Особенности эмоционального развития ребенка с овз

Особенности эмоционального развития ребенка с овз thumbnail

Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.

Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.

Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.

Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.

Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.

В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.

Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.

Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе. Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:

1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –

психогимнастика.

2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает

в себя развитие основных психических функций – восприятия,

памяти, внимания, мышления, речи и воображения.

3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам

саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация

(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,

которые также являются элементами психогимнастики.

Остановлюсь поподробнее на первой части занятий. Здесь использовались следующие виды заданий:

1) Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.

2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.

4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.

5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.

Читайте также:  Значение спортивных игр в физическом развитии ребенка

6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.

7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).

8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.

9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.

10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего

тона в различных ситуациях.

Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:

— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные

ощущения;

— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;

— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать

эмоции по заданному образцу;

— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»

эмоциональные состояния;

— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно

проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние

другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение

участниками общения).

Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.

У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.

Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:

1. Зеркальный домик.

Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.

2. Песочная анимация.

Цель: снятие психомышечного напряжения.

3. Куб эмоций.

Цель: развитие эмоциональной сферы.

4. Эмоциональные яблочки.

Источник

Библиографическое описание:

Богатырева А. В., Косткина М. А., Барышева Н. В. Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3860/ (дата обращения: 20.02.2020).



Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Задача современного образования — обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

В наше дошкольное учреждение поступают дети с различными отклонениями в развитии: с тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития, дети с расстройством аутистического спектра, с нарушением слуха, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдром Вильямса.

У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.

Формирование эмоций является одним из условий становления личности ребенка. Л. С. Выготский подчёркивал, что эмоциональная сторона личности имеет не менее важное значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля.

По мнению ряда исследователей (Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина) мир чувств и эмоций сложен и многообразен. Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Развитию эмоций способствуют: семья, дошкольное учреждение и вся жизнь, которая окружает ребенка и постоянно воздействует на него. У многих детей с ОВЗ отмечаются типичные симптомы эмоциональных нарушений:

‒ незрелость эмоционально-волевой деятельности;

‒ инфантилизм;

‒ эмоциональная неустойчивость;

‒ лабильность;

‒ легкость смены настроений;

‒ контрастные проявления эмоций;

‒ нарушение самоконтроля;

‒ трудности приспособления к детскому коллективу.

Дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью могут испытывать страх, тревожность, склонность к аффективным действиям, жестокость. Все эти нарушения серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Читайте также:  Взаимосвязь музыкального воспитания обучения и развития ребенка

В системе коррекционно-логопедической работы особое место занимают занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

Цель этих занятий:

‒ учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей на символическом и вербальном уровнях;

‒ учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида);

‒ формировать навыки снятия эмоционального напряжения;

‒ формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);

‒ формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;

‒ устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его;

‒ способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей;

‒ способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающему.

Игра — является ведущим видом деятельности дошкольника и представляет основу творческого развития ребенка. В системе творческих игр особое место занимает театрализованная игровая деятельность. Театрализованные игры помогают:

‒ развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка.

‒ Развивают воображение, мышление, память, внимание.

‒ Раскрывают творческие способности и фантазию.

‒ Способствуют раскрепощению и самовыражению личности ребенка.

‒ Это эффективное средство для развития речевой коммуникации у детей.

Процесс формирования театрализовано-игровой деятельности дошкольников с различными нарушениями предполагает несколько этапов.

Первый этап направлен на формирование интереса к театрализовано-игровой деятельности, расширение знаний и представлений о театре.

Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта. Это овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета. К невербальным средствам выразительности относятся: мимика, жесты пантомимика. Ко времени рождения человека все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого человека (Х. Остер, П. Экман, 1968 г.). По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931 г.) произвольно поднимать брови ребенок может к 4годам, хмурить брови к 7 годам (непроизвольно нахмурить брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и нормально развивающихся детей, но чаще у детей ОВЗ. Осанка и поза имеют большое значение в создание облика человека. П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из позже всегда. Все отрицательные эмоции «съёживают» фигуру человека, а все положительные — её «развёртывают». «Расцвёл, как цветок», — говорят про счастливого человека. Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

Тренировать умения распознавать эмоциональные состояния по мимике можно с помощью шаблонов — своеобразных пиктограмм. Пиктограмма представляет собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Примеры игр:

‒ «Определи эмоции» — дети рассматривают пиктограммы, называют настроение, которое они символизируют.

‒ «Незаконченный рисунок» — дети по очереди добавляют один элемент на рисунке, с изображением контура лица. В конце игры каждый говорит, что нарисовал, и обсуждают конечный результат.

‒ «Найди половинку» — карточки пиктограмм эмоций, разрезанные пополам, перемешиваются. Ребенок собирает правильное изображение и сверяет с проверочной картой.

‒ Готовая игра-лото «Театр настроений».

Особенности эмоционального развития ребенка с овзОсобенности эмоционального развития ребенка с овз

Для тренировки лицевой мускулатуры у детей с гипомимией используются театральные этюды. Этюд — это небольшая сценка на основе импровизации. Работа над театральными этюдами стимулирует к поиску наиболее выразительных средств для создания игрового образа с использованием движения, мимики, жестов. Вот некоторые из театральных этюдов на выражение основных эмоций.

‒ «Грустный зайчик»

‒ «Солёный чай»

‒ «Страшный зверь»

‒ «Вкусные конфеты»

‒ «Больной зуб»

‒ «Сердитый дедушка»

‒ «Девочка с котенком» и другие.

Следующий вид работы — игры-импровизации. Примеры игр:

‒ «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» — одна группа детей при помощи мимики и жестов обыгрывает различные действия. Другая группа угадывает, где они были и что делали.

‒ «Театр мимики и жеста» — один ребенок читает стихи (Барто, Чуковский), а другой «показывает» с помощью мимики и жестов.

‒ «Театр зверей» — с помощью игры дети перевоплощаются в животных, изображают их с помощью пластики и жестов.

‒ «Времена года» — играющие задумывают действия в различные времена года, другая группа отгадывает, когда это бывает.

‒ «Немое кино»- дети с помощью движений показывают простые сказки («Репка», «Колобок»)

Третий этапна данном этапе старшие дошкольники в доступной для них форме приобщаются к «сценическому» воплощению образа в театрализованных, образно-ролевых играх.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

В своей работе мы использовали различные виды театрализованных игр.

Игра — драматизация самый разговорный жанр театрализованных игр. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат.

К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа.

Важно использовать в процессе театрализованной деятельности музыкальное сопровождение. Особо ценно, если это будут шедевры мирового музыкального искусства. Такими являются игры-сказки О. П. Радыновой. Работая над постановкой игр-сказок в сопровождении классической музыки, ребенок более погружается в мир эмоций: радости, страдания, горя, переживания, восторга.

Особенности эмоционального развития ребенка с овзОсобенности эмоционального развития ребенка с овз

В результате этой работы даже у самых «неэмоциональных» детей развиваются артистические способности, желание фантазировать, импровизировать и стремления к коллективному взаимодействию со сверстниками.

Литература:

  1. Арушева А. Г. Игровые диалоги. М.-2005.
  2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» — М.: Школьная пресса, 2000.
  4. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»: Учебник для вузов. Е. А. Медведева, Н. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М. Академия, 2001.
  5. «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Г. Вечкановой. С.- П, КАРО. 2009.
  6. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
  7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мышца лица, эмоционально-волевая сфера, умственная отсталость, психическое развитие, особое место, дошкольное учреждение, помощь мимики, категория детей.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно

У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует

Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны…

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста…

Категория детей с глубокими, выраженными нарушениями интеллекта представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие

Наблюдая за развитием таких детей с раннего возраста, специалисты отмечают, что у них резко снижены активная деятельность и умение…

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям

Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость

Особенности организации коррекционно-развивающей работы…

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое

Обучение детей с комплексными нарушениями развития. Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями…

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной…

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Недоразвитие игровой деятельности у детей с аномальным развитием оказывается как бы…

Особенности личностного развития у детей с выраженной…

Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем

В дошкольном возрасте недоразвитие личности у детей с нарушенным интеллектом

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно…

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях…

Категорию детей со сложным дефектом составляют. — Дети с умственной отсталостью, отягощенной

Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения

Использование одних и тех же объектов при ознакомлении с окружающим миром, в игре, лепке…

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная сфера, глубокая умственная отсталость, психическое недоразвитие, множественное нарушение развития, эмоциональноволевая

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего…

Действительно ли развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

Мы предлагаем создать множество уголков в группе, они не занимают много места, и способствуют…

Источник