Особенности нервно психического развития ребенка

Особенности нервно психического развития ребенка thumbnail

Первые годы жизни ребенка — очень важное время, от которого зависит, каким вырастет маленький человек, как сформируются особенности его психики и навыки поведения. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский считал, что важнейшими условиями формирования личности ребенка является окружающая его микросреда, в которой он растет. Он описал закономерности протекания нервно психического развития детей до 1 года и старше.

Маленький малыш

Этапы и закономерности НПР

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Мама с сынишкой

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

Ребенок в полотенце

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Малыш сидит

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.

Внутриутробный период и первые дни жизни

Нервная система закладывается на третьей-четвертой неделях формирования плода, затем проходит четыре основных этапа:

  1. Вначале возникает нервная пластинка. Края пластинки затем смыкаются и образуют нервную трубку.
  2. Из части нервной трубки развивается спинной мозг, другая (передняя) часть разделяется на несколько мозговых пузырей.
  3. Происходят перемещение нервных клеток и их распределение.
  4. Миелинизация проводящих путей, происходящая последовательно в головном мозге, затем в спинном.

За три месяца до рождения мозг плода уже сформирован в достаточной степени, включая кору больших полушарий. Нервная система уже способна нормально обеспечить внутриутробное существование организма. Мозг новорожденного хорошо снабжается кровью, однако его ткань имеет в своем составе много воды, что может вызвать осложнения при болезнях, такие как отек. Серое вещество мозга слабо отделено от белого, наиболее незрелой является кора больших полушарий — она полностью сформируется только к 5-6 годам.

Новорожденный, едва появившись на свет, уже обладает врожденными рефлексами, способствующими его настройке на окружающую среду, помогая приспосабливаться к ней. С момента рождения он реагирует на раздражители: световые, температурные, болевые, но эти реакции не скоординированы и вызывают ответ в виде движений всем телом. Это свидетельствует о том, что возбуждение легко переходит с одного участка мозга на другие.

Новорожденный малыш

Рефлекторной реакцией на голод, холод и боль является крик. Это механизм, заложенный природой и способствующий выживанию младенца. Прикасание к губам вызывает второй основной рефлекс — сосательный, в результате которого на участки мозга распространяется торможение, продолжающееся весь период сытости. Поэтому, наевшись, обычно младенец засыпает. В первые дни жизни кора не участвует в реакции на раздражители, но ее клетки могут возбудиться благодаря импульсам, приходящим из лежащих ниже отделов мозга. В основном — это различение света и отдельных цветов.

Нервно-психическое развитие детей до одного года имеет свои характерные особенности. В первую пару лет мозг интенсивно растет, увеличивается его масса за счет образования и ветвления аксонов и дендритов. Наиболее быстро растет мозжечок, отвечающий за координацию движений, происходит миелинизация нервных волокон — покрытие их жироподобным веществом — миелином, отвечающим за изоляцию. По мере протекания этого процесса повышается проводимость нервных клеток, ускоряется образование новых нейронных связей.

Читайте также:  Развитие для мамы и ребенка

Малыш осваивает ползанье

Психические изменения первых месяцев жизни

Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по степени выраженности рефлексов и сформированности навыков, характерных для каждого месяца.

 

1 месяц

Малыш лежит на спине, при этом активно двигает конечностями. Несколько секунд держит головку, если его поднять и прижать к себе. Сам нормально глотает молоко, воду. Лежа на животике, поднимает вверх голову. Зрение: пытается сосредоточить взгляд на лежащем предмете, следить за движущимся объектом. Делает попытки улыбаться. Реагирует на голос мамы, шум погремушки.
 

2 месяца

Младенец уже способен поворачивать голову, когда лежит на спине. Лежа на животике, держит головку. Если вложить игрушку в ручку, трясет ее (появляется хватательный рефлекс). Пьет с ложечки, сам открывает рот, видя бутылочку с едой. Рассматривает мамино лицо, уже узнает ее голос среди других. Гулит — произносит пока еще бессвязные звуки.
 

3 месяца

На третьем месяце малыш способен довольно долго удерживать голову вертикально. Лежа на животике, приподнимается с опорой на руки. Ближайшие игрушки стремится схватить и сунуть в рот. Узнает маму — улыбается в ее присутствии, оживленно двигается, смеется.
 

4 месяца

Уверенно сидит, если придерживать его за ручки. Распознает знакомые лица взрослых, оживляется при виде них. Хорошо захватывает и держит игрушки, рукой поддерживает бутылочку или грудь при кормлении. Поворачивается на голос, когда обращаются к нему.
 

5 месяцев

Умеет поворачиваться сам на животик, стоять, если держат за ручки. Понимает интонации голоса. Долго гулит, громко смеется. При купании ловит в воде плавающие игрушки. Кушает с ложки, без затруднений сам проглатывает пищу.
 

6 месяцев

Полугодовалый грудничок уже поворачивается на спину, сам уверенно сидит, пытается ползать. Издает звуки и слоги, «лепечет». В состоянии самостоятельно поднять упавшую игрушку, взять ее в одну руку и переложить в другую.
 

7 месяцев

Младенец активно передвигается на животе и встает на четвереньки, делает попытки сам встать, держась за ограждение манежа или кроватки. Говорит слоги: «ба», «ма». Эмоциональная реакция на людей различается: маму обнимает с улыбкой, от незнакомцев отворачивается и хмурится. Сам кусает и жует, держа лакомство в руке.
 

8 месяцев

Сам садится и даже встает в кроватке с опорой на стенку. Знает названия основных предметов, направляет взгляд на них при упоминании. Уверенно произносит слова, может уже произнести слово «мама». По просьбе взрослого делает «ладушки», «пока-пока».
 

9 месяцев

На девятом месяце при помощи взрослых ребенок делает первый шаг. Пробует сам пить из чашки, держа ее, подражает звукам и движениям родных, наблюдает и копирует. Знает свое имя, откликается на него.
 

10 месяцев

Ходит за ручку с мамой или в ходунках, сам недолго стоит без опоры. Охотно выполняет действия с игрушками и предметами быта. Появляются названия для вещей, животных в виде разных слогов: например, собака — «ав», коровка — «му», говорит: папа, мама, баба, ам-ам. Держит ложку во время еды.
 

11 месяцев

Самостоятельно учится ходить. Способен к обобщениям: если попросить подать мяч, то подаст все мячи, какие видит. В лексиконе появляются обозначения действий: «на», «дай». Выполняет сложные действия с предметами, сопоставляя их форму и размер. Ест ложкой, в состоянии есть твердую пищу.
 

12 месяцев

Более-менее уверенно ходит. Помнит 5-10 простых слов. Выполняет обращенные к нему просьбы взрослых. Пьет из кружки, держа ее в руках.

Годовалый малыш

Критерии оценки развития детей до 7 лет

Обычно оценка нервно психического развития детей раннего возраста и дошкольного включает в себя метод наблюдения, а также различные тесты. При этом принимают во внимание такие показатели как:

  • состояние моторики, координация и зрительная ориентация в пространстве (держит ли равновесие при ходьбе или стоя, может ли прыгать);
  • сформированность речи (рассказ текста вслух, чтение, декламирование стихов, соблюдение правил построения фраз);
  • познавательная деятельность (пространственно-временная ориентация, способность к обобщениям, воспроизведению по образцу и конструирование, распознавание цветов);
  • социально-культурная деятельность (овладение навыками гигиены и самообслуживания, отношения с другими людьми, игра, самостоятельность).

Мальчик-дошкольник

Выделяют всего четыре группы детей по степени развития. Первые три из них относятся к норме, а четвертая является пограничной с ЗПР. Первая группа — нормальный темп или с опережением, вторая группа — с задержкой на один эпикризный срок, а также неравномерность по двум или больше параметрам. Третья и четвертая — на 2 и 3 эпикризных срока, соответственно, плюс негармоничное формирование разных функций.

Эпикризный срок — временная единица, за которую происходит обучение новым навыкам. В первый год он составляет 1 месяц, на втором году — 3 месяца, с двух до трех лет — полгода, и с четырех лет — 1 год.

Дети с особенностями психофизического развития, которые можно охарактеризовать как задержку, обычно имеют следующие симптомы:

  • неадаптивное поведение в социуме — скрытность, нерешительность, замкнутость, отказ от общения;
  • заметное отставание от других детей того же возраста по уровню моторики и мышления: не могут выполнить обычных действий, которые должны быть освоены к этому времени, связно ответить на простой вопрос;
  • поздно начинают держать головку, хватать предметы, ходить, говорить;
  • агрессия к близким людям и сверстникам;
  • эмоционально-волевые нарушения: капризы, неумение сдерживать себя, тревожность, нервозное состояние.
Читайте также:  Игры для ребенка 2 лет для развития мелкой моторики

Однако не стоит спешить самому ставить малышу диагноз — это может сделать только специалист после тщательного обследования. С визитом к врачу-неврологу или детскому психологу лучше не откладывать.

Исследование малыша

Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной. Игровая деятельность
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

Ребенок может попасть в группу риска по следующим причинам: нарушения внутриутробного развития, родовые или ранние травмы, инфекционные заболевания, приводящие к патологиям нервной системы или органов чувств. Также могут влиять неблагоприятные социальные условия и недостаток заботы. Все это может привести к отставанию от нормы в психическом развитии и нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Задержка в развитии

Кроме того, нужно помнить, что на пути роста и взросления личность маленького человека обязательно проходит несколько критических, переломных моментов. Первый — кризис одного года, когда малыш впервые осознает себя, свое существование. Второй — кризис трех лет, когда происходит его становление как отдельной, самостоятельной личности. И третий — кризис семи лет, приуроченный к первому школьному году, активной социализации, необходимости подчиняться школьным правилам. Выготский считал кризисы болезненными, но неизбежными периодами резкого слома старого багажа опыта и формирования нового способа жизни.

Необходимо помнить, что во многом то, как малыш будет развиваться, зависит от родителей, от того, как они ведут себя по отношению к нему, обеспечивают ли все необходимые условия, развивают ли целенаправленно, а также от собственной познавательной активности ребенка, которую родителям не следует подавлять. Это вполне реальные задачи, с которыми любящие родители должны и могут справиться.

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

[mrp postnumb=4]

Источник

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

РебёнокПсихическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Этапы нервно-психического развития ребёнка

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

  • Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
  • Мама с ребёнкомКризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
  • Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
  • Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
  • Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
  • УченицаКризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
  • Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
  • Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.
Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка в доме ребенка

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Семья за столомСоциальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.

Проблемы в развитии

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:

Источник