Особенности психофизического развития ребенка 1 класса
Специфика возрастного психофизического развития
учащихся 1 класса
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Учёба — это серьёзный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.
Наиболее сложный период — начало школы, 1 класс. Приспособление к школе длится 1,5 месяца, а порой и дольше. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его психическому и физическому здоровью.
Зачастую педагоги предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая их возрастных, индивидуальных особенностей. А ведь именно мы должны знать и учитывать психофизиологические особенности школьников семилетнего возраста и донести наши знания до родителей для сохранения физического и психического здоровья, а также для благоприятной динамики работоспособности ребёнка.
Мы все изучали этот вопрос в институтах и педучилищах, но порой даже самая важная информация может со временем стереться из памяти. Давайте ещё раз вспомним, какими особенностями психофизического развития обладает ребёнок 6,5 – 7 лет, который пришёл к нам в 1 класс.
Начнём с физиологических особенностей первоклассника.
Надо отметить, что возраст первоклассника – это возраст спокойного и равномерного физического развития. К 1 классу скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если до школы ребёнок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 лет — лишь на 2-3 см. При этом рост идёт в основном за счёт туловища, и тем самым пропорции тела сохраняются неизменными.
Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребёнка расходует от 1000 до 3000 килокалорий в сутки. Именно в этом возрасте начинается отчётливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создаёт дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.Избыток жирных и сладких продуктов, недостаток в рационе овощей, фруктов, витаминов приводит к тому, что сегодня у 24% детей наблюдается избыточный вес.
Следует знать, что в этом возрасте начинаются важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких.
В 6-7 лет идёт интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Формируются все изгибы позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой — это важнейшие условия нормального физического развития ребёнка, его осанки, условий всей дальнейшей работоспособности.
Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст от 7 до 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы.
Кроме того, не закончено формирование и костей грудной клетки. Если ребёноксидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании, то это тоже может привести к нарушению осанки. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.
Задачи учителя 1 класса:
- следить за соразмерностью мебели;
- следить за весом ранца;
- наблюдать за осанкой детей;
- наблюдать за двигательной активностью.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запястья — к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
При выполнении графических заданий важно следить:
- за правильным положением тетради;
- за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть-чуть расслаблены);
- важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;
- за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, переключение.
Необходимо помнить:
- не следует перегружать ребёнка письменными заданиями (родители часто переусердствуют);
- желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;
- следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование — развитие мускульной памяти).
К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90% веса мозга взрослого человека.Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.
К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (т. е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спрашиваете у ребенка дошкольного возраста, как назвать одним словом: груша, слива, яблоко, абрикос, то некоторые дети вообще затрудняются найти или им требуется много времени для поисков, а семилетний ребенок без труда находит подходящее слово — «фрукты».
К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, мозг ребенка «левеет», что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.
Увеличивающиеся лобные доли мозга играют большую роль в формировании высших и сложных функций психических функций человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение — это основа сдерживания, самоконтроля. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакцийи становится более заметной, чем у дошкольников. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека.
Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении.Однако склонность к возбуждению очень велика — отсюда непоседливость младших школьников.Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.
Кроме физиологических особенностей первоклассника, необходимо помнить об особенностях его психического развития. При поступлении в школу у него меняется тип ведущей деятельности: ролевая игра, в которой преимущественно развивался дошкольник, уступает место учению — строго регламентированной общественно оцениваемой деятельности. Именно она и становится основным фактором психического развития первоклассника.Кроме того, перестройка его внешней жизни сопровождается перестройкой внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребёнок научается управлять ими – управлять восприятием, вниманием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением.
Восприятие.
У учащихся 1 класса процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета.
Восприятие первоклассников отличается слабой дифференцированностью.Часто они путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы 3 и Э. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.
В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. В 1-м классе восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе.У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать.Учащиеся же 2 – 3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме.
Внимание.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
В 1 классе только начинается развитие произвольного внимания. Организованная учебная деятельность требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Преобладающим видом внимания младших школьников остается непроизвольное внимание, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей само собой, без всяких усилий с их стороны. Они не могут еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что в данном возрасте преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).
А вот развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного и уместного использования наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.
Первоклассники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ученик не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.
Внимание во многом определяется темпераментом. У детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.
Однако, у детей всех темпераментов отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость, характерная для 7 – 8-летних детей. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости процесса торможения.
Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в лучшем случае примерно 30 минут. Они не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности.
Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя, то есть при пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности – 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, так как отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. В таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.
Часто мы замечаем, что уже через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если мы хотим чему-либо научить ребёнка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.
Необходимо помнить: внимание поддерживается интересом.
Память.
У первоклассников более развита наглядно-образная, чем смысловая память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Они более склонны к механическому запоминанию. Для них характерно дословное заучивание и воспроизведение учебного материала без его преобразования, без попыток передать его содержание своими словами.Это объясняется, во-первых, тем, что механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, дети еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда ставят задачу запомнить (что запомнить дословно, а что — в самых общих чертах). И учитель не всегда помогает детям в этом, говоря, что воспроизвести материал надо правильно и полно. А правильно и полно, по мнению учеников, и означает дословно. В-третьих, первоклассники еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. К недостаткам памяти также относится неумение правильно организовать процесс запоминания.
Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Особенности мышления.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Ребенок 7 – 8-летнего возраста обычно мыслит конкретными категориями.
Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Однако первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.
Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.
У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность.
Надо отметить, что первоклассники очень эмоциональны:
- всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
- они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
- их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
Если мы хотим чему-либо научить ребёнка, нужно создавать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант — похвала за старание выполнить задание учителя или удивление, что всё выполнено замечательно.
И особенно важно отметить, что в первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.Первые неудачи ребёнка, помноженные на непонимание и нетерпение учителя, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с нашей стороны должна быть поддержка и терпение. Недолжно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации. Ведь причины учебных неудач первоклассника зачастую могут быть не в уровне интеллектуального развития ине в поведении, а в возрастных особенностях, в резервах его организма и в состоянии здоровья.
Пожелания учителю 1 класса:
- если вы хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;
- помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
- Не понимаю, чего от меня хотят…
- Понимаю, но у меня не получается.
- Кое-что начинает получаться!
- Получается всё лучше и лучше!!!
- пусть у Вас никогда не опускаются руки;
- Вы должны верить в своего ученика!
Источник
Психолого-педагогическая характеристика
на ребенка из образовательного учреждения для врача-психиатра
Фамилия, имя, отчество ребенка Горячева Вероника Евгеньевна
Дата рождения 18.05.2010г.
Домашний адрес ул. Циолковского, 7
Статус семьи (полная, благополучная, состав семьи) — полная, малообеспеченная
Образовательное учреждение _МБОУ Тогучинского района «Тогучинская средняя школа №3»
Класс (группа)_1 «г», общеобразовательный, обучается по АОП НОО для детей с ЗПР, полная инклюзия
Оставлялся ли на 2 год нет
Особенности психофизического развития: работоспособность, развитие крупной и мелкой моторики, проявление левшества, зрительно-пространственной ориентации, особенности внимания, памяти: работоспособность достаточная; темп деятельность средний, однако, в силу несформированной критичности, может выполнить задание быстро, но неверно. Зрительно-пространственная ориентация не сформирована (путает лево-право при ориентации на себе, в пространстве; в тетрадях ориентируется только с помощью педагога). Частично называет времена года, нарушая порядок, не знает признаки времен года. Дни недели, месяцы не называет, не знает дату своего рождения. Внимание неустойчивое, рассеянное. Произвольность внимания низкая. Низкий уровень процессов хранения и воспроизведения информации, испытывает трудности при запоминании согласных букв, стихов. Низкий уровень долговременной памяти. Мелкая моторика не развита, крупная моторика недостаточна (отмечается моторная неловкость, трудность выполнения координированных действий).
Особенности обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, использует/не использует помощь: направляющую, обучающую, прямую подсказку: обучаемость выраженно снижена. Новые понятия не осваивает. Все работы выполняет путем копирования образца. Не понимает инструкцию и смысл предложенных заданий с первого раза, частично принимает обучающую помощь на уроках эстетического цикла, не переносит помощь на подобные задания. На других уроках постоянно нуждается в помощи взрослого. Навыки самоорганизации и самоконтроля не сформированы, наблюдаются трудности их формирования.
Сформированность универсальных учебных действий:
Личностные универсальные действия (сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы)_ Внутренняя позиция школьника и учебная мотивация не сформированы, наблюдаются трудности ее формирования. Соблюдает правила поведения в школе.
Регуляторные учебные универсальные действия (овладение типами учебных действий: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение)_ не принимает и не сохраняет учебную цель и задачу, планирование недоступно. Не может оценить результаты своей работы, ошибки не видит; контролировать и вносить коррективы в выполнение заданий не может. Иногда с трудом работает даже под контролем взрослого.
Коммуникативные универсальные учебные действия (учитывать позицию собеседника; высказывать свою точку зрения; организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться и приходить к общему решению; адекватно передавать информацию) не высказывает свою точку зрения; затрудняется адекватно передавать информацию; контакты со сверстниками избирательны, предпочитает простые по содержанию игры двигательного характера. Осуществляет сотрудничество с учителем при внешней организации.
Познавательные универсальные учебные действия (овладение широким спектром логических действий и операций: сравнение, обобщение, классификация, исключение; овладение общими приемами решения задач; ориентация на разнообразие способов решения задач) мышление наглядно-действенное; операции логического мышления не сформированы: не сравнивает, не обобщает, причинно-следственные связи и логическую цепочку самостоятельно не устанавливает; с помощью исключает, допуская соскальзывания по ситуативному и второстепенному признаку; аналитико-синтетическая деятельность значительно снижена(с помощью собрала фигуры до № 1 кубиков Косса). Связная речь ниже средневозрастной нормы, ответы чаще всего односложные. Мышление конкретное, часто привязано к объекту, ригидное. Результативность выполнения заданий низкая. Не способна к самостоятельной мыслительной деятельности, всегда нужна помощь педагога.
Математика(умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Сформированность вычислительных навыков, их автоматизация; умение выполнять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи: вычислительные навыки не сформированы, знает числовой ряд до 10 , обратный счет с ошибками, цифры знает, соотносит с количеством предметов. Числовые выражения решает по пальцам. Текстовые задачи не решает. Знания, умения, навыки не соответствуют программе первого класса.
Характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построениях: не понимает смысла математических действий, способ образования чисел, структуру и смысл текстовых задач, не знает состав чисел первого десятка, не выполняет геометрические построения
Литература и чтение (отношение к чтению; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; первичные умения работать с литературой; техника чтения: тип, темп, осознанность, выразительность, возможности пересказа): знает большинство букв алфавита, некоторые путает, забывает. Читает только те буквы, которые запомнила. Звуки в слоги сливает с трудом. Прочитанное запоминает плохо, затрудняется отвечать на воросы по прочитанному. Понимает услышанное частично, не может пересказать. Стихи не учит.
Русский язык (первоначальные представления о системе и структуре русского языка; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания, овладение навыками проверки написанного) пишет под диктовку знакомые буквы. Копирует любой текст, не понимая смысла. Не переводит с печатного текста на письменный( либо переводит только те буквы, которые запомнила), алфавитом в качестве подсказки пользуется(но находит только те буквы , которые помнит). не знает и не может запомнить все письменные буквы. Орфографические правила не знает, проверить скопированное не может. Языковыми понятиями владеет слабо (буква, звук, предложение). Уровень знаний не соответствует программе1 класса.
Особенности устной речи(звукопроизношение, темп, плавность, грамматическое и информационно-выразительное оформление, состояние связной речи)_звукопроизношение с небольшими дефектами, темп речи средний. Речь не очень внятная, невыразительная, Уровень развития связной речи низкий.
Социально-бытовая ориентировка: (уровень развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение пользоваться учреждениями социально-бытового обслуживания)___ культурно – гигиенические навыки сформированы(следит за своим внешним видом, учебными принадлежностями и т.п.), навыки самообслуживания сформированы
Общетрудовые умения снижены.
Особенности поведения и эмоциональных проявлений:
(преобладающее настроение ученика,способность к волевому усилию, общительность, активность, инициатива, настойчивость в работе. Эмоциональный фон всегда благоприятный из-за сниженной критичности. Активность, инициативу, настойчивость в работе не проявляет. К волевому усилию не способна. На уроках отвлекается. Контакты со сверстниками не контактирует, девочка неконфликтная. К волевому усилию способна на короткий промежуток времени, инициативы и активности в работе не проявляет.
Выводы и рекомендации специалистов: уровень знаний, умений, навыков и развития УУД не соответствует АОП НОО 1 класса для детей с ЗПР. Уровень развития основных психических процессов и речи низкий. Необходима консультация специалистов ТПМПК с целью определения программы и маршрута дальнейшего обучения.
Классный руководитель___________________ Столяренко Л.Н.
Педагог – психолог ______________________Вальд Н.Н.
Директор школы__________________________Боруто В.А.
21.03.2018 г.
Источник