Анамнестических данных о развитии ребенка

Анамнез — медицинский термин, греческого происхождения, бук­вально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребен­ка».

В процессе сбора информации и поиска ответа на практи­ческий запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о на­правленности его интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития. В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза. Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. Содержанием анамнестического метода изучения личности являются все сферы психики ребенка — познавательная, эмо­ционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, сфе­ра мотивации и т. д., данные о динамике развития. В связи с этим закономерно возникает вопрос о норме. Нормативные показатели изучаются и описываются в рамках возрастной психологии.

Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи:

1) срав­нить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические но­вообразования;

2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться насхему возрастной периодизации.

Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ является медицинское обследование, которое проводится врачами. Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез:анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Медицинский анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т.п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Социальный анамнез ребенка: выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка. Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия.

Учитель-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с ОВЗ. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с ОВЗ.

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Основная задача сбора анамнестических данных — установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 3544; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10336 — | 7993 — или читать все…

Читайте также:

Источник

В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных и других расстройств). Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.

Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявлении причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.

Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы. В предшкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.

1.Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:

• учитывается их возраст;

• профессия, место работы в период ожидания потомства;

• особенности домашнего уклада;

• количество членов семьи (полная ли семья);

• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.

Эта часть беседы оформляется как паспортная.

2.Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.

По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.

3.Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:

• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;

• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.

Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни. Например:

• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;

• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным;

• уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода;

• хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, которые приводят к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода.

Читайте также:  Центр раннее развитие ребенка екатеринбург

4.При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время:

• инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции;

• употребление лекарственных препаратов, никотина, алкогольных напитков и др.

Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило:

• так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития;

• в последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы.

5. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности:

• сроки родов (досрочно, своевременно, перенос);

• длительности родов (быстрые или затяжные);

• оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение).

А также сведения о наличии послеродовых осложнений у ребенка. В частности, при асфиксии выяснить длительность периода оживления и его способы.

6. Дальнейшие вопросы касаются оценки состояний ребенка после рождения по шкале Апгар. Уточняют массу и длину тела при рождении и состояние ребенка в период новорожденности (на какой день приложили к груди, как сосал грудь и т. п.).

7. В последующих вопросах уточняется физическое и психомоторное развитие ребенка в первый год жизни:

• не было ли срыгивания, рвоты, кишечных расстройств;

• как прибавлял в весе; был ли спокойным или крикливым;

• когда начал держать голову и сидеть;

• какие заболевания перенес.

8. Если ребенку менее трех лет, интересуются этапами дальнейшего физического, психомоторного, речевого и психического развития ребенка и уточняется степень подготовки его к посещению детского сада:

• перенесенные инфекционные болезни, вакцинации;

• особенность игрового процесса;

• интерес к общению с детьми;

• формирование элементов опрятности, самообслуживания и т. п.

9. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития:

• контактами с детьми и персоналом детского учреждения;

• условиями воспитания в детском учреждении и дома;

• формирования игрового процесса;

• интересом к прослушиванию сказок;

• запоминанием стихов; умением рисовать;

• восприятием пространства и времени;

• знанием основ грамоты и т. п.

10. Другая часть анамнеза посвящена заболеванию, по поводу которого мать обратилась к специалистам:

• уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течение и осложнения;

• время возникновения отклонений; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства;

• какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка: обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т. д.;

• в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.

Источник

ВНИМАНИЕ

Телефон для связи с отделом ОМС: +7 (812) 640-54-25

В настоящее время проводятся работы по изменению информации размещенной на рекламных конструкциях и мониторах. Актуальную информацию уточняйте у администраторов клиники или по тел.: 640-55-25

Обращаем внимание!
В настоящее время клиники «Медицентр» оказывают медицинскую помощь только в случае возникновения острого заболевания, травмы или обострения хронического заболевания.

Анамнезом называют совокупность сведений, полученных от больного или его родственников и окружающих лиц в ходе медицинского обследования. Сбор анамнеза является непременной составляющей частью осмотра и консультации.

Анамнез поможет врачу в правильной диагностике и подборе метода лечения и профилактики заболевания. В некоторых случаях сбор анамнеза позволяет врачу точно поставить диагноз, не прибегая к дополнительным манипуляциям.

Методика сбора анамнеза состоит из перечня вопросов о перенесенных заболеваниях, операциях и травмах, сведениях о начале и развитии болезни, наследственности, аллергических реакциях, условиях жизни пациента.

Известно, что психологический настрой оказывает влияние на скорость прогрессирования и результат лечения. От того, как пройдет беседа, зависит уровень психологической совместимости между врачом и пациентом.

В медицинской литературе существует определенный план сбора анамнеза:

  • жалобы, ощущения пациента;
  • проявления болезни, симптомы;
  • анамнез жизни пациента (особенности биографии, которые могли способствовать заболеванию, условия его труда и отдыха);
  • анамнез наследственности (были ли подобные заболевания у родственников, какой степени родства).

Обычно определенным заболеваниям соответствуют те или иные жалобы. Поэтому из разнообразия симптомов необходимо выделить ключевые и задавать пациенту наводящие вопросы о них. Например, если пациент говорит о жалобах на боли в животе, нужно уточнить область живота, где они локализуются, версию возникновения, наличие или отсутствие других симптомов (рвота, расстройство стула и т.д.).

Сбор анамнеза у детей

Анамнестические данные о детях собирают путем опроса родителей и родственников, а также людей, проводящих с ребенком много времени (няни, педагоги, воспитатели). В медицинской практике используется и опрос самого ребенка. Правильно собранный анамнез помогает выяснить особенности его иммунитета, физические и психические реакции на заболевание. 

Читайте также:  Сенсорное развитие что должен знать ребенок

При сборе сведений о младенце выясняют, как проходила беременность и роды, чем переболела женщина в процессе беременности, своевременным ли был срок родов, правильно ли ребенок развивался; определяют особенности его нервной системы, аппетита, наличие прививок и многое другое.

Анамнез ребенка будет неполным, если имеется мало данных о его наследственности. Врач должен стараться собрать как можно больше сведений о родственниках пациента, и особенно о повторявшихся в роду случаях одной и той же болезни.

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону

+7 (812) 640-55-25

Записаться на прием

Источник

Анкета для сбора анамнестических сведений.

 Уважаемые родители!

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

1.    Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________________
2.    Дата рождения, количество лет на момент обследования __________________________________
3.    Где воспитывался  или обучался ребенок, как давно посещает  детский сад:

  • в общеобразовательном детском саду (яслях);
  • в логопедическом детском саду;
  • в домашних условиях;
  • посещал группы кратковременного пребывания;
  • посещает отдельные занятия в детских центрах.

4.ФИО родителей (возраст родителей при рождении ребенка )__________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Образование и профессия родителей_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.    Состав семьи _______________________________________________________________________
7.    Жалобы родителей___________________________________________________________________
8.  Наследственность:

  • наличие алкоголизма у родителей
  • нервно-психические заболевания родителей;
  • позднее начало речи у родителей (позже 3 лет);
  • ускоренный темп речи или заикание у родителей или близких родственников;

9.  Беременность и роды:

  • от какой беременность родился ребенок ______________________________________________
  • чем закончились предыдущие беременности матери____________________________________
  • хронические соматические заболевания______________________________________________
  • токсикоз  1-й, 2 –й половины беременности; угроза выкидыша: 1-я половина, 2-я половина;
  • падения, физические травмы 1-й, 2-й половины беременности; физические перегрузки
  • заболевания во время беременности, инфекции (грипп, ОРВИ), __________________________

________________________________________________________________________________

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • прием лекарственных средств во время беременности___________________________________
  • запланированная беременность;
  • высокое / низкое давление во время беременности._____________________________________
  • психозы, психотравмирующие ситуации______________________________________________
  • роды срочные, преждевременные (_____),роды стремительные (≈ 3 часа), со стимуляцией, кесарево сечение;___________________________________________________________________
  • продолжительный (более 12 часов) безводный период;
  • наличие гипоксии или асфиксии во время родов (белая, синяя);
  • патология плаценты;
  • долго не раскрывалась шейка матки;
  • травмы во время родов_____________________________________________________________
  • обвитие пуповиной, ягодичное предлежание______________________________________
  • количество баллов по шкале Апгар___________________________________________________
  • смещение шейных позвонков;
  • Несовместимость по резус – фактору (отрицательный, положительный, совместимый)
  • закричал сразу; после шлепка; после реанимационных мероприятий. кричал громко,  тихо;
  • приложен к груди (сразу, на ______сутки);
  • на грудном (искусственном) вскармливании до ________________________________________
  • Подчеркните нужное: во время беременности сидячий образ жизни, частые прогулки на свежем воздухе во время беременности, редкие прогулки, работа в офисе во время беременности, употребление никотина во время беременности, употребление алкоголя во время беременности, употребление наркотических веществ до и/или во время беременности, наркоз во время беременности.

10.  Период развития до 1 года.

  • сон, аппетит ______________________________________________________________________
  • инфекционные заболевания ________________________________________________________
  • соматические заболевания__________________________________________________________
  • ушибы, травмы головы_____________________________________________________________
  • частые попёрхивания во время кормления и срыгивание________________________________
  • проводился ли специальный массаж, для каких целей___________________________________
  • время формирования навыка держания головы_________________________________________
  • время формирования навыка сидения_________________________________________________
  • время формирования навыка ползания________________________________________________
  • время формирования навыка ходьбы _________________________________________________

11. Были ли недомогания у ребенка, сопровождающиеся высокой температурой? Какие и в  каком возрасте?_______________________________________________________________________________
12.    Какие сильнодействующие препараты принимал ребенок? В каком возрасте?________________

_______________________________________________________________________________________
13. Подчеркните нужное. У ребенка есть: бронхиальная астма, аллергия, нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, нередкие пневмонии, нефропатии, другие заболевания _______________________________________________________________________________________
14.    Раннее речевое развитие.
Особенности крика (подчеркните нужное):  с носовым оттенком, визгливый, тихий, нормальный, захлебывающийся.

  • время появления гуления и гукания ____________________________________
  • время появления лепета____________________________________________
  • время появления первых слов (какие слова)____________________________
  • время появления первых фраз (какие фразы)___________________________

15.    Проводились ли ранее занятия с логопедом, результаты__________________________________

_______________________________________________________________________________________
16.    Основные черты характера: спокойный — возбужденный; подвижный – замедленный; уравновешенный-капризный.
17.    Основные черты поведения: капризность, избалованность, слезливость, тревожность, страхи (какие)_____________________, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения, проблемы в общении_______________________________________________________________
18.    Особенности речевого общения:

  • как часто читаются ребенку книжки, и какие они_______________________________________
  • разучиваются ли с ребенком стихи___________________________________________________
  • общее количество времени просмотра телевизора в день________________________________
  • играют ли с ребенком в семье, как?__________________________________________________

19.    Занимается ли ребенок на компьютере? Для каких целей? Сколько по времени?_____________

_______________________________________________________________________________________
20.     Отношение членов семьи к речевым недостаткам ребенка: безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания, предъявление повышенных требований).
21.    В какие игры любит играть ребенок?___________________________________________________
22.    Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей_______________________________

Вся предоставленная информация будет строго конфиденциальна.

Спасибо за помощь!

Источник