Особенности психического развития ребенка в младенческом возрасте

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.

Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.

Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.

Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей — как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже — по вертикали.

С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 — форму предмета.

Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2—3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание — это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.

Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.

От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

«Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорожденности» (Л.С.Выготский)

К моменту рождения ребенок обладает комплексом безусловных рефлексов. Он функционально готов к восприятию.

Переходное состояние от внутриутробного к внеутробному выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования (80% суток ребенок спит).

С появлением зрительного и слухового сосредоточения начинается перестройка двигательной активности.

Первые 2 недели жизни все движения ребенка хаотичны и импульсивны, а на 3-й неделе жизни появляется 1-ый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении и к концу 1 месяца жизни 1-ый условный рефлекс на изолированный раздражитель. На 2 месяце специфичные формы реагирования на человека, на ухаживающего взрослого.

Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова в своем исследовании 1925 г. по периоду новорожденности доказали, что форма реагирования ребенка на человека отграничивает все последующие развитие ребенка от предыдущего.

Реакция ребенка на человека проявляется в том, что он сучит ручками и ножками. Они назвали эти явления «комплексом оживления» -это выражение первой социальной потребности в общении, граница между новорожденностью и младенческим периодом.

Проявление этой связи между ребенком и взрослым можно считать концом периода новорожденности и началом младенчества.

Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, дает ему разнообразную информацию, (тактильную, цветовую), т.е. развитие эмоциональной сферы ребенка в действительности опосредованно взрослым. Взрослый оживляет ситуацию, в которой действует младенец. Л.С.Выготский говорил, что отношения ребенка к действию социально.

К 5 месяцам ребенок выделяет взрослых из окружения, а к 6 месяцам отличает своего от чужого. В исследовании А. Валлона (1934 г.) между 7 и 12 месяцами жесты, направленные на людей и ребенка проявляется в 4 раза чаще, чем в впервые 6 месяцев. К 8-9 месяцам в первые игры играет со взрослыми, а затем его радость связана не только с участием взрослых, но и самой игрой. Т.о на протяжении младенчества связь со взрослым усиливается и проявляется специфических формах доречевого общения.

М.Н. Щелованов исследовал детей второй половины 1-го года и описал, как формируется в этом возрасте сидение, стояние, ползание и ходьба.

Ориентированная реакция на новое так сильна, что уже на 5-м месяце ребенок может различать цвета и формы предметов.

Оказалось, что даже на 1-м году жизни очень трудно научить ребенка действовать по подражанию.

Поскольку ведущая деятельность – эмоциональное общение, то сначала появляется эмоциональная реакция на взрослого.

К концу 1-го года жизни – звукоподражание и потом понимание речи взрослого.

К концу 1-го года жизни количество слов, понимаемых ребенком, — до 20.

От рождения до 1 года формируются такие особенности психики ребенка:

1. Понимание речи взрослого и первые слова;

2. Выполнение действий с предметами (узнавание их величины, формы, манипуляции с ними);

3. Первые попытки ходьбы;

4. Действием ребенка можно управлять словом;

5. Слово может управлять реакцией ребенка.

И.М. Сеченов отмечал значение всех этих преобразований для перехода к раннему детству. Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок перестает быть прикрепленным к месту и вступает в эпоху более самостоятельного общения с внешним миром.

Самое существенное приобретение младенчества – социальная потребность ребенка.

В раннем детстве самостоятельная ходьба не только расширяет круг общения, но и изменяет характер контакта ребенка с окружающими предметами, тем более взрослым, требует от ребенка все большей самостоятельности. Д.Б.Эльконин отмечал, что неудачи выполнения действий впервые к концу 1-го года жизни приводят к появлению аффективных вспышек, проявлению настойчивости и желаний ребенка.

Наиболее типичные причины аффекта:

1. Непонимание взрослыми желаний, жестов и мимики ребенка;

2. Невыполнение или противодействие взрослых действиям ребенка.

Появление первых слов – это центральное звено в переходе к раннему детству. По данным многочисленных исследований, особенно в начале ХХ в. (В.Штерн, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский), первые детские слова характеризуют 2-е особенности:

· между словами детей и взрослых существуют резкие фонетические различия разных категорий:

1. Детские слова не походят на слова взрослых.

2. Обрывки слов взрослых в исполнении детей: па = упала;

3. Слова, искаженные по сокращенному фонетическому и ритмическому рисунку;

4. Звукоподражание (гав-гав);

· особенность первых детских слов в их многозначности: т.е. в отнесении их сразу к нескольким предметам (“кх-кх” у ребенка 1 года – кошка, волосы, мех).

Некоторые ученые склонны считать, что так проявляется спонтанность детского речевого развития.

Эти особенности речи не успевают развиться и вытесняются формированиями взрослой речи.

В. Элиасберг (1928) дал этому этапу развития речи ребенка своеобразное название “автономная речь ребенка”, т.е. речь, не зависящая от общения со взрослым (признавал явление автономии речи патологией).

Для овладения речью главное – создать у ребенка потребность в ее использовании.

Т.Е.Конникова изучала процесс образования и детские одно- и многозначность слов и пришла к выводу, что этот процесс одинаков.

Существенно разнится овладение ребенком значениями слов. Внешне это выражается в нескольких параметрах:

1. В резком увеличении лексики;

2. Образовании двух- или трехсловных предложений;

3. В проявлении вопросов о названиях предметов.

Процесс овладения значениями слов происходит во втором полугодии второго года жизни и знаменует новый период в развитии речи, собственно речевое общение через слово, имеющее значение.

Таким образом, язык становится ведущим средством в передаче опыта.

В раннем детстве происходит освоение названий предметов. Последовательность при этом такова: понимание названий видимых вещей, имена взрослых и название игрушек, названия предметов одежды, названия частей тела и лица человека, по данным Е.К. Ковериной (1950).

До 1,5 лет ребенок склонен понимать поручение, действие, инструкции, а к 2-м годам он способен понять речь — рассказ.

Задержка в развитии речи может происходить по вине взрослых (из-за недостатка общения).

При нормальных условиях воспитания к концу 2-го года жизни ребенок свободно владеет трехсловными предложениями в 2-х вариантах: субъект + действие субъекта (кукла плачет), действие + объект действия (дай конфету), действие + место действия (играть дома).

К концу 2-го года – начало нового этапа развития речи. Это усвоение грамматических форм и структуры предложения. Речь носит диалогический характер потому, что диалог – это часть совместной деятельности ребенка со взрослым и условия развития грамматики языка. Известно, что ведущее значения для ребенка в раннем возрасте занимает предметно-манипулятивная деятельность. Это оказывает влияние на усвоение языка.

Именно падежные формы, в которых отражаются межпредметные связи, ребенок усваивает раньше других грамматических категорий, но при этом делает ошибки (ложком).

К.И. Чуковский в книге “от 2 до 5” отобрал материал о работе детей над звуковой стороной речи (я намакаронился).

Кроме того, что раннее детство – это сензитивный период для развития речи, это еще и период (по Д.Б.Эльконину) собственно предметных действий, когда усваиваются выработанные обществом способы действий с предметами.

Для детей характерно сначала познакомиться с предметом: посмотреть, пощупать, выяснить возможность действий, их спектр.

Установлено: не столько важно, что это, сколько – что можно с этим сделать. Именно эти действия существенно развивают интеллект ребенка.

По П.Я.Гальперину, действия делятся на 2 вида:

1. Ручные действия – предметом действуют как собственной рукой;

2. Рука помогает и действует как орудие – это орудийные действия.

Автор сделал вывод о 4-х этапах овладения орудийными операциями детей 2-7 лет. В опытах с детьми нужно было доставать игрушки из ящика не руками, а специальной неудобной лопаткой. Были изучены следующие стадии орудийных действий:

1-я стадия – целенаправленных проб;

2-я стадия – стадия подстереганий. На ней ребенок ждет определенного положения лопатки, но еще не владеет приемами подхватывания. На этой стадии впервые обнаруживаются зачатки мышления;

3-я стадия: навязчивого вмешательства. Ребенок создает удобные положения для лопатки;

4-я стадия – объективной регуляции.

В этом исследовании были выделены отдельные интеллектуальные операции, возникающие в раннем детстве и помогающие понять, как развивается мысль. Оказалось, что мысли сначала отстают от практики деятельности по составу операций, т.к. наглядное действие воспроизводит вчерашний день практической деятельности. В раннем детстве возникают впервые формы наглядно-действенного мышления при замене ручных операций орудийными в ходе предметной деятельности. Далее ребенок переносит эти предметные действия на другие предметы, и этот перенос способствует развитию операционного обобщения, т.е. ребенок способен объединить предметы по общему основанию. Например, по форме.

Но в раннем детстве он еще не называет форму, а например, о воздушном шаре говорит – “такой, как мяч”, имея в виду округлость.

Кроме усвоения самостоятельно предметных действий, кроме отдельных действий от предметов, кроме обобщения предметов, ребенок умеет сравнивать свои действия с действиями взрослых.

Еще более важно, что у ребенка возникает личное действие, им самим производимое.

К 3-му году жизни он говорит о себе в 1 лице (а не в 3-м).

Личное действие, сознание “я сам” – это и есть новообразование раннего детства.

Кроме активного развития речи, в этом возрасте развивается восприятие, память и внимание. Доминирует восприятие.

К. Левин провел эксперименты по восприятию ребенка в раннем возрасте и выявил, что предметы притягивают ребенка, вызывая желание поиграть. Такое поведение Левин назвал “полевым поведением”, т.е. связанным с конкретной ситуацией.

Опыты его доказали: все, что лежит вне наглядной ситуации, не привлекает ребенка, т.к. ребенок не может действовать вне опоры на восприятие предмета (ребенок увидел камень, коснулся его, сел).

Л.С.Выготский писал, что “в раннем детстве господствует наглядное аффективное восприятие, непосредственно переходящее в действие”.

В памяти превалирует узнавание. Ребенок может вспомнить ранее увиденное или услышанное.

Эмоции неустойчивы, но в компетенции родителей – воспитание нравственных чувств (помоги бабуле снять сапоги). Дети очень рады помочь другим людям.

Воля проявляется только в осуществлении желаний пощупать, воспринять, изучить то, что привлекло внимание.

З.Фрейд, Ж.Пиаже считали, что в этом возрасте ребенок оторван от действительности и эгоцентричен.

По Ж.Пиаже, эгоцентризм – это фактор познания, это отсутствие объективной меры вещей, отсутствие осознания собственной субъективности.

В отличие от них, Л.С.Выготский считал отношение ребенка к действительности изначально социальным, взрослые помогают развитию ребенка.

Что касается личного действия, по Д.Б.Эльконину, оно приводит к появлению системы “я”.

Л.И. Божович считает, что система “я” – это центральное новообразование, возникающее к концу раннего детства. А ситуация “я сам” ведет к кризису 3-х лет, который в норме проявляется в упрямстве, негативизме, деланию “все наоборот”, по отношению к тем, кто порабощает его “я”.

Эльза Келлер указала на главные признаки кризиса 3-х лет: строптивость, деспотизм, ревность.

Эти особенности разрешаются переходом к следующему возрастному периоду.

Таким образом, главная особенность социальной ситуации ребенка раннего возраста состоит в том, что ребенок входит в предметный мир – «мир постоянных вещей». Осваивая функции предметов, их названия, значения и смысл.

Ведущая деятельность – предметная. Внутри нее зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Центральными новообразованиями этого возраста являются овладение прямохождением, речью и предметной деятельностью.

Новообразованиями кризиса являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязания на признание со стороны взрослого. Позитивная сторона кризиса состоит в появлении положительного качественного новообразования личности ребенка, называемого «гордостью за достижения» (М.И.Лисина).

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 5516; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9783 — | 7601 — или читать все…

Читайте также:

Источник