Особенности психического развития ребенка седьмого года жизни
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 6 — 7 лет».
Подготовила
учитель-логопед
МБДОУ № 172
БИКСОН И.Г.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
Задачи воспитания и развития.
Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника
Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей
Развивать и обогащать умение организовывать самостоятельную деятельность; добиваться цели и положительного результата
Совершенствовать физические качества, культуру движений, технику их выполнения
К шести годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остаётся ведущей и социально значимой для ребёнка речевой формой. Дети умеют слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения, активно используют нормы речевого этикета. Дети речевой патологией уверенно пользуются диалогом. Хотя реплики чаще всего бедны по речевому оформлению. В основном в диалоге присутствуют номинативы и предикативы. Часто отсутствуют качественные и относительные прилагательные. Сравнительная степень не употребляется. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений.Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.). В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Произношение звуков: Отмечается смешение близких в акустическом и артикуляционном планах звуков: С-Ш, 3-Ж, P-JI, Ч-ТЬ, Ч-Щ,
Ч-Ц, СЬ-Щ.
Слоговая структура и звуконаполняемость: в речи ребенка искажаются только в словах, содержащих 4-5 слогов, одним или двумя стечениями согласных звуков.
Словарный запас: дошкольников с ОНР к семи годам значительно наполнен, однако по — прежнему отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта, обнаруживает значительное количество
ошибок. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух — трех прилагательных или глаголов к заданному существительному.
Грамматическое оформление речи: ребенок способен строить простые нераспространенные и распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако и в таких предложениях у большей части продолжаются отмечаться нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, изменения порядка слов.
Обучение грамоте: необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов и звуков, а
звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в словах.
Познавательная база:
Внимание: время продуктивной работы дошкольников с ОНР значительно ниже. В самом начале обучения оно составляет 6-7 минут и только к середине учебного года достигает нормы.
Память: дошкольники в состоянии удержать и воспроизвести ряд из 5-6 слов, повторить название 5-7 картинок, столько же предметов разложить в исходном порядке. Эти дети запоминают с первого раза и повторяют четко ритмизированные двустишия, короткие рассказы и скороговорки.
Мышление: снижение показателей словесно — логического мышления у части детей носит вторичный характер. Большинство из них без труда проводит невербальную классификацию: включение в ряд, исключение из ряда лишнего предмета. Те же задания, но сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами, вызывают у дошкольника серьезные затруднения.
Личностные особенности детей с ОНР также заметны. На занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ других детей. В процессе общения между собой некоторые детей обнаруживают повышенную возбудимость, а иные наоборот — вялость, апатию.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
• Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде.
• Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы,
строительный материал.
• Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
• Закреплять умение использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры.
• Закреплять умение справедливо оценивать результаты игры. Развивать интерес к народным играм.
• Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.
• Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
• Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться.
• Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.
• Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
• Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды
истории страны).
• Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
• Расширять представления о родном крае.
• Углублять и уточнять представления о Родине — России.
• Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
• Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран.
• Воспитывать потребность трудиться.
• Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
НАПРАВЛЕНИЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО — РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
• Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность.
• Закреплять навыки коллективной работы.
• Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.
• Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую).
• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части
множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить со счетом в пределах 20.
• Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть
предмета.
• Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.
• Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых их свойств.
• Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы
из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении,
отражать в речи их пространственное расположение.
• Дать детям элементарные представления о времени.
• Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
• Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
• Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка
природы.
• Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к
окружающей среде.
• Расширять представления о насекомых.
• Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
• Продолжать развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной
стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
• Развивать литературную речь.
• Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического.
Источник