Особенности эмоционального развития ребенка с ограниченными возможностями
Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.
Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.
Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.
Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.
Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.
В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.
Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.
Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –
психогимнастика.
2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает
в себя развитие основных психических функций – восприятия,
памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам
саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация
(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,
которые также являются элементами психогимнастики.
Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:
1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).
8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.
10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего
тона в различных ситуациях.
Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:
— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные
ощущения;
— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;
— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать
эмоции по заданному образцу;
— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»
эмоциональные состояния;
— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние
другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение
участниками общения).
Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.
Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.
Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:
1. Зеркальный домик.
Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.
2. Песочная анимация.
Цель: снятие психомышечного напряжения.
3. Куб эмоций.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
4. Эмоциональные яблочки.
Источник
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.
В работах, посвященных психологическим особенностям детей с ЗПР (С. Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева), имеются весьма интересные наблюдения, характеризующие особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР в целом, а также недостатки отдельных свойств данного психического процесса.
Так, авторы указывают на несамостоятельность, недостаток инициативы, безудержность побуждений, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.
Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они:
малоинициативные;
не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;
не в состоянии управлять волевыми действиями;
не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;
не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;
не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.
Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй — процесс торможения.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.
Коррекционно — воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Самооценка у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения в школе различна:
в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;
в среднем – наиболее адекватная;
в старшем – преимущественно завышенная.
Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными.
Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.
Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
Источник
У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Им заметно тяжелее социализироваться, так что нужно приложить усилия для того, чтобы сделать их частью общества. Наличие дефектов развития еще не делает их менее ценными членами общества. И все же сегодня инвалидность у детей остается острой проблемой.
Самое сложное – доказать самим родителям, что их дети способны на многое. Еще одна проблема — рост рождаемости детей с разными видами отклонений. Сегодня врачи, психологи и педагоги могут подобрать правильную развивающую систему. Все они ориентированы на психологическое и эмоциональное развитие и дают детям возможность приспособиться к жизни.
Кто-то из них может посещать развивающие уроки и специальные школы, а для других продуманы сложные методики общения (дети с комплексными дефектами). Для детишек с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) эмоциональное развитие крайне важно. Это путь к преодолению врожденной проблемы.
Важность эмоционального развития
Важность развития психики и эмоций актуальна не только для людей с ограниченными возможностями. Хотя они, конечно, являются в этом смысле наиболее уязвимой группой. Для каждого человека это важный этап развития. Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками.
Человек за свои первые годы жизни переживает весь эмоциональный спектр: от безусловной любви к родителям до чувства гнева, агрессии. Важно учить справляться с эмоциями, контролировать их. Для этого необходимо наличие социальных контактов, получение обратной связи от общества.
Развитие эмоций прямо влияет на формирование личности и социального «я» малыша. От родителей зависит возможность реализовать эти потребности. Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя. Помочь им — важнейшая задача родителей. Развитие эмоций у ребенка без патологий проходит естественным путем.
Дети с ОВЗ
Сложности начинаются, когда родителям сообщают о патологиях и проблемах развития детей. К сожалению, многие воспринимают даже легкую патологию как приговор. Некоторые врачи подкрепляют страхи родителей, говоря лишь о том, какой это страшный труд – воспитание таких малышей. Действительно, многие дети требуют максимального внимания и особенного ухода. Обеспечивать им возможность нормально развиваться будет непросто, но это вполне возможно.
Дети с ОВЗ нуждаются в особенных методах работы. Их психическое развитие не может проходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира:
- слуха;
- зрения;
- речи;
- возможности передвигаться.
Или же у них могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики. В любом случае сегодня для таких детей есть множество возможностей. Родителей нужно информировать об этом, а не рассказывать им лишь о сложностях. Детям дается шанс. Благодаря возможности эмоционального и психического развития они получают реальные перспективы для жизни, работы, общения.
Родителям стоит помнить
Очень часто родители опускают руки из-за незначительных дефектов у детей. Частичное снижение слуха или даже глухота на одно ухо еще не означают, что у таких детей не может быть нормальной жизни. Это же относится к частичной потере зрения или серьезным проблемам с речью. Многие их таких дефектов поддаются лечению и могут быть практически на 100% устранены.
Именно отношение родителей к малышу очень часто создает барьер для правильного развития эмоций, психики. Малыша с раннего детства приучают к его ущербности, невозможности вести нормальную жизнь. Но чаще всего это совершенно неправильно. Детей с частично ограниченными возможностями, с потерей зрения, слуха, речи, успешно социализируют, впоследствии они учатся и работают.
Нарушения слуха
Нарушение слуха будет влиять в первую очередь на развитие речи. Большинство малышей с такими нарушениями можно сразу выделить в группе других детей. У них действия носят ситуационный характер с раннего возраста. У малыша нет слуха, а значит, реагировать на многие события он просто не может.
Если ребенок уже родился с полной потерей слуха, то этот дефект не считается особенно влияющим на эмоциональное развитие. Ребенок может видеть, трогать, пробовать на вкус и приучается воспринимать мир именно через эти каналы. Малыш очень открыто и позитивно реагирует на появление матери. Он не может запомнить ее голос, но хорошо ориентируется в мимике и жестах.
К сожалению, восприятие устной речи для этих детишек невозможно. Их собственная речь малоэмоциональна или вообще лишена эмоций. Это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения.
Эмоциональное развитие проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют.
Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко. Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями.
Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей. Они общительные, вполне поддаются социализации, у них есть желание играть с другими малышами. Для них разговорная речь теряет свою ценность. Зато во многом они более чувствительны. Для малышей с нарушениями слуха, а потом и взрослых людей, существует мир более глубокий. Они крайне внимательны к выражению лица и переменам настроения собеседника.
Обучение языку глухих поможет им открыть для себя новый вид общения. Родителям обязательно нужно как можно больше разговаривать с малышом, общаться, читать ему. По вашему лицу он будет учиться понимать других. Бледность эмоциональных реакций родителей ведет к проблемам восприятия у глухих детей.
Совет родителям
Обязательно развивайте кроху, даже если у него диагностирована полная глухота. Эмоции, впечатления важны для него. Если не нарушено зрение, то большинство развлечений, возможностей для обучения ему доступны. С малышом можно ходить в театры, зоопарк и музеи, посещать специальные развивающие кружки. Тут проблем не возникнет.
Общение, взаимодействие, творчество и совместная деятельность очень полезны для развития психики. Нужно показать крохе, что он может вести совершенно нормальную жизнь. Единственная трудность для него — осознание многих эмоциональных реакций. Покажите, научите – задействуйте жесты и мимику.
Нарушения зрения
У детей с ограниченными возможностями в области зрения отмечаются серьезные нарушения эмоциональной сферы. Дело в том, что большинство эмоциональных реакций происходит при содействии зрения. Грудничок может испытывать радость, когда видит лицо мамы, слышит ее голос. Голос привязывается к зрительному образу. Очень тяжело развивать психику и эмоциональные реакции детей, которые от рождения лишены возможности видеть. Для них мир существует в другом измерении – ощущения только лишь тактильные, слуховые, вкусовые.
Такие дети очень часто подвержены стрессам, депрессиям. Для человека, который от рождения не видит, основная жизнь — внутренняя. Дети много размышляют, находятся в постоянном диалоге с собой. Это ограничивает их от общения с другими. Тут родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Слепой человек нуждается в помощи – оставлять его одного в неизвестном, чужом месте нельзя. Малыш должен чувствовать постоянное присутствие знакомого человека рядом.
Эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании. Именно с помощью зрения мы учимся общаться. Это понимание мимики, жестов. У слепых детей маскообразное лицо, они не подкрепляют мимикой свой разговор. Даже улыбка им часто незнакома. Обычно у малышей с такими дефектами хорошо развит слух, обоняние, тактильное восприятие. Мозг перестраивается, позволяя ребенку получать как можно больше информации о мире через доступные каналы.
Совет родителям
Слепых детей обязательно нужно развивать. Этим занимаются дефектологи. Сегодня существует много центров обучения и развития для детей со сниженной функцией зрения или полной слепотой. В первую очередь они осваивают азбуку слепых (шрифт Брайля). С ее помощью можно читать, писать, общаться. Сегодня большинство музеев оборудованы пояснениями, написанными с помощью азбуки слепых. Это открывает огромные возможности для детей и взрослых. Развитие будет нелегким, но слепота не приговор для ребенка.
Есть возможности учиться, найти работу. Многие люди, страдающие слепотой, стали известными музыкантами, художниками, спортсменами. К счастью, мы живем в то время, когда инвалидам зрения могут обеспечить нормальное течение жизни. Все в первую очередь будет зависеть от отношения родителей к проблеме.
Нарушения речи
Для малышей с нарушениями речи свойственна эмоциональная пассивность, замкнутость. Потерян важнейший механизм выражения своих эмоций. У здорового малыша 26 видов плача, с помощью которых он уже с первых дней общается со своими родителями. Далее идет активное запоминание речи. Это приводит к тому, что малыши начинают спонтанно разговаривать. Их речь совершенствуется от года к году. Но при серьезных нарушениях или невозможности разговаривать пропадает связь с миром. У малышей с ограниченными возможностями по части речи отмечается сильная закомплексованность.
Кроме того, они становятся эмоционально более ранимыми. Полная сосредоточенность на себе, направление размышлений внутрь себя ведут к изменению личности. Появляется нарциссическая модель поведения – часто родители сами провоцируют такое развитие у своих малышей. Самое важное – помогать им в выражении эмоций. Вместе с речью страдают и эмоциональные проявления. Малыш не может посредством лишь мимики и жестов показать радость, гнев, восторг или печаль.
Чем больше живого общения, тем лучше идет развитие. Нельзя ограничивать детей в контактах. Существуют школы общения, кружки творчества, спортивные организации для тех, у кого пострадала речь.
Пребывание среди людей помогает таким детям лучше приспособиться.
У многих их них пропадают депрессивные состояния, нормализуется мимика и понимание эмоций другого человека. Они могут концентрироваться уже не только на себе.
Есть еще одна важная особенность: такой ребенок не различает эмоции по лицам людей. Малышам показывали фото, на которых человек радуется, гневается, переживает момент удивления и т.д. Большинство (около 70%) детей не отреагировали правильно, не нашли соответствия между мимикой и реальной эмоцией. А среди детей без серьезных нарушений речи проблемы с этим тестом имели только 1-3% испытуемых.
Пострадал опорно-двигательный аппарат
Все зависит от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для детей с врожденными проблемами характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К сожалению, часты аффективные состояния гнева. Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии.
Если не заниматься развитием малыша, то это приводит к психологическому инфантилизму. Он вынужденно находится в зависимом состоянии от взрослых. Нет самостоятельности, возможности хоть как-то ухаживать за собой – развивается упадок желаний. Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Это часто происходит с детьми, которые находятся в интернатах и специальных детских домах. Эмоциональное развитие полностью останавливается на том уровне, который был получен естественным путем.
Совет родителям
Подберите доступную программу обучения. Обязательно вводятся массажи, бассейн. Это дает возможность расширения эмоционального спектра и снижения тревожности. Нужно больше общения, пусть даже с такими же малышами. Они научатся играть, используя доступные игрушки, варианты ситуационной игры.
Обязательно развивайте волю – только так можно избежать проблемы психологического инфантилизма.
Конечно, в случае нарушений ОДА, церебральных нарушений необходимо всю активность согласовывать с врачами и педагогами. К сожалению, часто состояние сильно ограничивает возможности детей. Но все равно остается зрительное, слуховое восприятие. Делайте упор на них.
Умственная отсталость
У детей с ограниченными физическими возможностями бывает больше шансов на успешную социализацию. А умственная отсталость устанавливает естественный порог развития. Конечно, самое важное здесь — тяжесть отклонения. Все чувства, эмоциональные проявления такого ребенка очень тяжело определить. Иногда за улыбкой скрывается агрессия.
Если речь идет о снижении интеллекта, то дети с такой проблемой очень часто бывают доверчивыми, открытыми. У них живые реакции, но совершенно не соответствующие возрасту. У других, наоборот, отмечается особая глубина переживаний, может быть отлично развита эмпатия и умение сочувствовать чужой боли. У детей с такими видами расстройств умственной деятельности больше шансов на социальную жизнь. Они посещают специальные школы, там заводят друзей, товарищей по играм. Часто тянутся к обучению, живо интересуются природой, животными, ощущают потребность учиться.
С другой стороны, более серьезная отсталость исключает возможность нормального обучения. Такие дети бывают агрессивны. У них на первом месте потребности, желания. Уровень психологического развития остается таким же, как у ребенка 1-1,5 лет. В такой ситуации очень тяжело дифференцировать эмоциональное состояние детей.
Для умственной отсталости характерно неадекватное поведение. Есть потребность в общении, но ребенок не может полностью реализовать ее. Нет критической оценки собственных действий, так как развитие психики находится на том уровне, когда критика еще не возникает. Часто для такого состояния характерно абсолютное безразличие к эмоциям других людей. Малыш (а потом и взрослый человек) не умеет распознавать изменение настроения собеседника.
Совет родителям
Детей с умственной отсталостью необходимо развивать в соответствии с советами психолога и дефектолога. Для них разработаны различные программы, направленные на эмоциональное развитие. К сожалению, самодеятельность родителей без специального образования бывает опасна для ребенка. Они либо без внимания относятся к его агрессивным проявлениям, либо, наоборот, доводят ребенка с потенциалом до беспомощного состояния.
Проблемы психического развития
Отставание в психическом развитии часто ведет к проблемам в развитии эмоций. Их состояние зависит от момента. Возможен резкий переход от радости к слезам. Так, кроха играет, смеется, а буквально через секунду уже ломает игрушки и заливается слезами.
К сожалению, большинство таких состояний не поддается контролю.Врачи предлагают медикаментозную терапию для людей, страдающим расстройствами психического развития.
В отличие от детей с ограниченными физическими возможностями, ментальные проблемы детей не позволяют заниматься с ними привычными методами. Их эмоции можно охарактеризовать как неадекватные. Так, малыш от боли, своей или чужой, может начать громко смеяться. Это сильно мешает социализации, ведь наладить нормальное общение между детьми будет большой проблемой.
Такие состояния характеризуются повышенной возбудимостью. Еще одна проблема эмоционального развития — невозможность строить дружеские связи. Для большинства детей с отставанием психического развития нет понятия «дружба». Они предпочитают игру без других малышей, сами с собой. Часто даже игрушки не используются ими во время игры. Привычные методы получения впечатлений тут не работают.
Родителям нужно искать способы, как заинтересовать малыша. Например, поход в зоопарк или музей не станет для него интересным опытом, не вызовет эмоций. А самый обычный поход в магазин может его удивить и вызвать у ребенка массу вопросов.
Комплексные дефекты и патологии
Особенно сложными в плане эмоционального развития являются комплексные дефекты. У детей с ограниченными возможностями и психическими дефектами отмечается очень слабый эмоциональный фон. Речь идет о детях с такими комбинациями дефектов, как:
- глухота и немота;
- глухота, слепота и немота;
- глухота и отклонение в психическом развитии;
- слепота и ДЦП или другие церебральные нарушения.
У них от природы гораздо меньше возможностей даже для обучения эмоциям. Одновременное отсутствие таких важных параметров, как возможность видеть и слышать, делает развитие очень сложным для человека. К сожалению, для детей с ограниченными возможностями сразу по нескольким параметрам не всегда можно подобрать «язык общения». Их эмоции находятся на стадии раннего развития ребенка (1-1,5 года).
Существует язык общения глухонемых, слепоглухонемых. Но не всегда можно найти учреждение, которое занимается их обучением и социализацией. Эти люди очень часто остаются практически беспомощными всю жизнь.
Такие дети практически не проявляют эмоций. Ярко выражается недовольство, сопротивление. Они громко кричат, могут пытаться инстинктивно ударить. Многие родители отмечают, что не понимают своих детей в таком состоянии. Их внутренняя жизнь не находит выхода через эмоции. Они редко плачут, практически не улыбаются. Улыбка может носить нервный характер. Особенно ярко это ?