Особенности поведения ребенка с задержкой психического развития

Особенности поведения ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Оснач Татьяна Васильевна
Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности

Что такое поведение?

Поведение по Ефремовой:

1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим.

2. Умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка.

3. Реакция организма на то или иное воздействие, раздражение.

Поведение по Ожегову:

Образ жизни и действий

Поведениев Энциклопедическом словаре:

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о поведении объектов самого разногорода (напр., электрона в магнитном поле и т. д., с сер. 20 в. термин известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Поведениепо Психологическому словарю:

Поведение — целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности живого организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Механизмы поведения

Поведение человека напоминает музыкальную партитуру, в которой одновременно звучат мимика, поза, жест и все каналы коммуникаций. Однако на каждом последующем шаге поведение вполне прогнозируемо и зависит от ведущего механизма поведения.Выделяют:

— Прямое проявление поведения, которое осуществляется, когда нет препятствий для достижения цели.

— Усиление поведения — интенсивность поведения возрастает при наличии препятствия, соответствует увеличению агрессивного радикала.

— Ослабление поведения и вакуум активности. Препятствия приводят к истощению энергии действия и «параличу» активности (вакуум активности). В патологии соответствует ступору.

— Переадресация поведения. При невозможности направить поведение на конкретную цель в результате препятствия оно переключается на иную цель. Может переадресовываться любое поведение, например сексуальное, пищевое или агрессивное. В патологии механизм заметен при патологическом аффекте, парафилия.

— Смещение поведения. При невозможности достижения цели происходит переключение на иное поведение. Например, при невозможности реализовать сексуальное поведение возникает агрессия. При патологии обнаруживается в клинике бреда, обсессивно-компульсивных расстройств, неврозах.

Поведение социального «облегчения» — увеличение активности или имитация поведения при наблюдении аналогичного поведения у окружающих. При патологии заметно при зависимых расстройствах личности, наркоманиях и гебефрении.

— Ритуализация. Обычное поведение достижение цели приукрашивается личными или социальными ритуалами и маркерами. К поведению такого рода в норме относится ухаживание как этап сексуального поведения. При патологии ритуализация заметна при диссоциативных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве.

— Амбивалентность. Одновременное существование двух противоположных мотивов и способов достижения целей или противоположных целей. Наиболее часто усиливается при кататонии и обсессивно-компульсивном расстройстве.

— Альтруистическое поведение. Отказ от достижения цели с целью предоставления возможности ее достижения окружающим. Одной из версий является фиксация на этом поведении при некоторых формах анорексии и суицидальной активности.

В норме присутствуют все механизмы поведения, но при патологии возникает фиксация на одном из них.

Дети с задержкой психического развития имеют явные сложности с поведением. Эта может проявляться в самых разнообразных формах. Ограниченные способности самообслуживания и социальных навыков. Болезненное восприятие критики, ограниченный самоконтроль, странное или неуместное поведение, так же как агрессия или даже собственное членовредительство. Задержка психического развития, включая расстройства поведения, может сопутствовать ряду генетических заболеваний. В целом, чем сильнее степень задержки развития, тем сложнее проблемы с поведением.

Особенности поведения у детей с ЗПР

1. Адаптивное поведение — ежедневная деятельность ребёнка, обеспечивающая взаимодействие с другими детьми, у детей ЗПР адаптация снижена.

2. Агрессивное поведение — действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями. Нередко агрессивность детейнаправляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т. д.

Читайте также:  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка тесты

3. Гиперактивное поведение — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства. Ребёнок находится в постоянном движении, не может себя контролировать, быстро и много говорит, перебивает, не дослушивает. Его невозможно уложить спать, ребёнок не реагирует на запреты и ограничения.

Коррекция адаптивного поведения у детей ЗПР

1. Работа с родителями (совместные занятия, режимные моменты);

2. Музыкально-двигательная игротерапия;

3. Игры-драматизации (проигрывание сказок, рассказов);

4. Игры-тренинги (имитационные подражания, пантомимические упражнения).

Коррекция агрессивного поведения у детей ЗПР

1. Любовь родителей.

2. Контроль собственных агрессивных импульсов.

3. Выражение своих чувств.

4. Объятия.

5. Уважение ребёнка.

6. Неэффективность агрессивного поведения.

7. Социальные правила поведения.

8. Похвала.

9. Беседа о поступке.

10. Сказкотерапия.

11.«Сердитая подушка».

Коррекция гиперактивного поведения у детей ЗПР

1. «Спокойствие, только спокойствие». Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).

2. Чёткий распорядок дня. Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела».Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

3. Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить папе с мамой.

4. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков).

6. «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

7. Правильное питание. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.Еще одно правило: если ребенок не хочет, есть — не заставляйте его!

8. Пассиввные игры.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

9. Расслабление. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,что это может быть: арттерапия, сказкотерапия.

Используемые Интернет-ресурсы:

1. https://ru.psyznaika.het);

2. https://ru.wikipedia.org;

3. https://deteimir.ru//

4. https://eva.ru/kids;

5. https://psyznai;

6. https://coolreferan.com.

Источник

Фото 1603ЗПР — это отставание общего темпа психического развития от принятых норм у детей определенного возраста. Детей определяют в отдельную категорию исходя из состояния эмоционально-волевой сферы, способности к учебно-познавательной деятельности. Синдром задержки психического развития ребенка ощущается во многих сферах жизни — общении, трудовой деятельности, творчестве. ЗПР бывает временным или постоянным. Зависит от социума, в котором ребенок находился до прихода в детское учебное заведение. В отличие от умственной отсталости ЗПР поддается коррекции, педагогическому воздействию, вплоть до полного исчезновения синдрома.

Индивидуальные особенности детей с ЗПР

Определяют задержку психического развития в школьном возрасте. Главные критерии:

  • неуспеваемость;
  • отстает социальная адаптация;
  • освоение знаний протекает медленно, малыш не успевает за сверстниками с нормальным уровнем развития;
  • школьник быстро теряет интерес к занятиям;
  • сосредоточенность отсутствует или быстро переключается;
  • присутствуют тревожность, страхи, навязчивые состояния;
  • импульсивное поведение;
  • гиперактивность.
Читайте также:  Роль дидактической игры в развитии ребенка раннего возраста

Самостоятельная деятельность и мышление отсутствуют: малышу тяжело выполнить работу до конца. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда приходится находить решение проблемы самостоятельно.

При разговоре с ребенком возникает ощущение скованности, так как он серьезно обдумывает ответ. Легкость в налаживании социальных контактов и общении отсутствует.

Психологические особенности детей с ЗПР по сравнению с теми же показателями у малышей с задержкой умственного развития:

  • трудности в изучении математики, элементарной грамоты, при этом речь развита лучше;
  • хорошо запоминают стихи, рассказывают сказки;
  • познавательная деятельность развита лучше, чем у умственно отсталых детей.

Наблюдается отсутствие инициативы. Ярко выражены нарушения тонуса, двигательной функции. Отсутствует контроль собственной деятельности.

Причины отставания малыша в психическом плане

Детей с задержкой психического развития условно делят на 4 группы:

Фото1602

  1. Тип задержки конституциональный. Взрослые дети имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения. Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
  2. Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным, не связан с неполадками работы нервной системы.
  3. Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально запечатлелась в мозгу.
  4. Тип задержки психического развития объясняется родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.

Церебрально-органический тип встречается чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся коррекции и лечению.

Описание личных качеств детей с ЗПР

Дети с задержкой развития — их психологические характеристики:

Фото 1616

  1. Главная черта — несформированность внимания, влияющая на процесс обучения. Природа внимания разная: одни способны максимально сосредоточиться вначале работы, затем внимание снижается. Другие переключаются после выполнения какой-либо задачи. Третьи сосредотачиваются и расслабляются периодически.
  2. Низкая продуктивность и устойчивость памяти. С увеличением нагрузок в школе ребенок не справляется, отстает в среднем на 2 года в развитии.
  3. Слабость мыслительной деятельности, неспособность к обоснованию, выводам.
  4. Отсутствие инициативы, познавательной активности, которая присуща нормально развивающимся детям, отсутствие мотивации.
  5. Речевые отклонения, неспособность сформировать логическое предложение из-за плохого понимания смысла. С этим связано плохое запоминание материала и невозможность его воспроизведения.

У детей с ЗПР формируется негативное отношение к школе из-за слабой учебной мотивации. Постоянные неудачи укрепляют отрицательное эмоциональное отношение.

Усугубляют проблему:

  • низкий уровень интеллекта и образования родителей, неосознавание ими проблемы;
  • недостаточное материальное обеспечение;
  • разные подходы к воспитанию у всех членов семьи;
  • проживание в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • долгосрочные стрессовые ситуации, в которых ребенок вынужден пребывать.

Сочетание социальных факторов и состояния здоровья дает прогноз, насколько ситуация поддается коррекции.

Работа с детьми с ЗПР

Фото 1619Определить задержку психического развития невозможно, пока школьник не начинает активно учиться. В процессе оказывается, что половина неуспевающих детей страдают ЗПР.

Основной вид деятельности — творчество, труд. Начинают с посильных заданий, заканчивают сложной творческой работой, где приходится мыслить, планировать, составлять план действий. Отрабатывая навыки в творчестве, малыш познает мир, учится контролировать эмоции, поведение, развивает усидчивость.

Считается, что задержка психического развития, не связанная с органическими поражениями нервной системы, поддается коррекции.

К подростковому возрасту удается исправить большую часть проблем, ребенок догоняет сверстников физически и эмоционально.

Работа с детьми ведется в специальных заведениях. Малыш не способен учиться с той скоростью, которая есть в обычных школах. Важно рано выявить проблему, чтобы не травмировать детей морально. Они быстро устают, игнорируют правила школы, стараются переключиться на легкую деятельность. Пробелы в знаниях накапливаются, школьник переходит в ранг неуспевающего.

Задача педагога — многократно повторять материал, стараясь удержать внимание ученика, мотивировать закончить начатое, довести до конца работу.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам что должен уметь ребенок

Занятия проводятся коллективно, дети учатся ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее выполнению. Вначале лидером выступает педагог, мотивируя учеников, затем осуществляется переход к индивидуальной деятельности.

Виды деятельности, которые предлагаются детям с ЗПР:

фото 1477

  1. Решение повседневных задач. Уборка постели, игрушек, уход за собой, удовлетворение базовых потребностей.
  2. Сказкотерапия формирует новые понятия о мире, развивает речь, мышление, формирует новые эмоции. Дети отображают действие сказки на бумаге, рисуя персонажей, лепят пластилиновых героев — улучшается мелкая моторика. Придумывание новых сказок развивает воображение, творческое начало, усиливает мотивацию.
  3. Песочная терапия. Успокаивает, снимает агрессию. Парапсихологи считают, что песок забирает негатив. Взаимодействие руками с песком балансирует энергетику.

Развитие речи:

  1. Применяется конструктор «Лего». Процесс сборки сопровождается рассказом, объяснениями, отработкой навыков произношения.
  2. Музыкотерапия. Слушание песен, обсуждение смысла. Воспитанник учится подбирать слова, выражать мысли, составлять сложные предложения.
  3. Задачи на мышление. Например, отличить буквы от цифр, назвать их, расположить картинки по группам.

Развитие речи занимает главное место в системе работы педагогов с детьми ЗПР. После освоения навыков можно переходить к этапу развития мышления, творческим задачам. Недостатки речи сказываются на качестве общения, восприятия информации другими людьми. Какие недостатки часто встречаются:

  • нечеткое произношение, смазанность дикции;
  • ограниченный словарный запас;
  • непонимание смысла, употребление слов неадекватно ситуации;
  • преобладание в лексиконе определенных частей речи, например, существительных.

Перед началом коррекционной работы важно определить, какое происхождение имеет проблема. Для этого требуется мнение педагога, медицинского работника, психолога.

В специализированных детских центрах групповая работа ведется параллельно индивидуальной.

Индивидуальное обучение — методы

Фото 1767Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.

Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.

Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.

Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.

Коррекционно-развивающее обучение — этапы

Причинно-следственные связи, их осознание — цель коррекции и обучения в раннем дошкольном возрасте, а также развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться, переключать внимание, мыслить пространственно.

Состоит из трех отдельных блоков:

Фото 1768

  1. Пространственно-временные ориентировки.
  2. Развитие психических функций.
  3. Развитие моторных функций.

Индивидуальные занятия начального этапа способствуют освоению собственного тела. Цель — показать отношения объектов в пространстве, их зависимость друг от друга на примере собственных рук, ног, головы. Задача этапа — отработать понимание временных отрезков, научить ориентироваться во времени.

Развитие психических функций направлено на тренировку основных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания. Предлагаются игры для развития навыков слуха, ощущений, зрительного восприятия вещей, запоминания и повторения.

Моторика развивается с помощью статических и динамических упражнений для пальцев рук. Используются настольные, сюжетные игры. Начальный этап — повторение за педагогом, затем собственное воспроизведение.

Сфера интересов детей с ЗПР

Фото 1769Задержку психического развития детей практически невозможно заметить на фоне сверстников, имеющих нормальные показатели развития. Они посещают театры, цирк, получают удовольствие от экскурсий. Любят участвовать в спортивных соревнованиях, при этом имеют нескоординированные неловкие движения, в которых ощущается скованность. Трудно даются ритмичные упражнения под музыку. Занятия, подразумевающие двигательную активность, лучше воспринимаются, чем процесс обучения.

Другие дети любят заниматься механической работой, не требующей умственного напряжения, концентрации внимания. Дефицит внимания не позволяет длительно выполнять одну работу, малыш переключается, забывая, что делал минуту назад.

Особенностью, объединяющей подвижные и спокойные занятия, является отсутствие инициативы, фантазии, творчества.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о причинах появления ЗПР у детей и о путях выхода из данной ситуации.

Источник