Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста

Особенности психического развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Вопрос № 19

Особенности
психического развития детей младшего
школьного возраста

Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. С началом
обучения в школе образ жизни ребенка
меняется коренным образом. Центром
жизни младшего школьника становится
система «ребенок – учитель»,
определяющая отношения ребенка к
родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей
деятельностью ребенка становится
учебная деятельность.

Переход
к систематическому обучению создает
условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к
овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере
развития произвольных форм поведения
и деятельности. Основным фактором
развития произвольности у ребенка
является появление в его жизни учебного
труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум
направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться
    целями, которые ставит взрослый;

  • формируется умение ставитьцели
    самому и в соответствии с ними
    самостоятельно контролировать свое
    поведение.

Наряду с учебой
дети вместе со взрослыми участвуют
также и в трудовой деятельности.
Достаточно много времени они заняты и
игрой.

Дети в этом возрасте
жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно
любознательны. Характерной особенностью
младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность,
отзывчивость ребенка на все яркое,
необычное, красочное.

В этот возрастной
период у ребенка активно развиваются
социальные эмоции, такие, как самолюбие,
чувство ответственности, чувство доверия
к людям и способность ребенка к
сопереживанию.

В младшем школьном
возрасте все большее значение для
развития ребенка приобретает его общение
со сверстниками, которое способствует
усвоению таких типов отношений, как
лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических
процессов в младшем школьном возрасте
характеризуется тем, что из действий
непроизвольных, совершающихся
непреднамеренно в игровой или практической
деятельности, они превращаются в
самостоятельные виды психической
деятельности, имеющие свою цель, мотив
и способы выполнения.

Восприятие. Происходит переход от
непроизвольного восприятия к
целенаправленному наблюдению за
объектом. Для дошкольников характерно
анализирующее восприятие, к концу
младшего школьного возраста появляется
синтезирующее восприятие.

Память. Развивается произвольная
память, дети уже способны запоминать
материал, который обязательно представляет
для них интерес; процессы памяти
характеризуются осмысленностью (связь
памяти и мышления). Ребенок во-первых,
начинает осознавать особую мнемическую
задачу. Он отделяет эту задачу от всякой
другой. во-вторых, идет интенсивное
формирование приемов запоминания. От
наиболее примитивных приемов (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) в более старшем возрасте
ребенок переходит к группировке,
осмыслению связей разных частей
материала.

Внимание. В младшем школьном возрасте
преобладает непроизвольное внимание.
Внимание младшего школьника отличается
неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Младшие школьники не умеют быстро
переключать свое внимание с одного
объекта на другой.

Младшие школьники могут сосредоточенно
заниматься одним делом непродолжительное
время (15—20 мин) в связи с быстрым
наступлением утомления. Постепенно
внимание младшего школьника приобретает
выраженныйпроизвольный,
преднамеренный характер.

Мышление. Мышление характеризуется
переходом от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению; развивается
теоретическое мышление благодаря
усвоению научных понятий.

Воображение. Формируется произвольность
воображения.

В школе вся деятельность по своему
характеру является произвольной, поэтому
активно развивается воля и самоорганизация
(действия планирования, самоконтроля
и самооценки).

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди
разнообразных социальных мотивов учения
главное место занимает мотив получения
высоких отметок. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят и учитель, и родители,
его ставят в пример другим детям, высокие
отметки и прочие оценки обеспечивают
соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения
— долг, ответственность, необходимость
получить образование. Абстрактное для
него понятие долга или далекая перспектива
продолжить образование в вузе
непосредственно побуждать его к учебной
работе не могут. Отметка — реально
действующий мотив; чтобы получить
высокую отметку или похвалу, ребенок
готов немедленно сесть заниматься и
старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация. Развитая
познавательная мотивация, обеспечивающая
интерес к изучению какого-либо учебного
предмета в начальных классах встречается
редко. Если ребенок в процессе обучения
начинает радоваться тому, что он что-то
узнал, понял, чему-то научился, — значит,
у него развивается мотивация, адекватная
структуре учебной деятельности. К
сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих
учебно-познавательные мотивы.

Мотивация достижения. Если, внимание
со стороны взрослого и большая часть
действий ребенка приходятся на успехи,
то складывается мотив достижения
успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за
успехи и больше наказывают за неудачи,
то в итоге формируется и закрепляется
мотив избегания неудачи, который
сопровождается тревожностью, страхом
и придает учебной деятельности
отрицательную эмоциональную окрашенность.

К третьему классу у неуспевающих детей
возникает и особая компенсаторная
мотивация. Это побочные по отношению
к учебной деятельности мотивы, позволяющие
утвердиться в другой области — в занятиях
спортом, музыкой, рисованием, в заботах
о младших членах семьи и т.п. Когда
потребность в самоутверждении
удовлетворяется в какой-то сфере
деятельности, низкая успеваемость не
становится источником тяжелых переживаний
ребенка.

Престижная мотивация, характерна для
детей с завышенной самооценкой и
лидерскими наклонностями. Она побуждает
ученика учиться лучше одноклассников,
выделиться среди них, быть первым.

Самосознание.

Типы самооценки. У младших школьников
в отличие от дошкольников уже встречаются
самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.

От результативности учебной деятельности
зависит развитие личности младшего
школьника. Школьная успеваемость
является важным критерием оценки ребенка
как личности. Успешная учеба, осознание
своих способностей и умений приводят
к становлению чувства компетентности.
Если чувства компетентности в учебной
деятельности не формируется, у ребенка
снижается самооценка и возникает чувство
неполноценности; могут развиться
компенсаторные самооценка и мотивация.

Развитие адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной самооценки
и чувства компетентности необходимо
создание в классе атмосферы психологического
комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего
школьника зависит не только от его
успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности.

Особенности эмоционально-волевой
сферы младшего школьника

В учебной деятельности и в коллективе
сверстников у младшего школьника в
первую очередь формируются такие волевые
черты характера, как
самостоятельность,
уверенность в своих силах, настойчивость,
выдержка.

В некоторых случаях отсутствие
самостоятельности и критичности приводит
к повышенной внушаемости: дети подражают
и хорошему и плохому. Поэтому очень
важно, чтобы примеры поведения учителя
и окружающих людей были положительными.

Сдержанность, как черта характера,
появляется именно в младшем школьном
возрасте и быстро закрепляется.
Многие
учащиеся уже могут самостоятельно
готовить уроки, сдерживая желания
погулять, поиграть, почитать, не
отвлекаясь, не занимаясь посторонними
делами.

Настойчивость, как черта характера,
особенно обнаруживается в II
классе Благодаря ей учащиеся добиваются
значительных, успехов.

В процессе обучения и развития волевые
качества младшего школьника
совершенствуются.

Все более глубокими, осознанными
становятся высшие чувства школьника:
нравственные, интеллектуальные,
эстетические.

В младшем школьном возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга,
чести.

Осознанность нравственных чувств к III
классу проявляется в том, что дети
выбирают друга, товарища не по случайным
внешним обстоятельствам (рядом живут,
вместе идут домой), а мотивируют свой
выбор, характеризуя нравственные черты,
которые способствовали сближению с
одноклассником.

Одновременно с чувством товарищества
развивается и чувство коллективизма.
Коллективизм как черта характера
формируется у ребенка постепенно. В
процессе коллективной работы дети
убеждаются, что любое дело лучше выполнять
всем вместе.

Процесс познания, вызывая удовольствие,
способствует формированию познавательных
интересов. При правильной организации
обучения интеллектуальные чувства
становятся для учащихся потребностью.

Источник

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности .

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как отмечают П.П. Блонский , А.А. Смирнов память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает .

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Д.Б.Эльконин, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала

Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.

У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста .

По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости.

Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении .

Таким образом, наглядно – образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

В своих исследованиях Л.С. Выготский указывает, что мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие .

Блонский П.П. показал, что в возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно – действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно – действенного мышления проявляются предпосылки для формирования наглядно – образного мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий .

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно – образного мышления или наглядно – схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Психологи отмечают, что наглядно-образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6 – 7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно – действенное, наглядно- образное и логическое мышление .

С.Д. Рубинштейн 23, Д.Б. Эльконин утверждают, что старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.

В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6 – 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности .

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно – познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух .

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения .

Как показывают исследования В.И.Селиванова ребенок 6 – 7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени .

По мнению А.К.Марковой , А.Б. Орлова , Л.М. Фридман в этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Как отмечает П.П. Блонский, к младшему школьному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации.

По мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается .

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботинский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок начинает переживать, даже в отсутствии взрослого .

Чаще всего эмоциональная напряженность, по сведениям К.Н.Гуревича, сказывается:

— на психомоторике ребенка 82 % детей подверженные этому воздействию,

— на его волевых усилиях 80%,

— на нарушениях речи 67%,

— на снижение эффективности запоминания 37%.

Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

— достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;

— у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;

— его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

— особенности развития речи .

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет 1- 4 классы и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля.

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка .

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него ребёнка — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» .

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми .

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются» .

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых родителей и учителей, но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает Н.А. Менчинская, «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми» .

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» — все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении».

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом например, помочь маме, но закончившийся неблагополучно разбита тарелка, расценивается ими как плохой.

Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе .

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры науки, искусства, морали и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни .

Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т. е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых родителей, учителей и других референтных лиц. Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». Согласно исследованиям М. И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи» . Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Источник