Особенности проведения диагностики развития ребенка

Особенности проведения диагностики развития ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года по месяцам таблица

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Дети дошкольного возраста обладают
рядом психологических и поведенческих
особенностей, знание которых необходимо
для того, чтоб получать достоверные
результаты в процессе их психодиагностического
обследования. Чтобы правильно судить
об уровне развития, достигнутом ребенком,
необходимо тестовые психодиагностические
задания подбирать таким образом, чтобы
они одновременно были рассчитаны как
на произвольный, так и непроизвольный
уровень регуляции когнитивной сферы.

Дошкольники лишь тогда будут в процессе
психодиагностики демонстрировать свои
способности, т.е. показывать результаты,
правильно отражающие уровень их
психического развития, когда сами
методики и имеющиеся в них задания
вызывают и поддерживают к себе на
протяжении всего времени интерес
ребенка. Следует учитывать особенности
самих непроизвольных познавательных
процессов, к примеру, непостоянство
непроизвольного внимания и повышенную
утомляемость детей данного возраста.
Поэтому серию тестовых заданий не
следует делать слишком длинной, требующей
большого количества времени. Оптимальным
для детей дошкольного возраста считается
время выполнения тестовых заданий,
находящихся в пределах от одной до
десяти минут, причем, чем меньше возраст
ребенка, тем более коротким оно должно
быть. Наилучшие психодиагностические
результаты можно получить, наблюдая за
детьми в процессе занятия ведущей для
данного возраста деятельностью — игрой.

Забирая ребенка на диагностику, он не
должен быть оторван от интересного для
него занятия и приведен против своей
воли. В этом случае результаты исследования
могут оказаться недостоверными. Для
проведения диагностики необходима
отдельная комната, в которой никто не
помешает работе с ребенком. Внешний вид
комнаты имеет большое значение. Подходящую
обстановку создадут детские рисунки,
поделки и книжки с картинками, которые
ребенку можно будет рассмотреть перед
обследованием. Яркие, необычные предметы
или привлекательные игрушки нежелательны,
поскольку они могут отвлекать внимание
ребенка от предложенных заданий. Перед
началом обследования экспериментатор
должен подготовить все материалы
методик, но расположить их так, чтобы
они не были видны ребенку.

При проведении психодиагностики детей
младшего и среднего дошкольного возраста
следует иметь в виду, как изменение
формы игр, так и возникновение нового
вида социальной активности — межличностного
общения. В старшем дошкольном возрасте
к названным видам деятельности добавляются
игры с правилами и, кроме того, возникают
элементарные рефлексивные способности.
Старшие дошкольники не только осознают
и руководствуются в своем поведении
некоторыми правилами межличностного
общения, особенно в играх, но в определенных
пределах могут, занимаясь тем или иным
видом деятельности, например чтением
и игрой, анализировать собственное
поведение в нем, давать оценки самому
себе и окружающим людям.

20. Специфика психодиагностики подростка.

По уровню своего интеллектуального
развития подростки не намного уступают
взрослым людям, поэтому, изучая их
познавательные процессы, вполне уже
можно применять тесты, предназначенные
для взрослых людей, с ограничениями,
которые касаются в основном только
специальных, научных терминов и понятий.
Что же касается личности и меж персональных
отношений, то здесь еще существуют и
должны учитываться многие ограничения.
Имея в виду то, что подростки — это еще
наполовину дети, к ним необходимо
применять полудетские и полувзрослые
формы тестирования. Основной из них
должна оставаться игровая форма, а сами
тестовые задания должны быть такими,
чтобы непосредственно привлекать к
себе внимание и вызывать интерес ребенка.
Стремление к независимости требует
предоставления им большей самостоятельности
в тестировании, чем это можно позволить
детям младшего школьного возраста.
Вполне допустимо дать возможность
подростку отойти от точной формулировки
инструкции, сопровождающей тестирование,
и что-то сделать по-своему, не в ущерб
целям и результатам тестирования,
например, каким-либо оригинальным
способом, отличным от нормативного,
решить предложенную задачу. Многие
тесты, предназначенные для определения
уровня интеллектуального развития,
имеют стандартизированные решения
задач, но в то же время допускают и
отклонения от них. По отношению к
подросткам можно значительно ослабить
требование поиска стандартного решения,
учитывая их стремление к оригинальности
и самостоятельности. Кроме того,
подчеркиваемое одобрение и позитивная
оценка со стороны взрослых людей именно
нестандартных решений подростка
позволяют получать данные, полностью
отражающие его уровень интеллектуального
развития. В противном случае отсутствие
интереса и нежелание решать тестовые
задачи может быть ошибочно принято за
низкий уровень умственного развития.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос образец по математике

В методики, предназначенные для
психодиагностики подростков, можно
включать формулировки социальных норм,
некоторые специальные научные понятия.
Однако в большинстве случаев эти нормы
должны формулироваться конкретно, с
использованием не столько научных,
сколько житейских понятий, иначе они
могут оказаться недоступными многим
подросткам, особенно тем, которые еще
находятся в пределах переходного
возраста от младших к средним классам
школы.

Важно, наконец, чтобы практическое
участие в тестировании позволяло
подростку реализовать свою потребность
в ролевом поведении, особенно — в
экспертном и лидерском, т.е. таком, где
подросток может блеснуть своими знаниями,
умениями и показать себя в роли лидера.
Подростков рекомендуется привлекать
к соучастию в проведении тестирования
не только в роли испытуемых, но также и
в роли экспериментаторов, чтобы они
поочередно выступали, то в роли испытуемых,
то в роли экспериментаторов.

Тестирование в подростковом возрасте
рекомендуется проводить в привычных
для юношей и девушек условиях. Такими
условиями, в частности, являются занятия
на уроках в школе, в том числе занятия
по психологии. Практическое знакомство
с методиками психодиагностики органически
входит в программу и содержание таких
занятий, поэтому процедура тестирования
хорошо вписывается в них.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Читайте также:  Центр развития ребенка в сыктывкаре

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

Источник