников. Среди них: непроизвольность
поведения, негативные реакции на
замечания, порицания,
неудачу. Систематическое переживание
неуспеха ведет к формированию
патологических черт личности — к отказу
от всякой
деятельности, пассивности, замкнутости,
агрессивности или, наоборот,
заискиванию перед взрослым или более
сильным. Появляются угодливость,
негативизм, озлобленность (Б.П. Пузанов
и
др.).
11рлнилы1ая
организация жизни ребенка с интеллектуальной
недостаточное тыо, предполагающая
оказание ранней коррекционной помощи
и определение адекватной модели обучения
и воспитания, может
к значительной степени скорригировать
имеющиеся дефекты
и предупредить возможные наслоения
вторичного и третичного порядка.
ПО
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Реферат по теме:
Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта.
Выполнила:
Сухачева Д.В
2015 год
Оглавление
1.Введение
2. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта
2.1.Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта
2.2. Психическое развитие детей с нарушением интеллекта
2.3. Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарущениями интеллекта.
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Проблема воспитания и обучения детей с отставанием в развитии является одной из самых актуальных в современном обществе.
В настоящее время очень много детей с отстающим развитием, которые нуждаются в квалифицированной помощи и просто дружеской поддержке со стороны общества.
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта
Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Большинство среди умственно отсталых составляют лица имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита, менинго-энцефалита) произошёл распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией.
Н. М. Назарова обращает внимание на то, что интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребёнка четырёх лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга, может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.
Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжёлой степени.
Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.
Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.
Согласно международной классификации, выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.
Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе целесообразно соотнести ее с современной классификацией.
Дебильность – легкая степень умственной отсталости, встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения( в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д. Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу
Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.
Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, давая возможность самореализоваться.
Идиотия – глубокая умственная отсталость, выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Лицам с глубокой умственной отсталостью даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.
Чаще всего они определяются в интернатные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития и труда, где за ними осуществляется уход.
Психическое развитие детей с нарушением интеллекта
Дети с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «олигофрения», с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.
В младенчестве у них в иные сроки, чем у нормально развивающихся детей, формируются навыки прямостояния: они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально – эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5 – 6 месяцам и позже (при нормальном развитии – к 2 – 3 месяцам). Она кратковременна
Развитие хватания и установление глазодвигательных координаций у младенцев с нарушением интеллекта протекает в более поздние сроки, поэтому окружающее его предметное пространство ребёнок начинает осваивать позже. Стёртость эмоциональных реакций, отсутствие интереса к окружающему миру тормозят развитие манипулятивной и предметной деятельности.
Таким образом, у малыша с нарушением интеллекта к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста.
Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребёнка, тем заметнее отставание в сроках становления новообразований этого возрастного периода.
В раннем возрасте, не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить, у некоторых становление этой функции задерживается до 2 – 3 лет. Походка длительное время остаётся неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.
У малышей с нарушением интеллекта более продолжительное время, чем у нормально развивающихся сверстников наблюдается полевое поведение, слабый интерес к предметному миру. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность. Дети проявляют кратковременный интерес к игрушкам, не овладевают способами обращения с ними, совершают стереотипные, однообразные действия, многие из которых являются неадекватными. Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несфомированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики
Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте.
К трём годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.
В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, становятся более яркими.
У дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти мышления. (Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина).
У дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность.
В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.
Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно – действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормального развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получившими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно – образных задач».
Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности.
Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.
В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объёме грудной клетки. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. (А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, В.М. Мозговой). Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием, более простых форм действий.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.
У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия, замедлена его скорость.
В исследованиях Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения рече вого развития . При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петрова и др.) Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. (Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, С.Я. Рубинштейн и др.). Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, полюсны., часто неадекватны и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.
У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.
Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении.
Особенности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.
В России действует широкая сеть специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушением интеллекта.
Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей проводится в присутствии родителей (или лиц, их заменяющих). Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.
Основными задачами специальных учреждений являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьников с нарушением интеллекта, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и возможности их обучения, оно продолжается девять – одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.
Процесс обучения детей с нарушениями интеллекта – это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе.
Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Содержание обучения адаптировано с учетом возможностей детей. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучается.
Усвоение учебного материала детьми с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами.
Помимо предметов общеобразовательной подготовки вводятся специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально – бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи, дети знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту.
Заключение
Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Список литературы
1. Основы олигофренопедагогики/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. – М., 1985.
3. Специальная педагогика / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. –2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч.ред.рус.текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Источник