Особенности психофизического развития ребенка на первом году жизни
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ЛЕНИНА».
РЕФЕРАТ ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
ТЕМА: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ».
Выполнила студентка 1 курса
105 группы заочного отделения:
Чешская Н.А.
Проверила: Холмогорова Н. В.
МОСКВА 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ: стр.
Введение………………………………………………………………3
Развитие движений…………………………………………………..4
Сенсорные процессы…………………………………………………6
Коммуникативные отношения………………………………………8
Развитие речевой функции………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………11
Используемая литература……………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ.
1-ый год жизни ребенка- это период интенсивной адаптации организма к новым условиям существования, период формирования всех органов и систем. Именно в этом возрасте начинается развитие высших психических функций, ребенок учится активно взаимодействовать с окружающей средой.
У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.
Высокая степень иррадиации нервных процессов во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон. К моменту рождения ребенка многие периферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, которая обеспечивала бы изолированное проведение нервных импульсов. В результате возбуждения с одного нерва легко переходит на соседние. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к трём годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5-10 лет.
Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.
По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции нервных процессов. У них отмечается неустойчивость внимания, доминантный очаг возникает быстрее и легче, но он менее устойчив, чем у взрослого. Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка.
Координация рефлекторных реакций у детей и подростков совершенствуется в ходе онтогенеза и только к 18-20 годам этот процесс завершается.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ.
Движения ребенка первых месяцев жизни прежде всего направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными , как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.
1 МЕСЯЦ. Первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела, беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения, непроизвольные ползательные движения.
2 МЕСЯЦА: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.
3 МЕСЯЦА: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, переворачивается со спины на бок и на живот, при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки. Непроизвольное ползание исчезает, начинает удерживать предметы «в кулачке», ребенок моргает, если объект приближается к лицу, может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 минут, переворачиваться, движения рук более свободны и целесообразны, младенец смотрит на свои руки, стремится удержать предмет в поле зрения.
4 МЕСЯЦА: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушку; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.
5 МЕСЯЦЕВ: ребенок самостоятельно сидит 1-5 минут; поворачивается с живота на спину ; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения; увеличивается число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата предмета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со значительным мышечным напряжением.
6 МЕСЯЦЕВ: происходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. Шестимесячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоление которого открывает перед ребенком новые возможности.
7 МЕСЯЦЕВ: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки), сидит , тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки, бросает и поднимает игрушки, поднимается на четвереньки, встает на колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.
8 МЕСЯЦЕВ: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит, самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.
9 МЕСЯЦЕВ: отмечаются попытки стоять самостоятельно без опоры ; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение , совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.
10 МЕСЯЦЕВ: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой ( первые шаги без опоры) ; улучшается координация движения рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.
11- 12 МЕСЯЦЕВ: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится , ложится, встает, координирует движения рук; наблюдается предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта; появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания. Таким образом, в течении первого года жизни идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями , формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития.
СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Период развития ребенка до года, характеризуется чрезвычайно интенсивным и быстрым созревание мозговых структур, что определяет существенные изменения поведения ребенка, его общение с окружающим миром, формирование начальных процессов его познавательной деятельности. На этом этапе выделяют три периода, существенно различающихся по степени зрелости мозга и его функциональным возможностям : период новорожденности (первые 10 дней), первое полугодие, второе полугодие.
К моменту рождения ребенка наиболее зрелым являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции и необходимые приспособительные рефлексы: пищевые (сосание), защитные ( мигание, зажмуривание).
В период новорожденности выражены и рефлексы, свойственные животным ( атавистические) . Это рефлексы Бабинского ( отведение большого пальца ноги при раздражении подошвы), хватательный рефлекс, настолько сильный, что ребенок может удерживать собственный вес. В течение первых недель жизни атавистические рефлексы быстро угасают. Их наличие у новорожденных связанно с незрелостью коры полушарий, наиболее поздно созревающей в онтогенезе.
Кора больших полушарий новорожденных характеризуется наличием слабо дифференцированных нейронов с малым числом слабо ветвящихся дендритов и соответственно небольшим числом синаптических контактов. Вставочные нейроны, обеспечивающие межнейрональные взаимодействия, не сформированы. В шкале функциональных состояний преобладает сон и присутствуют лишь кратковременные периоды бодрствования, связанные либо с необходимостью удовлетворения биологической потребности , либо определены дискомфортом, вызванным внешними , а чаще внутренними раздражителями.
В соответствии с теорией системогенеза П.К.Анохина уже у новорожденных начинают функционировать определенные элементы коры больших полушарий, обеспечивающие контакты с окружающим миром, а именно проекционные области коры, воспринимающие сигналы внешнего мира.
У человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный .
Реакция на движение запускается наиболее рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на ее периферии и совершенствуется до 6- месячного возраста. С первых дней жизни отмечаются только горизонтальные следящие движения. В основном у новорожденных они носят асинхронный характер и лишь иногда, наблюдается содружественное движение глаз, говорящее о бинокулярной фиксации, обычно стабильно регистрируемой к 1 месяцу жизни. Зрительная сенсорная система, чрезвычайно важна для обеспечения контактов младенца с внешним
миром, претерпевает существенные изменения в первом полугодии.
В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки.
С 3-х месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 месяцам созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 месяцам красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 месяцев проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания- переводу взгляда на объект и его фиксация, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте.
2-3 месячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка 1-го года жизни. Для него характерно ускоренное формирование сенсорных процессов, на что указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка. Существенно укорачивается его латентный период, как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и расширению оперативных возможностей системы. Усложняется форма ответа, в его состав включаются дополнительные компоненты, что отражает усложнение процессов обработки информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения.
С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемы и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невропатолога.
Ранее узнавание лица матери базируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации — звуковой (голо), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельный (запах) . кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложности конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает лицо. Изображение с измененными чертами и контуры без деталей не вызывают столь заметный эффект.
На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения новорожденного. Первая экспрессивная звуковая реакция-крик, информирует мать о состоянии ребенка и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.
Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.
Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 месяцев жизни становится эмоциональное сопровождение. Это комплекс оживления, включающий в себя движение, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. Так, возможно различения признаков предметов в 3-месячном возрасте достоверно и положительно коррелирует с показателями шкалы умственного развития в 2 года. Проявление зрительного внимания (длительность фиксации) в 5-7 месяцев надежно предсказывает уровень интеллектуального развития в 5 и 7 лет.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ.
С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.
Речь формируется на основе развивающихся сенсорных механизмов внимания и эмоционально-потребностной сферы ребенка в процессе его общения со взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному переходу с 2 мес к попыткам подражательных звуковых реакций, возникающих на основе эмоционального возбуждения. Помимо этого возникает и повторение собственных звуков.
Развивающие гуканье и гуление включают определенные артикуляционные процессы , отрабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений. Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется.
Расцвет гуления приходится на 4-6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно.
Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первостепенное значение для развития ребенка в этом возрасте.
К 6- месячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и не проекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры, нарастает синаптогенез; так что число синапсов в 6-8 мес. превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем волокон, появляются гнездные группировки нейронов, что способствует совершенствованию обработки информации.
Регуляция поведения развивается в общении со взрослыми и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функции. Во втором полугодии жизни в процессе общения со взрослыми, как носителем определенного языка лепет младенца начинает приобретать языково-специфические черты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Эмоциональное общение с ребенком способствует развитию у него не только коммуникативных способностей, но и понимания речи. Показ и называние младенцу предметов и действий, осуществляемых с ними, приводит к формированию у него связи между названием предмета и самим предметом к концу 1-го года жизни. Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. Формируются первые речевые реакции. К 1 году активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.
Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в отношении функциональных приобретений в перцептивно – когнитивно — эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии зрительного восприятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.
Используемая литература:
М.М. Безруких; В.Д.Сонькин; Д.А. Фарбер; ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.- М., 2003.
З.В.Любимова; К.В.Маринова; А.А.Никитин ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Часть 1. –М., 2004
Р.И.Айзман; В.М. Ширшова ; ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ. – Новосибирск, 2004.
2.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни
Большая зависимость развития ребенка первого года жизни (ребенка) от действий взрослого человека, прежде всего родителей, является особенностью этого этапа. Поэтому постоянное взаимодействие и общение с родителями — необходимая потребность ребенка уже в первые дни жизни, источник ее дальнейшего развития. Быстрый темп и неравномерность развития определяют распределение этапа первого года жизни на качественно различные периоды с выделением в каждом периоде умений, которые имеют важное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения являются ведущими, и именно на них должно быть направлена воспитательная действие взрослых. Для диагностики детей данного возраста подбирается диагностический материал небольшого объема, так диагностирования проводится в форме игры со взрослым по признаку наглядно-действенном мышлении.
В периоде новорожденности (первый месяц жизни) можно выделить характерные основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого режима кормления, воспитание положительных и предупреждения негативных привычек (сосание пальцев, колыхание, беспорядочное кормление и др.) .К концу первого месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрости — в дневное. С конца периода новорожденности до 3 месяцев увеличивается продолжительность бодрости, формируется четкое чередование сна и бодрствования, воспитывается позитивное отношение к кормлению, заключение спать, гигиенических процедур. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных и соответствующих эмоционально-положительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на игрушке, висящей, на лице взрослого, предмете, что движется. Ребенок прислушивается к звукам (речи, пения, звучание погремушки), развивается речевой слух «, умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать раздражители на расстоянии.
В начале 2-го месяца появляется улыбка при общении со взрослым, начинает формироваться ведущая деятельность — эмоциональное общение со взрослым, что до 6 месяцев перерастает в основную форму — личностное общение. Общение характеризуется неразрывностью их единства, в которой взрослый выступает условием развития младенца, посредником между ребенком и окружающим миром.
На 3-м месяце младенец способно удерживать головку, формируется комплекс оживление: радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, воспроизводит звуки (кричит, бормочет).
В возрасте 4-х месяцев продолжает увеличиваться продолжительность бодрости, формируется позитивное отношения к процессам, развивается активность при кормлении. Ведущими в этом возрастном периоде является дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, на основе которых позже формируется понимание речи, предметная деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце усовершенствуются наблюдательность, слуховая и зрительная сосредоточенность в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука (локализует звук в пространстве), продолжает рассматривает предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка, привлекшая внимание. Это формирует способность детей наблюдать и общаться друг с другом.
В 4-5 мес. ребенок способен различать интонацию обращенной речи, мелодию (танцевальную, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другую близкого человека. До 5 мес. ребенок реагирует на новую обстановку: в незнакомых условиях, увидев чужих людей, перестает улыбаться, продолжалось и напряженно их рассматривает, может заплакать. Если с ним строго говорят, она хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 месяцев ребенок по звучанию узнает свое имя.
Ведущими в возрасте 4-6 месяцев является развитие движений руки: ее основные функции — умение хватать, держать, ощупывать, до 5 мес. — Акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес. ребенок сам берет игрушки и манипулирует ими. На основе этих движений формируются игровые действия с предметами; ребенок познает окружающую, приобретает жизненный опыт. Движения руки во многом способствуют формированию умений в процессе кормления и основных движений во втором полугодии.
В этот период ведущим является развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепет. В 4 мес. ребенок подолжает гулить. До 5 мес. это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. До 5-6 мес. ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небе — [н, б, т, д, н] и др.) и первые слоги — сочетание громкого и губного или небе согласного звука [па, ба, ма] и др., т.е. является лепет. При этом большую роль играет артикуляционный аппарат и слуховое сосредоточение в развитии речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произнесенные взрослым, слушает сама себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесения первых слов во втором полугодии жизни.
Итак, доречевой период, которым считается возраст от 0 до 8 месяцев жизни ребенка, является основным в формировании психофизиологических основ речи и характеризуется возникновением крика и лепет, обеспечивающих подготовку для речевого восприятия и воспроизведения речи.
До 6 мес. ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке. К концу первого полугодия ребенок может играть самостоятельно, активно и длительно. б
В возрасте 7-9 мес. длительность бодрости увеличивается до 2-2,5 ч. Ребёнок переходит на режим с тремя периодами дневного сна. По мере развития усложняется его поведение в режимных процессах. Она пьет из чашки, которую держит взрослый, а в 9 мес. придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба. Ведущими в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего, овладение ползанием. До 7 мес. ребенок хорошо ползает. Это меняет ее поведение, она становится более активной и самостоятельной, начинает ориентироваться в окружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.
До 8мес. ребенок приобретает вертикального положения, умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась за барьер. В период 7-9 мес. он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движений, влияет на активное вещание. До 7 мес. ребенок по просьбе взрослого ищет взглядом предмет, находящийся в постоянном месте. С 8 мес. она находит названые взрослым предметы, начинает выполнять на его простые действия (без показа) — «Ладушки-ладушки», «пока-пока». До 9 мес. она понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя указательный жест, знает свое имя, по просьбе дает игрушку, которая находится у нее в руках. Ребенок понимает слова-названия режимных процессов, выполняет по просьбе взрослого движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Вещание взрослого начинает регулировать действия ребенка. В этом возрасте развивается способность подражать речи и действия с предметами.
В возрасте 10-12 мес. ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Она еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается, до 12 мес. ходить не держась, продолжалось, в разных направлениях.
Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. До 10 мес. он по просьбе взрослого находит и приносит знаком в игрушку, если она в поле ее зрения, до 11 мес. находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес. по просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне немного различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цветов и др.). К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает слово «нет», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным влиять через вещание на его поведение. Увеличивается число понятных слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др. Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо».
В период 10-12 мес. формируется активное вещание, ребенок овладевает первыми словами. В основе их произнесения лежит понимание речи, способность лепетать и подражать. До года ребенок произносит около 10 простых слов, которыми она начинает обозначать определенные понятия. Ребенок много лепечет, сопровождая лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подков укрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 мес. ребенок учится выполнять действия за показом и словом взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Она накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, качает по желобку шара. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом; ребенок учится переносить действия, освоены с одним предметом, на другие. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком. Его действия становятся устойчивыми: она стремится достижения цели, радуется полученному результату. Наблюдается подражания взрослому в действиях и с сюжетными играми с игрушками. Он по просьбе взрослого воспроизводит то, чему его научи ли: катает машину, кормит куклу и др. Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения.
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 523998
Количество таблиц: 12
Количество изображений: 0
… уровень развития. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой. 2.2 Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, …
… Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду 2.1 Программа исследования Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего …
… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …
… – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его способностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. 1.3 Психолого-педагогические условия развития внимания в дошкольном возрасте Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В.В. Зеньковский, рассматривая внимание в детском возрасте отмечает, что в первые месяцы жизни для ребёнка …