Особенности психического развития умственно отсталого ребенка

Особенности психического развития умственно отсталого ребенка thumbnail

«Психологические особенности детей с умственной отсталостью»

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

Умственная отсталость — это стойкое необратимое на­рушение психического (в первую очередь, интеллектуаль­ного) развития, связанное с органически обусловленным не­доразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Причинами умственной отсталости детей являются различные поражения их головного мозга:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время.

Умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Ощущение и восприятие

У умственно от­сталых детей в несколько раз чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, наблюдаются нарушения ор­ганов слуха и зрения. Это часто ведет к появлению недо­статков их восприятия и ощущения.

К ним относятся:

  • нарушения обобщенности. Проявляется в неумении вы­делять главное, существенное в объекте. Так, при вос­приятии текста, сюжетного изображения умственно от­сталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.
  • замедленный темп восприятия. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
  • узость объема восприятия. Ум­ственно отсталые выхватывают отдельные части в обо­зреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
  • малая дифференцированность. Умственно отсталые испытывают серьезные затруднения при дифференциро­вании цвета (особенно оттенков), величины, формы объек­та, они не различают выражения лиц людей, изображен­ных на картинке.
  • пассивность восприятия. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ре­бенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах.

Внимание и память

Среди основных недостатков внимания умственно отсталых детей отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объема внимания. Непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного.

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, так как формируются в усло­виях аномального развития.

  • запоминание — характеризуется недостаточной полнотой и точно­стью, замедленностью;
  • сохранение — неосмысленностью и непрочностью;
  • воспроизведение — низким объемом, искажениями материала, привнесениями.

Произвольное запоминание формируется позже, чем у сверстников.

Лучше всего такие дети запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Наибольшие трудности возникают при запоминании и воспроизведении текстовой информации. Им трудно разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п.

Весьма характерным для детей с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых детей, является то, что они способны хорошо запомнить материал который им понятен.

Мышление и воображение

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т.д.) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Анализ зрительного воспринимаемого реального предмета отличается бедностью, непоследовательностью: глядя на объект, ребенок называет далеко не все его составляющие, пропускает ряд важных свойств, выделяет только заметные части. Страдает синтез. Не умея выделять главного в предметах, явлениях затрудняются их сравнивать. Сравнение требует сопоставления однотипных частей или свойств предметов. Дети часто утверждая различие между объектами, ссылаются на несопоставимые признаки. Например: «Эта чашка большая, а у этой цветочек синенький. Они разные».

Мышление характеризуется слабостью обобщений. Начинает раскладывать картинки соответственно своему жизненному опыту: одежду положит около шкафа. Моряка — на корабль и т.д,

Непоследовательность мышления. Разбросанность и непоследовательность мыслей, нарушается логика суждений.

Слабость регулирующей роли мышления. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят результата, начинают выполнять работу, не дослушав инструкцию до конца, не поняв цели задания, без внутреннего плана действий.

Некритичность мышления — неумение сопоставить свои мысли действия с требованиями объективной реальности.

Речь

Развитие речи умственно отсталых детей характе­ризуется двумя важными особенностями:

  • значительная задержка становления речи;
  • недоразвитие всех ее компонентов.

Развитие речевого (фонематического) слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и от­клонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсут­ствие или позднее появление лепета. Первые слова произ­носятся не в 1-1,5 года, а на третьем, четвертом году жизни. У некоторых умственно отсталых детей наблюда­ется отсутствие речи даже к 4-5 годам. Задержка станов­ления речи обнаруживается не только в развитии актив­ной речи самого ребенка, но также в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к нему речи окружающих.

У умственно отсталых страдают все стороны речи: фо­нематическая, лексическая, грамматическая.

Наиболее нарушена у умственно отсталых семантика речи, то есть понимание значения тех слов, которые ис­пользуют окружающие. Это связано с нарушением словес­но-логического мышления.

В силу недоразвития коры головного мозга у умственно отсталого ребенка медленно развивается словарь, для него характерен ограниченный словарный запас.

Речь умственно отсталого ребенка характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью.

Нарушен грамматический строй речи. Употребляемые ими предложения примитив­ны по своей конструкции, с большим количеством аграм-матизмов, пропусков.

Часто ре­чевая продукция умственно отсталых сводится к исполь­зованию заученных речевых штампов. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, в ре­зультате чего наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения.

Умственно отсталые дети проявляют пассивность в об­щении, они редко бывают инициаторами беседы и испы­тывают огромные трудности в овладении монологической речью.

Общение

У детей с нарушениями интеллекта общение развивается с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, как правило, еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении, так как у них совсем не развиты коллективные виды деятельности.

Дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам.

В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:

быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

непонимание собеседника — дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника умственно отсталые дети отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением. В результате общение умственно отсталых учеников со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

На основании исследований М.С. Певзнер всех умственно отсталых детей можно условно разделить на три группы:

Для одних школьников характерны вялые, заторможенные стереотипные эмоциональные реакции. Дети оказываются как бы безразличными к воздействующим на них раздражителям.

Другая группа – у этих детей реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим причинам, а в ряде случаев просто неадекватные.

У детей третьей группы не прослеживаются грубые нарушения эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдается отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Умственно отсталые дети, относящиеся ко всем клиническим группам, свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости неожиданно может смениться печалью, смех – слезами и т.п. переживания их неглубокие, поверхностные.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов.

Дети не способны контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки.

Самооценка подвержена контрастным изменениям. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Наблюдается недоразвитие мотивации, особенно отмечают, что дети мало инициативны, отличаются не самостоятельностью, повышенной внушаемостью. Особенно слабость воли обнаруживается в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но потребности в этом не испытывают. Часто действуют не раздумывая.

Особенности поведения

Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения. В процессе общения этим детям присущи немотивированные колебания настроения: раздражительность, озлобленность, агрессивность с разрушительными действиями, двигательная расторможенность.

Склонны:

— побеги из дома, школы;

— отказ от учебы,

— нарушение дисциплины и поведения в общественных местах, в образовательном учреждении;

— воровство;

— злоупотребление алкоголем;

— нарушения влечений.

Интеллектуальное снижение, ограниченный жизненный опыт затрудняют понимание и оценивание ситуаций, в которых они порой оказываются в неадекватной их психическому развитию социальной среде, где такие дети и подростки, как правило, подвергаются «отрицательной социализации».

Литература.

Рубинштейн С. Я.Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986

Источник

КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:

«Особенности умственно — отсталых детей»

Выполнила учитель:

Зозулина Екатерина

Александровна

Бутурлиновка, 2019г

Цель:  рассмотреть развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме

  • Рассмотреть особенности развитии познавательных процессов умственно отсталых школьников;

  • Разработать упражнения и занятия по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников.

Актуальность

Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание — сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.

Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интересу к учебе у детей с недостатками интеллекта.

Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Изучением познавательных процессов умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы. «Особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

В соответствии с Международной классификацией болезней
10 пересмотра (МКБ — 10 Международная классификация болезней Десятого пересмотра.
Полное название: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.):

Умственная отсталость — это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Причины умственной отсталости

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально — биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Структура дефекта:

  • Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой

  • Недоразвитие собственно мыслительной деятельности

  • Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов

  • Недостаточность высших психических функций

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.

Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;

  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

  • Снижение мотивации деятельности;

  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;

  • Нарушение критичности мышления;

  • Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;

  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;

  • Низкая точность и прочность запоминания;

  • Непреднамеренность запоминания;

  • Нарушения речи;

  • Низкая целенаправленность деятельности

Ощущение и восприятие

Зрительное восприятие учащихся замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это — важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.

Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин.

При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.

При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.

При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.

При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.

Внимание и память

Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.

Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.

Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.

Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.

При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.

При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.

При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.

При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.

Мышление

Мышление — обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).

Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.

У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.

Еще большие трудности вызывают у учеников 1-2 классов задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости — временные, причинные и т. п. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны.

Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более подробным, если он выполняется с помощью взрослого — по его вопросам.

Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.

При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления

При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание.

При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.

При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления

Речь

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях — молчат, в других отвечают невпопад.

При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).

При умеренной степени УО: Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.

При тяжелой степени УО: Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.

При глубокой степени УО: Речь заменяется нечленораздельными звуками.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

  1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность

  2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).

  3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

  4. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Мотивация

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.

Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.

Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества.

Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков.

В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Источник