Особенности психического развития ребенка из многодетной семьи

Особенности психического развития ребенка из многодетной семьи thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Силина Е.А.

1

1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

В статье изложены результаты возрастных личностных характеристик детей из многодетных и однодетных семей в младшем школьном, подростковом и раннем юношеском возрасте. Эмпирическая выборка составила 320 испытуемых, по 70–80 человек в каждой возрастной группе и по 35–40 в группах детей из многодетных и однодетных семей. При исследовании детей младшего школьного нами применялась проективная методика Р. Жиля (тест-фильм). Изучение личностных особенностей детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста проводилось по следующим методикам: 1) опроснику Р. Кэттелла 16 PF (форма А), адаптированного и модифицированного Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой; 2) шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина, 3) методики рисуночного теста фрустрации С. Розенцвейга, 4) диагностики самооценки по Дембо–Рубинштейн; 5) тесту Т. Лири, 6) тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Наиболее важные выводы заключаются в следующем: при наличии возрастных различий обобщенная характеристика заключается в том, что школьники из больших семей более молчаливы, рассудительны, практичны, ответственны, доброжелательны, конформны, недостаточно уверены в себе. Единственные дети более активны, беспечны, уверенны, независимы, самостоятельны, эгоистичны, с более высокой самооценкой. Детям из многодетных семей более чем из однодетных семей свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего интрапунитивной направленности. Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи.

дети из многодетных и однодетных семей

личностные характеристики

младший школьный

подростковый и ранний юношеский возраст

1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994.

2. Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 2003.

3. Джандосова Ж.С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1992.

4. ДумитрашкуТ.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. – 1996. – № 2. – С. 104–112.

5. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 166 с.

6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 154 с.

7. Adler A. Problem children // Individ. Psychol. – 1988. – Vol. 44 – № 4. – P. 406–416.

8. Jiao S. Comparative study of behavioral qualities of only children and sibling / S. Jiao, C. Ji, O. Jing // Child Devel. – 1986. – № 57(2). – P. 357–361.

9. Narchal R. Family size and its effect on personality and adjustment // J. of Psychol. Res. – 1986. – № 30(3). – P. 156–160.

10. Wagner M. Family size effects: a review / M. Wagner, H. Schubert // J. of Genetic Psychol. – 1985. – № 146 (1). – P. 65–78.

Учитывая специфику средовых факторов в многодетной семье, многие исследователи (Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А., Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10]) установили, что некоторые личностные и поведенческие характеристики детей также зависят от размера семьи, т.е. существуют различия по определенным свойствам личности между единственными детьми и детьми малого и большого сибства. Размер семьи и очередность рождения определяют своеобразно типичные черты личности ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются друг от друга по своим личностным качествам. Проблема личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии, чем определяется актуальность данного исследования.

Так, установлено, что дети из больших семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость (Андреева Т.Н., Баландина Л.Л., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А. [1, 2, 3, 4]). Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении. У них в среднем беднее самосознание, самоконтроль преобладает над самовыражением; обладают более высокими оценками организованности и лидерства, при этом они более враждебны и более подозрительны к другим (Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [7, 8, 9, 10]).

Дети, имеющие братьев и сестер, более настойчивы, менее эгоцентричны, лучше кооперируются с другими детьми, больше уважают родителей. В средних по размеру семьях дети более эмоциональны и экстравертированы .

У детей из больших и малых семей диагностируются различные формы личностных отклонений. Они чаще склонны к самоубийству, чаще обладают повышенной делинквентностью. Став взрослыми, чаще совершают тяжкие преступления, более подвержены алкоголю и курению. У девочек с четырьмя и более сибсами выше риск ранней половой жизни и беременности. Дети из малых семей отличаются повышенной тревожностью, впоследствии перерастающей в неврозы.

Единственные дети подвержены большему риску психических расстройств, чем первенцы; они становятся более эгоцентричными и зависимыми. В малых семьях дети индивидуализируются, больше привязаны к родителям. Психологи и социологи также отмечают у детей из однодетных семей такие качества, как безответственность, отсутствие трудолюбия, безволие, неумение поддерживать нормальные отношения с людьми (Андреева Т.Н., Джандосова Ж.С., Думитрашку Т.А., Cилина Е.А., Adler A., Jiao S., Narchal R., Wagner M. [1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10]).

Характеризуя особую ситуацию развития единственного ребенка, Г.Т. Хоментаускас [6] выделяет особые личностные качества единственных детей. Длительное время единственный ребенок общается с взрослыми, что формирует у него ощущение слабости и несовершенства, неуверенность в себе, способствует проявлениям эгоцентризма – ребенок злоупотребляет вниманием и заботой окружающих, используя различные способы манипулирования. Отсутствие опыта общения с сиблингами ограничивает личностный опыт единственного ребенка. Не имея возможности сравнивать себя с другими детьми, он склонен считать себя уникальным, ценным, что приводит к неверной самооценке. Недостаток общения с ровесниками способствует активным поискам контактов с другими детьми. В однодетных семьях ребенок получает больше внимания и любви родителей, на него тратится больше времени и материальных средств, что предоставляет больше возможностей для развития его личности и способностей.

Т.А. Думитрашку отмечает, что формирование таких личностных особенностей, как экстраверсия и нейротизм, мало зависят от размера семьи, в которой воспитываются дети. Уровень экстравертированности единственных детей и детей из многодетных семей одинаков и соответствует известным в литературе данным о возрастных нормах проявления этого качества. Несколько меньший уровень нейротизма у детей из многодетных семей может являться следствием их большей неприхотливости [4], кроме того, он связан с особыми условиями развития.

Организация и методики исследования: эмпирическая выборка составила 320 испытуемых, по 70–80 человек в каждой возрастной группе и по 35–40 в группах детей из многодетных и однодетных семей.

При исследовании детей младшего школьного возраста нами применялась проективная методика Р. Жиля (тест-фильм), адаптированная И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. У испытуемых выявляются особенности конкретно-личностных отношений с окружающими, а также некоторые поведенческие характеристики и черты личности, связанные с общением ребенка с другими людьми. Изучение личностных особенностей детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста проводилось по следующим методикам: 1) опроснику Р. Кэттелла 16 PF (форма А), адаптированного и модифицированного Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой;

2) шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина;

3) методики рисуночного теста фрустрации С. Розенцвейга;

4) диагностики самооценки по Дембо–Рубинштейн;

5) тесту Т. Лири;

6) тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

В результате статистической обработки полученных данных установлены следующие характеристики личности детей различного возраста из однодетных и многодетных семей.

Дошкольники из многодетных семей в эмоционально-стрессовых ситуациях взаимодействия чаще находятся в фрустрирующих состояниях. У детей школьного возраста (особенно в младшем школьном возрасте) выражены такие качества, как благоразумие, рассудительность, осторожность, серьезность (фактор F по Кэттеллу). Единственные в семье дети более энергичные, активные, веселые, склонные к риску, как правило, переоценивающие свои возможности (F).

Для второклассников из многодетных семей характерны такие качества, как неторопливость, эмоциональная уравновешенность (D – сдержанность). К шестому классу результаты изменяются в сторону повышения показателя – дети становятся более реактивными, легко возбудимыми (D – нетерпеливость, различия незначимые), ранимыми, эмоционально неустойчивыми, менее уверенными в себе (С – слабость «Я»). У единственных в семье детей обозначилась обратная тенденция: в младшем школьном возрасте они более возбудимы и несдержанны, подростки становятся эмоционально уравновешенней (D), а также более спокойными и стабильными (С – Сила «Я»).

В период ранней юности школьники значимо различаются по фактору Е (конформность – доминантность) и фактору I (жесткость – мягкосердечность). Старшеклассники из многодетных семей более зависимые, подчиняющиеся, доброжелательные, тактичные, интрапунитивные, импунитивные, но в то же время они практичные, реалистичные, подчиняющиеся чувству рассудка. Единственные в семье дети более настойчивые, самоуверенные, своенравные, экстрапунитивные, конфликтные, а также сентиментальные, эмоциональные, действующие по интуиции.

Среди личностных качеств юношей и девушек, проявляющихся в межличностных отношениях, можно выделить следующие. В группе испытуемых из многодетных семей преобладает «ответственно-великодушный» тип межличностных отношений: старшеклассники ответственны за свои действия, способны к бескорыстной помощи окружающим. У старшеклассников из однодетных семей более выражен «независимо-доминирующий» и «недоверчиво-скептический» тип межличностных отношений. Единственным в семье детям свойственны самостоятельность мышления и принятия решений, способность к критической оценке ситуации и неконформность суждений и оценок, сочетающиеся с некоторой эгоистичностью поступков и стремлений. Они не склонны слишком доверять окружающим, предпочитают осторожно относиться к новым знакомствам и завязыванию межличностных отношений; скептически относятся к некоторым нормативам поведения (особенно морально-нравственным).

Важным компонентом личности является самооценка. Среднее значение показателей самооценки выше у детей из однодетных семей – у младших школьников на незначимом уровне, у старшеклассников – на значимом уровне. Более явно различия в двух выборках испытуемых проявились по шкалам «внешность» и «уверенность в себе». В ранней юности школьники из однодетных семей также оценивают себя выше по шкалам «способности» и «авторитет у сверстников». Будучи всеобщим любимцем семьи, единственный ребенок привык считать себя уникальным, ценным, ставить себя выше других. Семейные условия воспитания, повышенное внимание и забота, вероятно, определяют уверенность и более позитивное отношение единственных детей к себе в целом. Высокая самооценка внешности, возможно, обусловлена большим восхищением, вниманием родителей к внешнему облику ребенка, а также более благоприятным материальным положением семьи. Положительное отношение к своей внешности, сформированное у ребенка с детства, становится устойчивым компонентом «образа Я» в юношеском возрасте. Оценка собственных способностей может являться отражением большей успешности единственных детей в учебной или интеллектуальной деятельности, что соответствует данным нашего исследования и исследований других авторов.

Юноши и девушки из многодетных семей демонстрируют более высокий уровень самооценки по шкалам «характер» и «умелые руки».

Характер детей в многодетной семье формируется в условиях необходимости взаимных уступок и помощи в отношениях между большим количеством членов семьи, что, по-видимому, способствует развитию социально адаптивной направленности личности и позволяет положительно оценивать свой характер. Показательна самооценка испытуемых по шкале «умелые руки». Включение ребенка в решение хозяйственно-бытовых вопросов, необходимое для функционирования большой семьи, способствует развитию трудовых умений и навыков; он многое умеет делать своими руками, что и позволяет высоко оценивать себя по этой шкале.

Эмоциональные реакции во фрустрирующих ситуациях у детей из многодетных и однодетных семей также проявляются по-разному. Школьникам из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего, интрапунитивной направленности.

Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи. Учащиеся вторых классов из многодетных семей во фрустрационных ситуациях с повышенной частотой отвечают в экстрапунитивной манере, а юноши – чаще в импунитивной. У единственных в семье детей реакции проявляются противоположным образом. Только экстрапунитивность младших школьников из многодетных семей препятственно-доминантного типа, а у старшеклассников из однодетных семей – разрешающего.

Таким образом, в эмоционально-стрессовых ситуациях дети из многодетных семей склонны к защите своего «Я» в форме самообвинения, самоосуждения, испытывая при этом чувство вины. В младшем школьном возрасте они предъявляют повышенные требования к окружающим. В юношеском возрасте склонны рассматривать ситуацию примиряющим образом, для разрешения проблемы они готовы встать на позицию взаимопонимания и взаимной уступчивости. Единственным в семье младшим школьникам свойственна примиренческая позиция, они уверены в том, что время и ход событий приведут к разрешению ситуации и готовы пойти на компромисс. Старшеклассники склонны к внешним обвинениям и повышенной требовательности по отношению к другим людям.

Юноши из разных типов семей настроены на разрешение ситуации, только разными способами: в многодетных семьях старшеклассники ориентируются на взаимопонимание, в однодетных семьях – требуют помощи от других.

Противоположные результаты между младшими и старшими школьниками объясняются, на наш взгляд, следующим. С возрастом под влиянием условий (семейных и школьных) формируются социальные установки, мотивы, происходит смена типа поведения, что накладывает отпечаток и на реакции человека в фрустрирующей ситуации.

Значимых различий между показателями реакций в ситуации фрустрации у подростков из больших и малых семей не выявлено. Снижение влияния конфигурации семьи на показатели эмоционально-личностной сферы подростков может быть связано с противоречивостью развития, повышенной эмоциональностью детей в данном возрасте. Возрастной фактор в подростковый период является определяющим, он маскирует влияние размера семьи в отличие от младшего и старшего школьного возрастов, где роль размера семьи более очевидна.

Выводы

Школьники из больших семей более молчаливы, рассудительны, практичны, ответственны, доброжелательны, конформны, недостаточно уверены в себе. Единственные дети более активны, беспечны, уверенны, независимы, самостоятельны, эгоистичны, с более высокой самооценкой. Детям из многодетных семей более, чем из однодетных семей, свойственны реакции эгозащитного типа, прежде всего интрапунитивной направленности. Реакции экстрапунитивной и импунитивной направленности по-разному проявляются в младшем и старшем школьном возрасте и зависят от типа семьи.

Материал подготовлен в рамках Проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:

Щебетенко А.И., д.псх.н., профессор, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусств и культуры, г. Пермь;

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.

Работа поступила в редакцию 19.07.2013.

Библиографическая ссылка

Силина Е.А. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 1243-1246;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32119 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

    1. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье.

Потребность
в изучении психологических факторов
формирования индивидуальности ребенка
в многодетной семье вызвана двумя
причинами:

Первая
заключается в том, что многодетная семья
принадлежит к «нетипичным» семьям,
и есть все основания полагать, что в
ней, как в любой нетипичной семье,
возникают особые, специфические
психологические обстоятельства,
небезразличные для развития психики
ребенка, становления его индивидуальности.
К сожалению, до сих пор нет полных
сведений о распределении семей по
детности, полученных при переписи
населения 1989 года, поэтому судить о
количестве многодетных семей можно
только, по региональным данным; они
свидетельствуют о том, что в последние
годы семьи с тремя и более детьми
составляет по разным регионам от 6 до
12-13%.[3]

Однако,
как показывают некоторые опросы,
репродуктивные установки значительно
выше: в Москве при улучшении материальных
условий жизни- 44% женщин хотели бы иметь
трех детей, 7,5%-четырех, около 4% — пятерых
и больше. [2]

Поэтому
анализ специфики психического развития
ребенка в многодетной семье актуален
для перспективного планирования семьи.

В
отечественной психологии исследований
на эту тему практически нет с конца 20-х
годов. Исходя из теоретических
представлений, считается, что большая
семья имеет определенные преимущества,
заключающиеся, в частности, в возможности
разновозрастных отношений детей,
существенно увеличивающих и обогащающих
коммуникативные связи. [2]

В
зарубежной же литературе отмечается
ряд весьма неблагоприятных моментов —
таких, как, например, снижение среднего
интеллектуального уровня при увеличении
количества детей в семье, а также у
каждого следующего по порядку рождения
ребенка, формирование специфических
личностных, адаптация к школе и т.д. В
целом это — довольно широкое русло
исследований, как эмпирических, так и
теоретических. Считается, что знание о
негативных сторонах многодетности
необходимо и для государства и для
выбора правильной демографической
политики, и для семьи, планирующей
количество детей.

Вторая
причина, по которой необходимы подобные
исследования, кроется в логике
психогенетических исследований. Неверно
предполагать, что задача последних —
только в поиске наследственных детерминант
межиндивидуальной вариативности;
исследование средовой составляющей
привлекает не меньшее внимание ученых,
работающих в этой области. В последнее
десятилетие здесь наметился переход
от изучения традиционно выделяемой
межсемейной и внутрисемейной среды к
«общей» и «индивидуальной» (
R. Plomin, I989).

«Общая»
среда — это средовые влияния, делающие
членов одной семьи похожими друг на
друга; «индивидуальная» — та среда,
которая, наоборот, приводит к различиям
между ними, причем локус этих влияний
может быть как внутри, так и вне семьи.
В «индивидуальной» среде выделяются
случайные и систематические влияния;
к последним относится, среди прочего,
и семейная конфигурация, то есть размер
семьи, последовательность рождения
детей и т.д.

Исследование
индивидуальной среды на модели многодетной
семьи продуктивно и потому, что и родители
с каждым из детей, и сиблинги между собой
имеют, в среднем 50% общих генов. Эта
модель может оказаться оптимальным и
наиболее экономным способом первичного
выделения средовых факторов, значимых
для формирования тех или иных индивидуальных
особенностей, чем и определяется
теоретическая значимость работы. [8]

Анализ
зарубежных исследований дает основания
считать, что основные усилия по изучению
механизмов действия данных факторов
необходимо сосредотачивать на исследовании
психологических причин. Все остальные
предлагаемые концепции (физиологические,
экономические и др.), объясняя отдельные
детали, в целом не выдерживают критики.
Наиболее тщательно разработанная модель
интеллектуального развития R. Zajonc (I960,
1983) представляет собой модель именно
психологического толка.

Однако
для проверки психологических гипотез
нужно перейти от межcемейных сопоставлений
(большинство исследований относится
именно к ним) к анализу диадических
взаимодействий внутри семей. На это
также указывается в соответствующей
литературе.Кроме того, судя по некоторым
данным R. Zajonc(1983), в указанных выше
феноменах многодетной семьи существуют
явные крооскультурные различия. [11]

Сказанное
определило цель нашего
исследования. Она заключается в том,
чтобы:

а)
выяснить, существуют ли в нашей культуре
описанный феномены;
б) психологически
содержательно проанализировать роль
размера семьи и очередности рождения
в процессе формирования индивидуальности
ребенка в многолетней семье.

Объектами
исследования были:
показатели интеллекта, креативности,
образной и вербальной памяти, внимания,
импульсивности-рефлексивности,
интро-экстраверсии; оценивался также
стиль воспитания детей в семье.

Для
достижения указанной цели необходимо
было решить следующие конкретные задачи.

1.
Сопоставить перечисленные характеристики,
a также школьные оценки у детей из
многодетных семей и единственных детей.

2. По
указанным показателям оценить сходство
в парах; мать-отец, мать-ребенок,
отец-ребенок, сиблинги.

3.
Изучить особенности предпочитаемого
каждым из родителей стиля воспитания
и оценить его влияние на выраженность
когнитивных и личностных показателей
у детей.

Научная
новизна данной
работы состоит в том, что, во-первых,
впервые в нашей стране проведено
систематическое психологическое
исследование детей из многодетной
семьи, установлено влияние размера
семьи и очередности рождения на
индивидуальные показатели когнитивных
и личностных характеристик; во-вторых,
в исследовании получены новые данные
о связи интеллекта с успешностью
обучения, с другими когнитивными
характеристиками, а также с личностными
характеристиками; в-третьих, установлено
влияние на полученные закономерности
пола ребенка и родителя.

Практическое
значение данного
исследования определяется тем, что его
результаты можно использовать при
проведении психологической консультативной
работы, при составлении социальных
программ развития института семьи, а
также в педагогической практике с целью
индивидуализации обучения и воспитания
детей из многодетных семей. Теоретические
положения и полученные результаты
используются при преподавании
психологических дисциплин в Тираспольском
педагогическом институте, при преподавании
социальной и дифференциальной психологии
на курсах «Школьный психолог» в
Тираспольском институте усовершенствования
учителей, а также применяются автором
при проведении консультативной и
коррекционной работы в качестве школьного
психолога.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник