Особенности психического развития слепорожденного ребенка

Особенности психического развития слепорожденного ребенка thumbnail

Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

Психические нарушения при слепоте и глухоте имеют свои особенности, что обусловлено той исключительно важной ролью, которую играют оба генеральных анализатора, обеспечивающих зрение и слух, в жизнедеятельности организма. При сравнении особенностей развития психической деятельности слепорожденного или с детства глухого ребенка видно, что слепой нормально психически развивается, поскольку он слышит человеческую речь со дня своего рождения. Однако это развитие одностороннее, так как, слыша слова и усваивая их смысл, ребенок не имеет о них зрительного представления.

Кроме того, отсутствие зрения тормозит формирование кинестетических функций, так необходимых для нормального развития.

Слепорожденный живет в мире звуков и постепенно приспосабливается к окружающему при помощи слуха и всех сохранившихся органов чувств. В течение длительного времени он понятия не имеет о том, что окружающие его зрячие люди все воспринимают по-другому и их возможности адаптации намного шире, чем у слепого. Слепорожденный не знает, что он — инвалид и многого лишен в результате слепоты. Первое тяжелое психическое потрясение он испытывает, когда узнает о своем физическом дефекте. В этот период огромную роль играет правильное воспитание ребенка, его микросоциальное окружение.

Первое ясное представление о своей неполноценности он получает в 3—4-летнем возрасте, когда начинает формироваться самосознание и соотнесение своей личности с окружающим миром. Гиперопека в этот период, так же как и безнадзорность, крайне нежелательны. Необходимо заботливое и чуткое отношение к ребенку и создание ему необходимых условий для психического и физического развития. Даже косвенные намеки на неполноценность слепого вызывают у него мучительные переживания и способствуют появлению повышенной ранимости, обидчивости, впечатлительности, аутизации. Богатый мир звуков вступает в противоречие с полным отсутствием зрительных восприятий.

слепорожденные дети

В препубертатный и пубертатный периоды у слепого ребенка появляется чрезмерная потребность в фантазировании. В фантазиях как бы «утоляется» зрительный голод, так как слепой в них представляет себя зрячим человеком, героем, наделенным особыми человеческими достоинствами. Эти фантазии порой принимают характер овладевающих представлений и до определенного периода жизни занимают важное место в переживаниях слепого. В большинстве случаев зрительный анализатор у слепых функционально сохранен, а поражен лишь его периферический участок.

При анализе особенностей фантазий у слепых невольно возникает предположение, не являются ли они своеобразным замещением утраченной функции, необходимым для поддержания тонуса центральной нервной системы, бурно развивающейся на ранних этапах онтогенеза. Мы считаем, что это предположение не лишено оснований, если учесть, что при выключении такого мощного и важного анализатора, каким является зрительный, необходима какая-то «заместительная компенсация».

Осознание своей неполноценности способствует появлению на самых первых этапах жизни ребенка массивной невротической симптоматики и развитию идей отношения, обусловленных преимущественно переживанием своего дефекта, неполноценности. На этом фоне возникают разнообразные патохарактерологические расстройства, проявляющиеся сложным симптомокомплексом — депривационным синдромом. Клиническими признаками этого синдрома являются: массивная невротическая симптоматика; патологическое фантазирование; стойкие, преимущественно психогенные, идеи отношения; разнообразные патохарактерологические расстройства.

Во всех клинических проявлениях депривационный синдром наблюдался только у лиц с врожденной или рано приобретенной слепотой.

У большинства обследованных взрослых слепых выявлялись различные варианты патохарактерологического развития личности. Они отличались от патохарактерологического развития у зрячих пациентов в первую очередь тем, что как правило, сочетались с выраженной астенической симптоматикой и ипохондричностью. Повышенная ранимость и подозрительность способствовали развитию затяжных невротических состояний. Больные становились крайне обидчивыми, сенситивными, аутичными. В последующем у слепых обычно формировался невротический тип патохарактерологического развития в его основных вариантах (неврастенический, обсессивно-фобический, истерический), клиника которых по сравнению с таковой у зрячих определялась особенностями личности, обусловленными зрительной депривацией.

— Также рекомендуем «Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих»

Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник

Причины, приводящие к слепоте и слабовидению многообразны, среди них чаще всего отмечаются преимущественно врожденные заболевания глаз, такие как, катаракта, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, атрофия зрительного нерва, косоглазие и др. В последние годы специалистами отмечается тенденция роста численности детей с несколькими заболеваниями глаз, а также с сопутствующими нарушениями ЦНС, умственной отсталостью, речевыми и моторными расстройствами. Подавляющая часть зрительных патологий носит врожденный и наследственный характер.

Группы слепых и слабовидящих не являются однородными по степени снижения остроты зрения. Среди них выделяют тотально слепых, слепых со светоощущениями, слепых с остаточным зрением, а также глубоко слабовидящих и просто слабовидящих. Чем глубже выражено нарушение зрения по степени снижения его остроты, тем сложнее условия психического развития ребенка.

Кроме того, особое значение имеет возраст, в котором произошло то или иное нарушение зрения. В этом отношении слепых делят на слепорожденных и раноослепших. К последним относят тех, кто потерял зрение до 3 лет. Слепорожденные и раноослепшие не обладают зрительными образами памяти. Лица, потерявшие зрение позже 3 лет, могут сохранять зрительные представления и использовать их в познавательной и практической деятельности, особенно в процессе пространственной ориентации.

Ссылаясь на многочисленные исследования последних лет, Л. И. Солнцева указывает, что развитие слепорожденного ребенка первые 3 месяца жизни принципиально не отличается от характера формирования психики нормально видящих младенцев. Объяснение этого факта кроется в том, что в первые месяцы жизни зрение еще не играет той определяющей роли в развитии ребенка, как на более поздних стадиях формирования психики. В процессе сенсорной дифференциации, начиная с четвертого-пятого месяца жизни роль зрения неуклонно возрастает в познании мира и в регуляции поведения маленького ребенка. С этого времени глубокие нарушения зрения начинают оказывать тормозящее влияние на процесс формирования психики. Это проявляется в замедлении общего физического сенсомоторного развития, а также в снижении общей активности. Недостатки развития хватательных актов сказываются негативно на формировании познавательной деятельности слепого ребенка.

Слепой ребенок позже начинает ползать и ходить, следовательно, дольше, чем зрячие сверстники, ограничен пространственно. Познаваемый ребенком мир ограничен длиной его руки. Самостоятельное перемещение в пространстве затруднено недостатками моторики и трудностями ориентации. Некоторые незрячие дети в процессе обучения ползанью получают физические травмы, что приводит к защитной реакции в виде ползания ногами вперед. В таком случае освоение пространства происходит замедленно и затрудняется переход к прямохождению. Многочисленные травмы и падения, столь свойственные слепым детям, снижают их познавательную активность, способствуя формированию разнообразных страхов пространства и предметов. Все это существенно обедняет круг представлений

об окружающем мире незрячего ребенка.

Психологи указывают, что в младенчестве ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью или человеком, се заменяющим. Отсутствие зрения или глубокие его нарушения серьезно затрудняют процесс общения взрослого со слепым ребенком, что негативно сказывается на темпе его развития.

Зрение дает представления о предметах и явлениях окружающего мира не только при их непосредственном восприятии, но при знакомстве с ними в виде рисунка или игрушки, что существенно расширяет познавательные возможности ребенка. Отсутствие или глубокое нарушение зрения затрудняет процесс знакомства ребенка с иллюстративным и игровым материалом. Кроме того, зрение предоставляет ребенку широкие возможности в подражании действиям взрослых, на примере которых они обучаются. Подражательные возможности слепого ребенка значительно снижены, что также сказывается на темпах его психического развития.

Предметные действия. К концу первого года жизни манипуляторные действия у зрячего ребенка начинают приобретать предметный характер, т.е. движения становятся соотносимыми с размером, формой и функцией предмета. Предметные действия выступают в качестве мощного стимулятора развития восприятия. Особая роль в формировании предметных действий принадлежит зрительному подражанию. У нормально видящего ребенка предметные действия формируются спонтанно. Слепой ребенок нуждается в специальном обучении, чтобы его манипуляторная активность превратилась в предметные действия. Отставание в темпах формирования предметных действий негативно сказывается на развитии восприятия окружающего мира.

Развитию предметных действий слепого ребенка могут также препятствовать его многочисленные навязчивые движения.

Совместная деятельность с другими детьми. Важной стороной психического развития ребенка выступает его совместная деятельность с другими детьми. По мнению Л. С. Выготского, первоначально высшие психические функции в процессе своего генеза находятся в обособленном виде, их взаимодействие формируется в процессе общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность ребенка с глубокими нарушениями зрения серьезно ограничена за счет моторной неловкости, трудностей в пространственной ориентации и несформированности предметных действий, а также ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для активного коммуникативного взаимодействия. Затруднения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, отрицательно сказываются на психическом развитии незрячего ребенка.

Познание. Основным средством познания у слепого дошкольника выступают сохранный слух и осязание. В развитии нормально видящего ребенка рука и глаз образуют единую неразрывную пару, взаимно дополняя друг друга разными сенсорными языками: на разных этапах развития они попеременно «учат» друг друга, способствуя взаимному становлению. Осязательное восприятие для незрячего ребенка выполняет важную компенсаторную функцию, тем не менее оно само нуждается в систематическом коррекционном воздействии, так как отстает в развитии от характеристик осязания нормального видящих сверстников. В процессе осязательного восприятия предмета слепые дошкольники долго оказываются способными выделять лишь отдельные свойства предметов, не соединяя их в единый образ. Особые сложности возникают в процессе дифференциации значимых и незначимых признаков воспринимаемого предмета. Все сказанное означает замедление процесса формирования предметности осязательной перцепции.

По данным Л. И. Солнцевой, к концу дошкольного детства у слепого ребенка формируется предметность восприятия и способность целенаправленно обследовать предметы при условии систематической коррекционно-воспитательной работы с ним.

Игровая деятельность. Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве. У нормально видящего ребенка игровая деятельность формируется, как правило, спонтанно, без специально организованного обучения, на основе подражания. Возникновение зачатков игровой деятельности связано со способностью ребенка использовать один предмет как знак, заместитель другого в воображаемой ситуации. По сути, сформированные предметные действия имитируются в обобщенном виде с использованием другого предмета. Процесс развития игровой деятельности ребенка с глубокими нарушениями зрения тормозится недостатками моторики, предметных действий и бедностью запаса представлений.

Более сложный уровень организации игровой активности — сюжетная игра, требующая определенных знаний социальных ролей и отношений. Эта сфера представлений слепого дошкольника, как правило, весьма бедна. Именно поэтому детей с глубокими нарушениями зрения специально обучают игровой деятельности, что способствует коррекции отклонений в их психическом развитии.

Речевое развитие. Специалисты отмечают у незрячих детей дошкольного возраста определенную диспропорцию между относительно благополучным развитием речи и серьезными недостатками в формировании познавательных функций. Именно поэтому речь используется как важный элемент в компенсации глубоко нарушенного зрения. При помощи речи происходит упорядочивание сенсорных впечатлений и реализуется управление поведением. Все действия ребенка должны сопровождаться речью, что дает возможность устанавливать прочные связи между словом, предметом и действием.

В первые три года жизни отставание в психическом развитии у незрячего ребенка достигает своего максимума в сравнении со зрячими детьми.

Источник

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

  • Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
  • Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Психическое развитие ребёнка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
  • 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
  • 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
  • 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
  • 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
  • 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
  • 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
  • 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи.

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года».

Источник

Читайте также:  К особенностям развития речи ребенка раннего возраста относятся