Особенности моторного и когнитивного развития ребенка
Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt («КогниФит»)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!
Теория Пиаже: этапы развития у детей
Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.
Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!
Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей
С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.
Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.
На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».
Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.
Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.
В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?
Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.
Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже
Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.
1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)
Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.
- Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
- Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
- Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
- Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.
2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)
Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.
- Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
- Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
- В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
- Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
- На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.
Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.
Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.
3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)
В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.
4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)
- Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
- Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
- Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.
Этапы развития ребенка по теории Пиаже
Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?
- Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
- В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
- Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
- Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.
Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает, и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.
Источник
21.
Особенности когнитивного развития в
младенчестве.
Стадия
сенсорно-моторного развития. Ребенок
овладевает своими собственными сенсорными
и моторными способностями: слушает,
кричит, ударяет, мнет, бросает.
Пиаже
разделяет на подстадии:
Врожденные
рефлексы (0 — 1 месяц) — сосание, хватание
и т.д.Моторные
навыки (1 — 4 месяца) формируются как
условные рефлексы в результате
взаимодействия ребенка со средой
(сосательные движения при виде бутылочки
с соской, хватание этой бутылочки и
т.д.). Как конкретно это происходит, мы
уже рассматривали на примере развития
перцепции из моторики и сенсорики. в
теме «Онтологический аспект возрастной
психологии».Циркулярные
реакции (4 — 8 мес.) формируются благодаря
развитию координации между перцептивными
системами и моторными схемами (хватание
веревки, на которой висит погремушка,
с целью заставить ее греметь).Координация
средств и целей (8 — 12 мес.) — отодвигает
руку экспериментатора, чтобы достать
спрятанную за ней игрушку.
Пиаже,
как мы видим, вообще не рассматривает
связь между познанием и аффективной
сферой (сферой желаний) ребенка. Для
него ребенок — обособленное существо,
которое социализируется после длительного
периода эгоцентризма только в силу
необходимости как-то разделить с другими
людьми объективные средства для познания
вещей и описания отношений между ними.
Когнитивное
развитие ребенка по Валлону.
Валлон
считает, что ребенок с самого рождения
представляет собою существо, неспособное
что-либо делать самостоятельно и поэтому
обреченное на социализацию (вначале —
с матерью, а потом — с другими людьми).
Развитие ребенка идет только в результате
взаимодействия с другими людьми, и
главную роль в нем играют не только
моторные акты, но и аффективные реакции
и речь. Этой же позиции придерживается
и советская школа психологии (в частности,
Л.С. Выготский — 1978 — отмечает важную роль
других людей в когнитивном развитии
ребенка).
Валлон
выделяет следующие последовательные
стадии детства:
Импульсивная
стадия (0-6 мес.) — стадия рефлексов,
автоматически развивающихся в ответ
на раздражение. Со временем эти рефлексы
все больше уступают место контролируемым
движениям и новым формам поведения, по
большей части связанным с питанием.Эмоциональная
стадия (6-10 мес.). — накопление репертуара
эмоций (страх, гнев, радость, отвращение
и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать
тесные контакты с окружающей социальной
средой. Эмоции образуют «предъязык»,
с помощью которого ребенок не только
повышает эффективность своих жестов,
но и предвидит реакции других людей.Сенсомоторная
стадия (10-14 мес.) — начало практического
мышления. Закрепляются связи между
движениями и возникающими в результате
перцептивными эффектами, поэтому
ребенок начинает все чаще реагировать
на вещи направленными на них жестами.
Характерны циркулярные формы активности
(голос оттачивает слух, а слух придает
гибкость голосу).
Итак,
особенности развития
восприятия
в младенчестве:
— зрение первым начинает
развиваться и к месячному возрасту уже
можно зафиксировать следящие движения
глаз.
— зрительное сосредоточение, то
есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце
жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с
одного предмета на другой.
— примерно
со второго месяца жизни у ребенка
отмечается способность к различению
простейших цветов, а на третьем — четвертом
месяцах формы предметов. В две недели
у младенца, вероятно, уже сформировался
единый образ лица и голоса матери
—
предметность, то есть отнесенность
ощущений и образов к предметам окружающей
действительности, возникает к началу
раннего возраста, около одного года.
—
вскоре после рождения ребенок способен
различать тембр, громкость и высоту
звуков
Особенности
развития
памяти
—
способность запоминать и хранить образы
в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение
первого года жизни. До 3 — 4 — месячного
возраста ребенок, по — видимому, в
состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После
3 — 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает
способность узнавать лицо и голос матери
в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет
предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по
отдельным частям.
— специфика
ассоциативной памяти, которая уже есть
у детей младенческого возраста, состоит
в том, что довольно рано они оказываются
способными к созданию и сохранению
временных связей между сочетаемыми
раздражителями.
особенности
развития
речи
в младенческом возрасте:
—
развитие речи включено в общение со
взрослым;
—
возникает внимание к речи взрослого, а
затем подражание ей превращается в
самостоятельную деятельность ребенка;
—
устанавливается связь между названием
предмета и самим предметом, что проявляется
в поиске и нахождении предмета по слову
взрослого и в назывании предметов и
лиц;
—
к концу первого года жизни развивается
инициативное употребление осмысленных
слов.
Особенности
моторного
развития
в младенческом возрасте:
—
формируется хватание, приводя к развитию
руки как органа осязания и органа
движения;
—
устанавливаются зрительно-двигательные
координации, что способствует переходу
к манипулированию, в котором зрение
управляет движением руки;
—
устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между зрительным восприятием
предмета, действием с ним и его называнием
взрослым.
К
концу первого года жизни относятся
первые признаки наличия мышления у
ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети
этого возраста замечают, усваивают и в
своих практических действиях используют
элементарные свойства и отношения
предметов. Дальнейший прогресс их
мышления непосредственно связан с
началом развития речи.
Источник